Киви или киви является основным экспортным продуктом садоводства сотрудник Новой Зеландии. Новая Зеландия разработала первый коммерчески жизнеспособный киви и развила экспортные рынки, создав спрос на фрукты, существующий сегодня. Сегодня Новая Зеландия является третьей по величине страной-производителем киви после Китая и Италии, и ей принадлежит примерно 30% рынка. В сезоне 2008–2009 годов стоимость экспорта фруктов киви из Новой Зеландии составила 1,45 млрд новозеландских долларов.
Выращивание плода пушистого киви распространилось из Китая в начале 20 века, когда были завезены семена в Новую Зеландию Мэри Изабель Фрейзер, директором женского колледжа Вангануи, которая посещала миссионерские школы в Ичане, Китай. Семена были посажены в 1906 году садовником Уонгануи Александром Эллисоном, и первые плоды лоз в 1910 году. Новозеландский садовод вывел хорошо известный зеленый киви в Эйвондейл, Новая Зеландия, примерно в 1924 году. известные зеленые киви были позже переименованы в «Хейворд» в честь его создателя, Хейворда Райта.
Первая коммерческая посадка китайского крыжовника произошла в 1937 году садовник Джим Маклафлин. Он обнаружил, что лозы неприхотливы и хорошо плодоносят. К 1940 году Маклафлин приобрел еще несколько участков для выращивания китайского крыжовника. Грузовик Маклафлина был конфискован для использования в армии во время начала войны, и в результате он был вынужден продать свою собственность и заключить соглашение о совместном земледелии с другим фермером. В 1955 году Маклафлин выкупил своего партнера, выкупив ему землю вместе с дополнительными 38 акрами и посадив все это под китайский крыжовник. Во время войны каждый сезон продавалось около 550 ящиков фруктов, и они пользовались популярностью у американских военнослужащих в Новой Зеландии. Это дало возможность фруктовой отрасли, которая раньше потреблялась внутри страны, расширилась за счет экспорта на международный рынок.
В 1952 году Маклафлин обратился в Федерацию фруктов Новой Зеландии, которая согласилась облегчить доставку и сбыт фруктов на рынки США, это был первый экспорт Новой Зеландии. китайского крыжовника. Благодаря новаторским исследованиям транспортабельности плодов, проведенным Джоном Пилкингтоном Хадсоном и другими сотрудниками сельскохозяйственного департамента в Веллингтоне, это был первый международный экспорт киви
<76.>Ребрендинг китайского крыжовникаПо мере роста местной популярности этого фрукта новозеландцы отказались от местного китайского названия фрукта (ян тао) в пользу названия китайский крыжовник. Среди экспортеров была известная производственная компания Turners and Growers, которая называла ягоды дынями, потому что местное название этого фрукта, китайский крыжовник, имело политический оттенок из-за холодной войны, и чтобы еще больше выделить его из настоящего крыжовника, который подвержен воздействию грибка антракноз. Американский импортер Норман Сондаг из Сан-Франциско пожаловался, что дыни так же плохи, как китайский крыжовник, потому что и дыни, и ягоды облагаются высокими импортными пошлинами, и вместо этого попросил короткое имя маори, которое быстро ассоциировалось с Новой Зеландией.. В июне 1959 года во время встречи руководства Тернерс энд Гроверз в Окленде Джек Тернер предложил название киви, которое было принято и позже стало общеотраслевым названием. В 1960-х и 1970-х годах Фрида Каплан, основательница Frieda's Inc.. Из Лос-Аламитоса, сыграла ключевую роль в популяризации киви в США, убедив менеджеров супермаркетов нести странно выглядящие фрукты.
Рост экспортного рынка в это время происходил за счет индивидуальных производителей, производителей кооперативов, экспортеров и дистрибьюторов. Попытка разработать совместные маркетинговые усилия привела к созданию Комитета по продвижению экспорта киви в 1970 году, за которым в 1977 году последовало Управление по лицензированию маркетинга киви. Управление по лицензированию маркетинга киви имело права устанавливать рыночные стандарты, такие как размер, качество и упаковка фруктов. киви для экспортных рынков, Управление также действовало в качестве советника правительства. Это дало производителям некоторый контроль над лицензированием экспортеров.
Общий объем экспорта киви быстро увеличивался с конца 1960-х до начала 1970-х годов. За это время резко увеличилось количество фирм-экспортеров. К 1976 году общий объем произведенных Новой Зеландией фруктов превысил объем, потребляемый внутри страны.
В 1980-х годах другие страны начали экспортировать киви, и Новая Зеландия потеряла свои первые -двигать преимущество. Семь лицензированных экспортеров Новой Зеландии вели жесткую конкуренцию, что привело к снижению цен. Это снизило прибыльность производителей и вызвало колебания спроса и предложения.
В 1990-х годах экспортная структура была реорганизована в ответ на давление со стороны увеличения поставок фруктов с конкурирующих зарубежных экспортных рынков. Чтобы восстановить прибыльность и стабильность, правительство Новой Зеландии и производители заключили соглашение об экспорте одинарных. Это предоставило Zespri монополию на сбыт киви и обязало всех поставщиков продавать свою продукцию через этого единственного покупателя (см. Также монопсония ) для всего экспорта за пределы Австралии.
Все новозеландские киви продаются под торговой маркой Zespri. Этот бренд также призван отличить новозеландский киви от других фруктов и помешать другим компаниям получить выгоду от деятельности Совета по маркетингу новозеландского киви (дочерней компании Zespri).
Zespri International Ltd. принадлежит 2700 местным производителям через Zespri Group Ltd, которая была основана в 2000 году. Zespri играет роль в продвижении и продаже киви на зарубежных рынках, а также в установлении правил, по которым киви могут продаваться в
Turners Growers начали оспаривать экспортную монополию Zespri на производство киви в Новой Зеландии в 2009 году, чтобы получить право экспортировать свои собственные сорта киви без использования Zespri. Однако в октябре 2011 года дело было прекращено в ответ на давление со стороны нового бактериального заболевания, вызвавшего разрушительные потери киви.
В ноябре 2010 года были обнаружены симптомы растений, свидетельствующие о том, что Pseudomonas syringae pv. actinidiae (PSA), вариант бактерии Pseudomonas syringae, присутствовал в фруктовом саду залива Изобилия на Северном острове. Положения Закона о биобезопасности 1993 были использованы для ограничения его распространения. Эти меры были продолжены в 2011 году, но в основном оказались безуспешными, поскольку к ноябрю 2011 года в большинстве садов в заливе Изобилия был обнаружен определенный уровень заражения. Некоторые из атак в заливе изобилия были вызваны вирулентным штаммом PSA-V. Заболевание распространилось по всему миру, с серьезными атаками в Италии и Франции также в 2011 году.
В середине 2013 года дочерняя компания Zespri в Китае была оштрафована почти на 1 миллион долларов за занижение таможенных пошлин, и было открыто Управление по борьбе с серьезным мошенничеством. расследование самого Zespri в октябре 2013 года.
Большая часть селекции для улучшения зеленого киви и получения золотого Zespri была проведена Исследовательским институтом растений и пищевых продуктов (ранее HortResearch) в течение десятилетий 1970–1999.
В 1990 году Совет по маркетингу киви Новой Зеландии открыл офис в Европе в Антверпене, Бельгии, который стал штаб-квартирой европейского маркетинга киви Zespri gold киви в 2010 году. Общее название, "Zespri", использовалось для маркетинга всех зеленых и золотых сортов киви из Новой Зеландии с 2012 года.
В 2017 г. Фермеры из Зеландии приобретали дополнительные земли для выращивания золотых киви Zespri в условиях роста цен на лицензию Zespri для удовлетворения мирового спроса на старый сорт.
Виноградная лоза киви стала инвазивным видом растения в регионе Залива Изобилия из-за первоначально сброса плоды рядом с кустом остатками. Департамент охраны природы, отвечающий за охрану государственных земель, классифицирует Actinidia deliciosa как экологический сорняк.