Клаллам

редактировать
Нижний Эльва
Люди Клаллам возле каноэ.jpg Семья Хикс (Клаллам) позирует с каноэ возле Чимакум-Крик, Вашингтон, ок. 1914
Регионы со значительной численностью населения
Канада (Британская Колумбия ). США (Вашингтон )
Языки
Клаллам, английский
Родственные этнические группы
другие народы прибрежных салиш
вождь Клаллам Читс-а-ман-хан и его жена, ок. 1884

Клаллам (также Клаллам, хотя написание с «К» предпочтительнее во всех четырех современных общинах Клаллам) относится к четырем родственным коренным коренным американцам / Первые нации общины с северо-запада Тихого океана Северной Америки. Культура Клаллам этнографически и лингвистически классифицируется в подгруппе прибрежных салиш. Две группы Клаллам живут на полуострове Олимпик, одна - на полуострове Китсап в штате Вашингтон, а одна расположена на юге острова Ванкувер в Британская Колумбия.

Содержание
  • 1 Варианты названий и их использование
  • 2 История
    • 2.1 Предварительный контакт
    • 2.2 Пост-контакт
  • 3 Культура
    • 3.1 Транспорт
    • 3.2 Диета
    • 3.3 Этноботаника
  • 4 Племенные группы
  • 5 Школы
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Варианты названий и их использование

На коренном языке клаллам это племя называется нəксʷсƛ̕ай̕əм (что означает «сильные люди»). Слово «Клаллам» происходит от языка салиш Северного пролива названия народа Клаллам, . Это слово имело множество английских написаний, включая «Chalam», «Clalam», «Clallem», «Clallum», «Khalam», «Klalam», «Noodsdalum», «Nooselalum», «Noostlalum», «Tlalum», «Тлалам», «Вуселалим», «С'Клаллам», «Нс'Клаллам», «Клаллам» и «Клаллам». "Клаллам" использовался законодательным органом территории Вашингтона в 1854 году, когда он создал округ Клаллам. В следующем году "S'klallam" использовалось в Соглашении "Point No Point". В последующие десятилетия в средствах массовой информации и исследовательской литературе преобладали более простые «Клаллам» или «Клаллам». В 1981 году слово «S'Klallam» использовалось, когда Министерство внутренних дел США официально признало Нижний Эльва, Джеймстаун и Порт-Гэмбл (или Литл-Бостон ) племена.

Сегодня в местных средствах массовой информации «Клаллам» используется для обозначения жителей округа Клаллам, штат Вашингтон, - как коренных, так и неместных. Он также используется в названиях ряда неродных коммерческих предприятий. Написание с "K" используется для обозначения коренных народов. Племя Нижнего Эльва приняло официальное написание «Клаллам». Племена Порт Гэмбл и Джеймстаун приняли «S'Klallam» в качестве официального написания.

История

Предварительный контакт

Столб Клаллама для плетения уток, гора Рейнир, как видно из Адмиралтейского залива, гравюра, сделанная в 1792 году Джоном Сайксом

До прихода европейцев на северо-запад Тихого океана территория, населенная Клаллам, простиралась через северное побережье Олимпийского полуострова от устья реки Хоко на на запад до Порт Дискавери Бэй на востоке. Были также некоторые клаллам, живущие через пролив Хуана де Фука на острове Ванкувер, в сегодняшнем Саанич, Сук и рядом с ним. Бичер-Бэй. Деревни Клаллам в основном располагались вдоль побережья, в то время как некоторые деревни располагались внутри страны, вдоль рек, заливов или больших озер.

Основываясь на ранних интервью первых этнологов и антропологов со старейшинами племен, оценочное количество деревень Клаллам колеблется от десяти до более тридцати, с некоторой двусмысленностью в различении постоянных поселений от сезонных, а также некоторых деревень со смешанным или спорным населением. племенная идентичность.

Хотя язык и традиции объединяли народ клаллам, между клаллам и окружающими племенами существовала обширная торговля, смешанные браки и другие формы сотрудничества.

Как и многие другие коренные народы северо-западного побережья Тихого океана, Клаллам держали потлатчи, которые сыграли большую роль в определении социального статуса.

Пост-контакт

Европейцы впервые начали исследовать северо-западное побережье Тихого океана с Хуаном Пересом в 1774 году, Джеймсом Куком в 1778 году и многими другими, особенно морским торговцем мехом, с 1780-х гг. Первые исследователи не заходили в пролив Хуан-де-Фука и не контактировали напрямую с Клаллам. К тому времени, когда был установлен прямой контакт, примерно до 1789 года, Клаллам уже слышал о пришельцах из Европы. Чарльз Уильям Баркли был первым европейцем, который, как известно, вошел в пролив Хуана де Фука в 1787 году. Роберт Грей достиг залива Клаллам в 1789 году. С 1790 по 1792 г. испанцы, базировавшиеся в Нутка-Саунд на острове Ванкувер, совершили несколько экспедиций в пролив Хуан-де-Фука. Мануэль Кемпер достиг Порт Дискавери Бэй в 1790 году. В 1791 году Франсиско де Элиза возглавил небольшой исследовательский флот, который какое-то время базировался в Порт Дискавери. Неизвестно, какой корабль первым вступил в контакт с «Клаллам», но, скорее всего, это было до 1789 года и, вероятно, в деревне в заливе Клаллам или в Порт-Дискавери, и в нем были подарены ножи, пуговицы и медь. Джордж Ванкувер вступил в контакт с Клаллами в 1792 году. Он подумал, что был первым европейцем, посетившим их, и написал об их безразличии, что его удивило. Он торговал им медью, ножами и мелкими товарами.

В 1825 году Компания Гудзонова залива (HBC) основала форт Ванкувер на реке Колумбия. Между Клалламом и фортом было мало движения. Единственный серьезный инцидент между ними произошел в 1828 году, когда пять белых мужчин были убиты несколькими Клаллам, двое из которых служили проводниками и подверглись жестокому обращению со стороны белых людей. В ответ группа из примерно 60 мужчин из форта Ванкувер посетила территорию Клаллама и напала на первую найденную группу, убив семерых, включая женщин и детей, и сожгла их дом. Затем с помощью корабля HBC они атаковали, разграбили и разрушили деревню Клаллам возле косы Дангенесс. В записях HBC говорится, что всего они убили 25 Клалламов.

В 1832 году торговый пост HBC Форт Нисквелли был основан на южном берегу Пьюджет-Саунд, в районе города. из DuPont сегодня. Записи форта показывают, что к 1833 году Клаллам посещал форт Нисквалли, чтобы торговать мехами и дичью. Между 1833 и 1835 годами группы Клаллама посещали форт Нисквалли по крайней мере девять раз, а в последующее десятилетие - более регулярно. В тот же период торговая группа HBC посетила территорию Клаллама. Эта партия обнаружила, что Клаллам в основном не желают продавать меха, заявив, что цены HBC были слишком низкими и что вместо этого они подождут какого-нибудь другого, более конкурентоспособного торговца.

Пол Кейн посетил Форт Нисквалли и более крупный регион в 1847 году. Его описания клаллам указывают на то, что они все еще практиковали рабство, отказались от луков и стрел вместо ружей, что утиные сети были обычным явлением, деньги из ракушек по-прежнему ценились, а шаманизм все еще практиковался. Одна деревня, которую он посетил, была укреплена и населен примерно 200 клаллам.

В 1847 году около 150 воинов Клаллам присоединились к Сукамишу во главе с вождем Сиэтла в крупном нападении на Чимакум люди, намеревающиеся полностью их уничтожить. В значительной степени им это удалось, разрушив последние деревни Чимакум и оставив почти всех мертвыми или порабощенными. Несколько выживших чимакумов бежали и впоследствии присоединились к тване, или Скокомиш, недалеко от южного конца канала Худ. После этого Клаллам оккупировали бывшую территорию Чимакумов, которая была северо-восточной частью Олимпийского полуострова, особенно на полуострове Кемпер, где сегодня находится Порт Таунсенд, и вдоль северного канала Худ.

Первый белый поселенец Порт Таунсенд прибыл в 1850 году. В том же году вождь Клалламов Четземока, известный как герцог Йоркский - многим Клаллам дали королевские имена от белых, которые с трудом произносили имена Клаллам, - был взят капитан корабля, посетивший Сан-Франциско, вернулся очень впечатленным. В начале 1850-х годов многие поселенцы прибыли в Порт-Таунсенд и другие регионы. К 1853 году лесопилки работали в Порт-Таунсенд, Порт-Гэмбл и Порт-Ладлоу. Небольшое поселение было основано на территории Клаллам возле косы Дангенесс и современного Секима. Эти первые поселенцы, которые жили в условиях немногим лучше или хуже, чем клаллам, начали продавать клаллам в больших количествах спиртное, что быстро имело пагубные последствия.

этногист Джордж Гиббс посетил Клаллам в 1855 году. Он сообщил, что их население составляет 926 человек, и обвинил алкоголь и болезни в их сокращении. Хотя его количество, вероятно, было слишком низким, популяция Клаллам значительно сократилась по сравнению с прежними временами, в основном из-за алкоголя и болезней. По словам Гиббса, клаллам регулярно совершали набеги на своих соседей, но почти полностью перестали использовать дубинки и луки. У Клалламов было много инструментов и посуды европейского производства. Они выращивали картофель на возделываемых полях. Торговля мехом, которая раньше была жизненно важной, почти исчезла. Рабство и потлатчинг все еще практиковались.

В 1855 году Клаллам вместе с Скокомишами и выжившими Чимакумами подписали Договор о пунктах. По договору клаллам должны были отказаться от своей земли и переехать в резервацию Скокомиш, недалеко от сегодняшнего Скокомиш, Вашингтон, в обмен на государственную помощь в виде пайков и инструкций. Однако клаллам так и не сделали этого и остались на своей территории вдоль северного побережья Олимпийского полуострова.

Графство Клаллам было основано в 1854 году, но его население и инфраструктура оставались минимальными в течение десятилетий. Примерно в 1860 году среди Клаллам заболела оспа, но неизвестно, насколько серьезно она была. Последний акт межплеменной войны с участием клаллам произошел в 1869 году. Группа из более чем тридцати цимшиан, мужчин, женщин и детей, была убита на косе Дандженс группой примерно из двадцати мужчин-клаллам. Одна цимшианская женщина выжила, притворившись мертвой. Нападение было совершено в отместку за похищение Цимшиан нескольких женщин Клаллам несколькими годами ранее. Перед атакой Клаллам спорили о том, как отреагируют белые поселенцы, но после некоторого колебания атака была проведена традиционным способом. Один Клаллам был убит, что привело к спорам среди Клалламов, которые в конце концов выбросили свои трофеи и вернулись домой подавленными. Некоторые были арестованы белыми поселенцами и приговорены к каторжным работам в резервации Скокомиш, но их продержали недолго, и наказание в целом считалось мягким.

После сомнительной переписи Гиббса 1855 года, которая учитывала 926 Клаллам, несколько лучшие переписи были проведены в 1860-х и 1870-х годах. Похоже, что с момента первого контакта примерно до 1862 г. население Клаллама сократилось, но не слишком сильно. Между 1862 и 1878 годами произошло более быстрое снижение - примерно с 1300 до 597. К 1870 году большинство Клаллам жило недалеко от косы Дандженесс и того места, где сейчас находится Секвим. Период около 1870 года стал самой низкой точкой в ​​истории Клаллама. Из-за безудержного алкоголизма, мелких ссор, драк и воровства белые жители Дандженесс дважды вынуждали их переехать в другие близлежащие районы, а затем пригрозили переселить в резервацию Скокомиш. Это привело к тому, что вождь Джеймс Балч, который был заядлым алкоголиком до своей реформы в 1873 году, возглавил Клаллам в покупке собственной земли и создании своего собственного сообщества. Он и другой ведущий Клаллам собрали достаточно денег, чтобы купить участок площадью 250 акров в 1874 году и основали город, который они назвали Джеймстаун в честь Джеймса Балча. Это было очень необычно для того времени, не в последнюю очередь потому, что коренным жителям в то время по закону запрещалось покупать землю. Сделав это и не переехав в резервацию Скокомиш, они отказались от возможности получения какой-либо федеральной помощи. На протяжении многих десятилетий Джеймстаун был одним из немногих примеров поселений коренных жителей, полностью принадлежащих и управляемых самими коренными жителями без какой-либо государственной поддержки или контроля.

В 1981 году, более века спустя, и спустя шесть лет попытка получить официальное признание в качестве племени, федеральное правительство согласилось, в результате чего было признано на федеральном уровне Джеймстаунское племя С'Клаллам штата Вашингтон. Некоторые Клаллам так и не присоединились к проекту Джеймстауна. Сегодня существует несколько других групп клаллам, таких как нижнее эльва-клалламское племя, группа индейцев склаллам, а в Канаде - scia'new Первая нация.

Культура

Транспорт

Изрезанная местность и густая растительность Олимпийского полуострова сделали каноэ предпочтительным средством передвижения. Каноэ были вырезаны из западного красного кедра (Thuja plicata) посредством сложного и трудного процесса, требующего большого мастерства, начиная с выбора подходящего дерева. Каменные тесла, огонь и нагретая вода использовались для придания формы каноэ. Эти знания передавались избранным из каждого поколения, а некоторые каноэ были куплены у других племен, особенно у более крупных.

Клаллам использовал два основных типа каноэ: меньший тип Coast Salish, используемый в защищенных водах, и более крупный тип Chinook для использования в более суровых водах.. Каноэ меньшего типа имело закругленное дно и составляло 12–30 футов (4–9 м) в длину, 20–48 дюймов (50–120 см) в ширину и 9–20 дюймов (20–50 см) в глубину. Этот тип использовался в спокойных водах для рыбалки или для перевозки небольших грузов. Более крупные каноэ имели плоское дно и могли быть более 30 футов (10 м) в длину, 6 футов (200 см) в ширину и 3 фута (100 см) в глубину. Они использовались в более бурных водах Пьюджет-Саунд, пролива Хуан-де-Фука и, в частности, у тихоокеанского побережья для китобойного промысла, перевозки больших грузов и перевозки до тридцати человек. пассажиры.

Первые белые поселенцы в этом районе отметили огромное мастерство, которое Клаллам использовал в управлении каноэ и навигации, и что каноэ Клаллама, как правило, были больше, чем у других племен Пьюджет-Саунд.

Диета

Мужчины Клаллама на пляже на фоне церкви Шейкер, Джеймстаун, Вашингтон, ок. 1903

Земли, реки, морские воды и пляжи на территории Клаллама обеспечивали круглый год обильным запасом пищи. Стратегические межплеменные браки и соглашения также давали им разрешение на охоту или добычу корма за пределами своей родины. Хотя в их рацион входила крупная и мелкая наземная дичь, морская птица и моллюски, наиболее важным источником пищи была рыба. Лосось по-прежнему играет важную питательную и духовную роль в культуре Клаллам.

Клаллам ловил рыбу круглый год, используя различные инструменты и методы, в зависимости от вида, местоположения и сезона. Известно, что они использовали ловушки, троллинг, жаберные сети, копья, грабли, сачки и норы. выкопали на пляже. Известно, что в определенных местах производилась определенная рыба в нужное время года, и для успешного улова использовались специальные орудия и навыки.

Этноботаника

Они прикладывают припарку из раздавленных цветов Viola adunca к груди или бокам от боли.

Племенные группы
школы

Племена клаллам не имеют собственных школ.

Детям Нижнего Эльва Клаллама предлагается программа культурного и языкового погружения Клаллам в Хэд Старт Нижнего Эльва Клаллам. Детям старшего возраста предлагаются курсы языка Клаллам и истории племен в начальной школе Драй-Крик, средней школе Стивенса и средней школе Порт-Анджелеса, где большинство детей из Нижнего Эльва-Клаллам посещают школу.

Большинство детей Джеймстауна С'Клаллам посещают школы школьного округа Секим.

Большинство детей Порт Гэмбл Клаллам посещают школы в школьном округе Северный Китсап в районе Кингстона.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Бойд, Коллин Э. 2009 «Вы видите, как ваша культура выходит из-под земли, как сила»: «Странные встречи во времени и пространстве на северо-западном побережье». Этноистория 56 (4): 699-732.
  • Бойд, Коллин Э. 2009 «Сами индейцы в восторге»: Закон Уиллера-Ховарда и реорганизация пространства Клаллама. The Journal of Northwest Anthropology 43 (1): 3-26.
  • Бойд, Коллин Э. 2006 «Этот правительственный человек пытался отравить всех индейцев Клаллам»: метанарративы истории и колониализма на центральном северо-западном побережье. Этноистория 53 (2): 331-354
  • Бойд, Коллин Э. 2006 «Устные традиции Тихоокеанского Северо-Запада». В Религиозных традициях американских индейцев: энциклопедия, Сюзанна Кроуфорд и Деннис Келли, ред. С. 663–672. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO
  • Гиббс, Джордж (1863). Алфавитные словари Клаллам и Лумми. Cramoisy Press. Доступно здесь в сборнике классических работ в истории Вашингтона библиотеки штата Вашингтон.
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Клаллам.
Последняя правка сделана 2021-05-25 11:02:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте