Клеменс Яницки (Яничуш, Янушковский, из Янушково) (латинское : 'Клеменс Ианиций »(1516–1543) был одним из самых выдающихся латинских поэтов 16 века.
Яницкий родился в Янушково, деревне недалеко от Энин, Польша, крестьянской семье. Сначала он пошел в начальную школу в Жнине, затем в Любранскую академию в Познани, где изучал греческую, латинскую и древнюю литературу.
В 1536 году он стал секретарем Гнезненского архиепископа Анджея Кшицкого и встретил таких ученых, как Ян Дантишек (латинское : Йоханнес Дантиск), Станислав Хозюс (латинское : Станислав Хосиус). В то время он написал несколько элегий, таких как Ad Andream Cricium, De Cricio Cracovia eunte и Vitae archaepiscoporum Gnesnensium для своего покровителя. После смерти архиепископа Кшицкого Яницкий работал под покровительством графа и написал процедуры Querella Reipublicae Regni Poloniae i Ad Polonos. В 1538 г. граф Собенский спонсировал свои исследования в Падуе, где он познакомился с Петром Мышковским и Анджеем Зебжидовским. 22 июля 1540 г. окончил философию с присвоением звания врача. Папа Павел III присвоил ему титул поэта лауреатус.
Во время путешествия в Италию он заболел водянкой и вскоре вернулся в Польша. Не желая работать у графа Кмиты, он посвятил себя работе пастырем в Голачевы около Олькуша. В 1541 году он написал сборник элегий под названием «Tristium liber», в котором предвидел свою смерть, особенно Elegy VII De se ipso ad posteritatem («О себе для потомков»). Яницкий умер в январе 1543 г.; его последняя работа, Epithalamium Serenissimo Regi Poloniae, Sigismundo Augusto, была найдена его наследниками и Августином Ротундусом, которые решили опубликовать ее.
Яницки, гуманист и знаток классики, освоил его поэтическая техника на высшем уровне. Но в то же время он подошел к тематике оригинально, что хорошо видно во фрагментах, посвященных его родной природе, прошлому и настоящему Польши. Личный тон его поэзии был новым элементом в польской поэзии. Он был первым поэтом, который так много написал о себе и своих близких, о достоинстве и гордости поэта.
Яницкий был прежде всего писателем лирических стихов, что подтверждается содержанием тома 1542 года. Вдохновленный Овидием, он создавал элегии, развивая личные мотивы, иногда давая топографические и личные детали. Среди этих стихотворений есть автобиографическая элегия De se ipso ad posteritatem («О себе для потомков»), которую иногда рассматривают как пересказ одной из элегий римского мастера (Tristia IV, 10).. В названии своего сборника стихов Tristium Liber поэт явно отсылает к элегиям Овидия, написанным в изгнании, Tristia.
Помимо элегий, эпиграммы были наиболее распространенным жанром в творчестве поэта. Яничюш выразился в различных жанрах этого жанра: эпитафиях, стемматах (стихотворениях на гербах) и в образных стихах, похожих на символические композиции. Используя примеры Марциал, Проперций и Катулл, он использовал различные эротические, хвалебные, юмористические и сатирические мотивы. Есть две серии его эпиграмм: Vitae archiepiscoporum Gnesnensium и Vitae regum Polonorum. Первый состоит из 43 стихотворений, рассказывающих о жизни гнезненских архиепископов, и был создан благодаря архиепископу Кшицкому. Характеристики духовных сановников в целом положительные, однако есть некоторая критика или юмористический подтекст. Вторая серия состоит из 44 биограмм легендарных (начиная с Леха I) и исторических правителей Польши (начиная с Мешко I), инициатором создания этого сборника является Кмита.
Querela Reipublicae Regni Poloniae имеет совершенно другой характер. Поэма, которая отсылает к событиям восстания знати, известного как Куриная война, словами олицетворенной Польши художник жалуется на дворянство, особенно на магнатов, на их внутренние ссоры и их личные интересы.
Свадебная песня, Epithalamium Serenissimo Regi Poloniae, Sigismundo Augusto, написанная для запланированного брака короля Зигмунта Августа и Эльжбеты, дочери Фердинанд I, император Священной Римской империи, который тогда был королем Богемии и Венгрии, был последним произведением Яничюша. Он состоит из двух стихотворений, составляющих в целом более 500 стихов. Первый, адресованный королю Зигмунту I Старому, был придуман, среди прочего, как прославление монарха и его военных достижений. Вторая - настоящая свадебная песня, воспевающая жениха и невесту.