Мечеть Коджа Мустафа Паша. Коджа Мустафа Паша Камии | |
---|---|
Мечеть, вид с северо-востока | |
Религия | |
Принадлежность | суннитский ислам |
Покровитель | Коджа Мустафа Паша |
Год освящения | Между 1486 и 1491 гг. |
Местоположение | |
Местоположение | Стамбул, Турция |
Местоположение в районе Фатих Стамбула | |
Географические координаты | 41 ° 00′12,24 ″ N 28 ° 55′42,96 ″ E / 41,0034000 ° N 28,9286000 ° E / 41,0034000; 28,9286000 Координаты : 41 ° 00'12,24 ″ N 28 ° 55'42,96 ″ E / 41,0034000 ° N 28,9286000 ° E / 41,0034000; 28.9286000 |
Архитектура | |
Тип | Церковь |
Стиль | Византийский |
Основополагающий | 6 век |
Завершено | 1284 |
Технические характеристики | |
Направление фасада | запад-юго-запад |
Минарет (s) | 1 |
Материалы | кирпич, камень |
Мечеть Коджа Мустафа Паша ( Турецкий : Коджа Мустафа Паша Камии; также называемый Сюнбюль Эфенди Камии) - бывшая восточная православная церковь, преобразованная османами в мечеть, расположенная в Стамбул, Турция. Церковь, как примыкающий к ней монастырь, была посвящена святому Андрею Критскому и получила название святой Андрей в Крисеи или Судом (Греческий : Μονὴ τοῦ Ἁγίου Ἀνδρέου ἐν τῇ Κρίσει, Monē tοu Hagiοu Andreοu en tē Krisei). Несмотря на то, что она сильно изменилась как в Византийскую, так и в османскую эпоху, это одна из немногих сохранившихся церквей в Стамбуле, основание которой восходит к шестому веку.
Здание находится в стамбульском районе Фатих, в районе Коджамустафапаша, вдоль Коджа Мустафа Паша Каддези. Находится внутри обнесенного стеной города, недалеко от церкви Святого Иоанна Стоудиона, на склонах седьмого холма Константинополя, недалеко от Мраморное море.
В начале V века принцесса Аркадия, сестра императора Феодосия II (годы правления 408–450) приказал построить возле ворот Сатурнина монастырь, посвященный святому Андрею. Здание, называемое также Родофилион (греч. : Ροδοφύλιον), находилось примерно в 600 метрах (2000 футов) к западу от ворот. Позднее монастырь был преобразован в женский монастырь, впервые упомянутый в 792 году. Монастырь Святого Андрея был известен под названием «Судом», по месту, где он находился, и назывался «Суд» (ή Κρίσις Святой Андрей Критский, мученик в борьбе против византийского иконоборчества, убит 20 ноября 766 г. на форуме Bovis из-за его противодействия иконоборческой политике императора Константина V (годы правления 741–775), был похоронен здесь. Благодаря его популярности после окончательного торжества Православия, посвящение храма перешло от святого апостола Андрея к нему. Во второй половине девятого века император Василий I (годы правления 867–886) полностью перестроил церковь, которая, возможно, была повреждена во время иконоборческих боев.
Около 1284 г. принцесса Феодора Раулайна, племянница Михаила VIII Палеолога (годы правления 1259–1282) и жена протовестиариев Иоанн Рауль Петралифас перестроил монастырь и церковь, получив название второй ктеториссы. Последние пятнадцать лет жизни она провела в монастыре и там и была похоронена. Заброшенный во время латинской оккупации Константинополя, два русских паломника, посетившие Константинополь в 1350 году и между 1425 и 1450 годами, упомянули церковь, подтверждая, что святому Андрею поклонялись многие страдающие болезнью. В начале пятнадцатого века окрестности монастыря были покрыты виноградниками, что свидетельствовало об упадке города.
После османского завоевания Константинополя монастырь, известный турками как Кызлар Килисеси («женская церковь»), некоторое время продолжал жить. Между 1486 и 1491 годами Капицибаши (а позже великий визирь ) Коджа Мустафа-паша, казненный в 1512 году, превратил церковь в мечеть. Несколько лет спустя здание монастыря пожертвовал его зять, Шей Челеби Эфенди, как Текке для дервишей из Заказ Халвети. Дервишей в то время возглавлял суфий Учитель Сюнбюль Эфенди. Его тюрбе, популярное место мусульман паломников, находится рядом с мечетью, которая также носит его имя. В начале XVI века между султаном Селимом I и Шейхом Челеби возникли ссоры, так как султан хотел снести часть монастыря, чтобы построить дворец Топкапы. Он умер в 1559 году, и его жена Сафие Хатун были похоронены в тюрбе во дворе мечети, недалеко от тюрбе Мустафы-паши. Несколько шейхов Халвети были похоронены на кладбище за мечетью.
Также в этот период зародилась традиция, связанная с цепью, подвешенной к кипарису. Кипарис давно мертв, но все еще стоит вместе с цепью внутри небольшого круглого здания во дворе мечети. Цепь была перекинута между двумя людьми, которые утверждали противоречивые утверждения, и, как утверждается, цепь попала в того, кто говорил правду.
Мертвый Кипарис, где цепь когда-то использовалась как «детектор лжи » (сейчас спрятан в деревянном укрытии) все еще висит. Справа находится мечеть, а на переднем плане - фонтан в форме колонны. За деревом виден купол türbe Сюнбюль Эфенди.Это одна из многих сохранившихся народных сказок о мечети (например, о султанах-близнецах), все с византийскими корнями. Они свидетельствуют о слиянии османской и греческой народной культуры и верований..
В начале 17 века Дефтердар (министр финансов) Экмекчизаде Ахмет Паша (ум. 1618) построил медресе, ворота комплекса, завие и мектеб (школа). Примерно столетие спустя Хекимбаши (главный врач султана) Гиридли Нух Эфенди (ум. 1707) закрыл Текке и расширил Медресе, а в 1737 году Кызлар Агасы Хаджи Бешир Ага установил во дворе фонтан в форме колонны. Землетрясение 1766 года разрушило купол здания: его перестроили в 1768 году. В течение 19 века Махмуд II (ок. 1808-1839) перестроил крыльцо. В 1847–1848 гг. Султан Абдулмеджид I (годы правления 1839–1861) разрешил перестроить стену, окружающую комплекс. Спустя несколько лет во дворе мечети установили два фонтана. Наконец, в 1953 году здание снова отреставрировали.
Традиция освещать минарет мечетей накануне годовщины со дня рождения Пророка Мухаммеда (Мавлид ан-Наби ) родился в мечети Коджа Мустафа.
Здание изначально было амбулаторным, ориентировано в направлении восток-северо-восток - запад-юго-запад. Он имеет центральный купол и три апсиды, расположенные с восточной стороны. esonarthex и exonarthex расположены на западной стороне. С трех других сторон купол первоначально был окружен аркадами, увенчанными цилиндрическими сводами. В период Османской империи здание претерпело значительные изменения. Вход находится с северной стороны, где османы построили аркаду, покрытую пятью куполами. После землетрясения 1766 года центральный купол был перестроен. Он круглый внутри, восьмиугольный снаружи и опирается на высокий барабан, пронизанный восемью окнами.
На северной и южной сторонах главного купола в период Османской империи были добавлены два полукупола. В них также есть три больших окна, которые снаружи выглядят как слуховые окна. Все купола опираются на арки. Восточная арка, поддерживающая главный купол, продолжается в цилиндрический свод bema, окруженный нишами, которые первоначально вели к Протезису и Диаконикону. Уцелел только диаконикон, покрытый крестообразным сводом. Западная арка, поддерживающая купол, заполнена тройной аркадой, опирающейся на две мраморные колонны, увенчанные кубическими капителями.
. Внутренний нартекс разделен на три пролета. Северный покрыт османским куполом. Центральный увенчан цилиндрическим сводом, а южный увенчан крестообразным сводом. Последние два - византийские.
Внешний нартекс разделен на пять заливов, три центральных соответствуют таковым внутреннего нартекса. Центральный залив перекрыт центральным блюдцеобразным куполом, опирающимся на подвески. Он разделен двумя промежуточными пролетами колоннами, приставленными к пилястрам. Эти две бухты покрыты гребенчатыми сводами, поставленными на ионные капители, похожие на те, что используются в церкви Сергия и Вака. Два внешних отсека увенчаны центральными тарелочными куполами и отделены от других выступающими пилястрами.
Внешний вид явно османский. Он сделан из тонко обработанного и полированного камня, без плитки и имеет каменный карниз. Над барабаном полукуполов - каменный карниз. Квадратное основание барабана и сам купол облицованы полированным камнем, чередующимся с рядами из трех кирпичей, заложенных в толстый слой раствора. Также купол венчает каменный карниз. Крыша покрыта свинцом.
Византийский монастырь полностью исчез, за исключением подземной цистерны, которая находится к юго-востоку от мечети. Красивая резная византийская дверная коробка, возможно, шестого века, принадлежащая Медресе, была доставлена в Стамбульский археологический музей.
Несмотря на свою архитектурную значимость, здание никогда не подвергалось систематическим исследованиям.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с мечетью Коджа Мустафа-паша. |