Кронштадтский Морской собор

редактировать

Морской Свято-Николаевский собор. Морской Никольский Собор. Морской Никольский Собор
Кронштадт. Никольский собор на Якорной площади.jpg
Вероисповедание
Принадлежность Русское Православие
Местоположение
МестоположениеЯкорная площадь 1, Кронштадт, Санкт-Петербург
Географические координаты: 59 ° 59′30,1546 ″ N 29 ° 46′40,3359 ″ E / 59,991709611 ° N 29,777871083 ° E / 59,991709611; 29.777871083 Координаты : 59 ° 59'30,1546 ″ N 29 ° 46′40,3359 ″ E / 59,991709611 ° N 29,777871083 ° E / 59.991709611; 29.777871083
Архитектура
Архитектор (ы) Василий Косяков
Стиль Позднее неовизантийское время
Завершено1913
Технические характеристики
Вместимость5,000
Длина77,3 м (внутренняя). 83,2 м (внешняя лестница)
Ширина54,4 м (внутренняя). 63,8 м ( внешняя лестница)
Внутренняя площадь3000 м² (внутренняя). 3400 м² (внешняя лестница)
Высота (макс.)70,6 м (верхний крест)
Диаметр купола. (внешний)29,8 м
Сайт
Кронштадцобор.ру

Морской собор Святителя Николая в Кронштадте (Русский : Морской Никольский собор, Морской Никольский собор) - русский православный собор, построенный в 1903–1913 гг. Как главный храм российского флота и посвященный всем павшим моряки. Собор был закрыт в 1929 году, переоборудован под кинотеатр, Дом офицеров (1939) и музей Военно-морского флота (1980).

Русская Православная Церковь установила крест на главном куполе в 2002 году и (впервые с 1929 года) совершила Божественную литургию в соборе в 2005 году. В 2013 году Патриарх России в присутствии премьер-министра Дмитрия Медведева и его супруги провел церемонию торжественного повторного освящения в ныне полностью восстановленном соборе.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Конкурсы
  • 3 Дизайн
  • 4 Строительство
  • 5 Работа
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Примечания
  • 9 Внешние ссылки

История вопроса

Первый православный храм в Кронштадте был построен в 1728–1731 годах. Деревянная церковь оставалась главным культовым сооружением крупнейшей военно-морской базы России до 1840 года, когда противовесы, уравновешивающие церковные колокола, пробили гниющие полы и серьезно повредили конструкцию колокольни. Император Николай I лично приказал закрыть небезопасную церковь, и в 1841 году она была снесена. Следующие полвека богослужения происходили во временных местах - в больницах, бараках и даже в арендованных частных домах; временная деревянная церковь, построенная в 1861 году, с самого начала не подходила для десяти тысяч кронштадтских моряков. Многочисленные запросы ВМФ о финансировании строительства были отклонены или просто оставлены без ответа, несмотря на то, что стоимость постройки размером с современный собор (от 200 до 500 тысяч рублей) составляла менее 10% от стоимости линкора до дредноута . Стоимость ( 4-6 миллионов рублей).

Управление строительством, чрезвычайно централизованное до правления Александра II, постепенно децентрализовалось в 1880–1890-х годах. Право инициировать индивидуальные строительные проекты переходило от самого императора к имперским министрам и начальникам ведомств. В 1896 году адмирал, директор Императорского военно-морского министерства России, всерьез начал подготовку к строительству собора в Кронштадте. Тыртов настаивал на том, чтобы собор был построен на месте, определенном почти двумя веками ранее Петром I, и считал, что он не должен стоить дороже нового харьковского собора (200000 рублей).

Конкурсы

В 1897 году флот объявил международный архитектурный конкурс на проект Кронштадтского собора и учредил фонд для финансирования строительства. Как правило, для России проект спонсировался государством, предназначался для ВМФ штата, но первоначально финансировался за счет личных пожертвований военнослужащих ВМФ и общественности. С 1898 по 1913 год со всех военнослужащих Балтийского флота на финансирование строительства брали 1/400 зарплаты; Это составило 280 тысяч рублей без учёта действительно добровольных пожертвований. Позже, по мере развития проекта, стало очевидно, что частных пожертвований недостаточно, а большую часть затрат оплачивает государственная казна.

В конкурсе был указан размер собора по количеству прихожан - тысяча человек, 16 человек. квадрат сажень. Это было намного меньше, чем современные соборы, построенные в провинциальных городах (Нижний Новгород - 2000 прихожан, Харьков - 4000), больше наравне с построенными гарнизонными церквями. на Кавказе и Конгрессе Польши (Кельце - 900 верующих). Заказчик был хорошо осведомлен о новых строительных технологиях и приветствовал их использование, поскольку это помогало сбалансировать бюджет. Цокольный этаж был зарезервирован только для котлов и хранилища топлива, что позволило сэкономить на строительстве второй «зимней (то есть отапливаемой) церкви». Спецификации не предписывали конкретного архитектурного стиля. Напротив, они настаивали на сокращении затрат и запрещали использование таких «предметов роскоши», как мозаика или росписи на внутренней поверхности купола. Эти ограничения провалили первый конкурс. Только три архитектора осмелились участвовать, повторно использовав уже знакомые прошлые проекты; все трое были отвергнуты.

Второй конкурс 1897 года также провалился; единственный проект, который был признан достойным исполнения, был слишком мал для предполагаемой цели. Наконец, в 1898 году военно-морской флот снял некоторые ограничения по размеру и стоимости; на этот раз здание должно было быть достаточно большим, чтобы его можно было видеть с большого расстояния; «Крест собора должен быть первым предметом, видимым для приближающихся кораблей»., автор Крестовская тюрьма, выиграл этот конкурс, представив проект Русское возрождение вслед за Константином Тоном. Русско-византийская традиция.

Николай II в обычном порядке одобрял проект; Иоанн Кронштадтский призвал к немедленному началу строительных работ. Однако новоназначенный командир Кронштадтской базы адмирал Степан Макаров счел черновик Томишко слишком слабым художественно и слишком маленьким для этой цели. Он попросил Императора пересмотреть свой выбор; после почти двухлетних задержек Николай согласился отказаться от эскиза Томишко в июне 1900 года.

Дизайн

Фасад Кронштадтского собора west.jpg Кронштадтский собор cutaway.jpg Фрагмент Кронштадтского собора (1).jpg Фрагмент Кронштадтского собора (3).jpg
Западный (главный) фасад. Василий КосяковСтруктурный разрез. Василий КосяковАльфа и Омега произведение искусства. Георгий КосяковРитуальный канделябр. Георгий Косяков

Макаров взял на себя управление проектом и пригласил Василия Косякова (1862–1862 гг. 1921), уже известный мастер неовизантийской архитектуры. Процесс этого выбора остается недокументированным, однако Косяков раньше работал на флоте архитектором церкви Богоматери Милостивой в Санкт-Петербурге. Косяков, которому было еще за двадцать, довел до совершенства оптимальные пропорции однокупольного, четырех- апсидного византийского дизайна; его чертежи 1888–91 гг. церкви в Астрахани (в основе которой лежит Богоматерь Милосердная) были многократно использованы по всей Империи. Младший брат и партнер Василия (1872–1925) был талантливым художником-графиком; он работал над интерьером и отделкой, а Василий занимался общим и конструктивным проектированием. Макаров лично проинструктировал Косякова, что собор должен вместить 5000 верующих и следовать историческому византийскому канону.

В 1900–1900 годах Василий Косяков посетил Стамбул и Грецию, чтобы освежиться. его понимание подлинного византийского искусства. В апреле 1901 года он представил два предварительных проекта Морской комиссии; выбранный проект был одобрен Николаем II 21 мая 1901 года. Косяков отступил от своих любимых пропорций высокого собора с относительно небольшим главным куполом; вместо этого он выбрал широкий (26 метров), но относительно низкий купол, соответствующий пропорциям Святой Софии. Причина этого изменения остается недокументированной. Одна версия объясняет это вмешательством Макарова. Адмирал когда-то был атташе в Стамбуле и хорошо знал подлинные византийские традиции. Другая вероятная версия связывает изменение с прямым влиянием профессора, учителя Косякова в Институте инженеров-строителей, руководителя школы Русское Возрождение. В 1895–1904 годах Косяков руководил строительством по проекту Султанова.

К 1903 году братья Косяковы выпустили полный альбом, содержащий почти тысячу графических листов с подробным описанием строения, внешнего и внутреннего оформления еще не построенного собора. Физически графику выполнил Георгий Косяков. План, структура, внешний вид приписаны Василию Косякову; детальная проработка внутренней отделки Георгию. В оформлении интерьера явно повлиял стиль модерн, умело интегрированный в византийскую оболочку и дополненный современными инженерными системами. Планировка Василия Косякова также демонстрирует влияние романской архитектуры, особенно в двух колокольнях по бокам главного портала - крайне необычная особенность в русской практике.

Строительство

Оригинальные интерьеры в 1914 г. Жертвенник возвышается на платформе высотой 4 м (13 футов). Основание главного купола установлено на высоте 52 м. Мраморный экран с иконками

27 октября 1901 года 14-тысячный гарнизон Кронштадта был вызван для закладки фундамента на Якорной площади. Земляные работы и работы на бетонном фундаменте и гранитном фундаменте продолжались до 1902 г.; стены были заложены в ходе грандиозной церемонии 8 мая 1903 г. с присутствием Императора.

Несмотря на общественные беспорядки, кульминацией которых стала русская революция 1905 г., собор был полностью завершен в 1907 г.; отопление и вентиляция работали в 1908 году, что позволило круглогодично работать над отделкой. В 1907 году братья Косяковы перешли на изготовление подробных чертежей и инструкций для мастеров и поставщиков внутренней отделки. 19 августа 1908 года они подарили Романовым переработанный альбом этих рисунков. Николай и Александра ответили многочисленными поправками и изменениями, которые были внесены к весне 1909 года.

Летом 1909 года была завершена внешняя отделка и сняты строительные леса. Здание облицовано черным гранитом (основание и колонны) и желтым кирпичом (стены) с терракотовыми вставками. Внутри иконостас выполнен из мрамора с Урала. Четыре портала были украшены мозаичными изображениями Богородицы, Святых Николая, Петра, Павла, Иоанна Рыльского и Митрофана Воронежского. Большинство интерьерных картин выполнено школой Михаила Васильева; иконы написал Апполон Троицкий. Прилегающий парк был спроектирован Е.Г. Гильбих.

Собор был оборудован автономным центральным отоплением и центральной системой пылесосом с использованием сложной сети герметичных коллекторов и клапанов.. В электрическом освещении было задействовано 5 тысяч лампочек.

Освящение собора состоялось на публичной церемонии, на которой присутствовали Николай II и его семья 10 июня 1913 года. Общая стоимость достигла беспрецедентной суммы в 1 955 000 рублей, не включая пожертвования натурой и безвозмездно. труд моряков и гражданского населения.

Операция

Дмитрий Медведев с женой на гуляньях в Морском соборе.

Собор в таком виде проработал всего 16 лет. Он был закрыт 14 октября 1929 года коммунистическим режимом, а его ценности были национализированы в государственную казну. Небольшая часть этих реликвий выставлялась в Военно-морском музее и Русском музее.

. В 1930–1931 гг. Коммунистические власти разрушили собор: его кресты и колокола были опрокинуты и перевезены в литейные цеха.. Один колокол весом 4726 килограммов (второй по величине) остался на месте - либо из-за технических трудностей, либо намеренно, в качестве сигнала тревоги. Внутренние предметы из мрамора, в том числе иконостас и мемориальные доски с именами погибших моряков, были вырваны, сломаны или вырезаны и использованы для обычных строительных нужд. Небольшое количество мемориальных досок оказалось в Музее Военно-Морского Флота и было «списано » в 1970 году.

Подвесной потолок 1956 года постройки (фото до ремонта)

В 1932 году неф собора был преобразован в кинотеатр с легкомысленным названием «Новая звезда» (на английском, транслитерированном на кириллица ), но вскоре переименован в более подходящее Максим Горький ; в 1939 году кинотеатр был преобразован в Дом офицеров (он же дом культуры ) Кронштадтского гарнизона. Во время Великой Отечественной войны закрылся; купол получил три прямых артиллерийских попадания. Послевоенная «реконструкция» 1953–54 годов окончательно превратила собор в действующий концертный зал. На этот раз строители добавили подвесной потолок, который изолировал неф от купола; он оставался на месте по состоянию на конец 2007 года. Сокращение военнослужащих в 1960-х сделало концертный зал ненужным; в 1980 году собор вновь открылся как филиал Центрального военно-морского музея.

Русская православная церковь пыталась вернуть собор во владение в 1990-х годах. Первый крест, который переустановили на главный купол, был сделан в 1996 году, но не был установлен из-за финансовых проблем. Вторая попытка, в 2002 г., с применением тяжелого вертолета чуть не закончилась катастрофой: семиметровый крест упал с купола и был поврежден и не подлежал ремонту; человеческих травм не было. Третий крест был успешно установлен 24 ноября 2002 года. Три года спустя, 2 ноября 2005 года, церковь совершила первую с 1929 года Божественную литургию в Морском соборе. В сентябре 2008 года собор снова заработал, но службы были проводились только в особых случаях.

Собор подвергся капитальному ремонту, реставрации и усовершенствованиям и был повторно освящен 30 мая 2013 года Патриархом Кириллом как раз к собору столетие годовщина. В своем выступлении на повторном освящении президент России Дмитрий Медведев сказал, что собор выглядел «лучше, чем 100 лет назад».

См. Также

Литература

  • Савельев Ю. Р. Византийский стиль в архитектуре России (Савельев, Ю. Р. Византийский стиль в архитектуре России. - СПБ., 2005) Санкт-Петербург, 2005. ISBN 5-87417-207-6
  • Савельев Ю. Р. Искусство истории и государственный заказ (Савельев, Ю. Р. Искуство историзма и государственный заказ. - М., 2008) Москва, 2008. ISBN 978-5-903060-60 -3

Примечания

Внешние ссылки

СМИ, связанные с Кронштадтским военно-морским собором на Викискладе

Последняя правка сделана 2021-05-26 14:36:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте