Кванза | |
---|---|
Семь свечей в кинаре символизируют семь принципов Кванзы | |
Наблюдается | афроамериканцами, частью африканской диаспоры |
Тип | Культурное и этническое |
Значение | Отмечает африканское наследие, единство, и культура. |
Праздники | Единство. Творчество. Вера. Дарить подарки |
Дата | 26 декабря по 1 января |
Относится к | Панафриканизм |
Кванза () - это ежегодное празднование афроамериканской культуры, которое проводится с 26 декабря по 1 января и завершается дарение подарков и праздник веры, называемый Караму Я Имани. Он был создан Мауланой Каренга и впервые отмечен в 1966 году.
Американец Маулана Каренга создал Кванза в 1966 году после Уоттс беспорядки как особый афроамериканский праздник. Каренга сказал, что его цель состояла в том, чтобы «дать черным альтернативу существующему празднику и дать черным возможность отпраздновать себя и свою историю, а не просто подражать практике доминирующего общества». Кванза - праздник, уходящий своими корнями в марксизм и черный сепаратизм. Для Каренги, одной из основных фигур движения Black Power в 1960-х и 1970-х годах, создание таких праздников также подчеркивало основную предпосылку, что «у вас должна быть культурная революция до насильственной революции. Культурная революция дает идентичность, цель и направление.. "
Согласно Каренге, название Кванзаа происходит от суахили фразы matunda ya kwanza, что означает« первые плоды урожая ». Более традиционный перевод был бы просто «первые плоды». Выбор суахили, восточноафриканского языка, антиисторичен, поскольку большая часть атлантической работорговли, которая привела африканцев в Америку, происходила с Запада. Африка. Фестивали первых фруктов существуют в Южной Африке, которые отмечаются в декабре / январе с южным солнцестоянием, и Каренга частично вдохновился рассказом, который он прочитал о зулусском фестивале Умкоси Воквешвама. Было решено написать название праздника с дополнительной «а», чтобы оно состояло из семи символических букв.
В первые годы Кванзы Каренга сказал, что это должно было стать альтернативой Рождеству. Он считал, Иисус был психотиком и христианство было «белой» религией, которой чернокожие должны избегать. Когда Кванза приобрел основных приверженцев, Каренга изменил свое положение, чтобы практикующие христиане не были отчуждены, а затем заявил в Кванзе 1997 года: праздник семьи, общины и культуры: «Кванза был создан не для того, чтобы дать людям альтернативу их собственной религии или религиозный праздник." Многие афроамериканцы, которые празднуют Кванзу, делают это в дополнение к празднованию Рождества.
После своего первоначального создания в Калифорнии кванза распространилась за пределы Соединенных Штатов.
Кванза прославляет то, что ее основатель назвал семью принципами кванзы, или Нгузо Саба (первоначально Нгузу Саба - семь принципов африканского наследия). Они были разработаны в 1965 году, за год до самой Кванзы. Эти семь принципов составляют кавайда, суахили слово, означающее «общий». Каждый из семи дней Кванзы посвящен одному из следующих принципов:
Праздничные символы кванзы включают циновку (Мкека), на которой размещены другие символы: Кинара (подсвечник для семи подсвечников), Мишумаа Саба (семь свечей), мазао (урожай), Махинди (кукуруза ), Кикомбе ча Умоджа (единственная чаша) для поминовение и вручение шукрани (благодарности) африканским предкам и Завади (дары). Дополнительные изображения включают плакат Нгузо Саба, черный, красный и зеленый бендера (флаг), а также африканские книги и произведения искусства - все они представляют ценности и концепции, отражающие африканскую культуру и вклад в строительство и укрепление сообщества. Колосья кукурузы олицетворяют праздник детей, а кукуруза может быть частью праздничной трапезы.
Семьи, празднующие Кванзу, украшают свои дома предметы искусства, красочная африканская ткань, такая как кенте, особенно ношение кафтанов женщинами, и свежие фрукты, олицетворяющие африканский идеализм. Принято включать детей в церемонии кванзы и выражать уважение и благодарность предкам. Возлияния делятся, как правило, с общей чашей, Кикомбе ча Умоджа, которую разносят всем празднующим. Неафроамериканцы также отмечают Кванза. Праздничное приветствие - «Радостная Кванза».
Церемония Кванза может включать в себя барабанные партии и музыкальные композиции, возлияния, чтение Африканского клятвы и Принципов черноты, размышления о панафриканских цветах, обсуждение африканского принципа дня или главы африканской истории, ритуал зажигания свечей, художественное представление и, наконец, праздник веры (Караму Я Имани ). Приветствие каждого дня Кванзы - Хабари Гани? что на суахили означает «Как дела?»
Сначала наблюдатели Кванзы избегали смешивания праздника или его символов, ценностей и практики с другими праздниками, поскольку это нарушало бы принцип куджичагулия ( самоопределение) и таким образом нарушают целостность праздника, который частично предназначен как восстановление важных африканских ценностей. Сегодня некоторые афроамериканские семьи отмечают Кванзу вместе с Рождеством и Новым годом.
. Культурные выставки включают Дух Кванзы, ежегодное празднование, проводимое в Центре Джона Ф. Кеннеди для Исполнительское искусство с участием интерпретирующего танца, африканского танца, песни и поэзии.
Популярность празднования Кванзы снизилась с снижение популярности черного сепаратистского движения. Наблюдение кванзы снизилось как в общественном, так и в коммерческом контексте. По словам профессора Миннесотского университета Кейта Мэйеса, популярность в США "выровнялась" по мере того, как движение за власть черных там пошло на убыль, и по состоянию на 2009 год от 500 тысяч до двух миллионов. Американцы праздновали Кванзу, или от одного до пяти процентов афроамериканцев. Мэйс добавил, что белые учреждения теперь отмечают его.
Празднование кванзы в 2003 году с основателем кванзы Мауланой Каренга в центре и другимиНациональной федерацией розничной торговли спонсировал маркетинговое исследование зимних праздников с 2004 года, и в 2015 году выяснилось, что 1,9% опрошенных планировали праздновать Кванзу - около шести миллионов человек в США.
Начиная с 1990-х годов праздник стал все больше коммерциализируется, первая карта клейма была продана в 1992 году, и были опасения, что это нанесет ущерб ценностям праздника.
Степан Мештрович, a социология профессор Техасского университета AM рассматривает Кванза как пример постмодернизма. Согласно Мештровичу, постмодернисты в современном обществе могут рассматривать «настоящие» традиции как расистские, сексистские или иным образом репрессивные, но поскольку жить в мире, где нет ничего истинного, слишком страшно, чтобы большинство людей, «хорошие» и «синтетические» традиции, такие как Кванза, были созданы, чтобы справиться с нигилистическим, индивидуалистическим современным обществом.
Майя Анджело рассказала документальный фильм о Кванзе, Черная свеча, автор сценария и режиссер МК Асанте-младший с изображением Чака Д..
Первая марка кванзы, разработанная Синтией Сент-Джеймс, была выпущена почтовым отделением США в 1997 году и в том же году Билл Клинтон выступил с первым президентским заявлением по случаю праздника. В декабре 2019 года президент Трамп направил «сезонные поздравления тем, кто наблюдает за Кванзой как в Соединенных Штатах, так и во всем мире».