Kreisleriana, Op. 16, композиция из восьми частей Роберта Шумана для соло фортепиано, с субтитрами Phantasien für das Pianoforte. Он был написан всего за четыре дня в апреле 1838 года, а исправленная версия появилась в 1850 году. Работа была посвящена Фредерику Шопену, но когда копия была отправлена польскому композитору, «он положительно прокомментировал только оформление титульного листа ».
« Крейслериана »- очень драматическое произведение, и некоторые критики считают его одним из лучших произведений Шумана. В 1839 году, вскоре после публикации, Шуман назвал его в письме «моей любимой работой», отметив, что «название ничего не говорит никому, кроме немцев. Крейслер является одним из ETA Hoffmann творений, эксцентричный, дикий и остроумный дирижер ». В 1843 году, когда он перешел от сочинения для фортепиано соло к более крупным произведениям, в частности, к Paradise и Peri, он все еще считал их одним из своих лучших фортепианных произведений.
Произведение Название было вдохновлено персонажем Иоганнеса Крейслера из произведений ETA Hoffmann. Подобно калейдоскопическому Крейслеру, каждое число имеет несколько контрастирующих частей, напоминающих маниакальную депрессию воображаемого музыканта и напоминающих собственные «Флорестан» и «Евсевий» Шумана, два символа, которые Шуман использовал для обозначения своей собственной контрастирующей импульсивности и мечтательности. стороны. Йоханнес Крейслер появляется в нескольких книгах Хоффмана, в том числе Катер Мурр и, прежде всего, в разделе Kreisleriana в Fantasiestücke в Callots Manier, опубликованном в 1814 году.
В письме к жене Клара, Шуман показывает, что она в значительной степени фигурировала в композиции Kreisleriana:
Я сейчас переполнен музыкой и красивыми мелодиями - представьте, с момента моего последнего письма я закончил целую тетрадь новых произведений. Я собираюсь назвать это Крейслериана. Вы и одна из ваших идей играете в этом главную роль, и я хочу посвятить ее вам - да, вам и никому другому - и тогда вы так сладко улыбнетесь, когда обнаружите в ней себя.