Кутенай

редактировать
Этническая группа; коренной народ Канады и США

Кутенай
Kootenai-group-tipis.jpg Группа Кутенай ок. 1900
Общая численность населения
1536 (2016)
Регионы со значительной численностью населения
США (Айдахо, Монтана ), Канада (Британская Колумбия )
Канада. Британская Колумбия 940
США. (Айдахо, Монтана )596
Языки
Английский, Kutenai (Kitunahan), a · qanⱡiⱡⱡitnam (язык жестов Ktunaxa)
Религия
[Kutenai Spiritualism]
Ktunaxa

The Kutenai (), также известный как Ktunaxa(;Kutenai : ), Ksanka (), Kootenay (в Канаде) и Kootenai ( в Соединенных Штатах), являются коренным народом Канады и США. Банды Кутенай живут на юго-востоке Британской Колумбии, северном Айдахо и западном Монтана. язык кутенай - это языковой обособленный, не связанный с языками соседних народов.

Четыре группы образуют Ktunaxa Nation в Британской Колумбии. Нация ктунакса исторически была тесно связана с индейской группой шусвап через племенные ассоциации и смешанные браки. Два признанных на федеральном уровне племени представляют народ Кутенай в США: Племя Кутенай из Айдахо и Конфедеративные племена Салиш и Кутенай в Монтане, конфедерация, также включающая Группы Bitterroot Salish и Pend d'Oreilles.

Содержание
  • 1 Кутеней
  • 2 Сообщества
  • 3 История
    • 3.1 Происхождение
    • 3.2 Ранняя история
    • 3.3 ХХ век
      • 3.3.1 «Война народов Кутеная»
  • 4 См. Также
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Кутеней

С 1820 года было засвидетельствовано около 40 вариантов имени Кутенай; два других также используются в настоящее время. - это обычное написание в Британской Колумбии, в том числе в названии Первой нации Нижнего Кутеней. Кутенай Кутеней используется в Монтане и Айдахо, в том числе в племени кутенай штата Айдахо и в конфедеративных племенах салиш и кутенай. Эти два написания использовались для различных топонимов на соответствующих сторонах канадско-американской границы, в частности, реки Кутеней, называемой в США рекой Кутеней. Кутэнай - это обычная форма в литературе о людях, которая была принята Кутэнаи в обеих странах как международное написание при обсуждении народа в целом. Название, очевидно, происходит от слова черноногих для народа, Kotonáwa, которое само может происходить от кутенайского термина Ktunaxa.

В языке кутенай есть два слова для людей и их языка: Ктунакса и Ксанка. Ktunaxa - основная форма для групп Британской Колумбии. Было предложено две этимологии: привязать имя к глаголу, означающему «выходить на открытое пространство», или к глаголу, означающему «есть нежирное мясо». Ксанка - это слово, используемое людьми Монтаны.

Сообщества

Четыре группы Кутенай живут на юго-востоке Британской Колумбии, одна живет в северном Айдахо, а одна живет в северо-западной Монтане:

Канада - Британская Колумбия
  • В Совет наций Ктунакса (KNC) (до 2005 года Совет племен Ктунакса / Кинбаскет) входят четыре канадских группы:
    • Akisqnuk First Nation ( «место двух озер», также известное как Индейский пояс озера Колумбия). Группа Верхнего Кутеная, их штаб-квартира находится в Акискнуке, к югу от Уиндермира. Заповедники включают: озеро Колумбия № 3, озеро Св. Марии № 1A, ок. 33 км, население: 264)
    • Нижний Кутенейский пояс, (Якан Нукий или Нижний Кутеней). Группа нижнего Кутеная, их штаб-квартира находится в Крестоне, в самом густонаселенном заповеднике Крестон №1 вдоль реки Кутеней, ок. 6 км к северу от границы США и Канады. Запасы включают: Creston # 1, Lower Kootenay # 1A, # 1B, # 1C, # 2, # 3, # 5, # 4, St. Mary's # 1A, ca. 26 км, население: 214)
    • г. Первый народ Марии (aq̓am или aq̓amniʔk, «глубокие густые леса»). Группа Верхний Кутенай, они живут вдоль реки Святой Марии около Крэнбрука. Штаб племени расположен в самом густонаселенном заповеднике Кутеней №1; Запасы включают: Bummers Flat # 6, Cassimayooks (Mayook) # 5, Isidore's Ranch # 4, Kootenay # 1, St. Mary's # 1A, ca. 79 км, население: 357)
    • Индейское племя Табачных равнин (Индейцы Табачных равнин, Са · канусюник, Акан'куник, или Чакинкшумнаснукшицит - «Люди места летающей головы». Группа Верхних Кутенай, они живут недалеко от Грасмера на восточном берегу озера Кукануса ниже устья реки Элк, примерно в 15 км к северу от границы Британской Колумбии и Монтаны. Заповедники включают: Св. Марии № 1A, Табачные равнины № 2, примерно 44 км, население: 165)

Кроме того, индейский отряд шусвап ранее входил в состав нации ктунакса. Это банда Secwepemc (Shuswap), поселившаяся на территории Кутенай в середине XIX века. В конце концов они были включены в группу и смешались с ними, и говорили на языке кутенай. Они покинули нацию Ктунакса в 2004 году и сейчас являются частью Племенного Совета Нации Шусвап. Они расположены недалеко от Инвермера, к северо-востоку от озера Уиндермир ; их запасы включают: St. Mary's # 1A, Shuswap IR, ca. 12 км, население: 244).

США - Айдахо
США - Монтана
История

Кутенай сегодня живут на юго-востоке Британской Колумбии, Айдахо и Монтана. Они условно делятся на две группы: Верхний Кутенай и Нижний Кутенай, имея в виду различные участки реки Кутеней (в США пишется «Кутенай»), где живут группы. Верхние Кутенай - это коренная нация Акискнук (Columbia Lake Band), оркестр Святой Марии и Индийский оркестр Табаковых равнин в Британской Колумбии, а также Монтана Кутенай. Нижние Кутенай - это Первый народ Нижних Кутеней Британской Колумбии и Племя Кутенай из Айдахо.

Происхождение

У ученых есть многочисленные представления о происхождении Ктунакса. Согласно одной из теорий, они изначально жили в прериях и были изгнаны через Скалистые горы конкурирующими черноногими людьми или голодом и болезнь. Некоторые жители Верхнего Кутеней в течение части года вели образ жизни коренных жителей равнин, пересекая Скалистые горы на восток для охоты на бизонов . Они были относительно хорошо известны черноногим, и иногда их отношения с ними были в форме ожесточенной конфронтации из-за конкуренции за еду.

Некоторые Ktunaxa оставались или возвращались в прерии круглый год; у них было поселение около форта Маклауд, Альберта. Эта группа Ktunaxa страдала от высоких показателей смертности, отчасти из-за хищничества черноногих, а отчасти из-за эпидемий оспы. Резко уменьшив численность этих равнин, ктунакса вернулись в регион Кутеней в Британской Колумбии.

Некоторые из ктунакса говорят, что их предки происходили из региона Великих озер в Мичигане. На сегодняшний день ученые не нашли ни археологических, ни исторических свидетельств, подтверждающих эту версию.

На территории Ктунакса в Британской Колумбии есть археологические памятники с некоторыми из старейших искусственных артефактов в Канаде, датируется 11 500 до настоящего времени (BP). Не было доказано, были ли эти артефакты оставлены предками Ктунакса или другой, возможно Салишанской, группой. Население Кутенайских Скалистых гор было продемонстрировано датированными участками с свидетельствами добычи и добычи кремня, особенно кварцита и турмалина. Этот старейший комплекс артефактов известен как Комплекс Гоутфелл, названный в честь региона Гоутфелл, примерно в 40 км к востоку от Крестона, Британская Колумбия на шоссе 3. Эти артефакты были найдены в карьерах в Гоутфелле, Харви-Маунтин, Айдахо., Негритянское озеро и (оба около Ламбертона и Крэнбрука), гора Норт-Стар к западу от Крестона на шоссе 3 и в районе Голубого хребта. Все эти стоянки находятся в пределах 50 км от Крестон, за исключением Голубого хребта, который находится недалеко от деревни Касло, довольно далеко к северу на западной стороне Кутеней. Озеро.

