Комитас

редактировать

Османский армянский композитор и религиозный деятель
Комитас. Вардапет
Комитас 1902.jpg Комитас в 1901 или 1902 годах
РодилсяСогомон Согомониан. 8 октября [OS 26 сентября] 1869. Кютахья, Османская империя. (современная Турция )
Умер22 октября 1935 г. (1935-10-22) (66 лет). Париж, Франция
Место упокоенияПантеон Комитаса
ГражданствоАрмянин
ОбразованиеГеворкянская семинария. Университет Фредерика Уильяма
Род занятиймузыковед, композитор, хормейстер
Годы работы1891– 1915
Сайтkomitasmuseum.am
Подпись
Komitas signature.png

Согомон Согомонян, рукоположен и широко известен как Комитас, (армянин : Կոմիտաս; 8 октября [OS 26 сентября] 1869 - 22 октября 1935) был армянским священником, музыковедом, композитором, аранжировщиком, певцом и хормейстер, который считается основатель армянской национальной музыкальной школы. Он признан одним из пионеров этномузыкологии.

Осиротев в молодом возрасте, Комитас был доставлен в Эчмиадзин, религиозный центр Армении, где получил образование в Геворгянской семинарии. После своего посвящения в вардапет (безбрачный священник) в 1895 году он изучал музыку в Университете Фредерика Уильяма в Берлине. После этого он «использовал свое западное образование для построения национальной традиции». Он собрал и переписал более 3000 произведений армянской народной музыки, более половины из которых были впоследствии утеряны и только около 1200 сохранились до наших дней. Помимо армянских народных песен, он также проявлял интерес к другим культурам и в 1903 году издал первый в истории сборник курдских народных песен под названием Курдские мелодии. Его хор представлял армянскую музыку во многих городах Европы, в том числе заслужил похвалу Клода Дебюсси. Комитас поселился в Константинополе в 1910 году, чтобы избежать жестокого обращения со стороны ультраконсервативных священнослужителей в Эчмиадзине и познакомить широкую публику с армянской народной музыкой. Он был широко принят армянскими общинами, а Аршаг Чобанян называл его «спасителем армянской музыки».

Во время Геноцида армян - наряду с сотнями других армян интеллектуалы - Комитас был арестован и депортирован в лагерь в апреле 1915 года правительством Османской империи. Вскоре он был освобожден при невыясненных обстоятельствах, у него случился психический срыв, и у него развился тяжелый случай посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Широко распространенная враждебная обстановка в Константинополе и дошедшие до него сообщения о массовых маршах смерти и резне армян еще больше ухудшили его хрупкое психическое состояние. Впервые его поместили в турецкий военный госпиталь до 1919 года, а затем перевели в психиатрические больницы в Париже, где он провел последние годы своей жизни в агонии. Комитаса широко считают мучеником геноцида и в искусстве изображают одним из главных символов Геноцида армян.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Детство (1869–81)
    • 1.2 Эчмиадзин (1881–95)
    • 1.3 Тифлис и Берлин (1895–1899)
    • 1.4 Основной период работы (1899–1910)
    • 1.5 Константинополь (1910–15)
    • 1.6 Депортация и последние годы ( 1915–35)
  • 2 Наследие
    • 2.1 Достопримечательности
  • 3 Избранные произведения, издания и записи
  • 4 Работы над Комитасом
  • 5 Фильмы
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
    • 7.1 Современные спектакли

Биография

Детство (1869–81)

Комитас родился Согомон Согомонян в Кютахья, Хюдавендигар ( Бурса) Вилайет, Османская империя, 26 сентября (8 октября в новом стиле ) 1869 года армянским родителям Кеворку и Такухи. Согласно его автобиографическим очеркам, предки его родителей переселились в западную Анатолию из села Цхна в Нахичеванской Гохтн губернии на рубеже веков. Его семья говорила только на турецком из-за ограничений со стороны османского правительства. Согомон был их единственным ребенком. Он крестился через три дня после рождения. Его мать была родом из Бурсы, и на момент его рождения ей было шестнадцать. Люди, знавшие ее, описывали ее как меланхоличную, в то время как его отец был веселым человеком; но оба интересовались музыкой. Она умерла в марте 1870 года, всего через шесть месяцев после его рождения. Ее смерть оставила на нем глубокие шрамы, самые ранние стихи которого были посвящены ей. После этого, согласно разным источникам, за ним ухаживали либо невестка его отца, либо его бабушка по отцовской линии, Мариам.

В 1880 году, через четыре года после того, как он окончил начальную школу в Кютахье, Согомон был послан его отец Бурса для продолжения образования. Возможно, он остался со своими бабушкой и дедушкой по материнской линии, которые жили в городе. Его отправили обратно в Кютахью четыре месяца спустя, после смерти его отца, который стал алкоголиком. Хотя Согомона усыновил его дядя по отцовской линии Арутюн, его «семейная и социальная структура рухнула». Друг детства описал его как «практически бездомного». Он был полностью лишен отцовской опеки и был «помещен в обстоятельства, которые сделали его уязвимым перед психическим заболеванием, от которого он перенес позже».

Эчмиадзин (1881–95)

Эчмиадзинский собор (1890-е годы) Геворгянская семинария (1910)

Его жизнь резко изменилась осенью 1881 года. В сентябре двенадцатилетний Согомон был доставлен в Эчмиадзин. Кеворк Вартабед Терцагян, местный армянский епископ, которого Святой Престол Эчмиадзина попросил найти мальчика-сироту с хорошим певческим голосом для зачисления в престижную Геворкянскую семинарию. 1 октября 1881 года Комитаса познакомили с католикосом Геворгом IV, который был разочарован незнанием армянского языка, но был настолько впечатлен его певческим талантом, что часто просил Комитаса спеть для посетителей. После неудачного детства Комитас обнаружил в семинарии «эмоциональную и интеллектуальную стабильность».

Между 1881 и 1910 годами Комитас в основном жил в Эчмиадзине, хотя много времени провел в Европе. В течение первого года обучения в семинарии Комитас изучил систему нотной записи армянской музыки (хаз ), основанную на древних неймах, разработанных ранее в 19 веке Ампарцумом Лимонджяном и его ученики. Постепенно он обнаружил большую страсть к музыке и начал записывать песни, которые пели армянские сельские жители недалеко от Эчмиадзина, которые ласково называли его «Нотаджи Вардапет», что означает «записывающий священник».

В начале 1890-х годов Комитас предпринял первые попытки написать музыку на стихи Хачатура Абовяна, Оганеса Оганесяна, Аветика Исаакяна (его младшего одноклассника) и других. В 1891 г. в журнале «Арарат» (официальная газета Святого Престола) был опубликован его «Государственный гимн» (Ազգային Օրհներգ на стихи семинариста А. Ташджяна) для полифонических хоров. Он закончил семинарию в 1893 году, стал учителем музыки и был назначен хормейстером Эчмиадзинского собора, материнской церкви Армении.

Самым ранним его влиятельным лицом был Кристапор Кара-Мурза, который преподавал в семинарии всего один год, в 1892 году. Кара-Мурза сочинял и организовывал представления европейской музыки для школьников в армянонаселенных районах в образовательных целях. И хотя Комитас критиковал свои произведения как не подлинно армянские, Кара-Мурза был тем человеком, который научил Комитаса полифоническому хоровому строю, на котором он построил свои музыкальные достижения.

В 1894 году Согомон был рукоположен иеромонахом (կուսակրոն աբեղա) и назван в честь поэта и музыканта 7 века Католикос Комитас. В феврале 1895 года он был рукоположен в сан вардапет (целомудренный священник) и впоследствии стал известен как Комитас Вардапет. В том же году был завершен его первый сборник народной музыки в транскрипции «Песни Агн» (Շար Ակնա ժողովրդական երգերի), который включал 25 песен о любви, свадебных мелодий, колыбельных и танцев. Это было неодобрительно со стороны реакционной и ультраконсервативной фракции духовенства Эчмиадзина, которая оскорбляла и саркастически называла Комитаса «поющим любовным священником». Распространялись слухи о предполагаемых сексуальных проступках, в результате чего Комитас пережил кризис идентичности.

Тифлис и Берлин (1895–1899)

Университет Фредерика Уильяма c. 1900

В октябре 1895 года Комитас уехал из Эчмиадзина в Тифлис, чтобы изучать гармонию у композитора Макара Экмаляна, чье полифоническое воспроизведение армянской литургии является наиболее широко используемым. и который стал одним из самых влиятельных учителей Комитаса. В то время Тифлис был наиболее подходящим вариантом для Комитаса, так как он находился относительно недалеко от армянских земель и имел дом священника, где он мог остаться. Полгода, проведенные Комитасом с Екмаляном, углубили его понимание европейских гармонических принципов и заложили основу для его дальнейшего обучения в европейских консерваториях. Пока Комитас готовился к вступительным экзаменам, богатый армянский нефтяник Александр Манташев согласился заплатить 1800 рублей за трехлетнее обучение по просьбе Католикоса Мкртича Хримяна.

Комитас прибыл в Берлин в начале июня 1896 года, не будучи принят ни в один университет. Группа друзей-армян помогла ему найти квартиру. Сначала он брал частные уроки с Ричардом Шмидтом в течение нескольких месяцев. После этого он был принят в престижный Университет Фредерика Уильяма. Когда у Манташева почти не осталось денег после оплаты аренды и снабжения, Комитас сократил еду, не ел или не ел каждый день. Однако это не отвлекало его от учебы, и он эффективно впитал эрудицию высококвалифицированных немецких учителей. Среди них были знатоки народной музыки XVIII – XIX веков Генрих Беллерманн, Макс Фридландер, Осгар Флейшер. В мае 1899 года Флейшер учредил берлинское отделение Международного музыкального общества (нем. Internationalen Musikgesellschaft), активным членом которого стал Комитас. Он читал там лекции по армянской народной музыке и предположил, что она восходит к дохристианским, языческим временам. Его учеба в университете закончилась в июле 1899 года.

Основной период работы (1899–1910)

Вернувшись в Эчмиадзин в сентябре 1899 года, Комитас возобновил преподавание и сочинение музыки. На основе полученных знаний собрал и обучил большой полифонический хор. До 1906 года руководил хором Геворгянской духовной семинарии. Именно в этот период он завершил «большинство теоретических и исследовательских работ, которые позволили ему занять место среди пионеров этномузыкологии». Комитас провел лето в сельской местности Армении, установив уникальные отношения с сельскими жителями. Таким образом, он взял на себя научную задачу по записи и сохранению сельских армянских песен. Осенью 1903 года, после трех лет сбора и транскрипции, Комитас издал сборник из 50 народных песен под названием «Тысяча и одна песня» (Հազար ու մի խաղ). Лирик Манук Абегян помог ему составить народные произведения. Тот же сборник был переиздан в 1904 году, а в 1905 году было опубликовано еще 50 песен.

Константинополь (1910–15)

Хор Комитаса «Гусан» в 1910 году

«В поисках признания армянского музыка для более широкой аудитории », Комитас переехал в Константинополь (современный Стамбул), столицу Османской империи в 1910 году.« Там он обучил группу студентов армянской мелодии и сформировал хор, который гастролировал по армянским общинам и давал выступления народных исполнителей. сочинения Комитаса для четырехчастного хора ». Он основал хор «Гусан» («Хай гусан» с 1912 г.), в состав которого вошли десятки музыкантов. С целью подготовки профессиональных музыкантов он обучал музыковедению Барсега Каначяна, Миграна Тумакана, Вагаршака Срвандзтяна и других.

Депортация и последние годы (1915–35)

24 апреля 1915 г., в день, когда официально начался геноцид армян, он был арестован и на следующий день отправлен в поезд вместе со 180 другими армянскими знатными людьми и отправлен в город Чанкыры в северной части Центральной Анатолии, на расстоянии около 480 километров (300 миль). Его хороший друг турецкий поэт-националист Мехмет Эмин Юрдакул, писатель Халиде Эдип и американский посол Генри Моргентау вмешались в дела правительства, и по специальному приказу Талат-паши Комитас был отправлен обратно в столицу вместе с восемью другими депортированными армянами. Предложения Григориса Балакяна Армянской Голгофы подробности его депортации, во время которой Комитас сильно пострадал и был поражен травматическим неврозом. В одном отрывке Балакян рассказывает, как:

Чем дальше мы удалялись от цивилизации, тем больше волновались наши души и тем больше мучил наш разум страхом. Мы думали, что за каждым валуном видели бандитов; гамаки или люльки, свисающие с каждого дерева, казались веревками виселицы. Знаток армянских песен несравненный архимандрит отец Комитас, находившийся в нашей карете, казался психически неуравновешенным. Он думал, что деревья - это нападавшие бандиты, и то и дело прятал голову под подолом моего пальто, как страшная куропатка. Он умолял меня благословить его [«Спасителя»] в надежде, что это его успокоит.

Осенью 1916 года его доставили в госпиталь в Константинополе, Hôpital de la paix, а затем перевезли. в Париж в 1919 году, где он умер в психиатрической клинике в Вильжюиф в 1935 году. В следующем году его прах был перенесен в Ереван и захоронен в Пантеоне, что был назван в его честь.

Наследие

Статуя Комитаса в Ереване Комитас на почтовой марке Советского Союза 1969 Статуя Комитаса в Вагаршапат

В 1950-х годах его рукописи были также перенесены из Парижа в Ереван.

Бадарак был впервые напечатан в 1933 году в Париже и впервые записан на цифровой носитель в 1988 году в Ереване. Собрав и опубликовав так много народных песен, он сохранил культурное наследие Западной Армении, которое в противном случае исчезло бы из-за геноцида. Его труды опубликованы в Армении в тщательно аннотированном издании Роберта Атаяна. За последнее время девять песен на немецкие стихи, написанные во время его пребывания в Берлине, были извлечены из архивов Еревана и интерпретированы сопрано Асмик Папян.

Ереванская государственная музыкальная консерватория носит имя Комитаса.. Также существует всемирно известный струнный квартет имени Комитаса.

6 июля 2008 г., по случаю празднования 400-летия Квебека, рядом с Национальным собранием Квебека (законодательный орган провинции Auteuil) был открыт бронзовый бюст Комитаса. street) в знак признания его большого вклада в музыку в целом и в армянскую популярную и литургическую музыку в частности. Ранее в Детройте в 1981 году была установлена ​​гранитно-бронзовая статуя Комитаса в честь великого композитора и как напоминание о трагедии Геноцида армян.

Надгробие Комитаса в ереванском Пантеоне Комитаса

В сентябре 2008 года диск «Песни Гомидас» в исполнении Изабель Байракдарян в сопровождении камерных музыкантов Армянской филармонии и пианиста Серуджа Крадджяна, был выпущен под лейблом Nonesuch. Этот компакт-диск был номинирован на премию Грэмми в категории «Лучшая вокальная запись». Крупный тур г-жи Байракдарян по Северной Америке в октябре 2008 года включал музыку Комитаса с концертами в Торонто, Сан-Франциско, округе Ориндж, Лос-Анджелесе, Ванкувере, Бостоне и Карнеги-холле в Нью-Йорке. Ей аккомпанировали Камерный оркестр Манитобы под управлением Энн Мэнсон и пианист Серуй Краджян. Памятный тур был посвящен жертвам всех геноцидов и спонсирован Международным институтом изучения геноцида и прав человека (подразделение Института Зоряна ). Среди других исполнителей его музыки: Евгений Кисин и Григорий Соколов.

Достопримечательности

В честь него названы следующие достопримечательности Армении:

Избранные произведения, издания и записи

  • Музыка Комитаса - двойной LP, выпущенный к столетию со дня рождения Комитаса. КСС, 1970.
  • Голос Комитаса Вардапета, Комитаса Вардапета - архивные выступления, записанные в 1908–1912 годах, с участием Комитаса по вокалу и фортепиано, и Арменака Шахмурадяна по вокалу. Традиционный перекресток, 1995.
  • Гомидас - Песни, Изабель Байракдарян, Серудж Краджян (аранжировки и фортепиано), камерные музыканты Армянского филармонического оркестра, ведет Эдуард Топчян. Nonesuch, 2005
  • Комитас - Полное собрание сочинений для фортепиано, Шахан Арзруни. Калан, 2012
  • Hommage à Komitas - аудиодиск, содержащий 9 песен на немецкую поэзию (мировая премьера, первая запись) и 26 песен на армянском, Асмик Папян (сопрано) и Вардан Мамиконян (фортепиано). Записано в Bavaria Studio, Мюнхен, в июле 2005 года. Audite (Германия) в сотрудничестве с Bayerischer Rundfunk, 2006.
  • Музыка Комитаса - аудио-компакт-диск с инструментальными аранжировками в исполнении Ансамбля Гурджиева под управлением и аранжировкой Левона Эскениана (с примечаниями). ECM Records, 2015.
  • Моя Армения - аудиодиск, посвященный 100-летию Геноцида армян, Моя Армения предлагает очень личную, трогательную и блестящую дань уважения Армянская музыка Сергея Хачатряна и Лусине Хачатрян. Naïve Records, 2015.
  • Комитас Вардапет - Шесть танцев, Кейко Ситидзё (фортепиано). Makkum Records, 2016.

Работы над Комитасом

Фильмы

Ссылки

Примечания

Цитаты
Книги
  • Атаян, Роберт, изд. (2001). Очерки и статьи, Музыковедческие трактаты Комитаса Вардапета. Ваче Барсумян (переводчик). Пасадена, Калифорния: Drazark Press. OCLC 50203070.
  • Бегиан, Гарри (1964). Гомидас Вартабед: его жизнь и значение для армянской музыки. Мичиганский университет.
  • Каракашян, Мелин (2011). Կոմիտաս ՝ Հոգեբանական Վերլուծում Մը [Гомидас: Психологическое исследование] (на армянском). Антелиас, Ливан: Армянский католикосат Киликии. ISBN 978-9953021638.
  • Комитас, Вардапет (1998). Армянская духовная и народная музыка. Эдвард Гулбекян (переводчик). Суррей, Англия: Curzon Press.
  • Макколлум, Джонатан; Нерссян, Энди (2004). Армянская музыка: обширная библиография и дискография. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 9780810849679. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Меликян, Спиридон (1932). Կոմիտասի ստեղծագործությունների անալիզը [Анализ работ Комитас] (на армянском). Ереван: Фонд Меликяна.
  • Мурадян, М. (1969). "Կոմիտասի վերջին այցելությունը Հայաստան [Последний визит Комитаса в Армению]". Патма-Банасиракан Хандес (на армянском). Ереван: Армянская академия наук (4): 61–69. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Сулахян Куюмджян, Рита ( 2001). Археология безумия: Комитас, Портрет армянской иконы. Принстон, Нью-Джерси: Институт Гомидас. ISBN 1-903656-10-9. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Тахмизян, Никогос (1994). Комитас ев хай Жоговурди Эражштакан Жарангутюн [Комитас и музыкальное наследие армянской нотации] (на армянском). Пасадена, Калифорния: Drazark Press.
  • Терлемезиан, Рубен (1924). Կոմիտա վարդապետ: Կեանքը եւ գործունէութիւնը [Komitas Vardapet: Life and Acti vities] (на армянском). Вена: Mkhitar Press.
  • Ваграмян, Фиолетовый (1973). Репрезентативные светские хоровые произведения Гомидаса: аналитическое исследование и оценка его музыкального стиля. Университет Майами.
Академические статьи
Журнальные и газетные статьи

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Коми tas Vardapet.
В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Комитас (Армянский Викицитатник)
Армянский Викиисточник содержит исходный текст, относящийся к этой статье: Կոմիտաս

Современные спектакли

Последняя правка сделана 2021-05-25 12:32:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте