Квенланд

редактировать
историческая этническая группа

Квенланд, известная как Квенланд, Квенланд, Канланд или аналогичные термины в средневековых источниках, является древней название области в Фенноскандии и Скандинавии. Квенланд, в таком или почти таком написании, известен из древнеанглийского отчета, написанного в 9 веке, в котором использовалась информация, предоставленная норвежским авантюристом и путешественником Охтером и из нордических источников, в первую очередь исландских. Один из возможных дополнительных источников был написан на территории современной Норвегии - все известные нордические источники относятся к XII и XIII векам. Другие возможные ссылки на Kvenland под другими именами или написаниями также обсуждаются на этой странице.

Содержание

  • 1 Древнеанглийский язык Orosius
  • 2 Hversu Noregr byggdist и Orkneyinga saga
  • 3 Сага об Эгиле
  • 4 Другие источники
    • 4.1 Norna-Gests þáttr
    • 4.2 Historia Norwegiae
    • 4.3 Исландские летописи
  • 5 Возможные другие источники
    • 5.1 Германия
  • 6 Различные интерпретации
    • 6.1 Квенланд и Кайнуу
    • 6.2 Квенланд и Похьола
    • 6.3 Другие интерпретации
    • 6.4 Земля женщин
    • 6.5. Различные теории происхождения квенов
  • 7 Квенланд и более позднее историческое время
  • 8 Новое появление терминов «квенланд» и «квены»
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература

Древнеанглийский Орозий

Норвежский авантюрист и путешественник по имени Охте посетил Англию около 890 г. н.э. Король Альфред Уэссекский записал свои рассказы и включил их в свою староанглийскую версию всемирной истории, написанную романо-латиноамериканским автором Орозием. В рассказе Охта есть единственное современное описание квенланда, сохранившееся с IX века:

[Охтере] сказал, что земля норвежцев (Норманна) была очень длинной и очень узкой... а на востоке - дикие горы, параллельные к обрабатываемой земле. Финны населяют эти горы... Затем вдоль этой земли к югу, по другую сторону горы (sic), находится Швеция... и вдоль этой земли на север, Квенланд (Cwenaland). Квены (Cwenas) иногда нападают на северян через гору, а иногда на северян на них; среди гор есть очень большие [пресноводные] меры, и квены переносят свои корабли по суше в мерс и оттуда совершают нападения на северян; у них очень маленькие корабли и очень легкие.

Как подчеркивается в тексте, отчет Ох был устным заявлением, сделанным королю Альфреду, а раздел, посвященный Квенленду, занимает всего два предложения. Возможно, Ох, информация о Квенах была из вторых рук, поскольку, в отличие от других его историй, Охотер никоим образом не подчеркивает свое личное участие. О, метод определения местоположения Квенланда можно интерпретировать как означающий, что Квенланд находился в северной части современной Швеции и вокруг нее и в средней западной части современной Финляндии, когда разница в Учитывается компас Viking (подробнее см. ниже). Другие, несколько более поздние источники называют земли, прилегающие к северной части Норвегии, «Финнмарк».

Финны Охотера могут быть отсылкой к саамскому народу, но не все историки согласны с этим. Хотя Охтир не называет местность, где жили его «финны», он дает подробное описание их жизни в Северной Норвегии и ее окрестностях, не упоминая квенов.

О там упоминается «большая [пресная вода]». Мерес »и лодок квенов представляют большой интерес. Говорят, что мерес находится «среди гор», и в тексте используются слова geond þa moras. О, возможно, имеется в виду южный норвежский озерный край, который также упоминается в саге об Оркнейинге. Таким образом, ссылка должна была включать озеро Мьёса, район, который, как известно, был населен в то время: сага Оркнейинга рассказывает, как на этих жителей напали люди из Квенланда.

Упоминание об «очень легких кораблях» (лодках), перевозимых по суше, имеет хорошо задокументированную этнографическую параллель в многочисленных волочках исторических речных и озерных путей в Фенноскандии и Северной России. По словам филолога Ирмели Валтонен, «[текст] не дает нам четкого представления о том, где должны находиться Cwenas, хотя кажется разумным вывод, что они жили или оставались где-то в современных районах Северной Швеции или Северной Финляндии.. "

Имя" Квен "ненадолго появляется позже в" Орозиусе "короля Альфреда. Квенское море упоминается как северная граница древней Германии, а Квенланд снова упоминается следующим образом:

... шведы (шведы) имеют южнее из них морской рукав, называемый Востоком (Ости), и к востоку от них Сарматия (Серменде), а к северу, над пустошами, находится Квенланд (Cwenland), к северо-западу - Саамы (Scridefinnas) и норвежцы (Norðmenn) находятся на западе.

Термин сарматизм впервые употребил Ян Длугош в его работе 15 века по истории Польши. Длугош был также ответственен за связь сарматов с предысторией Польши, и эту идею продолжили другие летописцы и историки, такие как Марцин Бельский, Марцин Кромер и Мацей Меховита. «Tractatus de Duabus Sarmatiis» Меховиты стал влиятельным за рубежом, и в течение некоторого времени он был одним из наиболее широко используемых справочников по Речи Посполитой.

Считается, что компас викингов имел поворот на 45 градусов стороны света. Если с учетом этого исследовать территории, перечисленные в книге короля Альфреда Орозиус, норвежцы окажутся к северо-западу от Швеции, а саамы - к северу. Эти точки верны после вращения в зависимости от разницы между компасами Viking и современными. Квенланд тогда расположен к северо-востоку от Швеции и может быть расположен где-то в районе современной шведской Норрланд или западной части современной Финляндии. Информация о том, что Квенланд расположен «над пустошами», к северу от «Швеции» периода викингов (примерно соответствует южно-центральной части современной Швеции), соответствует идее о том, что Квенланд простирается до Норрланда. «Финляндия » нигде не упоминается ни в оригинальной, ни в обновленной версии истории Орозиуса.

Хверсу Норегр, байгдист и сага Оркнейинга

Три средневековья Исландские отчеты обсуждают Квенланд. Это сага об Эгилсе и более легендарные Хверсу Норегр, байгдист и сага об Оркнейинге. По словам байгдиста Хверсу Норэгра, квены приносили жертвы Торри, который «правил Готландом, Квенландом (Конланди) и Финляндией». Согласно саге об Оркнейинге, Форнйот был «королем», который «правил Готландом, который мы теперь знаем как Финляндия и Квенланд».

Исследование ДНК, проведенное на доисторических скелетных останках четырех человек с Готланда, подтверждает, что этот район был этнически взаимосвязан с Финляндией и Квенландом в первобытную эпоху, как это было предложено биггдистом Хверсу Норегр и сагой об Оркнейинге:

«Охотники-собиратели демонстрируют наибольшее сходство с современными финнами», - говорит Понтус Скоглунд, эволюционный генетик из Упсальского университета в Швеции.

Недавние археологические открытия, сделанные в Финляндии, еще раз подчеркнули тесную связь между Готландом и современностью. Финляндия в первобытную эпоху. В конце весны 2013 г. в Раутъярви, Финляндия, была обнаружена серебряная пластина периода Меровингов (600-800 гг. Н.э.), предположительно являющаяся частью ножен для меча. Происхождение серебряной пластины было прослежено до Готланда, в зависимости от стиля орнамента. По словам Юкки Луото из Музея Южной Карелии, «это указывает на то, что эти области независимо друг от друга вели торговлю с Готландом».

Сага об Оркнейинге содержит реалистичное описание Нор путешествия из Квенланда в Норвегию.. Судя по внутренней хронологии саги, это могло произойти примерно в 6 или 7 веке н.э., но датировка очень ненадежна. Местонахождение Квенланда, Финляндии и Готланда дано довольно точно:

«к востоку от залива, лежащего напротив Белого моря (Гандвик); мы называем это Ботническим заливом (Хельсингьяботн). «

Сага верна в том, что Ботнический залив помещается« поперек »(то есть« по другую сторону »перешейка между двумя морями) от Белого моря. В саге не говорится, что Квенланд находился на берегу, а к востоку от залива.

Возможное местоположение Квенланда и путь Нора к фьорду Тронхейма. Kvenland может быть размещен и в другом месте к востоку от Ботнического залива. Выбранное место на карте - это место с наибольшим количеством археологических находок. Большинство интерпретаций помещают Квенланд в менее изученную северную прибрежную зону Ботнического залива. Квенланд в 814 году нашей эры. Древнескандинавские саги предполагают, что Квенланд покрыл всю Фенноскандинавскую область.

Так Нор начал свое путешествие в Норвегию:

Но Нор, его брат, ждал, пока снег не ляжет на болота, чтобы он мог путешествовать на снегоступах. Он вышел из Квенланда, обогнул залив и пришел в то место, где жили люди по имени саамы (саамы); это за Финнмарком.

Побывав некоторое время, Нор все еще был «за Финнмарком». После короткой схватки с саамами (саамами) Нор продолжил:

Но Ни пошел оттуда на запад, в горы Кьолен, и долгое время они ничего не знали о людях, а стреляли в зверей и птиц, чтобы накормить себя, пока они не пришли. к месту, где реки текли к западу от гор. - Потом он поднялся по долинам, которые идут к югу от фьорда. Этот фьорд теперь называется Тронхейм.

Начиная где-то на восточном побережье Ботнического залива, Нор либо прошел весь путь вверх и вокруг залива, либо пересек его на лыжах; Была зима, и залив, возможно, замерз. В конце концов, Нор атаковал территорию вокруг Тронхейма в центральной Норвегии, а затем и озерный край на юге, завоевав страну и объединив ее под своим правлением. После этого Квенланд больше не упоминается. Опять же, Квенленду посвящено лишь несколько слов, в основном рассказывающих, где он был.

Путешествие Нора из Квенланда в Норвегию отсутствует в Хверсу, где на самом деле даже не упоминается, что Нор вообще происходил из Квенланда, а лишь констатируется: «Норр провел великие сражения к западу от Киля». Путешествие могло быть вырвано из другого контекста и добавлено к саге об Оркнейинге на более позднем этапе неизвестным автором, который хотел сделать сагу более приключенческой.

Сага Эгиля

Сага Эгилса - это эпическая исландская сага, возможно, написанная Снорри Стурлусоном (1179–1241 гг. Н. Э.), Который, возможно, написал ее между 1220 и 1240 гг. Н. Э. Сага охватывает длительный период, начиная с 850 г. н.э. в Норвегии и заканчивая около 1000 г. В нем содержится краткое описание дяди Эгиля Торольфа Квелдульфссона, сотрудничавшего с королем квенлендов Фаравидом в борьбе против вторжения карелов. Достаточно точные географические подробности о местонахождении Квенланда приведены в главе XIV:

Финмарк - обширная территория; на западе он ограничен морем, откуда впадают большие лиманы; морем также на север и вокруг на восток; но на юге лежит Норвегия; и Финмарк простирается почти вдоль всей территории на юг, как и Халогаланд за его пределами. Но к востоку от Намдален (Наумдейл) находится Ямтланд (Ямталанд), затем Хельсингланд (Хельсингьяланд) и Квенланд, затем Финляндия, затем Карелия (Кириалаланд); Вдоль всех этих земель к северу лежит Финмарк, и есть обширные населенные болота, некоторые в долинах, некоторые у озер. Озера Финмарка удивительно большие, а возле озер - обширные леса. Но высокие холмы лежат позади от конца до конца Марка, и этот хребет называется Килс.

Как и Хверсу Норегр байгдист, сага Эгилса четко разделяет Финляндию и Квенланд, причисляя их к соседним территориям. Однако Финляндия не указана ни в одной из сохранившихся версий саги, что указывает на то, что это могло быть более позднее добавление, сделанное кем-то, кто больше не узнавал Квенланд. В саге говорится, что «к востоку от Намдалена находится Ямтланд», но на самом деле направление - юго-восток. Также Хельсингланд находится к юго-востоку, а не к востоку от Ямтланда. Поскольку широко распространено мнение, что компас викингов имел поворот сторон света на 45 градусов, «восток» саги, кажется, соответствует современному юго-востоку.

В главе XVII Торольф снова отправляется в Квенланд:

Это той же зимой Торольв поднялся на холм с сотней человек; он сразу же двинулся на восток в Квенланд и встретил короля Фаравида.

Если бы Торольф поднялся в горы вокруг своей родины Намдален, а затем прямо «на восток», то есть на юго-восток, он сначала достиг бы Ямтланда, а затем Хельсингланда. Это те же земли, которые были перечислены ранее в саге. Если отрывок о движении «на юго-запад» понимать буквально и прямо, продолжая путь из Хельсингланда через Ботнический залив, Торольф прибыл бы на юго-западную оконечность современной Финляндии, центр населения Финляндии периода викингов (см. Карту). Опять же, как и в случае с Ohthere, саамы и квены не обсуждаются одновременно. В саге рассказывается, как норвежцы облагали налогом саамов, но в саге нет никаких указаний на то, что квены соревновались с норвежцами за контроль над саами или жили рядом с ними или среди них. Было много споров по поводу того, предоставляет ли сага правдивую информацию о Квенленде железного века, упоминая, что у квенов был реально звучащий «король» и «закон» по разделению добычи. Сага помещает противостояние норвежцев и карел в IX век.

Другие источники

Помимо староанглийского Орозия, Хверсу Норегр, байгдиста, саги Оркнейинга и саги Эгиля, очень кратко упоминаются Квенланд или Квены. в четырех исландских текстах той же эпохи. Один из текстов, возможно, был написан в Норвегии.

Norna-Gests þáttr

Norna-Gests áttr имеет краткое упоминание о короле Дании и Швеции., Сигурд Хринг (правивший в середине VIII века), сражающийся против куршей и квенов:

Кольца Сигурда (Sigurr) там не было, так как он должен был защищать свою землю, Швецию (Svíþjó), так как курши (Kúrir) и квены (Kvænir) совершали набеги на них.

Historia Norwegiae

Historia Norwegiae была написана где-то между 1160 и 1175 годами н.э. в неизвестном месте. Он содержит список народов Севера:

Но к северу многие языческие племена - увы! - простираются с востока за Норвегией, а именно карелы и квены (квени), роговые саамы. (Cornuti Finni) и оба народа Бьярмии (utrique Biarmones). Но у нас нет уверенности в том, какие племена живут за ними.

Исландские Анналы

В Исландских Анналах есть последнее упоминание о квенах, явно действующих на Севере. Примерно в 1271 году н. Э. Произошло следующее:

Затем карелы (Kereliar) и квены (Kvænir) широко разграбили Hålogaland (Hálogaland).

Возможные другие источники

В некоторых досредневековых и средневековых текстах неясно, к каким группам людей относятся авторы, используя используемые заголовки. По мнению историков, термины, используемые для квенов, финнов и / или саамов в текстах, написанных в 1-м тысячелетии нашей эры, включают следующее:

В древнескандинавском языке слово «финн» (finnr) относилось к саамскому народу, но не к финскому народу, и в этом слове до сих пор есть то же значение в букмоле (один из двух официальных стандартов норвежского языка). Скридфинне («лыжный финн») и финн также относились к саамскому народу, а не к финскому народу, на обоих других скандинавских языках, латыни (scricfinni / finni) и греческом (σκριϑίφινοι / φίννοι) в средние века.

Германия

Согласно финскому историку Кёсти Юлку, германское племя ситонов упоминается в Таците Германия в 98 г. н.э. жил в районе на севере Фенноскандии, который утверждал, что это Квенланд, говоря: «Не может быть путаницы в географическом положении Ситонов».

Различные интерпретации

Квенланд и Кайнуу

Квенланд породил множество теорий о своем происхождении, однако расположение квенланда к востоку от Ботнического залива было неизменной чертой большинства интерпретаций с 17 века, когда шведские историки Иоганн Мессениус и Олаус Рудбекюс впервые отметили концепцию квенланда в древнескандинавских источниках. В 1650 году профессор Майкл Вексиониус из Турку стал первым, кто связал Квенланд с финским Кайнуу. В XVIII веке финский историк Хенрик Габриэль Портан, среди прочих, сосредоточил внимание на отрывке из Охтере, в котором упоминаются Квены. В то время как Портан предположил, что древние квены могли быть шведами, многие другие пришли к выводу, что квены - это древнее финское племя.

В настоящее время Кайнуу - это название внутренней провинции на северо-востоке Финляндии. В прошлом название Кайнуу часто использовалось для обозначения более западного побережья вокруг Ботнического залива, даже до 19 века. В ранних словарях Умесаами термины Кайноладс и Кайнахалджа описывали норвежских и шведских мужчин и женщин соответственно.

Квенланд и Похьола

В теории, несколько тесно связанной с теорией Кайнуу, Квенланд также был связан с легендарным Похьёлой. Похьола - это потусторонняя страна в финской мифологии, которой правит свирепая ведьма по имени Лоухи. Похьола наиболее известна из Калевала, финского произведения 19 века эпической поэзии, составленного Элиасом Лённротом из карельского и Финский устный фольклор и мифология, собранные в основном в финском регионе Кайнуу.

Существуют разные интерпретации происхождения мифической Похьёлы. Некоторые из них включают части Лапландии и древнего Кайнуу (то же самое, что и Квенланд согласно распространенному сегодня мнению) в Похьёле Калевалы. Некоторые указывают на сходство с названием Похьянмаа (Остроботния на английском языке), регионом в западной Финляндии.

Другие интерпретации

Оригинальное мнение было предоставлено финским историком и профессором Хельсинкского университета Матти Клинге, который поместил Квенланд / Кайнуу не только в южную Финляндию, но вокруг Балтийского моря как своего рода финско-шведская «морская конфедерация». Клинге выдвинул гипотезу о Квенланде как о военно-морской державе на Балтике, расположенной как на современной финской, так и на шведской сторонах Ботнического залива, а также в некоторых прилегающих районах. Фольклорист и профессор литературы Вяйне Кауконен называет это «фантастической выдумкой» и «мечтой-желанием». Однако заслуженный профессор археологии Университета Турку Унто Сало также пришел к выводу, что «квены / Кайнулайнены» были людьми из Сатакунты в Южной Финляндии. Есть археологические свидетельства, связывающие Сатакунту и Лапландию (например, типы лыж), но пропущенные районы между которыми предполагают, что экспедиции были предприняты из Сатакунты на север в конце эпохи викингов. Кроме того, топономия предполагает, что люди Сатакунты использовали регулярные маршруты, чтобы попасть на север. Наконец, в Сатакунте широко использовался тип очень легкой долбленой лодки хаапио, который идеально подошел бы для таких экспедиций. Унто Сало предполагает, что название Хаапаранта («Осиновый берег») в Северной Швеции (графство Норрботтен) было дано из-за присутствия жереха, необходимого для постройки хаапиос. Первоначально квенланд, скорее всего, находился в Южной Остроботнии, но когда это жилище исчезло в начале IX века по неизвестным причинам, норвежцы продолжали применять термин квен к людям Сатакунты и Хяме, унаследовавшим северную торговлю и налогообложение.

Страна женщин

Существуют разные точки зрения на то, почему древние ученые ссылались на Квенланд как на область, в которой преобладают женщины. Некоторые предполагают, что терминология могла быть неправильно истолкована. Каким бы ни было этимологическое происхождение элемента квен, в древнескандинавском он легко переводится как «женщина». Протогерманские * kwinōn, * kunōn, * kwēni-z и * kwēnō для «женщины» превратились в kona, kvǟn, kvān, kvɔ̄n, kvendi, kvenna и kvinna на древнескандинавском языке. Вполне вероятно, что это побудило ученых, говорящих на древнескандинавском языке, отождествить Квенланд с землей амазонок в греческой легенде; Адам Бременский, например, часто упоминает амазонок в письменной форме о Крайнем Севере.

Среди источников, использованных историками в соответствующих дебатах, есть следующее утверждение Тацита с. 98 г. н. Э.:

«На Suiones граничат с людьми Sitones; и, соглашаясь с ними во всем остальном, отличаются от них в одном, что здесь верховная власть осуществляется женщиной. Так печально известно, что они вырождаются не только из состояние свободы, но даже ниже состояния рабства ".

Согласно точке зрения, разделяемой многими историками, термин Sitones (Kvens) имеет этимологические корни с Sigtuna, который много позже имел латинское название написание Situne. Согласно Disas saga, Ситонами правила королева. Согласно распространенному мнению, «королева» Ситонес происходит от или является возможной лингвистической путаницей древнескандинавского термина, используемого для «женщины», который имеет лингвистическое происхождение с термином, используемым в отношении Квены. Согласно Томасу Уильяму Шору, термин «королева» в английском языке происходит от термина «qwen», написания которого используются для квенов, например. Автор Wulfila in c. 352 г. н.э. и король Альфред Великий из Уэссекса в ок. 890 г. н.э. В 1075 году нашей эры, в Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum, немецкий летописец Адам Бременский называет Землю женщин Квенленда, заявляя следующее:

Между тем шведы (Sueones), изгнавшие свои Епископ, получил божественную месть. И сначала сын короля по имени Анунд, чей отец послал его расширять свое королевство, после прибытия на Землю женщин (patriam feminarum), которого мы считаем амазонками, был убит вместе со своей армией от яда, который они смешали с родниковая вода. (III 15)

«После этого идут шведы (Sueones), которые правят обширными территориями вплоть до« Земли женщин »(terram feminarum). Считается, что к востоку от них живут Виззи, Мирри, Лами, Скути и Турчи. вплоть до границы России (Руцциам) ". (IV 14)

В соответствующих дебатах иногда также упоминается финский эпос Калевала, согласно которому Похьёлой правила женщина по имени Лоухи или Похьян-акка. Древние скандинавы знали северных богинь-правительниц под именами gýgjar (единственное число: gýgr ) и íviðjur (единственное число: íviðja). Есть также упоминание о северной земле женщин в исландском манускрипте XIV века, в котором описывается земля куэнна («земля женщин»).

Различные теории происхождения квенов

В 1958 году финский историк, политик и профессор Хельсинкского университета, Кустаа Вилкуна предложил что Кайнуу или Квенланд изначально находился в южной части Финляндии, в Ботническом заливе и охватывал только северную юго-западную Финляндию и прибрежную Сатакунта. Небольшая местность, названная «Kalanti » (Kaland на шведском языке), была бы остатком более раннего названия Kvenland. Из-за торговых экспедиций и экспедиций по сбору дани, а также расширения поселений Кайнулайсет территориальная концепция Кайнуу постепенно смещалась на север.

Другой историк середины 20-го века, профессор Джалмари Яаккола, считал квенов или кайнулайсет дальнобойными охотниками и сборщиками дани, происходящими из Верхней Сатакунты, из внутренний регион, окружающий современный город Тампере. Эту теорию поддержал профессор Армас Луукко.

В 1979 году профессор Пентти Вирранкоски из Университета Турку представил гипотезу, согласно которой Кайнуу был первоначально оседлым поселением железного века в Южная Остроботния. После того, как поселение было предположительно разрушено в результате межплеменной войны в начале 9 века, кайнулайсет рассредоточился вдоль западного побережья Финляндии, оставив только топонимы и некоторые археологические находки в качестве постоянных следов.

В 1980 году Университет Оулу профессор указал, что нет никаких доказательств того, что имя Кайнуу имеет западное финское происхождение, и считает, что оно имеет восточно-финские корни. Однако он предложил общую германскую этимологию для имен Кайнуу и Квенланд. Как и большинство его предшественников, Вахтола рассматривал Кайнуу / Квенланд как название прибрежной Остроботнии, что означает примерно «низменная земля». Основываясь на археологических знаниях севера, Вахтола не верил, что существует отдельное племя железного века, называемое квенами. Он считал квенов в основном тавастийцами, которые охотились и торговали в северной Остроботнии, тем самым частично воспроизводя взгляды Яакколы и Луукко (Верхняя Сатакунта является частью традиционной Тавастии). Эта теория в настоящее время широко применяется в Финляндии, Швеции и Норвегии, она цитируется во многих исследованиях и популярных работах.

В 1995 году финский лингвист Йорма Койвулехто поддержал теорию общих этимологических корней имен Кайнуу и Квенланд. Он предлагает новую этимологию, означающую примерно «морской разрыв», где «морской разрыв» - это северный морской путь через Ботнический залив.

Расширение полевых археологических работ в северной Финляндии поставило под сомнение идею о том, что Квенланд практически не имеет оседлых поселений. Воодушевленный новыми открытиями, профессор Кюёсти Юлку из Университета Оулу представил теорию квенов, которые были первыми постоянными финскими жителями Северной Финляндии и Норрботтена (часть современной Швеции).

Некоторые шведские историки предположили, что Древние квены на самом деле были скандинавской, а не финской группой, но в наши дни эти взгляды не имеют большой поддержки. Шведский археолог Томас Валлерстрём предполагает, что квены / кайнулайсет были собирательным названием для нескольких финских групп, участвовавших в торговле мехом с запада на восток, не только южных финнов, но и предков карелов и Вепсы тоже. В этом случае земли квенов простирались бы от Ботнического залива на западе до Онежского озера на востоке.

Квенланд и квены позже в историческое время

В 1328 г. в Хартии Тэлье («Tälje stadga») - старейшей известной записи, написанной на шведском языке, - упоминается биркарл («бирчарлабоа»). Согласно полученной информации, биркарлы затем населяли районы, например, в Северном Хельсингленде, который покрывал западное побережье Ботнического залива, а оттуда на всем пути вверх и вокруг залива до реки Оулу. Хартия Телье - это государственный договор, ратифицированный квенами и шведской короной, в котором король Швеции гарантирует биркарлу квенам права на торговлю и сбор налогов в качестве главных должностных лиц (шведский термин: Fogde) на Севере.

На своей карте 1539 года Carta Marina, шведский Олаус Магнус помещает Биркарл Квенс («Беркара Квенар») на норвежском побережье Северной Атлантики, примерно посередине между архипелагом на Лофотенских островах и современным городом Тромсё. В его 1555 Historia de Gentibus Septentrionalibus (Описание северных народов) он также упоминает оба термина: финские торговцы, которые перемещались между и населяли общую территорию Торнио и современные -дневная область Норвегии, как говорят, называлась квенами. В самых ранних оставшихся норвежских налоговых записях, хранящихся в Национальной архивной службе Норвегии (Riksarkivet), датируемых серединой 16 века, также упоминаются квены.

Сегодня используется термин квен в Норвегии в отношении потомков финноязычных людей, которые населяли или мигрировали в нынешнюю территорию Норвегии в любое время до Второй мировой войны. Волны миграции с XVI века и далее принесли финских поселенцев в Северную Норвегию из современных районов Северной Швеции и Северной Финляндии, в основном из северных прибрежных районов Ботнического залива.

Современное появление терминов «квенланд» и «квенс»

Повторяющиеся утверждения о существовании в средневековые времена страны под названием квенланд, населенной финскоязычным люди по имени квены, вновь появившиеся в наше время в северной Швеции и северной Финляндии, на фоне заявлений о том, что «квены» не только коренные жители северной Швеции и Финляндии, но коренные жители люди там. Претензии, непосредственно связанные с борьбой за права на охоту и рыбную ловлю на очень больших территориях в северной Фенноскандии, между саамами, которые являются признанными коренными народами этого района, и шведско- и финскоязычное население там. Однако нет никаких документально или каким-либо иным образом подтвержденных связей между людьми в северной Швеции и Финляндии, которые теперь заявляют, что они квены, и географической областью, и людьми, которые жили там, которые в средневековые времена назывались квенландами и Квенс.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Эдгрен, Торстен - Ден фёристориска тиден. Finlands Historia 1. 1993.
  • Hallencreutz, C.F. - Адам, Свериге оч тросскифтет. 1984.
  • Хуурре, Матти - 9000 vuotta Suomen esihistoriaa. 1979, 1995.
  • Ютиккала, Эйно, с Кауко Пириненом - История Финляндии. 1979.
  • Вахтола, Йоуко - Suomen history / Jääkaudesta Euroopan unioniin. 2003.
  • Зеттерберг, Сеппо / Тийтта, Аллан - Суоми каутта айкоджен. 1997.
Последняя правка сделана 2021-05-26 04:03:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте