A kyaung (бирманский : ဘုန်းကြီးကျောင်း ; MLCTS : bhun: kyi: kyaung :, ) - монастырь (вихара ), включающий домашние помещения и рабочие места буддистов монахи. Бирманских кьяунгов иногда также занимают монахи-новички (саманера ), миряне (каппия ), монахини и молодые прислужники, соблюдающие пять заповедей (ဖိုးသူတော် phothudaw).
Кьянг традиционно был центром деревенской жизни в Бирме, служа одновременно образовательным учреждением для детей и общественным центром, особенно для деятельности, приносящей заслуги, такой как строительство зданий, подношение еды монахам и празднование буддийских праздников и соблюдение упосатхи. Монастыри основаны не членами сангхи, а мирянами, которые жертвуют землю или деньги для поддержки учреждения.
Кьяунги обычно строят из дерева, а это означает, что сохранилось несколько исторических монастырей, построенных до 1800-х годов. Кьяунги существуют в Мьянме (Бирма), а также в соседних странах с буддийскими общинами тхеравады, включая соседний Китай (например, Дэхонг Дай и автономная префектура Цзинпо ). Согласно статистическим данным за 2016 год, опубликованным Государственным комитетом Сангха Маха Наяка, в Мьянме проживают 62 649 кьяунгов и 4 106 женских монастырей.
Современный бирманский язык термин kyaung (ကျောင်း) происходит от старо-бирманского слова kloṅ (က ္ လောင်). Сильная связь между религией и образованием отражена в том факте, что кьяунг - это то же слово, которое сейчас используется для обозначения светских школ. Кьяунг также используется для описания христианских церквей, индуистских храмов и китайских храмов. Мечети являются исключением, поскольку они используют слово бали (ဗလီ), производное от хинди.
Kyaung также был заимствован в тайских языках, в том числе в Shan как kyong (пишется ၵျွင်း или ၵျေႃင်း) и в Tai Nuea как zông (ᥓᥩᥒᥰ, переводится по-китайски как китайский : 奘 房).
.
Бирманско-палийские комментарии к Куллавагга определяют пять типов буддийских монастырей, каждый из которых характеризуется различными архитектурными особенностями. На практике с архитектурной точки зрения существует 3 основных типа монастырей:
В современной Мьянме кьяунги могут быть разделены на несколько категорий, включая монастырские колледжи, называемые сатинтайк (бирманский : စာသင်တိုက်; MLCTS : casang.tuik) и отдаленные лесные монастыри, называемые тавья кьяунг (бирманский : တောရကျောင်း; MLCTS : tau: ra. kyaung :). Основные монастырские университетские города Мьянмы: Баго, Пакокку и Сагаинг.
В доколониальные времена кьяунг служил основным источником образования, обеспечивая почти всеобщее образование для мальчиков, представляя «оплот цивилизации и знаний» и «неотъемлемую часть социальной ткани доколониальной Бирмы». Связь между кьяунами и образованием была усилена монашескими экзаменами, которые были впервые введены в 1648 году королем Талуном во время династии Таунгу. Классическое обучение передавалось через монастыри, которые служили для бирманских студентов местом получения высшего образования и дальнейшего социального продвижения в королевской администрации после раздевания. Действительно, почти все выдающиеся исторические личности, такие как Кинвун Минги У Каунг, провели годы своего становления, обучаясь в монастырях.
Традиционное монашеское образование впервые появилось в Языческом королевстве, одновременно с распространением буддизма Тхеравады в 1100-х годах. Учебная программа кьяунгов включала бирманский язык, палийскую грамматику и буддийские тексты с акцентом на дисциплину, мораль и кодекс поведения (например, Мангала-сутта, Сигаловада-сутта, Дхаммапада и сказки Джатаки ), молитвы и элементарная арифметика. Влиятельные монастыри держали обширные библиотеки рукописей и текстов. Повсеместность монашеского образования объяснялась высоким уровнем грамотности среди бирманских буддистов. Перепись населения Индии 1901 года показала, что 60,3% бирманских буддистов старше двадцати лет были грамотными по сравнению с 10% для Британской Индии в целом.
Монастырь Яу Минги, кирпичный монастырь в Мандалае, смоделированный по образцу отеля в Южной Италии.Кьяунги, называемые pwe kyaungs (ပွဲ ကျောင်း), также преподавали светские предметы, такие как астрономия, астрология, медицина, массаж, гадания, верховая езда, фехтование, стрельба из лука, искусства и т. д. ремесла, бокс, борьба, музыка и танцы. Во время династии Конбаунг, различные короли, в том числе Бодаупая, подавляли распространение пве кьяунг, которые рассматривались как потенциальные места для восстаний.
Закон о роскоши диктовал строительство и украшения бирманских кьяунгов, которые были одними из немногих строительных конструкций в доколониальной Бирме, имевшие сложные многоярусные крыши, называемые пяттхат. Мейсон балюстрады характеризовали царские монастыри.
После отмены бирманской монархии в конце Третьей англо-бирманской войны монашеские школы были в значительной степени вытеснены светскими государственными школами.
Типичный кьянг состоит из ряда зданий, называемых кьяунгзаунг (ကျောင်းဆောင်):
Традиционные монастыри эпохи Конбаунга состоял из следующих залов:
В доколониальные времена, королевские монастыри были организованы как комплексы, известные как кьяунг тайк (ကျောင်းတိုက်), состоящие из нескольких жилых зданий, включая главное здание, кьяунгги (ကျောင်းကြီး) или кьяунгма (ကျ ောင်း မ), в котором жили саядо, и более мелкие постройки, называемые кьяунъян (ကျောင်း ရံ), в которых жили ученики саядо. Комплексы были обнесены стенами, а также в них размещались библиотека, залы для посвящения, залы для собраний, водохранилища и колодцы, а также хозяйственные постройки. Тхаетто - главный кьяунгтайк в центре Янгона, включающий более 60 отдельных монастырей.