Кнут Гамсун

редактировать
Норвежский писатель
Кнут Гамсун
Кнут Гамсун в июле 1939 года, в возрасте 79 лет. Кнут Гамсун в июле 1939 года, в возрасте 79 лет.
РодилсяКнуд Педерсен. (1859-08-04) 4 августа 1859 г.. Лом, Гудбрандсдален, Норвегия
Умер19 февраля 1952 (1952-02-19) (92 года). Нёрхольм, Гримстад, Норвегия
Род занятийАвтор, поэт, драматург, социальный критик
Национальностьнорвежец
Период1877–1949
Литературное движениеНеоромантизм. Неореализм
Известные наградыНобелевская премия по литературе. 1920.
Супруги
Дети5

Подпись

Кнут Гамсун (4 августа 1859 г. - 19 февраля 1952 г.) был норвежским писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе в 1920 году. Работа Гамсуна насчитывает более 70 лет. и показывает вариации в отношении сознания, предмета, перспективы и e Окружающая среда. Он опубликовал более 20 романов, сборник стихов, несколько рассказов и пьес, путевые заметки, произведения научной литературы и некоторые очерки.

Молодой Гамсун возражал против реализма и натурализма. Он утверждал, что главным объектом модернистской литературы должны быть хитросплетения человеческого разума, что писатели должны описывать «шепот крови и мольбу костного мозга». Гамсун считается «лидером неоромантического восстания на рубеже 20-го века» с такими работами, как Hunger (1890), Mysteries (1892), Пан (1894) и Виктория (1898). Его более поздние работы - в частности, его «Нордланд романы» - находились под влиянием норвежского нового реализма, изображающего повседневную жизнь сельской Норвегии и часто использующего местный диалект, иронию и юмор. Гамсун опубликовал только один сборник стихов, Дикий хор, музыку к которому положили несколько композиторов.

Гамсун считается «одним из самых влиятельных и новаторских литературных стилистов за последние сто лет» (примерно 1890–1990). Он был пионером психологической литературы с техниками потока сознания и внутреннего монолога и оказал влияние на таких авторов, как Томас Манн, Франц Кафка, Максим Горький, Стефан Цвейг, Генри Миллер, Герман Гессе, Джон Фанте и Эрнест Хемингуэй. Исаак Башевис Сингер называл Гамсуна «отцом современной литературной школы во всех его аспектах - его субъективности, его фрагментарности, его использовании воспоминаний, его лиризме. Современная художественная школа ХХ века происходит от Гамсуна ".

4 августа 2009 года Центр Кнута Гамсуна был открыт в Хамарёй. С 1916 года несколько произведений Гамсуна были адаптированы в кинофильмы.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Ранняя литературная карьера
    • 1.3 Основные произведения
    • 1.4 Мировая война II, арест и суд
    • 1.5 Смерть
  • 2 Наследие
  • 3 Методы письма
  • 4 Личная жизнь
  • 5 Политические симпатии
  • 6 Исследования произведений Гамсуна
  • 7 Библиография
    • 7.1 Нехудожественная литература
    • 7.2 Поэзия
    • 7.3 Пьесы
    • 7.4 Сборники рассказов
    • 7.5 Серии
    • 7.6 Истории
    • 7.7 Романы
  • 8 Адаптация к фильмам и телевидению
  • 9 Биография в кинематографе
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки
    • 12.1 Биографические данные
    • 12.2 Работы
    • 12.3 Прочие

Биография

Гамсун в 1890 году, когда он опубликовал свою первую крупную работу, Голод.

Ранняя жизнь

Кнут Гамсун родился как Кнуд Педерсен в Лом в долине Гудбрандсдал в Норвегии. Он был четвертым сыном (из семи детей) Торы Олсдаттер и Педера Педерсена. Когда ему было три года, семья переехала в Хамсунд, Хамарёй в Нурланде. Они были бедны, и дядя пригласил их обрабатывать его землю для него.

В девять лет Кнут был разлучен со своей семьей и жил со своим дядей Хансом Ольсеном, которому требовалась помощь с почтовым отделением, которым он руководил. Олсен бил и морил голодом своего племянника, и позже Гамсун заявил, что его хронические нервные расстройства были вызваны тем, как его дядя обращался с ним.

В 1874 году он наконец бежал обратно в Лом; следующие пять лет он делал любую работу за деньги; он был продавцом в магазине, коробейником, учеником сапожника, помощником шерифа и учителем начальной школы.

В 17 лет он стал учеником канатного мастера; примерно в то же время он начал писать. Он попросил бизнесмена Эразма Зала оказать ему значительную денежную поддержку, и Захл согласился. Позже Гамсун использовал Зала в качестве модели для персонажа Мака, появляющегося в его романах Пан (1894), Мечтатели (1904), Бенони (1908) и Роза (1908).

Он провел несколько лет в Америке, путешествуя и работая на разных должностях, и опубликовал свои впечатления под названием Fra det moderne Amerikas Aandsliv (1889).

Ранняя литературная карьера

Фотогравюра по портрету Гамсуна Эдварда Мунка в коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. После Эдварда Мунка, Кнут Гамсун, 1896, фотогравюра, Национальная художественная галерея, Вашингтон, Коллекция Розенвальда, 1951. 10.360

Работа на всех этих случайных работах окупилась, и он опубликовал его первая книга: Den Gaadefulde: En Kjærlighedshistorie fra Nordland (Загадочный человек: история любви из Северной Норвегии, 1877). Он был вдохновлен опытом и трудностями, которые он пережил на своей работе.

В своем втором романе «Бьоргер» (1878) он попытался подражать стилю письма Бьёрнстьерне Бьёрнсона исландской саге. Мелодраматический рассказ рассказывает о поэте Бьоргере и его любви к Лоре. Эта книга была опубликована под псевдонимом Кнуд Педерсен Хамсунд. Эта книга позже послужила основой для Victoria: En Kærligheds Historie (1898; переведено как Victoria: A Love Story, 1923).

Основные работы

Гамсун впервые получил широкое признание благодаря своему роману 1890 года. Голод (Sult). В полуавтобиографическом произведении описывается, как молодой писатель почти безумие сошел с ума в результате голода и бедности в норвежской столице Кристиании (современное название Осло ). Для многих роман предвещает произведения Франца Кафки и других романистов двадцатого века с его внутренним монологом и причудливой логикой.

Тема, к которой часто возвращался Гамсун, - это тема вечного странника, странствующего незнакомца (часто рассказчика), который появляется и проникает в жизнь небольших сельских общин. Эта тема странников занимает центральное место в романах Тайны, Пан, Под осенней звездой, Последняя радость, Бродяги, Роза и другие.

Проза Гамсуна часто содержит восторженные изображения мира природы с интимными размышлениями о норвежских лесах и береговой линии. По этой причине он был связан с духовным движением, известным как пантеизм («Бога нет, - однажды написал он. - Только боги»). Гамсун видел, что человечество и природа объединены сильной, иногда мистической связью. Эта связь между персонажами и их естественной средой проиллюстрирована в романах «Пан», «Странник играет на приглушенных струнах» и в эпосе Рост почвы, «его монументальной работе», благодаря которой он получил Нобелевская премия по литературе в 1920.

Вторая мировая война, арест и суд

Во время Второй мировой войны Гамсун поддержал немецкие военные усилия. Он ухаживал и встречался с высокопоставленными нацистскими офицерами, включая Адольфа Гитлера. Нацистский министр пропаганды Йозеф Геббельс написал длинную и восторженную дневниковую запись о частной встрече с Гамсуном; по словам Геббельса Гамсуна, «вера в победу Германии непоколебима». В 1940 году Гамсун писал, что «немцы воюют за нас». После смерти Гитлера он опубликовал небольшой некролог, в котором описал его как «воина для человечества» и «проповедника Евангелия справедливости для всех народов».

После войны он был задержан полицией 14 июня 1945 г. за государственную измену, затем помещен в больницу в Гримстаде () «в связи с его преклонным возрастом», согласно Эйнар Кринглен (профессор и врач). В 1947 году его судили в Гримстаде и оштрафовали. Верховный суд Норвегии снизил размер штрафа с 575 000 до 325 000 норвежских крон.

После войны взгляды Гамсуна на немцев во время войны сильно огорчили норвежцев, и они попытались отделить своего всемирно известного писателя от его писателя. Нацистские верования. На суде Гамсун сослался на невежество. Более глубокие объяснения включают его противоречивую личность, его отвращение к hoi polloi, его комплекс неполноценности, глубокое недовольство распространением недисциплинированности, антипатию к межвоенной демократии и особенно его англофобию.

Смерть.

Кнут Гамсун умер 19 февраля 1952 года в возрасте 92 лет в Гримстаде. Его прах похоронен в саду его дома в Норхольме.

Наследие

Томас Манн описал его как «потомка Федора Достоевского и Фридриха Ницше. " Артур Кестлер был поклонником его любовных историй. Х. Г. Уэллс хвалил Маркенса Грёде (1917), за что Гамсун был удостоен Нобелевской премии по литературе. Исаак Башевис Сингер был поклонником своего современного субъективизма, использования воспоминаний, фрагментации и лиризма. Персонаж книги Чарльза Буковски Женщины назвал его величайшим писателем, который когда-либо жил.

Было опубликовано пятнадцатитомное издание полного собрания сочинений Гамсуна. в 1954 году. В 2009 году, к 150-летию со дня его рождения, было опубликовано новое 27-томное издание его полного собрания сочинений, включая рассказы, стихи, пьесы и статьи, не вошедшие в издание 1954 года. В этом новом издании все работы Гамсуна подверглись незначительным лингвистическим изменениям, чтобы сделать их более доступными для современного норвежского читателя. Свежие английские переводы двух его главных работ, Growth of the Soil и Pan, были опубликованы в 1998 году.

Работы Гамсуна остаются популярными. В 2009 году норвежский биограф заявил: «Мы не можем не любить его, хотя мы ненавидели его все эти годы... Это наша травма Гамсуна. Он призрак, который не останется в могиле».

Техника письма

Вместе с Августом Стриндбергом, Хенриком Ибсеном и Сигрид Ундсет, Гамсун сформировал квартет скандинавских авторов, ставших интернациональными. известен своими работами. Гамсун первым создал психологическую литературу с техниками потока сознания и внутреннего монолога, как обнаружено в материалах, например, Джойс, Пруст, Мэнсфилд и Вульф.

Личная жизнь

Семейный портрет на лестнице "Виллы Хавглотт"; слева направо: Тор Гамсун, Мари Гамсун, Кнут Гамсун и Эллинор Гамсун.

В 1898 году Гамсун женился на Берглёт Гёпферт (урожденная Бех), которая родила дочь Викторию, но брак распался в 1906 году. Затем Гамсун женился на Мари Андерсен (1881-1969) в 1909 году, и она была его спутницей до конца его жизни. У них было четверо детей: сыновья Торе и дочери Эллинор и Сесилия.

Мари написала о своей жизни с Гамсуном в двух мемуарах. Она была многообещающей актрисой, когда встретила Гамсуна, но закончила свою карьеру и поехала с ним в Хамарёй. Они купили ферму, имея в виду «зарабатывать на жизнь фермерством, а его произведения приносят дополнительный доход».

Через несколько лет они решили двинуться на юг, в Ларвик. В 1918 году они купили Нёрхольм, старый, несколько полуразрушенный особняк между Лиллесандом и Гримстадом. Основное здание было отреставрировано и обновлено. Здесь Гамсун мог спокойно заниматься писательством, хотя он часто путешествовал писать в других городах и местах (предпочтительно в спартанских жилищах).

Политические симпатии

В молодые годы Гамсун имел склонности антиэгалитаризма и расизма. В «Культурной жизни современной Америки» (1889 г.) он выразил свое твердое неприятие смешанного брака: «Негры были и останутся неграми, зарождающимся человеческим телом из тропиков, рудиментарными органами на теле белого общества. Вместо того, чтобы основать интеллектуальную элиту, Америка создала конный завод мулатов ».

После Второй англо-бурской войны он принял все более консервативные взгляды. Он также стал известен как выдающийся защитник Германии и немецкой культуры, а также стойкий противник Британской империи и советской Союз. Во время Первой мировой войны и Второй мировой войны он публично выражал симпатии к Германской империи и нацистской Германии.

. под влиянием Второй англо-бурской войны, которую Гамсун воспринимал как британскую агрессию против слабой нации, а также его англофобии и антиамериканизма. В 30-е годы прошлого века большинство норвежских правых газет и политических партий в той или иной степени сочувствовали фашистским режимам в Европе, и Гамсун стал видным сторонником таких взглядов. Во время Второй мировой войны он продолжал выражать свою поддержку Германии, и его публичные заявления вызвали споры; в частности, сразу после войны. Когда началась Вторая мировая война, ему было 80 лет, он был почти глухим, и его основным источником информации была консервативная газета Aftenposten, которая с самого начала симпатизировала фашистской Италии и нацистской Германии. Он перенес два внутричерепных кровоизлияния во время войны.

