Kwakwakawakw

редактировать
Этническая группа

Kwakwaka̱ʼwakw
Кривой клюв небесный Mask.jpg Kwakwakawakw
Кривой клюв небесный Mask.jpg Kwakwakawakw mask (XIX век)
Общая численность населения
3665 (перепись 2016 г.)
Регионы со значительным количеством населения
Канада (Британская Колумбия )
Языки
Английский, Кваквала
Религия
Христианство, Традиционная религия коренных народов
Родственные этнические группы
Haisla, Heiltsuk, Wuikinuxv

Kwakwaka̱ʼwakw (IPA: ), также известные как квакиутль (; «квакавала говорящие народы»), являются коренными народами Северо-западное побережье Тихого океана. Их нынешнее население, согласно переписи 2016 года, составляет 3665 человек. Большинство из них проживает на своей традиционной территории на севере острова Ванкувер, близлежащих более мелких островов, включая острова Дискавери, и прилегающий материк Британская Колумбия. Некоторые также живут за пределами своей родины в урбанизации такие области, как Виктория и Ванкувер. Они политически организованы в 13 правительств групп.

. Их язык, на котором сейчас говорят только 3,1% населения, состоит из четырех диалектов того, что обычно называют кваквала. Этими диалектами являются кваквала, ʼнаквала, гуцала и тлатласик̓вала.

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 История
  • 3 Подразделения
  • 4 Общество
    • 4.1 Родство
    • 4.2 Собственность
    • 4.3 Экономика
  • 5 Культура
    • 5.1 Язык
    • 5.2 Искусство
    • 5.3 Музыка
    • 5.4 Церемонии и события
      • 5.4.1 Потлач
      • 5.4.2 Ритуалы Хаматса
    • 5.5 Жилье и убежище
    • 5.6 Одежда и регалии
    • 5.7 Транспорт
  • 6 Известный кваквацканвакв
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Имя

Wawaditʼla, также известное как Дом Мунго Мартина, квакванский «большой дом» с тотемным шестом. Построен вождем Мунго Мартином в 1953 году. Расположен в Thunderbird Park в Виктории, Британская Колумбия.

Название квакиутль происходит от Kwaguʼł - название единственной общины Квакванкавакв, расположенной в Форт Руперт. Антрополог Франц Боас проделал большую часть своей антропологической работы в этой области и популяризировал этот термин как для этой нации, так и для коллектива в целом. Термин стал неправильно применяться для обозначения всех народов, говорящих на квакавале, а также трех других коренных народов, язык которых является частью лингвистической группы вакашан, но чей язык не кваквала. Эти народы, ошибочно известные как северные квакиутли, были хайсла, вуикинукс и хейлцук.

. Многие люди, которых другие называют «квакиутль», считают это имя неправильным. Они предпочитают имя Kwakwaka̱ʼwakw, что означает «Kwakʼwala - говорящие народы». Единственным исключением является Лаич-квил-тах на Кэмпбелл-Ривер - они известны как Южный Квакиутль, а их совет - Окружной совет Квакиутль.

История

Надгробный указатель, Гвасагла Кваква́кавакв (коренной американец), конец XIX века, Бруклинский музей.

Кваква́кавакв устная история гласит, что их предки (ʼnamima) пришли в виде животных через сушу, море, или под землей. Когда одно из этих древних животных прибыло в определенное место, оно отказалось от своего животного облика и стало человеком. Животные, фигурирующие в этих мифах о происхождении, включают Thunderbird, его брата Колуса, чайку, orca, медведь гризли или главный призрак. Некоторые предки имеют человеческое происхождение и, как говорят, пришли из далеких мест.

