Восстание Конго-Вара

редактировать
Восстание Конго-Вара
Дата1928–1931
МестоположениеФранцузская Экваториальная Африка, Французский Камерун
Результатпоражение восстания ted
Воюющие

люди Гбая и кланы


Соучастники: . люди мбум. люди мбай. люди пана. люди янгере. люди мбиму.

народ гунди

Франция Франция

народ фула


Соучастники :.

Гбая вождества
Командиры и лидеры
Карну . Бисси. ЯнджереОгюст Ламблен. Поль Жермен. Гаэтан Жермен. Пьер Крубилле. лейтенант. Бутин
Сила
290 000 жителей деревни. 60 000 воиновнеизвестно
Жертвы и потери
10 000–100 000неизвестно

Конго- Восстание Вара, также известное как Война Рукояти Мотыги и Война Байя, было сельским антиколониальным восстанием в бывших колониях Французская Экваториальная Африка и Французский Камерун, возникшие в результате вербовки коренного населения в строительство железных дорог и сбор резины. Это было самое маленькое и наименее известное из французских колониальных восстаний межвоенного периода. Большая часть конфликта произошла на территории, которая сейчас является частью Центральноафриканской Республики.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Борьба
    • 2.1 Приверженность
  • 3 Последствия
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
Общие сведения
принудительный труд семейный лагерь во время строительства железной дороги Конго-Океан 1930.

Барка Нгаинубей, известный как Карну (что означает «тот, кто может измениться мир »), был религиозным пророком и целителем Гбая из района бассейна реки Сангха. В 1924 году он начал проповедовать ненасильственное сопротивление французским колонизаторам в ответ на вербовку туземцев при строительстве Конго-Океанской железной дороги, а также на резину и жестокое обращение со стороны европейских концессионных компаний. Карну также проповедовал против европейцев и Фула, которые управляли частями территории Гбая во Французском Камеруне от имени Франции. Ненасильственное свержение французов и фулани должно было быть достигнуто с помощью традиционной медицины, символизируемой небольшой крючковатой палкой, напоминающей миниатюрную ручку мотыги (koŋgo wara), которую Карно раздал своим последователям. Вокруг Карну возникло движение, которое разрослось до бойкота европейских товаров и солидарности черных. Это движение оставалось незамеченным французской администрацией, которая имела лишь ограниченное присутствие в регионе, до 1927 года, когда многие последователи движения начали брать в руки оружие. К этому времени к движению присоединилось более 350 000 человек, в том числе около 60 000 воинов. Такое единство было беспрецедентным в регионе, известном своей политической раздробленностью и историческим отсутствием централизованной власти.

Боевые действия

Вооруженный конфликт вспыхнул в середине 1928 года в результате столкновения между последователями Карну и группой Фула. скотоводов между городами Бабуа и Буар, после чего последовали аналогичные нападения на караван торговцев хауса возле Ганкомбона и французского сельскохозяйственного агента в сопровождении полиции в Нахинге. Послание Карну быстро распространилось на фоне этих сражений, и многие далекие группы Гбая отправили своих эмиссаров в Карну, чтобы перенять его методы. Насилие быстро распространилось на французских торговцев, французские правительственные посты, местных вождей и солдат, которые работали на французов. Затем Буар был оккупирован и сожжен последователями Карну. Мятеж сторонников Карну продолжался в последующие месяцы, несмотря на то, что они были плохо экипированы. В целом конфликт происходил вдали от городских центров.

Французская контратака с усиленными войсками была начата в конце 1928 года, и 11 декабря Карну был убит французским военным патрулем. Однако восстание продолжало неравномерно распространяться из бассейна Сангхи, охватив соседние группы из Камеруна и нижнего региона Убанги, а именно в долинах Мбере и Вина Французского Камеруна, вокруг города Байбокум и Мойссала на юге Чада, вокруг городов Ялок, Бамбио, Нделе и Бода в регионах Мамбере-Кадей и Лобай в Убанги-Шари и вокруг города Беранджоко во Французском Конго.

Для дальнейшего подавления «инакомыслия», Французские войска были отправлены в тюрьмы сторонников движения, а также отправлены в лесные районы, не затронутые восстанием, для переселения местных жителей. Французские власти также пытались насильственно вербовать группы местных жителей для борьбы с повстанцами, однако этого избегали многие группы, в том числе народ нгандо, многие из которых покинули свои деревни и перебрались в лагеря глубоко в лесу для продолжительность конфликта, как это происходило в периоды принудительного труда. Заключительный этап конфликта, известный как «война пещер», произошел в 1931 году.

Последователи Конго-Вара сражались, исходя из посылки о неуязвимости для европейских солдат с помощью священной рукояти мотыги. Этот мистицизм, увековеченный Карну, побуждал немилитаризованных жителей деревни сражаться храбро, но безрассудно. Одним из записанных примеров такого поведения был рассказ о человеке, танцующем перед французским командиром и угрожающем ему копьем, при этом скандируя: «огонь, большая горилла; твое ружье будет стрелять только водой».

Приверженность

Хотя первоначально восстание было ответом на зверства концессионных компаний, восстание быстро распространилось на восточный Камерун и юг Чада, которые никогда не контролировались такими компаниями. Среди самих кланов Гбая те в восточном Камеруне и западном Убанг-Шари, которые культивировали связи со своими соседями фулани и французскими и / или бывшими немецкими колонизаторами, предпочли вместо этого встать на сторону французской администрации в противодействии восстанию. Это произошло потому, что их дипломатические связи позволили их лидерам стать официально признанными вождями. Примеры включают вождей Гбая в деревнях Алим и Гбанген, в долинах Мбере и Пангара, соответственно, вождя Гбая в деревне Локоти и вождя Мбума в деревне Мбула, оба в Субпрефектура Мейганга, все в Камеруне. Вожди Гбая в деревнях Абба и Газа в Убанги-Шари также поддерживали французскую администрацию.

Между тем, большая часть этого распространения активности против Франции была серией узких реакций на неизбирательное французское подавление с далеко идущие ассоциации с движением Карну в лучшем случае номинальны и существуют только для удобства. Это также относится к поддержке со стороны других групп, помимо Гбая, поскольку, хотя проповеди Карно вращались вокруг универсальных традиций и духовности Гбая, они не были общеэтническими по своей привлекательности.

Последствия
Изображение Карну в 2016 году в Буар.

Восстание Конго было подавлено в 1931 году, но стало крупнейшим межвоенным восстанием либо Французского Камеруна, либо Французской Экваториальной Африки. После восстания лидеры движения были заключены в тюрьму и казнены, хотя двое из лейтенантов Карну, Бисси и Янджере, не были захвачены до 1935 года. Население коренных жителей также было насильственно переселено в определенные деревни, где за ними можно было наблюдать. Две из этих деревень - Нгунди и Нделе префектуры Санга-Мбаэре.

Чтобы установить контроль над регионом, французская администрация разделила департамент Кадей-Сангха, где зародилось восстание. в 1933 году в департамент Верхняя Сангха и Н'Гоко-Сангха. Однако в следующем году эти два департамента были объединены. В ответ на восстание французские власти согласились не продлевать аренду концессионных компаний, однако европейские деловые интересы, в том числе плантации, продолжали продвигаться в регионе.

В отличие от других конфликтов, которые произошли во французских колониях, Восстание Конго-Вара было отнесено к относительной безвестности среди публики во Франции, и лишь немногие политики и комментаторы отметили его. Те немногие новости о восстании, которые были известны в Европе, помогли привлечь внимание к условиям, в которых оказались центральноафриканские рабочие. Это привело к критике французского правления в Африке со стороны коммунистов и других групп, что привело к подозрениям французов в том, что восстание было спровоцировано коммунистами. Хотя восстание Конго-Вара не добилось независимости от французской колониальной администрации, оно улучшило условия, которые первоначально вызвали сопротивление, поскольку администрация уменьшила худшие формы угнетения в корыстной реакции на негативную прессу, вызванную восстанием. Восстание также выявило несколько более серьезных проблем, присущих французской колониальной системе; влияние неконтролируемого, неограниченного капитализма на коренное население и тот факт, что стабильность зависела от хрупкой сельской элиты. Призывы к фундаментальной реформе, последовавшие за этими разоблачениями, были подавлены, когда был восстановлен порядок.

В 1940-х и 50-х годах авангард центральноафриканского националиста и первый премьер-министр автономной территории Бартелеми Боганда, открыто приравнял себя к Карну и использовал массовый призыв восстания для успешной мобилизации националистических настроений среди центральноафриканцев в политических целях. Боганда случайно погиб в авиакатастрофе в Лобайе, недалеко от того места, где одна версия истории рассказывает о том, что Карну увидел знамение от Бога в виде падающей звезды. Бывший лейтенант Боганды, Абель Гумба, также открыто отождествлялся с историей своего националистического движения против предполагаемой французской марионетки, президента Давида Дако.

Гбая продолжает распространять историю восстания. люди в форме традиционных сказок Гбая, иногда включая песни. Это по-прежнему актуально, поскольку пророчества Карну объясняют радикальные изменения в опыте африканцев в условиях колониализма, а именно в отношении новых политико-экономических и христианских религиозных порядков. Также утверждается, что Боганда был реинкарнацией Карну, посетившего эпицентр восстания, который был бывшей резиденцией Карну в начале 1950-х годов. Таким образом, история Карну помогает примирить миф и традицию Гбайи с бурной историей Центральной Африки.

В городе Мейганга, Камерун, есть кинотеатр, названный в честь Карну.. Совсем недавно центральноафриканская авиакомпания была названа Karinou Airlines, используя устаревшее написание слова Karnou.

Ссылки
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-05-25 12:41:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте