Регионы со значительным населением | |
---|---|
Языки | |
Польский, Курпийский диалект | |
Религия | |
Римско-католический |
Курпье (польское произношение: ) - один из многих этнических регионов в Польше, отметил за его уникальные традиционные обычаи, такие как собственные типы традиционных костюмов, традиционные танцы и особый тип архитектуры и средств к существованию. Курпие - это также имя представителей этой культуры.
Курпский край расположен в Польше на низменной равнине Мазовецкое воеводство (Mazowsze), которая когда-то была покрыта двумя лесами, известными как Пуща Зелена (Зеленая пустыня) и Бяла Пуща (Белая пустыня).
Зеленая пустыня (Puszcza Zielona) обычно ассоциируется с Белой пустыней (Puszcza Biała), и вместе эти два леса часто называют Курпевским лесом (Puszcza Kurpiowska ), потому что два леса были заселены жителями, которые за столетия изоляции создали собственную уникальную культуру, названную Курпие.
На сегодняшней карте Курпийский регион включает Мазовецкое воеводство, Подляское воеводство и, в небольшой степени, регион Вармии и Мазур. Населенные пункты в Курпее сегодня в основном находятся в городах Мышинец и Остроленка и деревнях Чарня, Дылево, Еднорожец., Кадзидло, Липники, Лизе и Збойна.
Люди из этого региона первоначально назывались людьми пустыня (пущаки). Однако эти пушчаки делали свою обувь из волокна липы, и эти лапти, названные kurpś, получили название, которое посторонние использовали для описания жителей этого региона.
Первые люди, которые поселились здесь, обнаружили, что лесные массивы были песчаными и илистыми. Пчеловодство, производство пека и выплавка железа были основными коммерческими занятиями с жестким регулированием пчеловодства; однако семьи также занимались охотой и рыбалкой, собирали грибы, собирали фрукты и орехи и обычно использовали леса для удовлетворения своих повседневных потребностей.
Дома янтарь шлифовали, и люди использовали лесной материал для создания изделий из дерева. Женщины очень преуспели в ткаче постельного белья и тканей.
До середины XIX века Курпевские леса оставались в целом нетронутыми. Однако вскоре после этого лесные массивы были расчищены для ведения сельского хозяйства, которое из-за плохой почвы было признано маргинальным. В это время было введено и животноводство.
Мемориал сопротивления Курпие шведскому вторжению
Стах Конва - памятник в Ломжа
Вид Нарев из музея Курпие
Курпский край был частью Польши с начала истории Польши в 10 веке.
Аполония Новак, народная художница
Курп из Кадзидло, Польша
Веслав Кусковский из Остроленка, Польша
Из-за своей изоляции люди Курпие, которые не были ни крепостными, ни дворянами, но подчинялись непосредственно королю, приобрели уникальную культуру.
Курповский домик строили из дерева и покрывали соломой, на крыше висел крест или флаг. Интерьер дома был скудным, а пол был деревянным. Окна в доме Курпие всегда имели шесть оконных стекол. Покрасили ставни и двери. В 1927 г. Адам Четник основал музей под открытым небом в Новогруде, который демонстрирует традиционные дома курпов и другие элементы их культуры.
Хотя их костюмы были похожи, курпи на севере имели один тип костюма, а у курпов в южной части региона - другой. Например, на севере женщины носили красные юбки с зеленой жилеткой поверх белой льняной блузки с некоторой отделкой и всегда с ожерельем из янтаря. Женщины на юге носили зеленые юбки и использовали для своих костюмов более сложную вышивку и рукоделие.
Мужчины курпи на севере носили длинные коричневые пальто, повязанные вокруг талии красным поясом. На них были белые льняные рубашки и белые брюки, которые внизу застегивались ремнями от туфель Курпие, которые они носили. Мужчин с севера можно отличить от мужчин с юга, поскольку мужчины с севера носят темно-коричневые цилиндры, а мужчины с юга - маленькие черные кепки.
В костюме есть некоторые вариации. Например, мужские брюки могут быть серыми или белыми, а женщины - красной или белой блузкой.
Курпье, как и другие регионы Польши, имеет свои собственные традиционные танцы, такие как «конь» (коник), где танцующие мужчины имитируют лошадь и всадника.
В это время года курпи с удовольствием лепили из небольших деревьев высокие пальмы в пасхальное воскресенье и украшали их цветами и другими украшениями, чтобы защитить свои дома от призраков.
Женщины Курпие славились своими красиво украшенными пасхальными яйцами и печеньем в форме Пасхи. ягненок.
Женщины Курпие всегда славились своими вырезками из бумаги (wycinanki) с изображением животных, геометрическими узорами, цветами и т. Д.
Этот обычай характеризовался тем, что люди окропляли друг друга водой во время празднования. Намерение состояло в том, чтобы показать вашу привязанность к человеку, которого окропляют, поэтому мужчины обычно брали на себя инициативу окропления женщин.
Праздник, который все еще популярен сегодня, - это крестный ход к различным алтарям, участники которого носят свои традиционные костюмы. Руководители процессии благословляют земли Курпов, когда они идут.
В августе курпи собирали зерно и цветы и приносили их в церковь на освящение.
6 декабря состоялся праздник, прославляющий удачу, что скот не был съеден волками. Однако волки уже давно исчезли из Курпьев.
Рельефная вафля (opłatek ), изображающая религиозную сцену, раздавалась членам семьи и скоту. Женщины клали сено под стол, а дети бродили по улицам и пели рождественские гимны в обмен на угощения.
Печенье было сделано в форме животных (называемых «быками»), а другое печенье - в форме круга с изображением птицы (так называемые «годы»). "). Вместе эти печенья были подвешены к потолку.
Традиционный Курпье хорошо известен по всей Польше и включает в себя танцы, песни, песнопения и свадебные церемонии, основанные на старинных свадебных ритуалах. 118>Музыка Курпи сильно отличается от музыки своих соседей. Польский священник Владислав Скерковский записал более тысячи оригинальных песен Курпев в своей книге «Puszcza Kurpiowska w pieśni».
В Третьей симфонии Генрика М. Горецкого под названием «Симфония печальных песен » первая часть симфонии была вдохновлена музыкой Курпие.
Со времен лесной жизни до дней маргинального земледелия, Курпие сегодня сильно отличается от своего традиционного прошлого. После окончания Второй мировой войны образование, миграция, усовершенствованные методы ведения сельского хозяйства, улучшение торговли и рост инфраструктуры привели Курпи в современную эпоху.
Яркое описание региона Курпие и его жителей во время шведского вторжения 17-го века можно найти в начале 55 главы Хенрик Сенкевич ' s "Всемирный потоп." Краткое описание нападения крестьян курпов на шведскую армию можно найти в главе 111 (стр. 554 второго тома).
Сенкевич драматично описывает личные характеристики и деятельность курповцев в главах XX и XXI своего исторического романа «Тевтонские рыцари ":
Ветряная мельница и дом в Новогруд
Улей Курпие в Новогруде
Дом Курпие с украшениями
Дом Курпие, 1913 год, фотография Адама Хентника
![]() | На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Курпие. |