Исторически экономика квакванканвакв была основана в основном на рыболовстве, мужчины также занимались охотой, а женщины собирали дикие фрукты и ягоды. Изящное ткачество и изделия из дерева были важными ремеслами, а богатство, определяемое рабами и материальными благами, было заметно выставлено и продано на церемониях потлача. Эти обычаи были предметом всестороннего изучения антрополога Франца Боаса. В отличие от большинства неместных обществ, богатство и статус определялись не тем, сколько у вас было, а тем, сколько вы должны были отдать. Этот акт раздачи вашего богатства был одним из главных действий потлача.

Первый задокументированный контакт был с капитаном Джорджем Ванкувером в 1792 году. Заболевание, развившееся в результате прямого контакта с европейскими поселенцами на западном побережье Канады, резко сократило численность коренного населения кваквакавакв в конце 19 - начале 20 века. В период с 1830 по 1880 год численность кваквакавакв уменьшилась на 75%.

Танцовщицы кваквакавакв с острова Ванкувер выступили на Всемирной Колумбийской выставке 1893 года в Чикаго.

Описание опыта двоих. Основатели первых школ-интернатов для детей аборигенов было опубликовано в 2006 году изданием University of British Columbia Press. Благие намерения испортились - Эмма Кросби и методистская миссия на северо-западном побережье, написанная Яном Хейром и Джин Барман, содержит письма и отчет о жизни жены Томаса Кросби, первого миссионера в Лакс Кв. 'alaams (Порт Симпсон). Это охватывает период с 1870 по начало 20 века.

Вторая книга была опубликована в 2005 году издательством University of Calgary Press, Письма Маргарет Батчер - Миссионерский империализм на северном побережье Тихого океана под редакцией Мэри-Эллен Келм. В нем рассказывается история с 1916 по 1919 год из деревни Китамаат и подробности переживаний Мясника среди народа хайсла.

Обзорная статья «Матери местного ада» об этих двух книгах была опубликована в новостном онлайн-журнале Британской Колумбии The Tyee в 2007 году.

Восстановление их связей. земли, культуры и прав, квакваньканвакв много сделали для того, чтобы вернуть свои обычаи, верования и язык. Потлаты случаются чаще, когда семьи восстанавливают свое право по рождению, а сообщество использует языковые программы, занятия и социальные мероприятия для восстановления языка. Художники XIX и XX веков, такие как Мунго Мартин, Эллен Нил и Вилли Морские водоросли, приложили усилия, чтобы возродить искусство кваквакавакв и культура.

Подразделения

У каждой нации квакванканвакв есть свои кланы, вожди, история, культура и народы, но в совокупности они остаются такими же, как и остальные нации, говорящие на квакавала.

Название нацииIPA ПереводСообществоАнглизированные, архаические варианты или адаптации
КвагуулДым мираЦаксис / Форт Руперт Квагьюлт, Квакиутль
МамалилишаглаНарод-МалиликалаʼМимкумлис / Деревенский остров
ʼНа̱мгиз -Кто-Есть-Один-Когда-Они-ВместеШвалькв / Река Нимпкиш и Ялис / Алерт Бэй,Нимпкиш-Чеслаки
ЛавитсисAngry-onealug̱wis / Turnour Island Tlowitsis
A̱ʼwaetłalaТе-Up-The-InletDzawadi / Knight Inlet
ДаунаксдауксувПесчаник-ОнесНью-Ванкувер, остров Харблдаун Танактеук
МанаамтагилаИцикаанЭцекин, Исцикаэн
Дзоува 317>Люди-из-ЕвлахонаГвади / Кингком Инлет Цаватайнеук
Свивва̱сутуинуксувЛюди-из-другой-стороныG̱waʼyasda̱ms / Гилфорд Остров Квиксутайнеук
ГваваенуксувХегдаамс / Хоптаун (Остров Уотсона )Гваваенук
ʼНакваксдаʼксувБаборас / Бланс / Харбор 268>Сеймур-Инлет, Группа дезертиров Накоакток, Наквоктак
ГвасаглаТааккус / Смит-Инлет, Бернетт-БэйГвасилла, Куавшелах
Гусгимуквлюди ГусэяКвацино Коскимо
ГватонсинуксувНачальники заливаЗимняя гавань Оягшамла / Квацино
Тулатславас -Of-The-Ocean-SideX̱wa̱mdasbeʼ /
Wiwēqay̓iCeqʷəl̓utən / Cape Mudge Weiwaikai, Yuculta, Euclataws, Laich-kwil-tach, Lekwiltok
Wiwēkam̓am̓atax̌ʷ / Кэмпбелл Ривер Weiwaikum

