Куявяк - это польский народный танец из региона Куявы в центральной Польше. Это один из пяти национальных танцев Польши, другие - краковяк, мазурка, оберек и полонез..
Музыка исполнена в стиле триплет и отличается темпом rubato и спокойной лирикой. В танце обычно участвуют пары, грациозно идущие в ритме четверть, на слегка согнутых коленях, с расслабленными поворотами по кругу.
Название «куявяк», как отсылка к танцу, впервые появилось в 1827 году. в ТФ Композиция Яскольского «Пастерце на Бачожи». Sielanki Kujawskie. Утверждается, что танец возник на основе мазура между 1750 и 1830 годами.
В 1841 году Леон Зенкович описал куявяк как «региональную разновидность мазурки, основанную на преобладании минорной тональности». Большинство композиторов в последующие годы, в том числе Игнаций Добжиньский, Эдуард Жодвиговский, Казимеж Лада, Игнаций Коморовский, Войцех Османский и Генрих Венявский, согласились с В этой интерпретации музыкальные особенности, такие как ритмы и темпы куявяка и оберека, рассматривались как «единое целое».
В древние времена куявяк предполагал тесное сотрудничество танцоров и музыкантов. Танцовщица просила определенную мелодию, напевая ее группе, часто заполняя лирические строки словами «дана, дана» как имитация звука инструмента. Затем первый скрипач угадывал, как сыграть мелодию, по жестам и движениям танцора, а танцор давал музыкантам немного денег. На протяжении всего танца первый скрипач должен был бы внимательно следить за движениями танцора, чтобы следить за желаемыми изменениями в музыке и темпе - если музыканты могли хорошо следить за танцорами, они считались хорошей группой, получали хорошую зарплату и пригласили снова на танцы.
Хотя танец зародился в деревнях и крестьянстве, он был воспринят помещиками и дворянами из-за его красоты. Они собирали и издавали куявякские мелодии, а также приглашали деревенских музыкантов и танцоров в свои поместья, чтобы научиться танцевать. Благодаря этому постоянному обучению знати и импровизации традиционных шагов, а также крестьянским импровизациям, куявяк стал частью элегантных вечеринок и модных балов высшего класса к концу 1860-х годов. Оттуда танец перешел на гулянья в больших городах, таких как Варшава, и распространился по всей Польше.
По мере того, как танец становился популярным, он также рос в украшениях, сменяющихся темпами, демонстративными шагами и новыми фигурами. Он был принят как польский национальный танец в конце 19 века.
В 1990 году Чеслав Срока опубликовал «Польские национальные танцы: типология». Эта публикация включала стандартизованный набор компонентов куявяка, в котором Совет экспертов по фольклору определил точное количество десяти позиций для пар, пятнадцати типов шагов, одиннадцати украшений и одиннадцати фигур для куявяка.
Кудявяк изначально танцевался «со спокойным достоинством и простотой, плавно плавно, напоминая высокие стебли зерна на полях, мягко покачивающиеся на ветру». Танцоры выступали парами, кружась по кругу под руководством лидера или ведущей пары. Его обычно танцевали на свадьбах и деревенских танцевальных вечеринках.
Куявяк существует в двух формах: как региональный народный танец, включая его многочисленные варианты, и как единый «национальный танец». Для обоих это характерно вращением пар, перемещающихся в большом круговом танцевальном пространстве. Народные версии более быстры и сложны, чем их национальные версии.
Куявяк изначально часто исполнялся как сюита из трех танцев, которые назывались «okrągły», что означает «круглый». Танцы были в разном темпе, но все были в ритме мазурки и тройном метре. Куджавяку предшествовали пятнадцать-тридцать минут медленного танца с ходьбой, такого как, когда партнеры держали друг друга за бок и очерчивали танцевальную площадку. Последовал правильный куявяк, ускоряя темп. Сюита закончилась быстрым поворотным танцем мазурек или оберек. В некоторых регионах порядок танцев может быть изменен на противоположный (мазур-куявяк-оберек) с замедлением темпа.
Народные танцы, сгруппированные под ярлыком куявяк, имеют разные названия в зависимости от используемых ими фигур:
Рекомендации по танцу куявяка взяты из польских народных танцев и песен Ады Дзевановской:
«Куявяк следует танцевать с простым достоинством и с должным вниманием к партнеру. Голова и туловище должны оставаться поднятыми, плечи опущены, колени расслаблены.Свободные руки должны быть либо изящно вытянуты по диагонали вниз в стороны и немного вперед (женщина может держать юбку), либо помещены на переднюю часть бедра (ов) в кулак (-и) или с пальцами вперед и большим назад, с прямым запястьем (-ями) и слегка впереди локтем (-ями) ».
Шаги куявяка выполняются в расслабленном состоянии, колени слегка согнуты, пальцы ног ставятся на пол раньше, чем остальная часть стопы. В танце есть как закрытые, так и открытые танцевальные позиции. Орнаментальные шаги не следует повторять слишком много раз в шестнадцатимерной фразе; скорее, они должны быть неожиданными украшениями в цепочке танцевальных событий. В то время как мужчина выполняет орнаментальный шаг, его партнерша использует небольшие плоские шаги и адаптирует свой танец к шагам, которые он выбирает.
Куявяк характеризуется своей сентиментальной, меланхоличной мелодией.. Это качество создается его минорной тональностью и использованием "жалобно звучащих" минорных третей.
Ритм мазурки, используемый в куявяке.Танец начинается с вводной модели из повторяющихся звуков с уникальным ускоряющимся ритмом, показывает танцорам точный темп следующего танца. Куявяк - тройной метр. Он состоит из двух мазурных симметричных четырехмерных фраз, при этом вторая часть каждого такта часто расширена и подчеркнута. Исполнители часто расширяют такты мелодии, создавая характерный для нее темп рубато. Эти фразы далее часто заканчиваются на доминантном. Это создает ощущение «бесконечности» и неизвестности.
В народном ансамбле Куявы обычно были одна или две скрипки, бас, а иногда и кларнет и небольшой барабан (бебенек). Также использовались волынки под названием дуди. Скрипка исполняла основную мелодию. В качестве ударного инструмента он сопровождался баси, смычковым инструментом с низким тоном и двумя струнами. Перкуссионный ритм басы в аккомпанементе был подчеркнут использованием барабана. Современные инструментальные ансамбли в районе Куявы включают кларнет, аккордеон, флейты и другие инструменты.
Куджавяк часто исполняется на сцене в костюме Ловича с множеством ярких тканых узоров и декоративной вышивки. Разноцветные полосы на женских юбках и фартуках, а также на мужских брюках, называемых пасиаками, представляют поля фермеров.
Народный костюм куявяков состоит из длинного темно-синего пальто, называемого сукмана, с большим воротником, широких синих штанов, сапог, широкого пояса, высоких сапог и квадратной шляпы. подкладка из меха, называемая рогативкой.
. Женщины носили темно-синие жакеты с небольшой накидкой на плечах, юбки с цветочным рисунком и фартук контрастного цвета и красный шарф, повязанный в виде узкого тюрбана вокруг головы.
Современные группы добавляют орнаменты и используют более тонкие ткани и меньше слоев.