Энтони Пико, председатель Вьехасской группы Кумейяай | |
Общая численность населения | |
---|---|
По состоянию на 1990 год, 1200 по резервации; 2000 за пределами резервации | |
Регионы со значительным населением | |
Мексика ( Нижняя Калифорния ). США ( Калифорния ) | |
Языки | |
Ипай, Кумейяай, Типай, английский и испанский | |
Родственные этнические группы | |
Луисеньо, Кокопа, Кечан, Пайпаи и Килива |
Кумейяи, также известные как Типай-Ипай, являются племенем коренных народов Америки., которые живут на северной границе Нижней Калифорнии в Мексике и на южной границе Калифорнии в Соединенных Штатах. Их язык кумеяай принадлежит к языковой семье юман-кочими.
. Кумейяи состоят из трех родственных групп: ипай,типай, и Камия . Река Сан-Диего свободно разделяла исторические земли Ипая и Типаи, в то время как Камиа жили в восточных пустынных районах. Ипай жили на севере, от Эскондидо до озера Хеншоу, в то время как типай жили на юге, на землях, включая горы Лагуна, Энсенада и Tecate. Камиа жили на востоке, в районе, который включал Мехикали и граничил с Солтон-Си.
Карта территории Кумейая до европейской колонизации.Кумейяай или Типай-Ипай ранее были известны как Камиа или Диегеньо. На испанском языке это имя обычно пишется Кумиай .
. Термин Кумеяай переводится как «люди». Это связано со словом килива кумеей, означающим «человек (человеческое существо)» или «люди». Ипай / ипай, и типай означают «человек (человеческое существо)» или «люди».
Все языки и диалекты, на которых говорят кумеяай, принадлежат к филиалу Дельта-Калифорния языковая семья юман, к которой также принадлежат несколько других лингвистически различных, но родственных групп, в том числе кокопа, кечан, паипай и Килива. Носители языка утверждают, что на их территории все кумейяи (ипай / типай) могут понимать друг друга и разговаривать друг с другом, по крайней мере, после короткого периода акклиматизации.
Номенклатура и племенные различия широко не согласованы на. Согласно Маргарет Лэнгдон, которой приписывают большую часть ранних работ по документированию языка, общее научное согласие признало три отдельных языка: ипай (ипай) (северный кумеяай), собственно Кумейяй (включая Камиа / Кваайми) и Типай (Южный Кумейяай) в северной Нижней Калифорнии. Кэтрин Луомала считает, что широкий диапазон диалектных вариаций отражает только два разных языка: Ипай и Типай, Луомала 1978 ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFLuomala1978 (help ) мнение, поддерживаемое другими исследователями.
Свидетельства поселение на территории, которая сегодня считается территорией Кумеяай, может насчитывать 12000 лет. 7000 г. до н.э. ознаменовался возникновением двух культурных традиций: традиции побережья и долины Калифорнии и традиции пустыни. Кумейяи имели землю вдоль Тихого океана с нынешнего Оушенсайд, Калифорния с севера на юг Энсенада, Мексика и простирались на восток до реки Колорадо.. Комплекс Cuyamaca, поздний голоцен комплекс в округе Сан-Диего связан с народами Kumeyaay. Племя кумеяай также населяло то, что сейчас является популярным государственным парком, известным как Государственный природный заповедник Торри-Пайнс.
. Согласно одной из точек зрения, исторический Типай-Ипай возник около 1000 лет назад, хотя «прототипай-Ипай культура »была создана около 5000 г. до н.э. Кэтрин Луомола предполагает, что «ядро более поздних групп типай-ипай» собралось примерно в 1000 году нашей эры. Сами кумеяай считают, что они жили в Сан-Диего 12000 лет. Во время контактов с Европой Кумейяай состоял из нескольких автономных групп с 30 патрилинейными кланами.
Первым европейцем, посетившим регион, был Хуан Родригес Кабрильо в 1542 г. и встретился с кумеяай, но не привел к колониальному поселению. Себастьян Вискайно также побывал в 1602 году и встретился с группой Кумейай во время праздника Сан-Диего-де-Алькала, дав региону Сан-Диего его название, но это также не дошло до колониального поселения.
В 1769 году они высадились в заливе Сан-Диего и прибыли в деревню Кумейяй в Косой (Коса'аай), чтобы восстановиться и пополнить запасы. После своего выздоровления испанцы установили президио над деревней и миссию Сан-Диего-де-Алькала, включив деревню в поселение Сан-Диего. В соответствии с системой испанской миссии группы, живущие около Mission San Diego de Alcalá, основанной в 1769 году, назывались Diegueños, а более поздние группы, живущие около Mission San Luis Rey de Francia, назывались луисеньо. Испанцы привезли с собой чужеродную инвазивную флору и домашних животных, что привело к деградации местной экологии.
После многих лет сексуального насилия со стороны испанских солдат в Президио и физических пыток индейцев миссии персоналом миссии с использованием кнутов с металлическими наконечниками, деревни Типай-Кумейяи подняли восстание против испанцев., священник и двое других. Миссионеры и церковные лидеры простили Кумейай, но испанцы укрепили свой контроль над территорией до конца эры миссионерства.
Мексиканская Империя приняла на себя владение землями Кумейяи после победы над Испанией в Мексиканской войне за независимость в 1821 году. В следующем году мексиканские войска конфисковали все прибрежные земли у Кумейая. В 1822 году большая часть земли была передана мексиканским поселенцам, которые стали известны как Калифорниос, для освоения земель для сельского хозяйства, что положило начало эре ранчо в Калифорнии.
Кумеяай стал жертвой эпидемий оспы и малярии в 1827 и 1832 годах, в результате чего численность населения Кумейая сократилась.
Кульминацией разногласий стала стычка между кумеяай и мексиканскими солдатами, дислоцированными в Сан-Диего в 1826 году, в результате которой погибло 26 Kumeyaay. Это спровоцировало лейтенанта Хуана М. Ибарру на проведение нескольких атак на контролируемые Кумейяем земли, в результате чего 28 человек погибло во время нападения на Санта-Исабель.
После десятилетий споров и задержек миссии в Альта-Калифорния были секуляризованы в 1833 году, и Ипай и Типаис потеряли свои земли; Члены банды должны были выбирать между тем, чтобы стать крепостными, нарушителями границы, мятежниками или беглецами. Это усилило напряженность между кумеяай и мексиканскими поселенцами, поскольку экономическая нестабильность в кумеяай угрожала безопасности мексиканских и американских торговцев, пересекающих этот район транзитом.
При губернаторе территории Хосе Фигероа Некоторым из кумейяев из миссии Сан-Диего было разрешено переселиться и основать Сан-Паскуаль-Пуэбло в 1835 г. позже стал бандой Сан Паскуаль индейцев миссии Диегуэно. Kumeyaay Pueblo сражались с враждебными бандами и защищали мексиканских поселенцев, одержав решительную победу над антихристианским восстанием и захватив его лидера, Клаудио.
С ухудшением условий, Kumeyaay возглавили атаку на Ранчо Текате. в 1836 г., вынудив алькальд Сан-Диего послать экспедицию для подавления Кумейаи, но вернулся безуспешно. Из-за неудачного предприятия Мексика не смогла должным образом подавить разговоры об отделении калифорнийцев от американских поселенцев в Северной Калифорнии.
Дальнейшие набеги Кумеяай на Эль-Кахон (1836 г.) и Ранчо Джамул (1837 г.) угрожали безопасности Сан-Диего, так как многие жители Сан-Диего бежали из города. Kumeyaay смогли атаковать Сан-Диего в конце 1830-х годов. Продвижение Кумейаай на ранчо Бернардо на севере и Сан-Исидро и Тихуана на юге в конце десятилетия угрожало отрезать Сан-Диего от остальной части централистской Республики Мексики. Kumeyaay подготовились к осаде Сан-Диего в начале 1940-х годов и предприняли вторую атаку на Сан-Диего в июне 1942 года. Однако Сан-Диего снова удалось защитить себя. Кумейяи предотвратили использование мексиканцами ранчо вокруг Сан-Диего и выселили большую часть калифорнийцев в этом районе к 1844 году и продолжали совершать набеги вглубь контролируемого Мексикой побережья вплоть до начала американо-мексиканской войны.
Битва при Сане. Паскуаль, изображающий Кумейяай ПуэблоВо время американо-мексиканской войны кумеяай изначально были нейтральными. Kumeyaay из San Pasqual pueblo были эвакуированы, когда американцы подошли к городу. Мексиканцы и калифорнийцы одержали победу над американцами в битве при Сан-Паскуале. Лидер кумеяай, Панто, призвал мексиканцев прекратить боевые действия с американцами, чтобы кумеяай могли оказать помощь раненым американцам, для чего Панто и Сан-Паскуаль Кумеяай пополнили запасы американцев и помогли обеспечить захват американцами Пуэбло-де-Лос-Анхелес и Сан-Диего.
После мексикано-американской войны земли Кумейай были разделены между США и Мексикой. посредством мексиканской уступки в результате Договора Гваделупе-Хильдаго.
В 1851 году округ Сан-Диего в одностороннем порядке взимал налоги на собственность с индейских племен в округе и пригрозил конфисковать землю и имущество, если они не платить. Это привело к налоговому восстанию в Сан-Диего 1851 года или «восстанию Гарры» с разрушением ранчо Уорнера во главе с Купеньо, что положило начало первому этапу войны Юма. Кумейяи согласились присоединиться к восстанию вместе с Кокопа и Кечан, но не взяли на себя никаких военных обязательств атаковать Сан-Диего или захватить Форт Юма.
. Вместо этого Сан Паскуаль Банда Кумейая сражалась против кампании кечанов, чтобы напасть на Сан-Диего и победила кечанов в долине Сан-Паскуаль.
По сравнению с другими калифорнийскими племенами, кумеяай не столкнулись с такими же масштабами разрушения и эксплуатация в рамках геноцида в Калифорнии. Это было связано со стратегическим расположением Кумейая и отсутствием золота в горах. Кроме того, мексиканские официальные лица пригрозили вмешаться в конфликт, если они совершат какие-либо злодеяния в отношении племен вдоль границы, из-за сочетания симпатий мексиканцев к коренным калифорнийцам и опасения перед беженцами, пересекающими границу.
7 января 1852 года представители ряда кланов Кумейай, включая Панто, встретились с комиссаром Оливером М. Возенкрафтом и заключили договор о Санта-Исабель. Соглашение было частью знаменитых «18 договоров» Калифорнии, заключенных для защиты прав индейцев на землю. После того, как 18 договоров были подписаны, документы были отправлены в Сенат США для утверждения. Под давлением белых поселенцев и делегации Сената Калифорнии все договоры были отклонены.
С 1870 по 1910 годы американские поселенцы захватили земли, в том числе пахотные земли и земли коренных народов. В 1875 году президент Улисс С. Грант создал резервации в этом районе, и после принятия Закона 1891 года о помощи индейцам-миссиям на дополнительные земли был передан статус патента доверительного управления. Резервации, как правило, были небольшими и не имели достаточного водоснабжения. Ситуация ухудшилась во время голода 1880-1881 годов, который заставил многих кумеяай выжить, принимая милостыню от белых, поскольку они столкнулись с болезнями, голодом и нападениями белых поселенцев.
Кумейяи были перемещены, чтобы построить Водохранилище Эль-КапитанВ 1932 году Копан кумейяи, живущие на реке Сан-Диего, были удалены, чтобы освободить место для плотины Эль-Капитан и водохранилища, и переселили их жителей в Резервация Барона и Резервация Вьехас.
Во время мексиканской революции магонисты заручились поддержкой Кумейяев Многие Кумейяи по обе стороны границы были соблазнены своим анархо-синдикалистским посланием об освобождении коренных народов от мексиканских и американских колониальных национальных государств, начиная с конца Порфирио Диаса. диктатура. Кумейяи поддерживали магонистов в качестве проводников по всей стране, чья помощь позволила им контролировать Мехикали, Текате и Тихуану во время Магонистского восстания 1911 года. Однако кумеяай не участвовали в большинстве активных боевых действий во время восстания магонистов и не участвовали с племенами кокопа, килива и паипай в набегах. в небольших городах или грабежах китайско-мексиканских предприятий в регионе и, возможно, даже контрабандой переправляли китайско-мексиканских беженцев на американскую сторону границы. К концу июня восстание было подавлено администрацией Мадеро.
После революции запрет на эхидос и другие формы совместной жизни был снят, и кумейяи смогли на законных основаниях возобновить свой традиционный общинный образ жизни со своими общинами в Валле-де Лас-Пальмас, Пенья-Бланка и их пять других резерваций.
Кумейяи поддерживали себя сельским хозяйством и наемным трудом в сельском хозяйстве; однако 20-летняя засуха в середине 20-го века нанесла вред экономике богарного земледелия в регионе. Для их общего благосостояния несколько резерваций в США сформировали некоммерческую организацию Kumeyaay, Inc.
Сокращение программ социального обеспечения коренных американцев при администрациях Рейгана и Буша-старшего вынудило резервацию найти другие средства дохода и заработать на этом.
Barona Resort HotelВ 1982 году Barona Band выиграла дело в Barona Group of the Capitan Grande Band of Mission Indians v. Duffy (1982), чтобы управлять играми в бинго с высокими ставками, что привело к расширению числа операторов бинго Kumeyaay в индустрии казино. Это помогло наладить игровые операции в стиле Лас-Вегаса в резервациях региона, что за короткое время привело к снижению безработицы и бедности в резервациях. Всего в Kumeyaay работают шесть казино: Barona Valley Ranch Resort and Casino, Sycuan Resort and Casino, Viejas Casino Resort, Valley View Casino and Hotel, Golden Acorn Casino and Travel Center и Jamul Casino.
На мексиканской стороне границы резервации Кумеяай производят традиционные ремесленные изделия для продажи на американской стороне границы с партнерскими сувенирными магазинами и казино Кумеяай.
Многие Кумейяи там переехали в городские районы в поисках лучших возможностей трудоустройства по сравнению с их сельскохозяйственной работой в резервации. Депопуляция их резерваций позволила соседним эхидо, не являющимся коренными жителями, вторгнуться на их земли.
Валле-де-Гуадалупе, Британская КолумбияРезервации Кумейяй на мексиканской стороне границы в значительной степени сохранили свое традиционное наследие. Некоторые резервации столкнулись с нехваткой воды, что затруднило продолжение сельскохозяйственных работ. Это привело к тому, что многие общины начали заниматься дегустацией вин и туризмом в долине Гуадалупе. Многие группы начали организовывать винные туры и фестивали для привлечения туристов и иностранных гостей из Южной Калифорнии и круизных пассажиров, останавливающихся в порту Энсенада.
В 1998 году Кумейяай создала целевую группу по пограничному контролю Кумеяай для работы с федеральными иммиграционными служащими, чтобы обеспечить свободный проход банд Баджа Кумеяай для посещения банд кумеяай в США и обеспечить их права на охраняемые могилы и артефакты, защищенные Законом об охране могил коренных американцев и репатриации 1990 года.
Однако строительство границы ускорилось в 2020 году, и представители Кумеяай на границе для защиты и сохранения артефактов Кумеяай были отвергнуты от зоны строительства. Это вызвало протесты среди банд и женщин кумеяай, организованных для проведения протеста на границе в июле. В августе группа La Posta Band подала иск против администрации Трампа, стремящейся заблокировать дальнейшее строительство пограничной стены через их священное кладбище (места захоронения).
У Kumeyaay была система трейлраннеров, которые передавали сообщения и объявления между группами, которые уведомляли о присутствии испанцев до прибытия Кабрильо в Сан-Диего.
Желуди были основным продуктом диеты кумеяай, и из них делали желудочную кашу, которую они называли шавии, из которой можно было делать тесто для выпечки хлеба. Другие зерна, такие как кедровые орехи или семена чиа, также измельчали и употребляли в пищу.
Ипай-Типай Кумейяай торговал с Камиа Кумейяй, чтобы получить обсидиан в районе к югу от Солтонского моря. Они также торговали вдоль побережья Тихого океана, чтобы получить бусы из ракушек Olivella у чумашей и племен Калифорнийского залива.
Общественный колледж Кумейяй был создан Sycuan Band служить нации Кумейяай-Диегеньо и описывает ее миссию как «поддержку культурной самобытности, суверенитета и самоопределения, одновременно удовлетворяя потребности учащихся из числа коренных и других национальностей». Основное внимание в колледже уделяется «истории кумеяай, этноботанике кумеяай и традиционному искусству коренных народов». Он «обслуживает и полагается на ресурсы из тринадцати резерваций народа кумеяай, расположенных в округе Сан-Диего». Осенью 2016 года Колледж Куямака начал предлагать степень младшего специалиста по изучению Кумейяай на курсах в своем кампусе Ранчо Сан-Диего, а также в Общественном колледже Кумейяй в резервации Сикуан.
Оценки популяций до контакта в большинстве коренных групп Калифорнии существенно различались. В 1925 году Альфред Л. Крёбер предположил, что население Кумейай в районе Сан-Диего в 1770 году составляло около 3000 человек. Совсем недавно Кэтрин Луомала указывает, что эта оценка зависела от подсчета количества крещений в Миссии, и как таковая «игнорирует некрещеных». Она предполагает, что в регионе могло проживать 6–9 тыс. Человек. Флоренс К. Шипек идет дальше, оценивая жителей от 16 000 до 19 000.
По оценкам, в конце восемнадцатого века численность населения Кумейая составляла от 3 000 до 9 000 человек. В 1828 г. миссиями было зарегистрировано 1711 кумейаев. Федеральная перепись 1860 года зафиксировала 1 571 кумеяай, живущих в 24 деревнях. В 1968 году Бюро по делам индейцев зарегистрировало 1322 кумейяй, из которых 435 проживали в резервациях. К 1990 году около 1200 человек жили на землях резерваций, а 2000 жили в других местах.
Кумейяи живут в 14 резервациях в округе Сан-Диего, Калифорния в США. (13 являются федерально признанными племенами ) и зарегистрированы в следующих резервациях:
PrimariIy Ipai аффилированные племена Kumeyaay:
В первую очередь Tipai связанные племена Kumeyaay:
В Нижняя Калифорния они живут в семи деревенских общинах, все из которых связаны с Типаи:
В муниципалитете Плайяс-де-Росарито
Wikimedia Commons has media related to Kumeyaay people. |