Общество

девушка, Маргарет Франк (урожденная Уилсон) в серьгах из раковин морского ушка, знак благородства, которые носят только представители этого класса.

Родство

Родство квакваканвакв основано на билинейной структуре с расплывчатым характером Истика патрилинейной культуры. Это большие большие семьи и взаимосвязанная общественная жизнь. Kwakwaka̱ʼwakw состоят из многочисленных общин или групп. Внутри этих сообществ они организованы в большие семейные единицы или на'мима, что означает один вид. Каждая «на'мима» занимала должности, которые несли определенные обязанности и привилегии. В каждой общине было около четырех на'мимов, хотя в некоторых их было больше, а в некоторых меньше.

Kwakwaka̱ʼwakw следуют своей генеалогии до своих предков. Главный вождь, который через первородство мог проследить свое происхождение до предков 'на'мимы, разграничил роли всей остальной части своей семьи. В каждом клане было несколько подчиненных, которые получили свои титулы и положение благодаря первородству своей семьи. Эти вожди организовали свой народ для сбора урожая на общинных землях, принадлежавших их семье.

Общество квакваканвакв было разделено на четыре класса: дворянство, полученное по праву рождения и связанное с родословной предками, аристократия, которая достигла статуса через связь с богатством, ресурсами или духовными силами, проявленными или распределенными в потлаче, простолюдины, и рабы. Что касается дворянского сословия, «благородство считалось буквальным связующим звеном между социальной и духовной сферами, одного права по рождению было недостаточно для обеспечения ранга: только люди, демонстрирующие правильное моральное поведение [sic] на протяжении всей своей жизни, могли поддерживать статус ранга».

Собственность

Как и у других народов Северо-Западного побережья, концепция собственности была хорошо развита и важна для повседневной жизни. Территориальная собственность, такая как охотничьи или рыболовные угодья, передавалась по наследству, и из этой собственности собирались и хранились материальные ценности.

Экономика

Торговля и бартер натуральное хозяйство сформировали первые этапы экономики квакваньканвакв. Торговля велась между внутренними кваквакаваквскими народами, а также с соседними коренными народами, такими как цимшиан, тлинкиты, нуу-ча-нулт и Побережье салишских народов.

Мужчина с забитой в характерной Т-образной формой. Фотография сделана Эдвардом С. Кертисом.

Со временем традиция potlatch создала спрос на хранимые излишки, поскольку такое проявление богатства имело социальные последствия. Ко времени европейского колониализма было замечено, что шерстяные одеяла стали формой общей валюты. По традиции потлача, хозяева потлача должны были преподнести достаточно подарков для всех приглашенных гостей. Эта практика привела к созданию системы ссуд и процентов с использованием шерстяных одеял в качестве валюты.

Как и в других странах Тихоокеанского Северо-Запада, квакваквакв высоко ценил медь в своей экономике и использовал его для украшения и драгоценных товаров. Ученые предположили, что до торговли с европейцами люди получали медь из естественных медных жил вдоль русел рек, но это не было доказано. Контакт с европейскими поселенцами, особенно через компанию Гудзонова залива, привел к притоку меди на их территории. Народы кваквакавакв также знали о серебре и золоте и изготавливали замысловатые браслеты и украшения из чеканных монет, продаваемых европейскими поселенцами. Медь считалась особой ценностью среди кваквакавакв, скорее всего, для ее церемониальных целей. Эта медь была разбита на листы или пластины, а затем расписана мифологическими фигурами. Листы использовались для украшения деревянной резьбы или хранились для престижа.

Отдельным кускам меди иногда давали имена, основанные на их стоимости. Стоимость каждого предмета определялась количеством шерстяных одеял, проданных за них в последний раз. В этой системе для покупателя считалось престижным приобрести тот же кусок меди по более высокой цене, чем он был продан ранее в их версии арт-рынка. Во время потлача выставлялись медные изделия, и на них делались ставки конкурирующими вождями. Тот, кто предложит самую высокую цену, будет иметь честь купить указанный медный кусок. Если хозяин все еще имел избыток меди после того, как бросил дорогой потлач, его считали богатым и важным человеком. Высокопоставленные члены сообществ часто имеют в своих именах слово квак'вала, означающее «медь».

Важность меди как индикатора статуса также привела к ее использованию в кваквакавакв позорном ритуале. Церемония огранки меди заключалась в разбивании медных бляшек. Акт представляет собой вызов; если цель не может разбить доску равной или большей ценности, она пристыжена. Церемония, которая не проводилась с 1950-х годов, была возобновлена ​​вождем Бо Диком в 2013 году как часть движения Idle No More. Он провел ритуал резки меди на лужайке Законодательного собрания Британской Колумбии 10 февраля 2013 года, чтобы ритуально опозорить правительство Стивена Харпера.

Культура

Каноэ квакванкавакв, встречающее в масках и традиционных кедровых каноэ. На поклоне - танцор в медвежьих регалиях.

Квакванканвакв - это сильно стратифицированная билинейная культура северо-запада Тихого океана. Это множество отдельных наций, каждая со своей историей, культурой и управлением. У каждой нации обычно был главный вождь, который действовал как лидер нации, с многочисленными потомственными вождями кланов или семей ниже него. В некоторых странах также существовали вожди орлов, но это было отдельное общество внутри основного общества и относилось только к потлачингу.

Kwakwaka̱ʼwakw - одна из немногих билинейных культур. Традиционно права семьи передавались по отцовской линии, но в редких случаях права могли передаваться и по материнской линии их семьи. В доколонизационные времена квакваньканваки были разделены на три класса: дворяне, простолюдины и рабы. Kwakwaka̱ʼwakw разделяли многие культурные и политические союзы с многочисленными соседями в этом районе, включая Nuu-chah-nulth, Heiltsuk, Wuikinuxv и некоторые Coast Салиш.

Язык

Язык квакавала является частью группы вакашанских языков. Списки слов и некоторая документация кваквалы были созданы с раннего периода контактов с европейцами в 18 веке, но систематические попытки записать язык не предпринимались до работ Франца Боаса в конце 19-го и начало 20 века. Использование кваквалы значительно сократилось в XIX и XX веках, в основном из-за ассимиляционной политики канадского правительства. Детей кваквакавакв заставляли посещать школы-интернаты, в которых требовалось использовать английский язык. Хотя культуры квакваквакв и квакваквакв хорошо изучены лингвистами и антропологами, эти усилия не изменили тенденций, ведущих к потере языка. По словам Гая Буххольцера, «антропологический дискурс слишком часто превращался в длинный монолог, в котором кваквакавакв нечего было сказать».

В результате такого давления сегодня на кваквала говорящих относительно мало. Большинство оставшихся носителей вышли из возраста воспитания детей, который считается решающим этапом для передачи языка. Как и в случае со многими другими языками коренных народов, существуют значительные препятствия на пути возрождения языка. Еще одним препятствием, отделяющим новичков от носителя языка, является наличие четырех отдельных орфографий; молодых учат Умиста или НАПА, в то время как старшее поколение обычно использует Боаз, разработанный американским антропологом Францем Боасом.

В настоящее время ведутся работы по возрождению. Предложение 2005 года о строительстве Центра языковой культуры коренных народов кваквакавакв получило широкую поддержку. Обзор усилий по возрождению в 1990-х годах показал, что потенциал для полного возрождения Квакавалы все еще сохраняется, но существуют и серьезные препятствия.

Искусство

«Квакванавакв маска трансформации ".

В старые времена, Кваквакавакв считали, что искусство символизирует общий основной элемент, присущий всем видам.

Искусство кваквакавакв состоит из разнообразных ремесел, включая тотемы, маски, ткани, украшения и резные предметы размером от маски трансформации до 40 футов (12 м) высотой тотемные столбы. Древесина кедра была предпочтительной средой для скульптурных и резьбовых работ, поскольку она была легко доступна в коренных регионах Квакванькавакв. Тотемы были вырезаны со смелым вырезом, относительной степенью реализма и выразительным использованием красок. Маски составляют значительную часть искусства квакванкавакв, поскольку маски играют важную роль в изображении персонажей, занимающих центральное место в танцевальных церемониях квакванавакв. Тканые ткани включают в себя Чилка одеяло, танцевальные передники и плащи на пуговицах, каждый из которых был украшен узорами квакваньквакв. Kwakwaka̱ʼwakw использовали различные предметы для украшений, в том числе слоновую кость, кость, морское ушко раковину, медь, серебро и многое другое. Украшения часто встречались на одежде важных лиц.

Музыка

Музыка кваквакавакв - древнее искусство народов кваквакавакв. Музыка - это древний вид искусства, насчитывающий тысячи лет. Музыка используется в основном для церемоний и ритуалов и основана на ударных инструментах, особенно барабанах из бревен, шкатулок и шкурах, а также на погремушках и свистах. Четырехдневный фестиваль Класила - это важное культурное мероприятие, включающее песни, танцы и маски; это происходит незадолго до появления цецеки, или зимы.

.

Церемонии и события

Потлач

Демонстрация масок в Потлаче в Квакванькавакв. Фигура спикера, 19 век, Бруклинский музей, фигура изображает говорящего у потлача. Оратор, стоявший за фигурой, говорил бы через ее рот, объявляя имена прибывающих гостей.

потлач культура Северо-Запада хорошо известна и широко изучена. Это до сих пор практикуется среди квакванканвакв, как и роскошные произведения искусства, которыми так славятся они и их соседи. Феномен потлача и связанных с ним ярких обществ и культур можно найти в книге Chiefly Feasts: The Enduring Kwakiutl Potlatch, в которой подробно описаны невероятные произведения искусства и легендарный материал, которые сочетаются с другими аспектами потлача, и дается представление в высокую политику и большое богатство и власть вождей квакванканвакв.

Когда канадское правительство было сосредоточено на ассимиляции исконных народов, потлач стало целью подавления. Миссионер Уильям Дункан писал в 1875 году, что потлач был «самым серьезным из всех препятствий на пути превращения индейцев в христиан или даже цивилизованных людей».

В 1885 году Закон об индейцах был изменен, чтобы включить пункты , запрещающие потлач и запрещающие его практику. Официальное законодательство гласит:

Каждый индеец или другое лицо, которое участвует в праздновании индийского праздника, известного как «Потлач», или индийского танца, известного как «Таманавас», или помогает ему в этом, виновно в правонарушении и несет ответственность за лишение свободы на срок от шести до двух месяцев в тюрьме или ином месте лишения свободы; и любой индиец или другое лицо, которое прямо или косвенно поощряет индийца или индейцев к организации такого праздника или танца, или празднованию того же самого, или которое будет помогать в его праздновании, виновно в аналогичном правонарушении, и подлежат тому же наказанию.

Огвашлаглагалис, вождь Квагуол «Племен форта Руперт», сказал антропологу Францу Боасу 7 октября 1886 года, когда он прибыл в изучать их культуру:

Мы хотим знать, пришли ли вы прекратить наши танцы и пиршества, как это пытаются сделать миссионеры и агенты, живущие среди наших соседей [sic ]. Мы не хотим, чтобы здесь был кто-то, кто будет вмешиваться в наши обычаи. Нам сказали, что придет военный корабль, если мы будем продолжать поступать так, как поступали наши деды и прадеды. Но мы не против таких слов. Это земля белого человека? Нам говорят, что это земля королевы, но нет! Это мое.

Где была королева, когда наш Бог дал эту землю моему деду и сказал ему: «Это будет твоя»? Мой отец владел землей и был могущественным вождем; теперь это мое. А когда придет твой военный, пусть разрушит наши дома. Вы видите деревья? Видишь ли ты лес? Мы срубим их, построим новые дома и будем жить, как наши отцы.

Мы будем танцевать, когда наши законы приказывают нам танцевать, и мы будем пировать, когда наши сердца захотят пировать. Спрашиваем ли мы белого человека: «Делай, как индеец»? Это строгий закон, который заставляет нас танцевать. Это строгий закон, который требует, чтобы мы раздавали нашу собственность нашим друзьям и соседям. Это хороший закон. Пусть белый человек соблюдает свой закон; мы будем соблюдать наши. А теперь, если вы пришли запретить нам танцевать, уходите. Если нет, добро пожаловать к нам.

В конце концов в Закон были внесены поправки, расширенные, чтобы запретить гостям участвовать в церемонии потлача. Kwakwaka̱ʼwakw было слишком много для полиции, и правительство не могло обеспечить соблюдение закона. Дункан Кэмпбелл Скотт убедил Парламент изменить состав преступления с уголовного на упрощенный, что означало, что «агенты, как мировой судья, могли рассмотреть дело, осудить и приговорить».

Поддержание В соответствии с обычаями и культурой своих предков, в 21 веке квакванканвакв открыто проводят потлаты, чтобы возродить обычаи своих предков. Частота потлачей увеличивается, поскольку происходит все чаще и чаще с годами, поскольку семьи восстанавливают свое право по рождению.

Ритуалы Хаматса

Хаматса - одно из четырех тайных обществ. Танец посвящения Хаматса для юношей был назван ритуалом «каннибала».

Дом кваквака'вакв, индийский заповедник Форт-Руперт

Жилье и убежище

Кваквакавакв строили свои дома из кедровых досок, обладающих высокой водонепроницаемостью. Они были очень большими, от 50 до 100 футов (от 15 до 30 м) в длину. Дома могли вместить около 50 человек, обычно семьи из одного клана. У входа обычно стоял тотемный столб, на котором были вырезаны различные животные, мифологические фигуры и фамильные гербы.

Одежда и регалии

Летом мужчины не носили никакой одежды, кроме украшений. Зимой они обычно натирали себя жиром, чтобы согреться. В бою мужчины носили доспехи и шлемы из красного кедра, а казенники - из кедра. Во время церемоний они носили на лодыжках круги из кедровой коры, а также кедровые казенные запястья. Зимой женщины носили юбки из мягкого кедра и одеяла из кедра или шерсти поверх них.

Транспорт

Каноэ кваквакавакв

Транспорт кваквакавакв был похож на транспорт других прибрежных жителей. Будучи океаническими и прибрежными людьми, они путешествовали в основном на каноэ. Кедровые землянки, каждая из которых сделана из одного бревна, будут вырезаны для использования отдельными людьми, семьями и сообществами. Размеры варьировались от океанских каноэ для длительных морских путешествий в торговых миссиях до небольших местных каноэ для путешествий между деревнями. У некоторых лодок внутри был мех буйвола для защиты от холодных зим.

Известный Kwakwaka̱ʼwakw

См. также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Wikimedi a Commons имеет средства массовой информации, связанные с кваквака'вакв.
Последняя правка сделана 2021-05-26 04:06:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте