Краковское гетто

редактировать

Краковское гетто
Евреи вынуждены лопатой снег с улицы в Кракове.jpg Евреи вынуждены сгребать снег с улицы
WW2-Holocaust-Poland.PNG Red pog.svg Карта Холокоста в Польше включая лагеря смерти, отмеченные черепами, и гетто нацистской эпохи, отмеченные красно-золотыми звездами. Красная точка показывает местонахождение Краковского гетто в межвоенный период

Краковское гетто было одним из пяти крупных городских нацистских гетто, созданных Германией в новом Генерал-губернаторская территория во время немецкой оккупации Польши во время Второй мировой войны. Он был создан с целью эксплуатации, террора и преследования местных польских евреев. Позднее гетто использовалось в качестве плацдарма для отделения «способных рабочих» от тех, которые подлежали депортации в лагеря смерти в рамках операции «Рейнхард» в Кракове. Гетто было ликвидировано в период с июня 1942 г. по март 1943 г., и большинство его жителей было депортировано в лагерь смерти Белжец, а также в рабско-трудовой лагерь Плашув и концлагерь Освенцим. лагерь, расстояние по железной дороге 60 километров (37 миль).

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Формирование Краковского гетто
  • 3 История гетто
  • 4 Еврейский совет (юденрат) Краковского гетто
  • 5 Культурная жизнь
  • 6 Сопротивление
    • 6.1 Организованное сопротивление
    • 6.2 Взрыв Циганерии
    • 6.3 Религиозное сопротивление
  • 7 Спасение и помощь со стороны
    • 7.1 Праведные язычники
    • 7.2 Жегота
  • 8 Известные люди
  • 9 См. Также
  • 10 Источники
  • 11 Библиография
  • 12 Внешние ссылки

История вопроса

До немецко-советского вторжения 1939 года Краков был влиятельным центром для 60 000–80 000 польских евреев, которые жили здесь с 13 века. Преследование еврейского населения Кракова началось сразу после того, как немецкие войска вошли в город 6 сентября 1939 года в ходе агрессии Германии против Польши. Евреям было приказано явиться на принудительные работы начиная с сентября 1939 года. В ноябре все евреи от двенадцати лет и старше были обязаны носить опознавательные повязки. По всему Кракову синагоги были закрыты, а все их реликвии и ценности конфискованы нацистскими властями.

Краков стал столицей Генерал-губернаторства (часть оккупированной Польши не входящий напрямую в состав Германии), и к маю 1940 года немецкая оккупационная власть во главе с генерал-губернатором Гансом Франком объявили, что Краков должен стать «самым чистым в расовом отношении» городом в Генеральном Правительство. Последовала массовая депортация евреев из города. Из более чем 68 000 евреев в Кракове во время немецкого вторжения только 15 000 рабочих и их семьи получили разрешение остаться. Всем остальным евреям было приказано покинуть город. переселены в прилегающие сельские районы Генерал-губернаторства.

Формирование Краковского гетто

В апреле 1940 года Ханс Франк предложил выселить 50 000 евреев из города Краков. Франк рассуждал о том, чтобы выселить евреев из еврейского квартала, потому что этот район «... будут очищены, и можно будет создать чисто немецкие кварталы...» в Кракове. С мая 1940 г. по 15 августа 1940 г. действовала программа добровольной высылки. Евреям, которые решили покинуть Краков, было разрешено забрать все свое имущество и переселиться в Генерал-губернаторство (Generalgouvernement). К 15 августа 1940 г. из Кракова выехало 23 000 евреев. После этой даты была введена принудительная высылка. 25 ноября 1940 г. был объявлен приказ о депортации евреев из муниципального района Кракова. Этот приказ гласил, что евреям больше не разрешается въезжать в Краков, евреям, проживающим в Кракове, требуется специальное разрешение, а места за пределами Кракова, куда евреи были вынуждены переехать, были выбраны властями. Вынужденным уехать евреям также разрешалось брать с собой только 25 кг (62½ фунта) своего имущества. К 4 декабря 1940 года 43 000 евреев были выселены из Кракова, как добровольно, так и недобровольно. Евреи, которые все еще проживали в Кракове в то время, считались «... экономически полезными...», и им приходилось получать вид на жительство, который «... приходилось продлевать каждый месяц».

В следующем году, 3 марта 1941 г., по приказу Отто Вехтера было создано Краковское гетто. Гетто должно было быть создано в районе Подгуже Кракова. Подгуже был выбран в качестве места гетто вместо традиционного еврейского квартала Казимеж, потому что Ганс Франк считал, что Казимеж был более значимым для истории Кракова. Подгуже в то время был пригородом Кракова. Вехтер утверждал, что создание гетто было необходимо для общественного здоровья и порядка. Краковское гетто было официально создано 20 марта 1941 года. При перемещении в гетто евреям разрешалось приносить только 25 кг своего имущества. Остальное их имущество забрала (Treuhandstelle). Некоторые евреи были переселены в соседнее гетто Бжеско. Все нееврейские жители этого района были вынуждены переехать в другие районы к 20 марта 1941 года.

Гетто охраняла немецкая полиция (Schutzpolizei), польская полиция (Blue Police ) и еврейская полиция (Jüdischer Ordnungsdienst - OD), но единственной полицейской силой внутри гетто была еврейская полиция. С формированием гетто у ОД был основан офис на улице Юзефиньской 37 в Подгуже. В апреле 1941 г. гетто было ограждено стеной из колючей проволоки и камня; используемые камни были похожи на надгробия, но также включали «... еврейские памятники и надгробные плиты с кладбища». Стена гетто была построена с использованием принудительного труда евреев. В гетто можно было попасть через три входа: один возле рынка Подгуже, улицы Лимановского и площади Згоды. Краковское гетто было закрытым гетто, что означало, что оно было физически закрыто от окружающей территории, и доступ был ограничен. В других оккупированных немцами районах существовали открытые гетто и гетто разрушения. Передвижение в гетто и из него было ограничено, и евреи, работающие за пределами гетто, должны были иметь соответствующие документы. Евреи должны были «... получить соответствующие штампы для Kennkarten [удостоверений личности]...» в Бюро по трудоустройству (Arbeitsamt).

Когда гетто было создано, в нем проживало около 16 000 евреев. До того как гетто было оцеплено, в нем проживало около 3500 жителей. Гетто состояло из 320 построек. Чтобы учесть плотность населения, квартиры в гетто были разделены на 2 м² на человека или по стандарту три человека на одно окно. Еврейский совет (Judenrat ) отвечал за определение новых жилищных условий. В Краковском гетто официальным языком был идиш, а не польский. 1 декабря 1939 года был объявлен приказ о том, чтобы все евреи в Генеральном правительстве носили повязки, идентифицирующие их как евреев. Белые нарукавные повязки с голубой звездой Давида все еще требовались после переселения евреев в гетто.

15 октября 1941 г. был принят Третий указ генерал-губернатора. В этом постановлении говорилось, что евреи, обнаруженные вне «… обозначенного ими жилого района, будут наказаны смертью». Наказание применялось также к любому, кто оказывался пособником евреев. Постановление распространялось на всех жителей в Генерал-губернаторстве.

28 ноября 1941 года территория, окружавшая гетто, была сокращена. Население Краковского гетто увеличилось, потому что нацисты потребовали, чтобы еврейские жители 29 близлежащих деревень переселились в гетто. В июне 1942 г. размеры гетто снова были сокращены. Уменьшение размеров гетто было связано с депортацией евреев, включая депортации в лагерь смерти Белжец. Когда квартиры, которые больше не входили в гетто, были освобождены, имущество было украдено, а квартиры были переведены в другое место. За эти квартиры отвечало Муниципальное жилищное управление.

В декабре 1942 г. Краковское гетто было разделено на две части: гетто «А» и гетто «Б». Гетто «А» предназначалось для работающих людей, а гетто «Б» - для всех остальных. Это разделение было запланировано с учетом будущих ликвидаций гетто.

История гетто

Bundesarchiv Bild 121-0296, Krakau, Judenlager.jpg Краков, конец 1939 года. Пленные евреи, собранные для рабского труда, сидят на открытом поле в окружении новых колючек. проволока забор
Bundesarchiv Bild 183-L25516, Polen, Bau der Mauer für ein Ghetto.jpg Строительство стен гетто, май 1941 года
Krakow Ghetto 06694.jpg Депортация евреев из гетто, март 1943 года
Krakow Ghetto 39066.jpg Связки, брошенные евреями, депортированными из Краковского гетто, март 1943 года

Краковское гетто было официально учреждена 3 марта 1941 г. в районе Подгуже, а не, как часто думают, в историческом еврейском районе Казимеж. Перемещенные польские семьи из Подгуже поселились в бывших еврейских жилищах за пределами недавно созданного гетто. Между тем, 15 000 евреев были втиснуты в район, ранее населенный 3 000 человек, которые раньше жили в районе, состоящем из 30 улиц, 320 жилых домов и 3 167 комнат. В результате на каждые четыре еврейских семьи была выделена одна квартира, и многие менее удачливые жили на улице.

Гетто было окружено недавно построенными стенами, которые отделяли его от остальной части города. В мрачном предзнаменовании ближайшего будущего в этих стенах были кирпичные панели в форме надгробий. Все окна и двери, выходящие на сторону "арийцев ", было приказано замуровать кирпичом. Только четыре охраняемых входа позволяли проезжать и выходить. Небольшие участки стены сохранились до наших дней, одна часть украшена мемориальной доской, на которой написано: «Здесь они жили, страдали и погибли от рук гитлеровских палачей. Отсюда они начали свой последний путь в лагеря смерти».

Молодые люди из молодежного движения Akiva , взявшие на себя публикацию подпольного информационного бюллетеня HeHaluc HaLohem («Боевой пионер»), объединили свои силы с другими сионистами, чтобы сформировать местное отделение Еврейской боевой организации (ŻOB, польский : Żydowska Organizacja Bojowa) и организовать сопротивление в гетто при поддержке польского подполья Armia Krajowa. Группа провела ряд мероприятий сопротивления, в том числе взорвала кафе Cyganeria - место сбора нацистских офицеров. В отличие от Варшавы, их усилия не привели к всеобщему восстанию до того, как гетто было ликвидировано.

С 30 мая 1942 года нацисты начали систематические действия депортации из гетто в близлежащие концлагеря. Тысячи евреев были перевезены в последующие месяцы в рамках Aktion Krakau, возглавляемой SS -оберфюрером Юлианом Шернером. Евреев собрали сначала на площади Згоды, а затем проводили на железнодорожную станцию ​​в Прокоциме. Первый транспорт состоял из 7000 человек, второй - еще 4000 евреев, депортированных в лагерь смерти Белжец 5 июня 1942 года. 13–14 марта 1943 года была проведена окончательная «ликвидация» гетто. командование SS -унтерштурмфюрера Амона Гота. Две тысячи евреев, признанных трудоспособными, были отправлены в трудовой лагерь Плашув. Те, кого считали непригодными для работы - около 2000 евреев - были убиты на улицах гетто в те дни с использованием полицейских «травников ». Остальные 3000 были отправлены в Освенцим.

Еврейский совет (юденрат) Краковского гетто

Еврейский совет из 24 человек был сформирован в городе Краков, а затем в Краковское гетто, когда гетто было сформировано 3 марта 1941 года. Этот еврейский совет отвечал за жителей гетто, но получал много приказов от местных нацистских чиновников, хотя и сохранял некоторую степень автономии. Некоторые из его функций включали наблюдение за трудом и социальным обеспечением, проведение переписи и налогообложение населения.

Культурная жизнь

Культурная жизнь в Краковском гетто была мрачной и опасной для еврейского населения. Каждый день тянулся, терпеть и выжить становилось все труднее и труднее. Евреям было не на что жить. Настроение было мрачным, настроение упало, и большинство жителей гетто оставались безнадежными.

Евреи в Краковском гетто были обязаны носить на руке Звезду Давида, что указывало на их принадлежность к евреям, что привело к лишению большинства прав. Был введен комендантский час, лишивший евреев многих возможностей участвовать в культурной жизни. Время шло, евреям нужно было получать разрешения, чтобы входить в гетто и выходить из него, что лишало их свободы, которую, по их мнению, они оставили на данный момент. Несмотря на то, что евреи не могли участвовать в определенных сферах культурной жизни в Краковском гетто, «в гетто продолжались различные культурные и религиозные мероприятия». Хотя религиозные обряды были запрещены, это не остановило людей в Краковском гетто. от молитв и верности иудаизму. По крайней мере, три синагоги или другие религиозные сооружения все еще использовались, которые служили местом, куда евреи могли пойти и помолиться. Было также кафе, где артисты играли живую музыку внутри гетто, что, как оказалось, способствовало поддержанию духа евреев. Наконец, была аптека гетто, где люди могли обсуждать проблемы, читать подпольные и официальные газеты и узнавать реалии происходящего и какие зверства они пережили. Люди, живущие в гетто, сочинили многочисленные песни, служа трем основным целям: «документирование жизни в гетто, отвлечение от реальности, и поддержание традиций ». В этих песнях изображены их безмерные страдания в сочетании с их самоотверженностью и решимостью выжить. Некоторые из самых популярных слов - «Me hot zey in dr'erd, me vet zey iberlebn, me vet noch derlebn» («К черту их, мы будем переживем их, мы все же выживем »), передавая и разделяя чувства еврейского народа с помощью музыки. Смех, который был редкостью в Краковском гетто, был еще одним способом, которым многочисленные жертвы пытались справиться со своей сильной ненавистью к врагу. отдельные люди исполняли песни гетто, а иногда небольшие группы исполняли их на различных инструментах. Уличные песни - это поджанр музыки гетто с четырьмя доминирующими темами: голод, коррумпированная администрация, надежда на свободу и призыв к восстанию. Музыка всегда была традиционный и важный аспект как еврейских праздников, так и еврейской семейной жизни в целом. Люди в Краковском гетто сделали все возможное, чтобы сохранить эту традицию, особенно во время Пасхи и Йом Кипур. Хотя музыка приносила некоторое утешение многим людям, уровень самоубийств среди музыкантов был значительно выше, чем среди других работников лагеря. Многие из музыкантов были вынуждены наблюдать за убийством их семей и друзей из-за того, что нацисты настаивали на том, чтобы заключенные-музыканты играли музыку, в то время как других заключенных отправляли в газовые камеры.

был начинающим музыкантом, который это делал. он изо всех сил «собирал, сочинял и исполнял песни», живя в гетто, хотя это было незаконно. Люди в Краковском гетто работали по 12 часов в день, из-за чего они были более измотаны, чем можно было представить. Чтобы скоротать время, песни пели в течение рабочего дня.

Мордехай Гебиртиг, который «известен своими красивыми и проницательными песнями и стихами» на идиш, вышел из Краковского гетто.. Его песня «Наш город горит», написанная в 1938 году, стала «одной из самых популярных песен в гетто и концентрационных лагерях». К сожалению, Гебиртиг был застрелен в Краковском гетто.

Другой человек, который В Краковском гетто был Роман Полански, который стал известным режиссером после того, как пережил Холокост. В конце концов, Полански снял фильм, рассказывающий историю музыканта Владислава Шпильмана, который выжил. Холокост.

Чтобы скоротать время в этих ужасных условиях, многие еврейские дети в Краковском гетто играли на скрипке и любых других инструментах, к которым у них был доступ.

Музыка оказалась полезной. быть инструментом культурной жизни в Краковском гетто, который помогал как можно лучше поддерживать настроение евреев в такие тяжелые и ужасные времена.

Сопротивление

Организованное сопротивление

Краковское еврейское подпольное сопротивление существовало с 1942 до конца 194 года. 3, и происходили из молодежных групп, таких как Акива. Образовались две группы: «Искра» и, или Боевая организация еврейской молодежи. Несмотря на то, что в конечном итоге они были сосредоточены на более классических действиях вооруженного сопротивления, они изначально были сосредоточены на поддержке образовательных и благотворительных организаций в гетто. В конце концов, основав журнал, группы изначально сосредоточились на работе с Польским подпольем и Коммунистической партией роботов (PPR). В конечном итоге они планировали действия против нацистов. Сопротивление провело демонстрации против нескольких нацистских часто посещаемых заведений, включая кафе Cyganeria, кафе Esplanada и театр. Кроме того, польская подпольная группа также помогла евреям с программой под названием egota.

. Изначально, вместо того, чтобы присоединяться к коммунистическим или сионистским группам, группа сопротивления «Искры» была нацелена исключительно на борьбу с Нацисты. Первыми членами «Искры» с самого начала были Хешек Баумингер, Шломо Ш. и, наконец, Gola Mire. Хешек Баумингер воевал на стороне польской армии в начале войны, и, несмотря на участие в группе социал-сионистов Хашомер Хацаир, он перешел на сторону коммунизма. Гола Мире - еще один бывший член Hatzair - стал членом Польской коммунистической партии. Соответственно, «Искра» действовала совместно с подразделением коммунистической Польской рабочей партии - Гвардия Людова - в вооруженной инициативе. В частности, целью «Искры» были германские вооруженные силы. Кроме того, Сопротивление в Краковском гетто решило атаковать «арийскую» часть города, а не вести бесполезную войну изнутри. Чтобы укрепить себя, «Искра» объединилась с «Хахалуц Халохем», смешав коммунистические взгляды с сионистской группой и впоследствии сформировав Еврейскую боевую организацию (Zydowska Organizacja Bojowa; ZOB). Несмотря на сходство названия, эта ZOB не зависела от ZOB, участвовавшей в восстании в Варшавском гетто. 92>

Историки утверждают, что вовлеченные молодежные движения преследовали значительные, но реалистичные цели. Предполагается, что нацистские намерения были очевидны для молодежи, и поэтому они решили бороться с нацистским видением, хотя и знали, что успех будет ограниченным. Примечательно, что, состоящий из членов сионистского молодежного движения «Акива», Хахалуц Халохем работал с «Искрой» вместе с коммунистами над организацией теракта в Киганерии. Присоединение к Хахалуц Халохем побудило Акиву перейти к вооруженному сопротивлению.

Кроме того, подпольные движения опубликовали газету под названием «Гехалуц Халохем», которую редактировал Саймон Дранджер. Эта газета служила для борьбы с немецкой работой «Зидовской газеты»; это была подпольная работа, которая пыталась скрыть геноцидные цели нацистов и тем самым остановить любую оппозицию.

Бомбардировка Циганерии

Бомбардировка Циганерии - одна из наиболее обсуждаемых атак, проведенных движениями Краковского сопротивления.. Это была одна из серии атак в ответ на массовые депортации. До Cyganeria теракты происходили на фабрике Optima и Cosmo Club - атака Cosmo Club убила несколько нацистских элит. Кроме того, на 24 декабря 1942 г. были запланированы три нападения: кафе «Сиганерия», кафе «Эспланада», театр «Штука» и клуб офицеров. В конце концов, отряды сопротивления «Хахалуц Халохем» и «Искра» бомбили Киганерию 22 декабря, убив от 7 до 70 немцев и ранив многих. Нападение на театр было относительно неудачным из-за плохого планирования и отказа причинить вред невинным полякам, присутствовавшим на нем; однако нападения на кафе «Эспланада» и офицерский клуб были успешными.

Относительному успеху групп Сопротивления помешали Джулек Аппель и Натек Вайсман, предавшие сопротивление. Хахалуц Халохем был быстро покорен нацистами - из-за Аппеля и Вайсмана - но более строгие меры безопасности на ограниченное время защитили «Искру». Кроме того, два ключевых члена сопротивления - Адольф Либескинд и Тенненбаум - погибли в результате нападения. Наконец, после нападения на кафе Cyganeria, гестапо обнаружило оружие, различные валюты и вражескую форму. Гестапо отправило сообщение нацистской элите через SS-Obergruppenfüher Вольф и Reichsfüher Гиммлер. Люсьен Штайнберг, автор книги «Евреи против Гитлера», утверждает, что это сообщает Гитлеру о значимости нападения.

Публично личности нападавших не разглашаются, и, по слухам, это были польские подпольщики или Советы. Что касается евреев, совершивших нападение, то они были замаскированы под поляков. Это отражало обеспокоенность внутри Hahalutz Halochem нацистским возмездием гетто, если были замешаны евреи.

Религиозное сопротивление

Кроме того, евреи в Краковском гетто участвовали в форме религиозного сопротивления со стороны продолжая исповедовать иудаизм втайне. Это удалось благодаря охране еврейской полиции.

спасению и помощи извне

Праведные язычники

Единственная аптека, находящаяся в границах Краковского гетто, принадлежала полякам Римско-католический фармацевт Тадеуш Панкевич, которому немецкие власти разрешили открыть там свою аптеку «Под орлом» по его просьбе. Скудные лекарства и транквилизаторы, предоставляемые жителям гетто часто бесплатно - помимо соображений здравоохранения - способствовали их выживанию. Панкевич раздавал краски для волос евреям, вынужденным незаконно переходить стены гетто. В знак признания его героических подвигов в помощи бесчисленному количеству евреев в гетто во время Холокоста, он был удостоен звания Праведник народов мира Яд Вашем на 10 февраля 1983 года. Панкевич - автор книги, описывающей, среди прочего, ликвидацию гетто.

В список из нескольких десятков польских праведников из Кракова входят Мария и Бронислав Флорек, которые жил на улице Чижувка и спасал семьи Гольдбергеров и Нихтбергеров. Примечательно, что Мария Флорек контрабандой провозила поддельные удостоверения личности, добытые на фабрике Эмалия Оскара Шиндлера (без его ведома), для евреев, скрывающихся на «арийской стороне» Кракова. Владислав Будинский, который бесплатно помогал даже совершенно незнакомым людям, в 1943 году женился на еврейской девушке Хане Ландау, но в 1944 году они были задержаны гестапо и депортированы в разные концлагеря. Оба выжили, воссоединились в Кракове и в 1969 году эмигрировали в Швецию. Польский гинеколог д-р Хелена Шлапак превратила свой дом на улице Гарбарска в убежище для евреев, ставших жертвами торговли людьми, и для распространения фальсифицированных документов, а также секретных сообщений и хранилищ фотографий из Освенцима. Она сотрудничала с Жеготой, ухаживала за скрывающимися больными евреями и помещала их в больницы под вымышленными именами.

Жегота

Жегота также имела известность в Кракове. Целью Жеготы было помогать евреям изо дня в день, а не стремиться к общему решению. Жегота предоставил возможность с помощью фальшивых документов, врачей для здравоохранения, денег и нескольких других важных ресурсов и помощи евреям.

Историки утверждают, что в Зеготе польско-еврейские отношения были сильными до войны, и Жегота вмешалась усилить органически возникающую помощь. Кроме того, под руководством Станислава Добровольского были предоставлены продукты питания, лекарства, средства и средства для побега. Несколько членов Жеготы - Йозефа Рысинская, Мечислав Курц, Тадеуш Билевич, Зигмунт Кузьма и Ада Прочницка - способствовали транспортировке припасов и общей помощи в лагерях.

Известные люди

Одна из двух сохранившихся частей гетто стена (ул. Львовская, 27), с мемориальной доской и типичным домом гетто на заднем плане Второй сохранившийся фрагмент стены гетто на ул. Лимановского 62 Мемориал евреям из Краковского гетто на месте их депортации. Каждый стальной стул представляет 1000 жертв

Кинорежиссер Роман Полански, выживший в гетто, в своих мемуарах 1984 года Роман вспомнил свои детские переживания там до массовой депортации операции «Рейнхард» в Кракове. «Мое собственное ощущение, - писал Полански, - заключалось в том, что если бы только можно было объяснить им, что мы не сделали ничего плохого, немцы поймут, что все это было гигантским недоразумением».

Много лет спустя, Рома Лигоцка, польский художник и писатель, двоюродный брат Романа Полански, который в детстве был спасен и выжил в гетто, написал роман, основанный на ее опыте, Девушка в красном пальто : Мемуары. Ошибочно полагают, что она изображена в фильме Список Шиндлера. Сцена, однако, была построена на воспоминаниях Зелига Бурхута, пережившего Плашов (и другие рабочие лагеря). В интервью Спилбергу перед созданием фильма Бурхут рассказал о молодой девушке в розовом пальто, не старше четырех лет, которую застрелил нацистский офицер прямо у него на глазах. Изображался Оскар Шиндлер в Томасе Кенелли романе Ковчег Шиндлера (основа для Стивена Спилберга Список Шиндлера). В особенно драматическом случае 300 рабочих Шиндлера были депортированы в лагерь смерти Освенцим, несмотря на его усилия, и он лично вмешался, чтобы вернуть их ему.

Среди других известных людей Мордехай Гебиртиг, который был одним из самых влиятельных и популярных авторов песен и стихов на идиш. Там его расстреляли в 1942 году. Мириам Акавиа, израильская писательница, пережила краковское гетто и концлагеря. Известный дерматолог и один из первооткрывателей синдрома Рейеса, доктор Джим Джейкоб Барал также пережил краковское гетто; мать подтолкнула его и его брата Мартина под колючую проволоку, чтобы они спрятались в доме польского спасателя, который отвез их в Бохню, где позже к ним присоединились их мать и сестра. Бернард Оффен, родился в 1929 году в Кракове, пережил гетто и несколько нацистских концлагерей.

Младший лейтенант Ежи Закульский, поверенный и член Национальных вооруженных сил (Narodowe Siły Zbrojne, NSZ) в оккупированном немцами Кракове был приговорен к смертной казни сталинскими чиновниками и казнен в послевоенной Польше, контролируемой Советским Союзом, по сфабрикованным обвинениям в том, что он вражеский шпион. Пережившая Холокост еврейка из Кракова Мария Блешинская урожденная Бернштейн попыталась спасти жизнь Закульского в благодарность за его спасение ее и ее дочери во время Холокоста; однако ей это не удалось. Заверенное письмо, которое она отправила в Областной военный суд в Варшаве, было выброшено вместе с мольбой о помиловании президента.

Зузанна Гинчанка и ее муж покинули Львовское гетто для Краковского гетто в сентябре 1942 г. Она была арестована и расстреляна в тюрьме в январе 1945 г.

См. также

Ссылки

Библиография

  • Граф, Мальвина (1989). Вспомнили Краковское гетто и лагерь Плашув. Таллахасси: Издательство государственного университета Флориды. ISBN 0-8130-0905-7
  • Полански, Роман. (1984). Римский. Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания. ISBN 0-688-02621-4
  • Кац, Альфред. (1970). Польские гетто в состоянии войны. Нью-Йорк: Twayne Publishers. ISBN 0-8290-0195-6
  • Список Шиндлера - воспроизведение оригинального списка евреев, нанятых Оскаром Шиндлером
  • Краков Шиндлера - современные фотографии

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Краковским гетто.

Координаты : 50 ° 2′43 ″ N 19 ° 57′17 ″ E / 50.04528 ° N 19.95472 ° E / 50.04528; 19.95472

Последняя правка сделана 2021-05-26 14:02:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте