Курукан Фуга

редактировать

Согласно Эпосу Сундиата, Курукан Фуга или Курукан Фуга был конституцией Малийской империи, созданной после битвы при Крине (1235 г.) собранием знати для создания правительства для вновь созданной империи. Согласно устной традиции поэтов гриот Мали и Гвинеи, Курукан Фуга учредил федерацию кланов мандинка под одним правительством, описал, как она будет действовать, и установил законы, по которым люди будут жить. Название Курукан Фуга - это топоним, переводящееся как «поляна на гранитной / латеритной скале», относящееся к равнине недалеко от города Ка-ба (современный Кангаба ), где повествование Сундиата Кейта представляет устав.

«Хартия Манден, провозглашенная на Курукан Фуга», была внесена в 2009 г. (4.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, хранимого ЮНЕСКО.

Содержание
  • 1 Реконструкция
  • 2 Содержание
    • 2.1 Социальная организация
    • 2.2 Товаров
    • 2.3 Сохранение природы
    • 2.4 Окончательная утилизация
  • 3 Дополнительная литература
  • 4 Ссылки
Реконструкция

Самые ранние дошедшие до нас версии эпоса Сундиата были собраны в 1890-х годах, а первая точная транскрипция датируется 1967 годом. Как пример устной истории, эпоса в фиксированной форме не существует.

Попытка «реконструировать» Курукан Фуга из устной традиции была предпринята в 1998 году на региональном семинаре, проведенном в Канкан, Гвинея, с целью публикации и сохранение устной истории, связанной с джели или гриотами области. С помощью современных коммуникаторов и гвинейских лингвистов под руководством Сиримана Куяте на семинаре были расшифрованы и переведены законы и указы, сохранившиеся в разных регионах из ядра империи Мали.

Куяте оценил свою реконструкцию как «относительно точное воспроизведение хартии, созданной в четырнадцатом веке». Джибрил Тамсир Ниан в интервью дошел до того, что заявил, что реконструкция была «декларацией» о правах человека, "составленном" в 1236 году ".

Английский вариант хартии был переиздан Мангоне Нианг, директором CELTHO / UA (Ниамей), с кратким комментарием, подготовленным Сириманом Куяте, в качестве приложения к «Рабочим документам» для «Межпоколенческого форума по эндогенному управлению в Западной Африке», организованного Клубом Сахеля и Западной Африки / ОЭСР, Уагадугу (Буркина-Фасо), 26–28 июня 2006 г. Согласно предисловию Нианга,

«Традиционисты - это те, кто [читал] текст; затем он был расшифрован и переведен с помощью гвинейских лингвистов и под наблюдением г-на Сиримана Куяте - магистрата и специалиста по традиции (его семья является опекуном Сособала, в Ниагасоле, Гвинея). Затем ул. С. Куяте. изложил Хартию, не фальсифицируя существенный момент, говоря здесь о современных юридических текстах с целью сделать их читаемыми для современников ».

Ньянг перечисляет десять« традиционных коммуникаторов », на основании которых текст был реконструирован. Сириман Куяте, автор реконструкции, внесен в список десяти авторитетов. Нианг добавляет, что «исходный текст в Малинке доступен в цифровом банке данных ARTO». Десять источников перечислены следующим образом: Сиака Куяте, Ниагассола, Сигуири (Гвинея), Ламин Куяте, Лойла, Мандиана (Гвинея), Дамисса Секу Диабате, Сигуири (Гвинея), Кулако Туре, Фарана (Гвинея), Мамади Канте дит Конкоба, Дингвирайе (Гвинея), Старый Койта, Керуане (Гвинея), Секуба Конде, Дабола (Гвинея), Э. Умар Камара, Канкан (Гвинея), Абдулай Кануте, Тамбакунда (Сенегал), Сириман Куяте, Ниагассола, Сигири ( Гвинея).

Содержание

Реконструированная Курукан Фуга, опубликованная Куяте, содержит 44 указа. Они разделены на четыре раздела, касающихся социальной организации (указы 1–30), прав собственности (указы 31–36), защиты окружающей среды (указы 37–39) и личной ответственности (указы 40–44).

Курукан Фуга разделил новую империю на правящие кланы (родословные), которые были представлены на большом собрании под названием Гбара. Было 16 кланов, известных как Джон-Тан-Нор-Воро (носители колчана), ответственных за руководство и защиту империи. Было также 4 клана, известных как Мори-Канда-Лолоу (хранители веры), которые руководили правящими кланами в вопросах исламского права. Было 4 клана нямакала (люди касты ), которые имели монополию на определенные профессии, включая, но не ограничиваясь плавкой, обработкой дерева и кожевники. Наконец, было 4 клана джели (мастеров речи), записавших историю империи с помощью песен. Вместе они составят 29 мест Гбара на равнине Курукан Фуган (названной в честь события, когда Сундиата «разделил мир»). 30-е место, вероятно, занимал джели мансы, называемый belen-tigui (церемониймейстер), или, возможно, он был зарезервирован за женщиной-монитором, поскольку конституция гласит, что женщины должны быть представлены на всех уровнях правительства (указ 16).

Статья 7 устанавливает сананкуя (тип кузинальных или шутливых отношений, которые являются давней социальной традицией Западной Африки) как гражданский долг..

Куяте в своем комментарии обращает внимание на пункт 20, касающийся гуманного обращения с рабами.

20. «Не обращайтесь с рабами плохо. Вы должны позволять им отдыхать один день в неделю и заканчивать свой рабочий день в разумное время. Вы хозяин рабов, но не сумку, которую они несут».

Социальная организация

  • Статья 1: Общество Великого Манде разделено на шестнадцать кланов носителей колчана, пять кланов марабутов, четыре группы «ньямакал» и одну группу рабов. У каждого из них своя деятельность и роль.
  • Статья 2: «Ньямакала» должны посвятить себя тому, чтобы говорить правду вождям, быть их советниками и защищать своей речью установленных правителей и порядок на вся территория.
  • Статья 3: Пять кланов марабутов - наши учителя и наши наставники в исламе. Каждый должен относиться к ним с уважением и вниманием.
  • Статья 4: Общество делится на возрастные группы. Те, кто родился в течение трех лет подряд, принадлежат к одной возрастной группе. Члены промежуточного класса между молодыми и пожилыми людьми должны быть приглашены для участия в принятии важных решений, касающихся общества.
  • Статья 5: Каждый имеет право на жизнь и на сохранение физической неприкосновенности.. Соответственно, любая попытка лишить ближнего жизни карается смертью.
  • Статья 6: Чтобы выиграть битву за процветание, была установлена ​​общая система контроля для борьбы с ленью и праздностью.
  • Статья 7: сананкуня (шутливые отношения) и танаманнйонья (кровный договор) были установлены среди мандинка. Следовательно, любые разногласия, возникающие между этими группами, не должны разрушать уважение друг к другу, являющееся правилом. Между зятьями и невестками, между бабушками и дедушками и внуками должна быть принципом терпимости.
  • Статья 8: Семья Кейта назначается правящей семьей в империи.
  • Статья 9: Детское образование необходимо всему обществу. В результате отцовский авторитет падает на всех.
  • Статья 10: Мы должны выражать взаимные соболезнования.
  • Статья 11: Когда ваша жена или ваш ребенок убегают, прекратите бегать за ними в доме соседа..
  • Статья 12: Наследование по отцовской линии никогда не уступает власть сыну, если один из братьев его отца еще жив. Никогда не уступайте власть несовершеннолетнему только потому, что у него есть имущество.
  • Статья 13: Никогда не оскорбляйте ньяров (талантливых).
  • Статья 14: Никогда не оскорбляйте женщин, наших матерей.
  • Статья 15: Никогда не бейте замужнюю женщину, пока ее муж не попытался исправить проблему.
  • Статья 16. Женщины, помимо их повседневных занятий, должны быть связаны со всеми нашими руководителями.
  • Статья 17: Ложь, которая прожила 40 лет, должна рассматриваться как истина.
  • Статья 18: Мы должны уважать закон первородства.
  • Статья 19: У любого мужчины есть двое родителей. -закон: Мы должны относиться к ним с уважением и вниманием.
  • Статья 20: Не обращайтесь плохо с рабами. Мы хозяева раба, а не мешок, который он носит.
  • Статья 21: Не обращайте постоянного внимания на жен вождя, соседа, марабута, священника, друг и партнер.
  • Статья 22: тщеславие - признак слабости, а смирение - признак величия.
  • Статья 23: Никогда не предавайте друг друга. Уважайте свое честное слово.
  • Статья 24: В Мандене не обращайтесь плохо с иностранцами.
  • Статья 25: Посол ничем не рискует в Мандене.
  • Статья 26 : Бык, доверенный вашей заботе, не должен вести за собой загон.
  • Статья 27: Девушка может быть выдана замуж, как только она достигнет полового возраста, без определения возраста.
  • Статья 28: Молодой человек может жениться в возрасте 20 лет.
  • Статья 29: Приданое составляет 3 коровы: одна для девочки, две для отца и матери.
  • Статья 30: В Манде, развод допускается по одной из следующих причин: импотенция мужа, безумие одного из супругов, неспособность мужа брать на себя обязательства, вытекающие из брака. Развод должен происходить за пределами села. (Французская версия, опубликованная в 1998 г., не включает эту статью, но разбивает статью 34 на две, пронумеровывая промежуточные статьи по-разному).
  • Статья 31: Мы должны помогать тем, кто в ней нуждается.

Товаров

  • Статья 32: Есть пять способов приобретения собственности: покупка, дарение, обмен, работа и наследование. Любая другая форма без убедительных показаний сомнительна.
  • Статья 33: Любой предмет, обнаруженный без известного владельца, становится общей собственностью только через четыре года.
  • Статья 34: Четвертая родившаяся телка является собственностью хранитель телки. Одно из четырех яиц является собственностью опекуна курицы-несушки.
  • Статья 35: Одно коровье должно быть обменено на четырех овец или четырех коз.
  • Статья 36: Утолить голод не является грабежом, если вы ничего не забираете в сумке или кармане.

Охрана природы

  • Статья 37: Факомбе назначается главным охотником.
  • Статья 38: Перед поджогом куст, не смотрите на землю, поднимите голову в направлении верхушек деревьев, чтобы увидеть, приносят ли они плоды или цветы.
  • Статья 39: Домашних животных во время выращивания и освобожден после сбора урожая. Собака, кошка, утка и домашняя птица не связаны этой мерой.

Окончательное отчуждение

  • Статья 40: Уважайте родство, брак и соседство.
  • Статья 41: Вы можете убить человека враг, но не унижайте его.
  • Статья 42: На больших собраниях довольствуйтесь своими законными представителями.
  • Статья 43: Балла Фасеке Куяте назначается начальником церемоний и главным посредником в Мандене. Ему разрешено шутить со всеми группами, в первую очередь с королевской семьей.
  • Статья 44: Все, кто нарушит эти правила, будут наказаны. Каждый обязан обеспечить эффективное выполнение своих обязательств.
Дополнительная литература
Ссылки
  • Сиссе, Юсуф Тата (2003). Хартия Манде и другие традиции Мали. Париж: Альбин Мишель. п. 64 страницы. ISBN 2-226-13736-X.
  • Ki-Zerbo, J D.T. Nianie (1998). ЮНЕСКО Всеобщая история Африки, Vol. IV: Африка от двенадцатого до шестнадцатого века (сокращенное издание). Беркли: Калифорнийский университет Press. п. 277 стр. ISBN 0-520-06699-5.
  • Мангоне Нианг, Хартия KURUKAN FUGA: пример механизма эндогенного управления для предотвращения конфликтов, Межпоколенческий форум по эндогенному управлению в Западной Африке, 2006
  • флаг Портал Мали
  • Портал истории
Последняя правка сделана 2021-05-25 13:46:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте