Восстание Конго-Вара | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие | |||||||
люди Гбая и кланы Соучастники: . люди мбум. люди мбай. люди пана. люди янгере. люди мбиму. народ гунди | Соучастники :. Гбая вождества | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Карну †. Бисси. Янджере | Огюст Ламблен. Поль Жермен. Гаэтан Жермен. Пьер Крубилле. лейтенант. Бутин | ||||||
Сила | |||||||
290 000 жителей деревни. 60 000 воинов | неизвестно | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
10 000–100 000 | неизвестно |
Конго- Восстание Вара, также известное как Война Рукояти Мотыги и Война Байя, было сельским антиколониальным восстанием в бывших колониях Французская Экваториальная Африка и Французский Камерун, возникшие в результате вербовки коренного населения в строительство железных дорог и сбор резины. Это было самое маленькое и наименее известное из французских колониальных восстаний межвоенного периода. Большая часть конфликта произошла на территории, которая сейчас является частью Центральноафриканской Республики.
Барка Нгаинубей, известный как Карну (что означает «тот, кто может измениться мир »), был религиозным пророком и целителем Гбая из района бассейна реки Сангха. В 1924 году он начал проповедовать ненасильственное сопротивление французским колонизаторам в ответ на вербовку туземцев при строительстве Конго-Океанской железной дороги, а также на резину и жестокое обращение со стороны европейских концессионных компаний. Карну также проповедовал против европейцев и Фула, которые управляли частями территории Гбая во Французском Камеруне от имени Франции. Ненасильственное свержение французов и фулани должно было быть достигнуто с помощью традиционной медицины, символизируемой небольшой крючковатой палкой, напоминающей миниатюрную ручку мотыги (koŋgo wara), которую Карно раздал своим последователям. Вокруг Карну возникло движение, которое разрослось до бойкота европейских товаров и солидарности черных. Это движение оставалось незамеченным французской администрацией, которая имела лишь ограниченное присутствие в регионе, до 1927 года, когда многие последователи движения начали брать в руки оружие. К этому времени к движению присоединилось более 350 000 человек, в том числе около 60 000 воинов. Такое единство было беспрецедентным в регионе, известном своей политической раздробленностью и историческим отсутствием централизованной власти.
Вооруженный конфликт вспыхнул в середине 1928 года в результате столкновения между последователями Карну и группой Фула. скотоводов между городами Бабуа и Буар, после чего последовали аналогичные нападения на караван торговцев хауса возле Ганкомбона и французского сельскохозяйственного агента в сопровождении полиции в Нахинге. Послание Карну быстро распространилось на фоне этих сражений, и многие далекие группы Гбая отправили своих эмиссаров в Карну, чтобы перенять его методы. Насилие быстро распространилось на французских торговцев, французские правительственные посты, местных вождей и солдат, которые работали на французов. Затем Буар был оккупирован и сожжен последователями Карну. Мятеж сторонников Карну продолжался в последующие месяцы, несмотря на то, что они были плохо экипированы. В целом конфликт происходил вдали от городских центров.
Французская контратака с усиленными войсками была начата в конце 1928 года, и 11 декабря Карну был убит французским военным патрулем. Однако восстание продолжало неравномерно распространяться из бассейна Сангхи, охватив соседние группы из Камеруна и нижнего региона Убанги, а именно в долинах Мбере и Вина Французского Камеруна, вокруг города Байбокум и Мойссала на юге Чада, вокруг городов Ялок, Бамбио, Нделе и Бода в регионах Мамбере-Кадей и Лобай в Убанги-Шари и вокруг города Беранджоко во Французском Конго.
Для дальнейшего подавления «инакомыслия», Французские войска были отправлены в тюрьмы сторонников движения, а также отправлены в лесные районы, не затронутые восстанием, для переселения местных жителей. Французские власти также пытались насильственно вербовать группы местных жителей для борьбы с повстанцами, однако этого избегали многие группы, в том числе народ нгандо, многие из которых покинули свои деревни и перебрались в лагеря глубоко в лесу для продолжительность конфликта, как это происходило в периоды принудительного труда. Заключительный этап конфликта, известный как «война пещер», произошел в 1931 году.
Последователи Конго-Вара сражались, исходя из посылки о неуязвимости для европейских солдат с помощью священной рукояти мотыги. Этот мистицизм, увековеченный Карну, побуждал немилитаризованных жителей деревни сражаться храбро, но безрассудно. Одним из записанных примеров такого поведения был рассказ о человеке, танцующем перед французским командиром и угрожающем ему копьем, при этом скандируя: «огонь, большая горилла; твое ружье будет стрелять только водой».
Хотя первоначально восстание было ответом на зверства концессионных компаний, восстание быстро распространилось на восточный Камерун и юг Чада, которые никогда не контролировались такими компаниями. Среди самих кланов Гбая те в восточном Камеруне и западном Убанг-Шари, которые культивировали связи со своими соседями фулани и французскими и / или бывшими немецкими колонизаторами, предпочли вместо этого встать на сторону французской администрации в противодействии восстанию. Это произошло потому, что их дипломатические связи позволили их лидерам стать официально признанными вождями. Примеры включают вождей Гбая в деревнях Алим и Гбанген, в долинах Мбере и Пангара, соответственно, вождя Гбая в деревне Локоти и вождя Мбума в деревне Мбула, оба в Субпрефектура Мейганга, все в Камеруне. Вожди Гбая в деревнях Абба и Газа в Убанги-Шари также поддерживали французскую администрацию.
Между тем, большая часть этого распространения активности против Франции была серией узких реакций на неизбирательное французское подавление с далеко идущие ассоциации с движением Карну в лучшем случае номинальны и существуют только для удобства. Это также относится к поддержке со стороны других групп, помимо Гбая, поскольку, хотя проповеди Карно вращались вокруг универсальных традиций и духовности Гбая, они не были общеэтническими по своей привлекательности.
Восстание Конго было подавлено в 1931 году, но стало крупнейшим межвоенным восстанием либо Французского Камеруна, либо Французской Экваториальной Африки. После восстания лидеры движения были заключены в тюрьму и казнены, хотя двое из лейтенантов Карну, Бисси и Янджере, не были захвачены до 1935 года. Население коренных жителей также было насильственно переселено в определенные деревни, где за ними можно было наблюдать. Две из этих деревень - Нгунди и Нделе префектуры Санга-Мбаэре.
Чтобы установить контроль над регионом, французская администрация разделила департамент Кадей-Сангха, где зародилось восстание. в 1933 году в департамент Верхняя Сангха и Н'Гоко-Сангха. Однако в следующем году эти два департамента были объединены. В ответ на восстание французские власти согласились не продлевать аренду концессионных компаний, однако европейские деловые интересы, в том числе плантации, продолжали продвигаться в регионе.
В отличие от других конфликтов, которые произошли во французских колониях, Восстание Конго-Вара было отнесено к относительной безвестности среди публики во Франции, и лишь немногие политики и комментаторы отметили его. Те немногие новости о восстании, которые были известны в Европе, помогли привлечь внимание к условиям, в которых оказались центральноафриканские рабочие. Это привело к критике французского правления в Африке со стороны коммунистов и других групп, что привело к подозрениям французов в том, что восстание было спровоцировано коммунистами. Хотя восстание Конго-Вара не добилось независимости от французской колониальной администрации, оно улучшило условия, которые первоначально вызвали сопротивление, поскольку администрация уменьшила худшие формы угнетения в корыстной реакции на негативную прессу, вызванную восстанием. Восстание также выявило несколько более серьезных проблем, присущих французской колониальной системе; влияние неконтролируемого, неограниченного капитализма на коренное население и тот факт, что стабильность зависела от хрупкой сельской элиты. Призывы к фундаментальной реформе, последовавшие за этими разоблачениями, были подавлены, когда был восстановлен порядок.
В 1940-х и 50-х годах авангард центральноафриканского националиста и первый премьер-министр автономной территории Бартелеми Боганда, открыто приравнял себя к Карну и использовал массовый призыв восстания для успешной мобилизации националистических настроений среди центральноафриканцев в политических целях. Боганда случайно погиб в авиакатастрофе в Лобайе, недалеко от того места, где одна версия истории рассказывает о том, что Карну увидел знамение от Бога в виде падающей звезды. Бывший лейтенант Боганды, Абель Гумба, также открыто отождествлялся с историей своего националистического движения против предполагаемой французской марионетки, президента Давида Дако.
Гбая продолжает распространять историю восстания. люди в форме традиционных сказок Гбая, иногда включая песни. Это по-прежнему актуально, поскольку пророчества Карну объясняют радикальные изменения в опыте африканцев в условиях колониализма, а именно в отношении новых политико-экономических и христианских религиозных порядков. Также утверждается, что Боганда был реинкарнацией Карну, посетившего эпицентр восстания, который был бывшей резиденцией Карну в начале 1950-х годов. Таким образом, история Карну помогает примирить миф и традицию Гбайи с бурной историей Центральной Африки.
В городе Мейганга, Камерун, есть кинотеатр, названный в честь Карну.. Совсем недавно центральноафриканская авиакомпания была названа Karinou Airlines, используя устаревшее написание слова Karnou.