. Израиль | . Регион Курдистан |
---|---|
Отношения Курдистан и Израиль охватывают исторический фон отношений между курдами и евреями, а также текущие политические и экономические отношения между регионом Курдистан и Государство Израиль.
Курдистан и Израиль не имеют официального статуса отношений, хотя есть заявления о том, что между организациями существует множество контактов на правительственном и деловом уровнях. Иран и Сирия обвинили Курдистан в отношениях с Израилем. Масуд Барзани, президент Регион Курдистан и лидер Демократической партии Курдистана в 2005 году заявили, что «установление отношений между курдами и Израилем не является преступлением, поскольку многие арабские страны имеют связи с еврейским государством» <140.>Содержание
Еврейская община в Месопотамии была одной из старейших в мире, начиная с вавилонского завоевания южных колен Израиля (в основном колена Иуды) в 586 г. до н.э. Э. Небольшая группа израильтян была взята в плен почти 150 годами ранее из северной части Израиля Ассирией в 722 году до нашей эры.
Были времена, когда евреи процветали в Вавилоне, создав там Вавилонский Талмуд между 500 и 700 годами нашей эры.
Исходя из этих отношений, евреи Курдистана жили свободно вместе с мусульманами и христианами в течение нескольких поколений в относительной безопасности. Те, кто иммигрировал в Израиль, вспоминали о положительном опыте, который они и их отцы и предки пережили в племенном курдском обществе. Без этих корней государство Израиль никогда не смогло бы искренне связаться с курдским руководством, которое было в основном племенным.
Суфийские шейхи из Накшбанди из семьи Барзани были одними из самых уважаемых и влиятельных в Курдистане. Семья стала влиятельным племенем, сыгравшим важную роль в курдском национальном движении. Виграм отметил, что шейх Барзана был «милосердным повелителем», известным своим справедливым обращением со своими последователями. Лидеры этой особой семьи Накшбанди в первой половине 20-го века, особенно шейх Ахмад и Мустафа Барзани, имели «особые отношения с курдскими евреями под их патронажем».
Закен также приводит подробности о хороших отношениях между патриархами Хаваджа Кхинно и Барзани, которые, как сообщается, власти хотели использовать. В одном случае турецкие власти попросили еврейского купца Элиягу Хаваджа Хинно из Акры выступить посредником между ними и шейхом Абд аль-Саламом Барзани, который был вождем повстанческого племени. Во втором рассказе именно британские власти хотели использовать доверие между барзанистами и еврейскими лидерами Акры.
Еще один рассказ, который символизирует доверие между главами племен барзанидов и евреями Акры. Действие происходит в 1944 году, когда мулла Мустафа заключил племенной договор с главами племени зибари, чтобы укрепить свое лидерство среди курдских племен. Чтобы скрепить этот договор брачным контрактом, мулла Мустафа и шейх Ахмад должны были жениться на дочерях вождей племени Зибари. По словам членов семьи Хаваджа Кхинно, в 1944 году мулла Мустафа собирался покинуть Акрадж, и Давид и Ицхак Хаваджа Кхинно сопровождали его, чтобы попрощаться. Перед отъездом во дворе перед полицейским участком Акры он дистанцировался от толпы и посоветовался с двумя братьями. Мулла Мустафа сказал Давиду: «Хаджи Кадир Ага [Зибари] говорил со мной о женитьбе на своей сестре, а Шейх Махмуд Ага [Зибари] говорил со мной о женитьбе на его дочери... Что вы думаете?» Давид Хаваджа Кхинно сказал ему: «Я предлагаю отдать сестру Хаджи Кадир-аги шейху Ахмаду, а ты - дочь Махмуда-аги». Мулла Мустафа Барзани сказал ему: «Хорошо, в таком случае ты приготовишь для нее золотые [украшения]?»
В 1944 году, когда умер Элияху Хаваджа Кхинно, мулла Мустафа лично приехал в Акра, чтобы выразить свои соболезнования.. Этот незабываемый визит демонстрирует в глазах еврейских жителей Акры особую связь между двумя семьями. К удивлению курдов Акры, Барзани сначала посетил их, прежде чем он посетил важных шейхов, таких как Абд аль-Ваххаб и Мустафа Мулла Джибраил. Во время этого визита Давид Хаваджа Кхинно почтил Барзани золотым кинжалом, украшенным тремя золотыми пуговицами, и пистолетом. По словам Арье Габбая, Барзани сказала им: «Я беру кинжал, но не пистолет, который может вам понадобиться. У нас [достаточно] оружия ». В то же время перед сопровождающими его вождями племен мулла Мустафа подчеркнул связь, существовавшую с семьей Хаваджа Кхинно, и необходимость продолжать защищать семью, которая была ему дорога:
Особые отношения между Барзани племенные вожди и патриархи семьи Хаваджа Хинно продолжались даже после исхода Мустафы Барзани в Россию в 1947 году и массовой миграции евреев в Государство Израиль с 1951 по 1952 год. Республика Махабад в конце 1946 года Мустафа Барзани уехал в в ссылку в Союз Советских Социалистических Республик. Его жена и сын вернулись в Ирак.
Во время Второй мировой войны и особенно в конце британского мандата в Палестине в 1947 году началось резкое сокращение еврейского населения Ирака, затронувшее также евреев, населявших северные регионы, где преобладали курды. В 1950 году иракским евреям (включая багдадцев, курдов и других евреев Ирака) было разрешено выехать в течение одного года при условии, что они откажутся от своего иракского гражданства. Годом позже имущество уехавших евреев было заморожено. На евреев, которые решили остаться в Ираке, были наложены экономические ограничения. Евреи курдских регионов полностью эвакуированы, все приехали в Израиль.
В ответ на интенсивное международное давление в начале 1970-х Ирак уступил и позволил евреям, оставшимся там, уехать. По состоянию на 2004 год в Багдаде все еще проживало около 35 евреев, но к 2008 году это число сократилось до менее 10.
С середины 20 века численность евреев на севере Ирака, особенно в Курдистане, уменьшилась. уничтожен. Однако есть признаки того, что некоторые «скрытые евреи» все еще живут в курдских районах, а некоторые вернулись из Израиля, чтобы остаться.
Это были основы, на которых в 1960-х и 1970-х годах израильское правительство основало отношения с вождем Барзани муллой Мустафой Барзани, который стал самым важным лидером курдов.
По словам Элиэзера Цафрира, бывшего высокопоставленного сотрудника Моссада, в 1963–1975 годах у Израиля были военные советники в штаб-квартире Муллы Мустафа Барзани, а также обучил и снабдил курдские подразделения огнестрельным оружием, полевой и зенитной артиллерией.
Еврейские организации по всему миру начали лоббистские кампании в помощь курдам в Курдистане во время Операция «Буря в пустыне», направленная на прекращение преследований иракского правительства. Израиль также предоставил через Турецкий Курдистан предметы первой помощи Курдистану, а премьер-министр Израиля Ицхак Шамир во время встречи с госсекретарем США Джеймсом Бейкером призвали американское правительство защитить курдов.
Израильские СМИ в 2004 году сообщали о встречах израильских официальных лиц с курдскими политическими лидерами, когда Масуд Барзани, Джалал Талабани и бывший премьер-министр Израиля Ариэль Шарон публично подтвердил хорошие отношения с Курдистаном.
Президент Курдистана Масуд Барзани ответил на вопрос во время посещения Кувейта в мае 2006 год о курдско-израильских отношениях: «Взаимоотношения с Израилем не являются преступлением. Если Багдад установит дипломатические отношения с Израилем, мы могли бы открыть консульство в Эрбиле». В прошлом израильское телевидение транслировало фотографии 1960-х годов, на которых отец Масуда Барзани, Мустафа Барзани, обнимает тогдашнего министра обороны Израиля Моше Даян.
в политическом обращении в 2014 году премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху Поддержал создание независимого курдского государства. Он утверждал, что: «Курды - воинственный народ, который доказал свою политическую приверженность и политическую умеренность, и они также достойны собственной политической независимости».
Согласно последним сообщениям, их насчитывается от 400 до 730 человек. Еврейские семьи, проживающие в курдском регионе. 18 октября 2015 года региональное правительство Курдистана назначило курдского еврея еврейским представителем Министерства по делам религий и благотворительности.
Израиль стал первым государством, поддержавшим независимость Курдистан, однако он не признал его в качестве независимого государства.
В 2004 году журнал New Yorker сообщил, что якобы израильские военные и разведчики действуют в Курдские районы Ирана, Сирии и Ирака, где проходят обучение отряды коммандос и проводятся секретные операции. В ответ посольство Израиля в Вашингтоне опровергло это утверждение, которое было передано в журнал главным образом неназванным бывшим и нынешним сотрудникам разведки Израиля, США и Турции.
Согласно сообщению BBC за 2006 год, были доказательства того, что Израильские эксперты были отправлены в Курдистан для обучения Пешмерга. Курдские официальные лица отказались комментировать отчет, а Израиль отрицает, что знает о какой-либо причастности.
В сентябре 2014 года, после наступления ИГИЛ в Северном Ираке, израильское НПО агентство IsraAid объявило об оказании срочной помощи христианам и Езиды в Курдистане вместе с Американским еврейским комитетом. В октябре 2014 года агентство IsraAID предоставило гуманитарную помощь беженцам в курдском регионе Ирака, спасавшимся от террористической кампании ИГИЛ. К зиме IsraAid предоставил 1000 семей в Дахуке предметы снабжения, включая кровати, детское молоко и одеяла. Помощь IsraAid была предоставлена в сотрудничестве с канадским агентством ONEXONE и координировалась с КРГ. Директор-основатель IsraAID Шахар Захави сказала Арутц Шева, что израильская команда была тепло принята курдскими жителями лагеря. К началу 2015 года грузовики IsraAid доставили 3000 предметов в Дахук в Курдистане, помогая христианским и езидским беженцам.
Иммиграция евреев из Османской империи в страны Израиля (тогда Дамаск Эялет и Мутасаррифат Иерусалимский ) началось в 16 веке, когда первые еврейские иммигранты из Курдистана поселились в Цфате. Курдские еврейские иммигранты позже в 20 веке прибыли в 1920-х и 1930-х годах, и к 1948 году в Израиле было около 8000 курдских евреев. Сегодня еврейское население курдского происхождения в Израиле оценивается более чем в 150 000 человек; самая большая концентрация курдских евреев находится вокруг Иерусалима. Евреи курдского происхождения играют важную роль в поддержании неофициальных культурных и деловых отношений между Израилем и Курдистаном.