Археолог д-р Уэйн Чокетт считает, что артефакты, представленные в Комплексе Гоутфелл, датируемые периодом от 11500 до н.э. до раннего исторического периода, показывают, что в археологических записях не было никаких перерывов. Кроме того, он говорит, что похоже, что технология была местной. Никакие доказательства не подтверждают гипотезу о том, что первые жители региона эмигрировали из этого района, или что их заменили или сменили другие люди. Чокетт приходит к выводу, что ктунакса сегодня являются потомками тех первых людей, которые населяли эту землю.

Другие ученые, такие как Рег Эшвелл, предполагают, что ктунакса переселились в регион Британской Колумбии в начале 18 века., будучи преследованным и вытесненным туда с востока от Скалистых гор черноногим. Он отмечает, что их язык изолирован от языка племен салиш, обычных для Тихоокеанского побережья. Кроме того, их традиционная одежда, многие из их обычаев (например, использование переносных жилищ в стиле типи) и их традиционная религия имеют больше общего с народами равнин, чем с прибрежными салишами.

Собрание козлов. артефактов предполагает, что до 11500 г. до н.э. люди, которые пришли населять горы Кутеней, возможно, жили на территории нынешних юго-западных Соединенных Штатов, в период, когда Британская Колумбия находилась ниже Кордильерский ледниковый покров последнего ледникового периода. Комплекс Гоутфелл, и особенно методы производства инструментов и точек, являются частью традиции рубки, которая существовала в Северной Америке Большом бассейне и межгорный запад континента в конце плейстоцена. Преобладает теория, согласно которой ледники отступили, люди двинулись на север, вслед за возрождением флоры и фауны на север.

Со времени первого поселения Ктунакса в Кутенейе до исторического периода, начинающегося в конце 18 века, мало что известно о социальном, политическом и интеллектуальном развитии людей. Каменные орудия изменились, стали более сложными и дифференцированными. Вероятно, они были охотниками на крупную дичь на самой ранней доисторической стадии своего развития. Ктунакса впервые были упомянуты в исторических записях, когда упоминаются на карте Александра Маккензи, около 1793 года.

По мере того, как температура продолжала повышаться, ледниковые озера осушались, и рыба находила себе место обитания в более теплых местах. воды. Нижний Кутеней на северо-западе Тихого океана сделал рыбную ловлю фундаментальной частью их рациона и культуры, сохранив при этом старые традиции охоты.

Ранняя история

Девушки ктунакса, фотограф Эдвард С. Кертис в 1911 г.

Антропологический и этнографический интерес к Ктунакса был зафиксирован с середины 19 века. То, что записали эти европейские и североамериканские ученые, следует рассматривать критически, поскольку они не обладали теоретической изысканностью, ожидаемой от современных антропологов. Они приписывали большую часть своих культурных ценностей тому, что им удавалось наблюдать у ктунаксов. Но их отчеты являются наиболее подробными описаниями образа жизни ктунакса в то время, когда образ жизни аборигенов во всем мире резко изменился перед лицом заселения европейцами и европейскими американцами.

Самые ранние этнографии подробно описывают культуру ктунакса в этот период. ХХ века. Европейцы наблюдали, как ктунакса наслаждались стабильной экономической жизнью и богатой общественной жизнью, основанной на подробном ритуальном календаре. Их хозяйственная жизнь была сосредоточена на рыболовстве, использовании ловушек и крючков, а также путешествиях по водным путям на осетровых каноэ. У них была сезонная, а иногда и ритуальная охота на медведя, оленя, карибу, сусликов, гусей и много других домашней птицы в стране Нижнего Кутеней. Как упоминалось выше, Верхний Кутеней часто пересекал Скалистые горы, чтобы участвовать в охоте на зубра. Нижний Кутеней, однако, не участвовал в общинной охоте на зубров; они не были важны для их экономики или культуры.

Ктунакса проводили квесты видений, особенно молодым человеком на пути к взрослой жизни. Они использовали табак в ритуалах. Они практиковали Танец Солнца, праздник середины зимы и другие общественные и церемониальные мероприятия. Мужчины принадлежали к разным обществам или ложам, таким как Общество Сумасшедших Псов, Общество Сумасшедших Сов и Общество Шаманов. Эти группы брали на себя определенные обязанности, а членство в ложах сопровождалось обязанностями в бою, охоте и общественной работе.

Ktunaxa и их соседи Sinixt использовали каноэ с осетровым носом. Впервые это плавсредство было описано в 1899 году как имеющее некоторое сходство с каноэ, использовавшимся в Приамурье в Азии. В то время некоторые ученые верили в теорию рассредоточения, заключая, что сходство артефактов или символов между культурами свидетельствует о том, что более совершенная культура передала свои элементы другой культуре. Однако с тех пор большинство ученых пришли к выводу, что многие такие инновации возникли независимо в разных культурах.

Гарри Холберт Терни-Хай, первый, кто написал обширную этнографию Ктунакса (с упором на группы в Соединенных Штатах), приводит подробное описание сбора коры для изготовления этого каноэ (67):

Ищут дерево... растущее довольно высоко в горах. Найдя одну из них желаемого размера и качества, человек поднялся на нее на нужную высоту и вырезал кольцо вокруг коры своим зубилом из лосиного рога или кремневым ножом. Тем временем помощник вырезал еще одно кольцо у основания дерева. После этого был сделан разрез по длине туловища, соединяющий два кольца. Этот разрез должен быть максимально прямым и точным. Палка диаметром около двух дюймов была осторожно использована, чтобы оторвать кору от дерева. Кору заворачивали, чтобы она не засыхала по дороге в лагерь. Внутренняя сторона листа коры стала внешней стороной каноэ, а внешняя поверхность стала внутренней частью лодки. Кора считалась готовой к немедленному использованию. Не было ни чистки, ни приправ, ни каких-либо украшений.

Христианские миссионеры путешествовали на территории Ктунакса и работали над обращением людей, ведя обширные письменные записи о процессе и свои наблюдения за культурой. В результате их рассказов о миссионерском процессе больше информации, чем о других аспектах истории Ктунакса на рубеже 20-го века.

Ктунакса познакомились с христианством еще в 18 веке, когда пророк из Нижнего Кутеней из озера Флэтхед в Айдахо по имени Сияющая Рубашка распространил весть о приходе «черных халатов» (французских миссионеров-иезуитов.) (Cocolla 20). Люди ктунакса также встретили христиан ирокезов, посланных на запад компанией Гудзонова залива. К 1830-м годам ктунакса начали перенимать некоторые христианские элементы в синкретической смеси церемоний. На них меньше влияли европейские миссионеры, чем через их контакты с коренными христианами из других частей Канады и Соединенных Штатов.

Отец Пьер-Жан де Сме в 1845-1846 годах был первым миссионером, посетившим регион. Он намеревался учредить миссии для служения коренным народам и оценить успехи и нужды уже созданных. Католики иезуиты сделали своим приоритетом служение этим недавно обнаруженным народам в Новом Свете. Хотя миссионерская деятельность велась в восточной части Северной Америки в течение 200 лет, ктунакса не были объектом внимания церкви до середины-конца 19 века. Вслед за Де Сметом в 1880-х и 90-х годах среди народа ксанка Монтаны жил иезуит. Он написал широко известную грамматику их языка, опубликованную в 1896 году. Первым миссионером, занявшим постоянную должность на территории Якан-Нуки, то есть в Крестонском оркестре Нижнего Кутеней, был отец Николас Коккола, прибывший в район Крестона. в 1880 году. Его мемуары, подтвержденные газетными сообщениями и устными рассказами Ктунакса, являются основой истории Ктунакса в начале 20 века.

На первых этапах контактов Ктунакса с Европой, в основном в результате золотой лихорадки, которая началась в 1863 году с открытия золота в Уайлд Хорс Крик, ктунакса мало интересовали в европейской экономической деятельности. Торговцы старались завербовать их в ловушку для поддержки торговли мехом, но немногие из Нижнего Кутеней сочли это стоящим. Нижний Кутеней, как упоминалось выше, необычайно богат рыбой, птицами и крупной дичью. Поскольку экономическая жизнь Якан Ну'кий была особенно безопасной, они сопротивлялись новой и незнакомой экономической деятельности.

Постепенно Якан Ну'кий начал участвовать в европейских отраслях промышленности. Они служили охотниками и проводниками шахтеров на серебряно-свинцовом руднике Bluebell в Рионделе. Самый богатый золотой рудник, когда-либо обнаруженный в Кутенейе, был обнаружен человеком из племени Ктунакса по имени Пьер и поставлен им вместе с отцом Кокколой в 1893 году.

20 век

Хотя иногда между яканами возникали конфликты. Ну'кий и местная община поселенцев в Крестоне, их отношения больше характеризовались мирным сосуществованием. Их конфликты, как правило, касались землепользования. Напротив, отношения между Нижним Кутеней и окружающим европейским обществом в Боннерс-Ферри, Айдахо, ухудшились.

На рубеже 20-го века некоторые якан Ну'кий занимались сельскохозяйственной деятельностью, привезенной европейскими поселенцами, но их подход к земле был другим. Пример конфликта, который неоднократно возникал между европейскими поселенцами и коренными фермерами, показан в газетной статье в Creston Review от пятницы, 9 августа 1912 г.:

Спор о правах рубки сена на равнинах между индейцев и белых людей, что могло привести к кровопролитию, было заселено в среду WF Титцель, правительственный агент Нельсона, который сказал как индейцам, так и белым, что, если будет применено насилие, никому не будет позволено косить сено на государственной земле.... Основная неприятность в этом году произошла, когда некоторые индейцы угрожали Фрэнку Льюису и выгнали его из сена, который он уже сколотил. Индейцы утверждают, что они вырубали землю в этом конкретном месте в течение многих лет, в то время как старые владельцы ранчо говорят, что раньше там никогда не рубили сено. Г-н Льюис пожаловался полицейскому Ганну, который, поскольку точная граница [sic ] индейской резервации не известна, не знал, что делать, потому что не было совершено никакого насилия, с помощью которого он мог бы действовать.... Мистер Титцель прибыл из Нельсона в среду и на совещании с вождем Александром заставил его пообещать, чтобы мистер Льюис получил его сено, и предупредил его, чтобы он удерживал индейцев от насилия под страхом потери права стричь сено квартиры. Это предупреждение он сделал и белым людям. Это не единственный случай, произошедший в этом году. Одного фермера, чей дом расположен недалеко от резервации, постоянно беспокоили, что индейцы рубят его заборы и сдают скот пастись на его территории.

The Creston Review, также сообщила 21 июня 1912 года: «[индийский агент Гэлбрейт] говорит, что все в хорошем состоянии, и большинство индейцев работают, собирая ягоды для владельцев ранчо, которые считают их помощь полезной и прибыльной».

Эти примеры иллюстрируют динамику отношений между двумя народами: ктунакса, чьи земли были значительно сокращены в результате введения системы резервирования, и европейские поселенцы, которые постоянно стремятся расширить свой доступ к земле (и более поздние отрасли).

В течение 20-го века Якан Ну'кий постепенно включился во все отрасли Крестонской долины: сельское хозяйство, лесное хозяйство, горнодобывающая промышленность, а затем здравоохранение, образование и туризм. Этот процесс интеграции отделил Якан Ну'кий от их традиционного образа жизни, но при этом они остались очень успешным и уверенным в себе сообществом. Постепенно они получили больше контроля и самоуправления при меньшем участии Департамента по делам индейцев и аборигенов. Как и у большинства племен Британской Колумбии, у якан Ну'кий не было договора, определяющего их права в отношении их территории. Они десятилетиями работали над тщательным и более или менее совместным процессом переговоров по договору с правительством Канады. Крестонский оркестр Ктунакса сегодня насчитывает 113 человек, живущих в заповеднике, и многие другие живут за пределами заповедника и работают в различных отраслях в Канаде и Соединенных Штатах.

Чувство, что они потеряли некоторые традиции, которые очень важны. Важно для них то, что ктунакса работают над возрождением своей культуры и, в частности, над поощрением изучения языка. В общей сложности 10 свободно говорящих на Ktunaxa живут как в США, так и в Канаде. Якан Нуки разработали языковую программу для 4–6 классов и преподают ее в течение четырех лет, чтобы вырастить новое поколение носителей языка. Они участвуют в разработке учебной программы для 7–12 классов, которая требует получения степени B.C. учебные планы. Параллельно с этим они записывают устные истории и мифы, а также записывают на видео практику своих традиционных ремесел и технологий с устными указаниями.

«Война наций кутенай»

20 сентября 1974 года племя кутенай во главе с председателем Эми Трайс объявило войну правительству Соединенных Штатов. Их первым действием было размещение членов племени на каждом конце США. Шоссе 95, которое проходит через город Боннерс-Ферри. Они попросили автомобилистов заплатить пошлину за проезд по земле, которая была исконной землей этого племени. (Около 200 полицейских штата Айдахо были под рукой, чтобы поддержать мир, и не было никаких инцидентов с насилием.) Они намеревались потратить деньги на сборы за жилье и уход за пожилыми членами племени. Большинству племен в Соединенных Штатах запрещено объявлять войну правительству США из-за договоров, но племя Кутенай никогда не подписывало договор.

Правительство Соединенных Штатов в конечном итоге выделило землю в 12,5 акров (0,051 км), что составляет основу нынешней резервации Кутенай. В 1976 году племя выпустило "Нация Кутенай Военные облигации ", которые продавались по 1 доллар США каждая. Облигации были датированы 20 сентября 1974 года и содержали краткое объявление войны Соединенным Штатам. Эти облигации подписали Амелия Кастак Трайс, председатель племени, и Дуглас Джеймс Уитон, старший, представитель племени. Они были напечатаны на плотной бумаге и были разработаны и подписаны западным художником.

См. Также
Литература
  • Боас, Франц и Александр Фрэнсис Чемберлен. Kutenai Tales. Вашингтон: Правительство. Распечатать. Off, 1918.
  • Чемберлен, AF, «Отчет индейцев Kootenay в юго-восточной Британской Колумбии», в Report of the British Association for the Advancement of Science, (Лондон, 1892)
  • Финли, Дебби Джозеф и Ховард Каллоуэт. Глаза Совы и Поиск Духа: Индийские Истории Кутенай. Pablo, Mont: Salish Kootenai College Press, 1999. ISBN 0-917298-66-7
  • Комитет по культуре Кутенай (осень 2015 г.). «Традиционное мировоззрение кутенайцев». Монтана: Журнал западной истории. Хелена, Монтана: Издательство Исторического общества Монтаны. 65 (3): 47–73.
  • Линдерман, Фрэнк Берд и Селеста Ривер. Kootenai Почему рассказы. Lincoln, Neb: University of Nebraska Press, 1997. ISBN 0-585-31584-1
  • Маклин, Джон, Canadian Savage Folk, (Торонто, 1896 г.)
  • и Мишель Гей. Погоня: Индийская сказка Кутенай. Нью-Йорк: Краун, 1991. ISBN 0-517-58623-1
  • Томпсон, Салли; Комитет по культуре Кутенай; Традиционная ассоциация пикунни (2015). Люди перед парком - Национальный парк Кутенай и Черноногие перед ледником. Helena, Montana: Montana Historical Society Press. CS1 maint: использует параметр авторов (ссылка )
  • Терни-Хай, Гарри Холберт. Этнография Кутенай. Менаша, Висконсин: Американская антропологическая ассоциация, 1941.
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, относящиеся к Кутенай (племя).
Викиисточник имеет оригинальный текст, относящийся к этой статье: Католическая энциклопедия ( 1913) / Индейцы Кутенаи
Последняя правка сделана 2021-05-26 03:53:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте