Коттабос

редактировать
Целевая игра, в которую играли древние греки и этруски

Игрок Коттабос, краснофигурный киликс, ок. 510 г. до н.э., Музей Древней Агоры в Афинах.

Коттабос (Древнегреческий : κότταβος) был игрой на ловкость, в которую играли в Древнегреческом и этрусские симпозиумы (застолья), особенно в VI и V веках до нашей эры. Они включали в себя бросание винного осадка (осадка) в цель в середине комнаты. победитель получит приз (κοττάβιον или «коттабион»), состоящий из пирожных, конфет или поцелуев.

Древние писатели, в том числе Дионисий Халк, Алкей, Анакреон, Пиндар, Вакхилиды, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан и Антифан часто упоминают об этой практике; и изображен на тогдашних краснофигурных вазах. Ссылки на практику авторов римского и александрийского периодов показывают, что мода угасла. В латинской литературе это почти полностью неизвестно.

Для успеха в игре требовалась ловкость, а необычная способность была оценена так же высоко, как соответствующее мастерство в метании копья. Коттабос был обычным явлением, и, по крайней мере, на Сицилии, были построены специальные круглые здания, чтобы игроки могли легко располагаться вокруг цели и быстро следовать друг за другом. Как и во всех играх, в которых находил место элемент случайности, он рассматривался как более или менее зловещий для будущего успеха игроков, особенно в вопросах любви, и иногда азарт еще больше усиливался из-за того, что ставка была на какой-то ценный объект. событие. Ставкой в ​​игре часто был слуга, посещающий симпозиум с игроками.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Правила игры
  • 3 Коттабос Катактос
  • 4 Вариации
    • 4.1 Коттабос с оксибафой
    • 4.2 Комбинация катакто и оксибафа
    • 4.3 Затонувший коттабос
      • 4.3.1 Метод №1
      • 4.3.2 Метод №2
      • 4.3.3 Метод №3
    • 4.4 Коттабос с птицей с головой фаллоса
  • 5 Тост Коттабос
  • 6 Чашка Коттабос в Оксфорде
  • 7 Игроков Коттабос
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
  • 10 Примечания
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Происхождение

Аттический краснофигурный псиктер, Евфроний, ок. 520 г. до н.э.

Игра коттабос, похоже, возникла на Сицилии, или на земле Сикелов. Но он распространился по Греции, от Фессалии до Родоса, и стал особенно модным в Афинах. Доказательства его происхождения можно найти на аттическом псиктере с красными фигурами Евфрония, изображающем четырех гетероев. Один из гетерян на вазе, Смикра, раскачивает чашу, играя на коттабосе. Надпись рядом с ней: дорический, диалект, используемый сицилийцами.

Правила игры

Как писал Антифан в своей пьесе: игрок коттабоса кладет указательный палец на правая рука через ручку чашки для питья ладонью вверх; а остальные пальцы растопырены, как игра на флейте. Игрок откидывается на кушетке, опираясь на левый локоть; и, двигая только правым предплечьем, бросает винный осадок.

Коттабос Катактос

Сцена симпозиума с игроком коттабос (в центре). Фреска из Гробницы ныряльщика, 475 г. до н.э. Пестум Национальный музей, Италия.

При игре в коттабос катакто, также называемых коттабо, с шестом, целью является пластинкс (πλάστιγξ), маленький диск, балансирующий горизонтально на бронзовой подставке для лампы. На полпути вниз находится диск большего размера, называемый гривами (μάνης). Иногда используется бронзовая статуэтка с балансирующим пластинксом на вытянутых руках или на голове. Некоторые называют эту статуэтку гривой, поскольку Манес было фригийским рабским именем; и имело бы смысл связать это имя с этой маленькой фигуркой. Но, по мнению Антифана, пластинкс должен падать на гривы с громким шумом, что кажется маловероятным, если грива - это статуэтка. Ожидается, что игрок бросит винный осадок, найденный в чашке для питья, таким образом, чтобы он не разбил массу при прохождении по воздуху в направлении пластинкса. Успех влечет за собой падение пластинкса на гривы, вызывающее звон колокольчика. И брошенное вино, и издаваемый шум назывались латакс (λάταξ).

Варианты

Игрок Коттабос; Краснофигурный чердак киликс; Лувр

Коттабос Катактос был традиционным и правильным способом игры, но допускались различные модификации:

Коттабос с оксибафой

В Коттабосе с оксибафоном (Κότταβος δι ᾽ ὀξυβάφων), или коттабос в чаше, цель броска - чаша или леканэ. Лекан наполняется водой, а пустые неглубокие блюдца (sauceξύβαφα или оксибафа) плавают по воде. Цель состоит в том, чтобы бросить винный осадок на оксибафу, чтобы утопить его, что легче, чем коттабо катакто. Игрок, который проснулся больше всех, стал победителем. Эта форма игры редко встречается на вазах, по-видимому, потому, что было бы трудно нарисовать внутреннюю часть лекана с плавающим в нем оксибафой на вазе.

Сочетание катактоса и оксибафы

В Италии есть особая стойка коттабо, этрусская, с шестом и чашей внизу. Он сочетает в себе kottabos kataktos с вариацией, включающей оксибафу. Нижний, вероятно, был леканом, который использовался для плавания оксибафы, в то время как шест можно использовать для воспроизведения первоначальной формы.

Затонувший коттабос

Затонувший коттабос (Κότταβος κατακτός) не так прост. Аппарат (kottabeion, мн. Kottabeia) представлял собой рабд (ῥάβδος, бронзовый шест), пластинкс (πλάστιγξ, такое маленькое блюдце на весах), леканис (λεκανίς, большое блюдце) и гривы (μάνης, бронзовая статуэтка).

Обнаружение на этрусских могильниках (Вольфгангом Хельбигом в 1886 году) двух наборов реальной аппаратуры в Умбрии, около Перуджи, как а также различные изображения на греческих вазах помогают объяснить несколько неясные рассказы о том, как играл коттабос.

Рабдус (шест) имел плоское основание, а основная структура сужалась к вершине с тупым концом (на котором балансировался пластинкс или грива). Пластинкс (блюдце) имел отверстие у края и слегка вогнутый в середине.

Примерно на двух третях пути рабдус был окружен lecanis (большим блюдцем). Гнездо на вершине рабда удерживало гривы (фигурку). Грива имела форму человека с поднятой правой рукой и ногой, иногда держащего рог для питья (или «ритум»).

По словам Хельбига, с этим аппаратом были сыграны три игры:

Метод №1

Пластинкс (маленькое блюдце) закрепляли на вершине рабдуса (шеста)., с леканисом (большим блюдцем) внизу. Игроки пытались наполнить пластинкс вином, достаточным для того, чтобы его (с треском) опрокинуть на леканис.

Метод № 2

Играется точно так же, как и в методе № 1, за исключением того, что пластинкс должен был поражать гривы (фигурку) на пути вниз к леканам.

Метод № 3

Воспроизводится точно так же, как метод № 1, за исключением того, что гривы (вместо пластинкса) закреплялись на вершине рабдуса, и именно при этом вино было брошено.

Коттабос с птицей с головой фаллоса

Другой вариант коттабо включает в себя другой тип цели. На краснофигурной чашке Аполлодора изображены участники симпозиума, целящиеся в цель с птицей с фаллосовой головой, балансирующей на треноге, установленной на плоской посуде. На кастрюле написано KOTABOS, поэтому можно точно определить, в какую игру играют. Эта цель уникальна и подчеркивает эротическую сторону игры и симпозиума.

Тост коттабоса

Перед тем, как игрок коттабос бросает винный осадок, ход посвящается возлюбленному. Слова игрока могут быть своего рода тостом или посвящением любимому человеку. Тост может служить вопросом о возможности успеха в любви, на который ответит результат броска. Он подчеркивает любовную природу этой игры и основную идею объединения на симпозиуме.

Одна из самых известных надписей на краснофигурном псиктере из четырех гетайраев сделана Евфроний. На этом псиктере Смикра посвящает свою очередь Леагросу. Надпись гласит: «Tin tande latasso leagre (Я бросаю это тебе, Леагрос)». Леагрос был популярным молодым человеком, которого часто упоминали в надписях калос на симпотических вазах в этот период.

Иногда художники использовали богов как изображения игрока на коттабосе, когда произносили тосты на коттабосе. На краснофигурном stamnos копенгагенского художника Дионис изображен как одно из таких изображений. Надпись у его руки гласит: «tot tende (это для тебя)». Слева сатир завершает фразу: «lykoi (от Lykos)», который был популярным в то время юношей и известен по другим надписям. Судя по всему, бог используется как рупор для человека, говорящего о своей привязанности.

На другой чаше с красными цифрами, кажется, вырывается надпись ho pais kalos («юноша прекрасна») из кубка игрока и следуйте по траектории брошенного вина.

Коттабос предполагает нарушение равновесия, когда пластинкс падает, или оксибафа опускается. Этот разрыв равновесия символизирует неуверенность, которую человек может испытывать в присутствии любовника. Таким образом, когда баланс нарушен, звук падения пластинкса на гривы и погружения оксибафы служит хорошим предзнаменованием, указывающим на то, что любовь игрока обеспечена. Успешная игра в коттабо означает успех в поисках любви или любви со стороны молодых мужчин и женщин.

Кубок Коттабо в Оксфорде

Большинство чашек, используемых для игры в коттабо, были обычные кайлы, как показано на раскрашенных горшках. Но в Оксфорде есть уникальная чашка коттабо: вместо обычной ножки у этой чашки снизу выступ конической формы. Говорят, что это чашка, предназначенная для игры на коттабо. Износ на ручках соответствует тому, как игрок коттабо использует чашу. Благодаря особой ножке, его можно было бы удобно носить в качестве личной чашки коттабо на симпозиумах.

Игроки в коттабо женского пола

Женщины обычно не получали тосты коттабо, поэтому сцена, изображающая женщин коттабо Игроки, такие как четыре гетера от Евфрония, называющие популярную молодежь предметом тоста, могут быть шуткой. Другая интерпретация четырех гетеросов состоит в том, что эти женщины-симпозианты - спартанки (афиняне считали их в целом неспособными контролировать своих женщин). Это объясняет дорический диалект, использованный в надписи, а также отсутствие кушеток, что согласуется со стереотипами о Спарте, которых придерживались афиняне. Использование женских симпозиумов в качестве юмористического образа согласуется с несколькими чернофигурными вазами с фигурами, которые интерпретируются как этрусские женщины. Как и спартанские женщины, они считались нецивилизованными.

См. Также

  • Портал питья

Ссылки

Примечания

Далее чтение

  • Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Коттабус ». Британская энциклопедия. 7(11-е изд.). Cambridge University Press. Эта статья, в свою очередь, цитирует:
    • Сарторис, К. Дас Коттабос-Шпиль дер Альтен Грихен. 1893. (на немецком языке) Полный трактат по предмету с полной библиографией древних и более современных авторитетов.
    • Хиггинс, А. «Недавние открытия аппарата, используемого в игре Коттабоса». Archaeologia, li. 1888.
    • Дармберг и Саглиос. «Коттабос». Dictionnaire des Antiquités (на французском)
    • de Fouquières, L. Becq. Les Jeux des anciens. 1873. (на французском языке)
    • Helbig, Wolfgang. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Römische Abteilung i. 1886. (на немецком языке)

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 13:42:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте