теория фирмы, основанная на знаниях, рассматривает знания как наиболее стратегически значимый ресурс фирмы. Его сторонники утверждают, что, поскольку ресурсы, основанные на знаниях, обычно трудно имитировать и они социально сложны, разнородные базы знаний и возможности фирм являются основными определяющими факторами устойчивого конкурентного преимущества и превосходной корпоративной производительности.
Эти знания внедряются и передаются через множество сущностей, включая организационную культуру и идентичность, политики, процедуры, документы, системы и сотрудников. Эта точка зрения, восходящая к литературе по стратегическому менеджменту, основывается и расширяет ресурсный взгляд на фирму (RBV), первоначально продвигаемый Пенроузом (1959) и позже расширен другими (Wernerfelt 1984, Barney 1991, Conner 1991).
Хотя взгляд на фирму, основанный на ресурсах, признает важную роль знаний в фирмах, которые достигают конкурентного преимущества, сторонники подхода, основанного на знаниях, утверждают, что подход, основанный на ресурсах, не идет достаточно далеко. В частности, RBV рассматривает знания как общий ресурс, а не как имеющие особые характеристики. Поэтому он не делает различий между разными типами способностей, основанных на знаниях. Информационные технологии могут играть важную роль в представлении о фирме, основанном на знаниях, поскольку информационные системы могут использоваться для синтеза, улучшения и ускорения крупномасштабного внутри- и межфирменного управления знаниями (Alavi and Лейднер 2001).
Является ли теория фирмы, основанная на знаниях, на самом деле теорией, было предметом серьезных споров. См., Например, Foss (1996) и Phelan Lewin (2000). По словам одного известного сторонника концепции фирмы, основанной на знаниях (KBV ): «Возникающий взгляд на фирму, основанный на знаниях, не является теорией фирмы в какой-либо формальной смысл »(Грант, 2002, с. 135).
См. Также
Ссылки
- Alavi, M.; Лейднер, Д. (Март 2001 г.). «Обзор: управление знаниями и системы управления знаниями» (PDF). MIS Quarterly. 25 (1): 107–136. DOI : 10.2307 / 3250961. JSTOR 3250961. Архивировано из оригинала (PDF) 29.10.2013.
- Коннер, К.Р. (1991). «Историческое сравнение теории ресурсов и пяти философских школ в экономике промышленных организаций: есть ли у нас новая теория фирмы?». Журнал менеджмента. 17 (1): 121–154. doi : 10.1177 / 014920639101700109. S2CID 142831045.
- Фосс, штат Нью-Джерси «Более критические комментарии к основанным на знаниях теориям фирмы», Organization Science, (7: 5), 1996, стр. 519–523.
- Грант, РМ «К теории фирмы, основанной на знаниях», журнал «Стратегическое управление» (17), зимний специальный выпуск, 1996 г., стр. 109–122.
- Грант Р.М. «Процветание в динамически конкурентной среде: организационные возможности как интеграция знаний», Organization Science (7: 4), 1996, стр. 375–387.
- Грант, Р.М. «Взгляд на фирму, основанный на знаниях», в CW Choo N. Bontis (Eds.), Стратегическое управление интеллектуальным капиталом и организационными знаниями: 133–148. Oxford: Oxford University Press.
- Когут, Брюс и Удо Зандер. «Знание фирмы, комбинационных возможностей и воспроизведения технологий», Organization Science (3: 3), 1992, стр. 383–397.
- Kogut, Брюс и Удо Зандер. «Сеть как знание: правила генерации и возникновение структуры», журнал «Стратегическое управление» (21), 2000, стр. 405–425.
- Никерсон, Дж. И Зенгер, Т. «Теория фирмы, основанная на знаниях: перспектива решения проблем», Organization Science, (15: 6) 2004, 617-632.
- Nonaka, I., и Такеучи, Х. Компания, создающая знания: как японские компании создают динамику инноваций, Oxford University Press, Нью-Йорк, 1995.
- Фелан, С.Е. Левин, П. «Достижение стратегического теория фирмы, International Journal of Management Reviews, (2: 4), 200 0, стр. 305–323.
- Спендер, Дж. К. «Создание знаний в основе динамической теории фирмы», журнал «Стратегическое управление» (17), специальные выпуски, 1996 г., стр. 45–62. 8>