Гамсун написал несколько газетных статей в ходе войны, в том числе свое печально известное утверждение 1940 года о том, что «немцы сражаются за нас, а теперь сокрушают тиранию Англии над нами и всеми нейтралами». В 1943 году он прислал в подарок министру пропаганды Йозефа Геббельса свою медаль Нобелевской премии. Его биограф Торкильд Хансен интерпретировал это как часть стратегии по привлечению аудиенции к Гитлеру. В конце концов Гамсуна пригласили на встречу с Гитлером; во время встречи он жаловался на немецкого гражданского администратора в Норвегии, Йозефа Тербовена, и просил освободить заключенных норвежских граждан, что привело Гитлера в ярость. Отто Дитрих описывает встречу в своих мемуарах как единственный раз, когда другой человек смог поговорить с Гитлером в тупик. Он объясняет причину глухотой Гамсуна. Тем не менее, Дитрих отмечает, что Гитлеру потребовалось три дня, чтобы преодолеть свой гнев. Гамсун также в других случаях помогал норвежцам, которые были заключены в тюрьму за деятельность сопротивления и пытались повлиять на политику Германии в Норвегии.

Тем не менее, через неделю после смерти Гитлера Гамсун написал ему панегирик, говоря: «Он был воином, воином за человечество и пророком Евангелия справедливости для всех народов». После окончания войны разъяренная толпа публично сожгла его книги в крупных норвежских городах, и Гамсун был заключен на несколько месяцев в психиатрическую больницу.

Гамсун был вынужден пройти психиатрическое обследование, в результате которого был сделан вывод о том, что у него «постоянно нарушены умственные способности», и на этом основании обвинения в измене были сняты. Вместо этого против него было возбуждено дело о гражданской ответственности, и в 1948 году он должен был выплатить разрушительную сумму правительству Норвегии в размере 325000 крон (65000 долларов или 16 250 фунтов стерлингов на тот момент) за его предполагаемое членство в Насьонал Самлинг и за моральную поддержку, которую он оказал немцам, но не имел никакой прямой нацистской принадлежности. Был ли он членом Насьонал Самлинга или нет, и были ли его умственные способности нарушены, это очень обсуждаемый вопрос даже сегодня. Гамсун заявил, что никогда не был членом какой-либо политической партии. Он написал свою последнюю книгу Paa giengrodde Stier (На заросших тропах ) в 1949 году, книгу, которую многие считают доказательством его функциональных умственных способностей. В нем он резко критикует психиатров и судей и, по его собственным словам, доказывает, что он не психически болен.

Датский автор Торкильд Хансен расследовал этот процесс и написал книгу «Суд над Гамсуном» (1978), которая вызвала бурю в Норвегии. Среди прочего Хансен заявил: «Если вы хотите встретиться с идиотами, поезжайте в Норвегию», поскольку он считал такое обращение со старым лауреатом Нобелевской премии автором возмутительным. В 1996 шведский кинорежиссер Ян Троелл снял фильм «Гамсун» по книге Хансена. В Гамсуне шведский актер Макс фон Сюдов играет Кнута Гамсуна; его жену Мари играет датская актриса Гита Нёрби.

Исследования произведений Гамсуна

Труды Гамсуна были предметом многочисленных книг и журнальных статей. Некоторые из этих произведений исследуют диалектику между литературными произведениями Гамсуна и его политическими и культурными взглядами, выраженными в его научной литературе.

Библиография

Научная литература

  • 1889 Ларс Офтедал. Udkast (Проект) (11 статей, ранее напечатанных в Dagbladet )
  • 1889 Fra det moderne Amerikas Aandsliv (Культурная жизнь современной Америки) - лекции и критика
  • 1903 I ventyrland. Oplevet og drømt i Каукасиен (В Стране чудес ) - Путешествие
  • 1918 Sproget i Fare (Язык в опасности) - эссе

Поэзия

  • 1878 Et Gjensyn (A Reunion) - эпическая поэма (Опубликовано как Knud Pedersen Hamsund)
  • 1904 Det vilde Kor, поэзия (Дикий хор)

Пьесы

  • 1895 Ved Rigets Port (У ворот королевства)
  • 1896 Livets Spil (Игра жизни)
  • 1898 Aftenrøde. Slutningspil (Evening Red: Игры на вывод)
  • 1902 Munken Vendt. Сага о Бригантине I
  • 1903 Дроннинг Тамара (Царица Тамара)
  • 1910 Livet i Vold (В тисках жизни)

Сборники рассказов

  • 1897 Siesta - сборник рассказов
  • 1903 Kratskog - краткий сборник рассказов

Серия

  1. 1906 Under Høststjrnen. En Vandrers Fortælling (Под Осенней звездой)
  2. 1909 En Vandrer spiller med Sordin (Странник играет на приглушенных струнах / Странники) (2 тома)

Бенони и Роза

  1. 1908 Бенони
  2. 1908 Роза: Папирер студента Парелиуса (По бумагам студента Парелиуса) (Роза)

Августовская трилогия

  1. Ландстрайкер I (Странники ) 1927 г. (2 тома)
  2. Август 1930 г. (2 тома)
  3. Рычаг мужчин Livet 1933 (Дорога ведет) (2 тома)

Истории

  • 1877 Den Gaadefulde. En kjrlighedshistorie fra Nordland (Милостивый. История любви из Нордланда) (Опубликовано как Knud Pedersen)
  • 1878 Bjørger (Опубликовано как Knud Pedersen Hamsund)

Романы

  • 1890 Sult (Hunger )
  • 1892 Mysterier (Mysteries )
  • 1893 Redaktør Lynge (редактор Lynge)
  • 1893 Ny Jord (Shallow Soil)
  • 1894 Pan (Pan )
  • 1898 Victoria. En kjærlighedshistorie (Victoria )
  • 1904 Sværmere (Mothwise, 1921), (Dreamers )
  • 1905 Stridende Liv. Skildringer fra Vesten og Østen) (Боевая жизнь. Изображения Запада и Востока)
  • 1912 Den sidste Glæde (Последняя радость - Оглянись назад в счастье)
  • 1913 Børn av Tiden (Children of the Age)
  • 1915 Segelfoss By 1 (2 Volumes) (Segelfoss Город)
  • 1917 Маркенс Грёде 2 тома (Рост почвы )
  • 1920 Конерне вед 2 тома (Женщины у насоса)
  • 1923 Систе Капитель I (2 тома)) (Последняя глава)
  • 1936 Ringen sluttet (Кольцо закрыто)
  • 1949 Paa gjengro dde Stier (На заросших тропах )

лауреат Нобелевской премии писатель Исаак Башевис Зингер перевел некоторые из своих работ.

Кино- и телеадаптации

Главным среди всех работ Гамсуна, адаптированных к фильмам, является Голод, фильм 1966 года с Пером Оскарссоном в главной роли. Он до сих пор считается одной из лучших экранизаций любого произведения Гамсуна. Произведения Гамсуна легли в основу 25 фильмов и экранизаций телевизионных мини-сериалов, начиная с 1916 года.

Книга Тайны легла в основу фильма 1978 года (голландской кинокомпании), снятого по, в главных ролях Сильвия Кристель, Рутгер Хауэр, Андреа Ферреол и Рита Тушингем.

Ландстрайкере (Странники) - норвежский фильм от 1990 год, режиссер Ола Солум.

Телеграфист - норвежский фильм 1993 года режиссера Эрика Густавсона. Он основан на романе Мечтатели (Sværmere, также изданный на английском языке как Mothwise).

Пан лег в основу четырех фильмов в период с 1922 по 1995 год. Последнюю адаптацию, датский одноименный фильм, поставил Хеннинг Карлсен, который также руководил датским, норвежским и шведским совместным производством фильма 1966 года Султ из одноименного романа Гамсуна.

Ремодернистский режиссер Джесси Ричардс объявил, что он в рамках подготовки к экранизации рассказа Гамсуна «Зов жизни».

Кинематографическая биография

A биографический фильм под названием Гамсун был выпущен в 1996 году, режиссер Ян Трэлл, Макс фон Сюдов в роли Гамсуна.

Ссылки

Дополнительная литература

  • Ferguson, Robert. 1987. Загадка: Жизнь Кнута Гамсуна. Фаррар, Страус и Жиру.
  • Хауган, Йорген. 2004. Падение бога Солнца. Кнут Гамсун - Литературная биография Осло: Ашехуг.
  • Хумпал, Мартин. 1999. Корни модернистского нарратива: романы Кнута Гамсуна «Голод, тайны и пан». Международные специализированные книжные службы.
  • Коллоен, Ингар Слеттен. 2009. Кнут Гамсун: мечтатель и диссидент. Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-12356-2
  • Ларсен, Ханна Аструп. 1922. Knut Hamsun Alfred A. Knopf.
  • (2007), Лауреаты Нобелевской премии по литературе, часть 2, Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Gale, ISBN 978- 0-7876-8148-7
  • Шаер, Мэтью. 2009. В борьбе с Кнутом Гамсуном. Рецензия на Коллена Слеттена, Мечтателя и инакомыслящего и Чагара, Темная сторона литературного блеска. В Los Angeles Times, 25 октября 2009 г.
  • Д'Юранс, Мишель. 2007. Гамсун. Editions Pardès, Париж, 128 стр.
  • Жагар, Моника. 2009. Темная сторона литературного блеска. University of Washington Press.

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Кнут Гамсун
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Кнут Гамсун.
Wikisource содержит оригинальные работы, написанные или о:. Кнут Гамсун

Биографическая

Работы

Другое

Последняя правка сделана 2021-05-25 11:43:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте