Кшиштоф Комеда | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Кшиштоф Тржинский |
Родился | (1931-04-27) 27 апреля 1931 г.. Познань, Польша |
Умер | 23 апреля 1969 (1969-04-23) (37 лет) |
Жанры | Джаз |
Род занятий | Композитор, музыкант |
Инструменты | Фортепиано |
Годы деятельности | 1956–69 |
Кшиштоф Комеда (родился Кшиштоф Тржинский; 27 апреля 1931 - 23 апреля 1969)) был польским композитором музыки к кино и джазовым пианистом. Возможно, наиболее известный своей работой в музыкальных композициях, Комеда написал музыку к фильмам Романа Полански Нож в воде (1962), Cul -de-sac (1966), Бесстрашные убийцы вампиров (1967) и Ребенок Розмари (1968). Альбом Комеды Astigmatic (1965) по праву считается одним из важнейших европейских джазовых альбомов; Британский критик Стюарт Николсон описывает альбом как «знаменующий отход от доминирующего американского подхода с появлением специфической европейской эстетики».
Родился Кшиштоф Тржински, он выбрал Комеду своим сценический псевдоним только после окончания университета как средство отстранения себя как джазового музыканта от своей дневной работы в медицинской клинике.
Он вырос в Ченстохове и Острув-Велькопольском, где в 1950 году окончил лицей (среднюю школу) для мальчиков. В школе он участвовал в музыкально-поэтическом кружке. После школы поступил в Медицинскую Академию в Познани для изучения медицины. Он закончил шестилетнее обучение и получил диплом врача в 1956 году. Он выбрал специальность отоларинголог врач.
С раннего детства брал уроки музыки; стать известным виртуозом было его мечтой. Он стал членом Познанской консерватории в возрасте восьми лет, но Вторая мировая война сорвала его планы. Комеда исследовал теорию музыки и научился играть на фортепиано в этот период и позже, до 1950 года; однако он знал о потерях последних шести лет.
Комеда интересовался легкой и танцевальной музыкой. Он встретил Витольда Куявского, выпускника той же школы и уже известного свинг-басиста, в гимназии (средней школе) в Острув-Велькопольском. Именно Куявский познакомил Комеду-Тржинского с джазом и отвез его в Краков. Романтический период польского джаза, называемый катакомбами, был в центре внимания. Концертной гласности тогда не было. Джем-сейшны, в которых участвовали такие известные музыканты, как Матушкевич, Боровец, Валашек и сам Куявский, проходили в легендарной маленькой квартире Витольда в Кракове.
Спустя несколько лет стало понятно, почему Комеда увлекался би-бопом. в исполнении Анджей Трзасковский. Увлечение джазом и дружба со знаменитыми музыкантами укрепили его связи с музыкой, хотя по профессии он был врачом. Некоторое время он работал с первым послевоенным пионерским польским джаз-бэндом, группой под названием Melomani, которая была из Кракова и Лодзи, опорой которой были Матушкевич, Трзасковский и Куявский.
Позже он играл с различными поп-группами. из Познани. Одна из них, группа Ежи Гжевинского, вскоре превратилась в диксиленд-группу. Комеда появился с Гржевинским на I джазовом фестивале в Сопоте в августе 1956 года, но добился успеха, выступая с саксофонистом Яном Пташином Врублевским и вибрафонистом Ежи Милианом, потому что диксиленд не оправдал ожиданий Комеды в то время. Его больше увлекал современный джаз. Благодаря этой страсти был создан секстет Комеда. Кшиштоф Тщинский впервые использовал сценический псевдоним «Комеда», когда работал в ларингологической клинике, и хотел скрыть свой интерес к джазу от коллег. Джаз начал свою борьбу за респектабельность с коммунистической властью в эпоху «оттепели» и с польским обществом; джаз считался дешевой и подозрительной музыкой ночных клубов.
Komeda Sextet стала первой польской джазовой группой, исполняющей современный джаз, и ее новаторские выступления открыли путь джазу в Польше. Он играл джаз, связанный с европейскими традициями и являвшийся синтезом двух самых популярных групп того времени: Modern Jazz Quartet и Gerry Mulligan Quartet.
За тринадцать лет после I Сопотского джазового фестиваля творческая личность Кшиштофа Тщинского стала более зрелой, кристаллизованной и лирически поэтичной. Кшиштоф был, прежде всего, постоянно ищущим поэтом, который мог найти способы индивидуального самовыражения в джазе, в славянском лиризме и в традициях польской музыки.
В 1956–1962 годах Комеда со своей группой принимал участие во внутренних фестивалях и готовил грандиозные программы. Это были также годы его первых зарубежных успехов в Москве, Гренобле и Париже. Тогда было создано интересное шоу; он назывался «Джаз и поэзия» и демонстрировался на Джазовом Джамбори '60, а затем в Варшавской филармонии. Началось приключение Комеды с музыкой из фильмов. Музыкальные композиции для фильмов Романа Полански, таких как Нож в воде (1962), Анджей Вайда, таких как Невинные колдуны (1960) и Януша Моргенштерна До свидания, до завтра (также 1960). Этот период, который в творческой биографии Комеды можно назвать периодом взросления и совершенствования своего музыкального языка, увенчался «Балетными этюдами», исполненными на «Джаз Джамбори '62». Хотя реакция отечественной критики на Этюды была довольно холодной, она открыла двери в Европу для Кшиштофа Комеды Трщинского.
Комеда впервые посетил Скандинавию весной 1960 года, и впоследствии он возвращался туда каждый год. Все его выступления в «Gyllene Cirkeln» (Золотое кольцо) в Стокгольме и в джаз-клубе «Монмартр» в Копенгагене, где выступали самые известные знаменитости американского джаза, имели настоящий успех. Шведская звукозаписывающая компания Metronome записала его музыку в исполнении международного квинтета: Аллан Ботчинский (труба), Ян «Пташин» Врублевски (тенор-саксофон), Кшиштоф Комеда (фортепиано), Роман Дилонг (сценический псевдоним: Gucio; контрабас) и Руне Карлссон (ударные). Знаменитый датский режиссер Хенниг Карлсен заказал музыку для своих фильмов Hvad Med Os и Sult (фильм по роману Кнута Гамсуна «Голод»). Комеда также написала музыку к фильму Тома Сегерберга «Катторна» и нескольким произведениям Полански. Всего Комеда написал более 70 саундтреков. После успехов в Скандинавии последовали дальнейшие успехи: джазовые фестивали в Праге, Бленде, Кенигсберге; тур по Болгарии и Западной и Восточной Германии. Квартет Комеда (Томаш Станько (труба), Роман Дилонг (бас), Руне Карлссон (ударные) и Збигнев Намысловский (саксофон)), записанный в мае 1967 года 'Meine süße europäische Heimat - Dichtung Jazz »для западногерманской звукозаписывающей компании Electrola. Комеда остался в Лос-Анджелесе в 1968 году, где он написал музыку к фильму Романа Полански Ребенок Розмари (с одной из его самых узнаваемых композиций «Колыбельная Розмари » в исполнении Миа Фэрроу 4>) и Кулика Бунт.
В декабре 1968 года в Лос-Анджелесе с Комедой произошла трагическая авария, которая привела к гематоме головного мозга. Писатель Марек Хласко столкнул его с откоса во время пьянки. Роман Полански в своих мемуарах упоминал, что в результате дружеской драки с Мареком Хласко Комеда упал и получил травму головы. Лечение в американской больнице не спасло ему жизнь. После того, как его отвезли домой в Польшу, он умер в коме и смертельном состоянии.
Как джазовый музыкант, он оказал решающее влияние на создание оригинального стиля, часто описываемого как польская школа джаза, который впоследствии повлиял на развитие польской джазовой сцены после его смерти. С 1995 года Джазовый фестиваль «Комеда» проводится регулярно, в том числе Международный конкурс композиторов. Цель конкурса - продвижение молодых художников.
![]() | Викискладе есть материалы, связанные с Кшиштоф Комеда. |