В футбольной ассоциации, форме (также называемой полоска или форма ) - стандартное снаряжение и одежда, которую носят игроки. В правилах данного вида спорта указывается минимальный комплект экипировки, который должен использовать игрок, а также запрещается использование всего, что опасно для игрока или другого участника. Индивидуальные соревнования могут предусматривать дополнительные ограничения, такие как регулирование размера логотипов, отображаемых на футболках, и указание, что в случае матча между командами идентичных или похожих цветов команда гостей должна измениться на одежда разного цвета.
Футболисты обычно носят опознавательные цифры на спине своих футболок. Первоначально команды игроков носили номера от 1 до 11, что примерно соответствовало их игровым позициям, но на профессиональном уровне это, как правило, заменяется нумерацией команд, при которой каждому игроку в команде назначается фиксированный номер на время сезона.. Профессиональные клубы также обычно отображают фамилии или прозвища игроков на своих футболках, над (или, реже, внизу) номерами своих команд.
Футбольная форма претерпела значительные изменения с первых дней существования этого вида спорта, когда игроки обычно носили толстые хлопковые рубашки, трусики и тяжелые жесткие кожаные ботинки. В двадцатом веке ботинки стали легче и мягче, шорты стали короче, а достижения в производстве одежды и печати позволили изготавливать рубашки из более легких синтетических волокон со все более ярким и сложным дизайном. С ростом рекламы в 20-м веке логотипы спонсоров стали появляться на футболках, а фанаты могли приобрести их реплики, что принесло клубам значительную прибыль.
Правила установить базовое снаряжение, которое должны носить все игроки в Правиле 4 (Снаряжение игроков). Указываются пять отдельных предметов: рубашка (также известная как майка ), шорты, носки (также известные как чулки), обувь и накладки на голень. Вратарям разрешается носить спортивные брюки вместо шорт.
В то время как большинство игроков носят футбольные бутсы с шипами («футбольные бутсы» или «бутсы» на Севере Америка ), Закон не указывает, что это требуется. Футболки должны иметь рукава (допускаются как короткие, так и длинные рукава), а вратари должны носить футболки, которые легко отличить от всех других игроков и официальных лиц матча. Можно носить термобелье, но оно должно быть того же цвета, что и сами шорты. Накладки на голени должны полностью прикрываться чулками, быть из резины, пластика или аналогичного материала и «обеспечивать разумную степень защиты». Единственное другое определенное ограничение на экипировку - это требование, что игрок не должен использовать экипировку или носить что-либо, что считается опасным для себя или другого игрока.
Обычно для индивидуальных соревнований указывать, что все полевые игроки в команде должны должны носить одинаковые цвета, хотя Закон гласит только: «Обе команды должны носить цвета, которые отличают их друг от друга, а также у судьи и помощников судьи». В случае матча между командами, которые обычно носят одинаковые или похожие цвета, команда гостей должна сменить цвет на другой. Из-за этого требования второй вариант команды часто называют ее "выездной формой" или "выездными цветами", хотя нередко, особенно на международном уровне, команды предпочитают носить свои выездные формы. цвета, даже когда это не требуется из-за смешения цветов или для ношения дома. Сборная Англии иногда играет в красных футболках, даже если в этом нет необходимости, так как эта полоса носилась, когда команда выиграла Чемпионат мира по футболу 1966 года. В некоторых случаях обе команды были вынуждены носить выездную форму второго выбора; например, матч между Нидерландами и Бразилией на чемпионате мира по футболу 1974, где они были одеты в белый и темно-синий, а не в оранжевый и желтый цвета, которые они выбрали в первую очередь, соответственно; и матч между Нидерландами и Испанией на Чемпионате мира по футболу 2014, где они были одеты в темно-синий и белый цвета, а не в свои оранжевый и красный цвета, соответственно.
Многие профессиональные клубы также имеют "третью форму", якобы для использования, если и их основной, и выездной цвета будут сочтены слишком похожими на цвета оппонента. Большинство профессиональных клубов сохраняют одну и ту же базовую цветовую схему в течение нескольких десятилетий, а сами цвета являются неотъемлемой частью культуры клуба. Команды, представляющие страны на международных соревнованиях, обычно носят национальные цвета вместе с другими спортивными командами той же страны. Обычно они основаны на цветах национального флага страны, хотя есть исключения: сборная Италии, например, носит синий цвет, поскольку это был цвет Савойского дома, австралийская команда, как и большинство австралийских спортивных команд, носит австралийские национальные цвета зеленого и золотого цветов, ни один из которых не отображается на флаге, а голландская национальная команда носит оранжевый цвет, цвет Королевский Дом Голландии.
Домашняя рубашка Олимпик де Марсель в сезоне 2006–07Рубашки обычно изготавливаются из полиэстера сетки, которая не задерживают пот и тепло тела так же, как рубашка из натурального волокна. В большинстве профессиональных клубов логотипы спонсоров размещены на передней части футболок, что может приносить значительный доход, а некоторые также предлагают спонсорам возможность разместить свои логотипы на задней стороне футболок. В зависимости от местных правил могут быть ограничения на размер этих логотипов или на то, какие логотипы могут отображаться. Соревнования, такие как Премьер-лига, могут также требовать от игроков ношения нашивок на рукавах с изображением логотипа соревнования. Номер игрока обычно печатается на обратной стороне футболки, хотя международные команды часто также помещают номера спереди, а профессиональные команды обычно печатают фамилию игрока над своим номером. Капитан каждой команды обычно должен носить эластичную повязку на левом рукаве, чтобы судья и болельщики могли идентифицировать их как капитана.
Современная обувь для газонов, предназначенная для использования на твердом искусственном газоне или песке.Большинство современных игроков носят специальные футбольные бутсы, которые могут быть из кожи или синтетического материала. Современные ботинки имеют крой немного ниже щиколотки, в отличие от ботинок с высокой щиколоткой, которые использовались в прежние времена, и имеют шипы, прикрепленные к подошве. Шпильки могут быть прикреплены непосредственно к подошве или быть съемными, обычно с помощью винтовой резьбы. Современные ботинки, такие как Adidas Predator, первоначально разработанные бывшим игроком Ливерпуля Крейгом Джонстоном, отличаются все более замысловатым, научно обоснованным дизайном и особенностями, такими как воздушные карманы в подошвы и резиновые «лезвия» на подошве, а не на шпильках. Лезвия были предметом споров, поскольку несколько топ-менеджеров обвинили их в травмах как игроков оппозиции, так и самих владельцев.
В правилах указано, что все игроки, независимо от пола, должны носить одну и ту же форму. однако в сентябре 2008 года женская команда Нидерландов FC de Rakt попала в заголовки международных новостей, заменив старую полосу на новую с короткими юбками и облегающими рубашками. Это нововведение, которое было запрошено самой командой, изначально было наложено вето KNVB, руководящим органом голландского футбола, но это решение было отменено, когда выяснилось, что команда FC de Rakt носила шорты под их юбки, и поэтому технически соответствовали требованиям.
Всем игрокам разрешается носить перчатки, а вратари обычно носят специальные вратарские перчатки. До 1970-х перчатки редко носили, но сейчас крайне необычно видеть вратаря без перчаток. В матче Португалии против Англии на турнире Евро-2004 Рикардо получил много комментариев из-за решения снять перчатки во время серия пенальти. С 1980-х годов были достигнуты значительные успехи в дизайне перчаток, которые теперь оснащены протекторами для предотвращения сгибания пальцев назад, сегментацией для большей гибкости и ладонями, изготовленными из материалов, предназначенных для защиты руки и улучшения захвата игрока. Доступны перчатки различных фасонов, в том числе «плоская ладонь», «перекатывающийся палец» и «негативный», с различными швами и посадкой. Вратари иногда также носят кепки, чтобы блики от солнца или прожекторов не влияли на их работу. Игроки с проблемами зрения могут носить очки до тех пор, пока они не упадут или сломаются, что сделает их опасными. Большинство затронутых игроков предпочитают носить контактные линзы, хотя голландский игрок Эдгар Дэвидс, неспособный носить контактные линзы из-за глаукомы, был известен своими отличительными очками с закругленными краями. Однако использование других предметов, которые могут быть опасны для других игроков, например, украшений, запрещено. Игроки также могут носить головной убор для защиты от травм головы, если это не представляет опасности для безопасности владельца или любого другого игрока.
Судьи, помощники судьи и четвертые судьи носят формы, похожие на те, что носят игроки; до 1950-х годов рефери чаще носил блейзер , чем майку. Хотя это не оговорено в правилах, считается, что футбольный принцип состоит в том, что судьи носят футболки другого цвета, чем те, которые носят обе команды и их вратари. Черный - традиционный цвет, который носят официальные лица, а «человек в черном» широко используется как неформальный термин для обозначения судьи, хотя в современную эпоху все чаще используются другие цвета, чтобы минимизировать цветовые конфликты. Чемпионат мира 1994 был первым, на котором ФИФА отказалась от черных форм для официальных лиц. В 1998 Премьер-лиге рефери Дэвид Эллрей был вынужден сменить черную рубашку на белую в середине матча между Астон Вилла и Уимблдоном, поскольку было сочтено, что он слишком похож на темно-синий, который носили игроки Уимблдона. Судьи также иногда имеют логотипы спонсоров на своих рубашках, хотя обычно они прикреплены к рукавам.
Первое письменное свидетельство того, что предмет одежды был конкретно посвященный футболу, поступил в 1526 году из Великого Гардероба короля Генриха VIII Английского, в котором упоминалась пара футбольных бутс. Самые ранние свидетельства использования цветных рубашек для обозначения футбольных команд относятся к ранним футбольным играм английских государственных школ. Например, изображение футбольного клуба Винчестерского колледжа до 1840 года озаглавлено «У простолюдинов красный и синие футболки для мальчиков колледжа ", и такие цвета снова упоминаются в статье Bell's Life in London 1858 года. Спортивные цвета домов упоминаются в футболе регби (правило XXI) еще 1845: «Ни один игрок не может носить кепку или майку без разрешения главы своего дома». В 1848 году в регби было отмечено, что «за последние несколько лет произошло значительное улучшение внешнего вида матча... в использовании своеобразной одежды, состоящей из бархатных кепок и майок»
Организованная ассоциация В футбол впервые начали играть в Англии в 1860-х годах, и многие команды, вероятно, играли в той одежде, которая была у них под рукой, а игроки одной команды отличались цветными кепками или поясами. Однако это оказалось проблематичным, и в руководстве по игре 1867 года предлагалось, чтобы команды пытались, «если это может быть предварительно организовано, иметь одну сторону с полосатыми майками одного цвета, скажем красного, а на другой - другого, скажем синего.. Это предотвращает путаницу и дикие попытки отобрать мяч у вашего соседа. "
Команда New Brompton 1894 года носит типичную спортивную экипировку той эпохи, включая тяжелую майку, длинные шорты, тяжелые ботинки с высоким голенищем. и накладки на голень, которые носят вне чулок. В то время вратари носили те же футболки, что и их товарищи по команде.Первые стандартные полосы начали появляться в 1870-х годах, когда многие клубы выбрали цвета, связанные со школами или другими спортивными организациями, из которых возникли клубы.. Блэкберн Роверс, например, принял рубашки половинного дизайна, основанные на рубашках команды для бывших учеников Малверн-Колледжа, одной из школ, где развивался этот вид спорта. Их оригинальные цвета - голубой и белый - были выбраны, чтобы отразить связь с Кембриджским университетом, где получили образование ряд основателей клуба. Цвета и дизайн часто резко менялись между матчами: Bolton Wanderers в течение одного года появлялись как в розовых, так и в белых рубашках с красными пятнами. Вместо современных шорт игроки носили длинные трусики или длинные брюки, часто с поясом или даже подтяжками. Лорд Киннард, одна из первых звезд игры, всегда была великолепна в длинных белых брюках. На футболках не было цифр, позволяющих идентифицировать отдельных игроков, а программа матча 1875 года между Queen's Park и Wanderers в Глазго идентифицирует игроков по цвету их кепок или чулок. Первые накладки на голень были надеты в 1874 году игроком Nottingham Forest Сэмом Веллером Уиддоусоном, который срезал пару подушечек cricket и надевал их поверх своих чулок. Первоначально концепция подвергалась насмешкам, но вскоре она прижилась и у других игроков. На рубеже веков прокладки стали меньше и их носили внутри чулок.
По мере того, как игра постепенно переставала быть увлечением для богатых любителей и превращалась в игру, в которой преобладали профессионалы из рабочего класса, комплекты одежды изменились соответственно. Сами клубы, а не отдельные игроки, теперь несли ответственность за закупку экипировки и финансовые проблемы, наряду с необходимостью растущего числа зрителей, чтобы легко идентифицировать игроков, привели к тому, что мрачные цвета прошлых лет были оставлены в пользу простых комбинаций. основных цветов. В 1890 году Футбольная лига, созданная двумя годами ранее, постановила, что никакие две команды-члены не могут регистрировать одинаковые цвета, чтобы избежать столкновений. Позже от этого правила отказались в пользу правила, согласно которому все команды должны иметь в наличии второй комплект футболок другого цвета. Первоначально от хозяев поля требовалось сменить цвет в случае столкновения, но в 1921 году в правило были внесены поправки, требующие смены команды гостей.
Специализированные футбольные бутсы начали появляться в профессиональную эру, занимая место повседневной обуви или рабочей обуви. Первоначально игроки просто прибивали полоски кожи к своим ботинкам, чтобы усилить сцепление, в результате Футбольная ассоциация в 1863 году постановила, что гвозди не должны выступать из бутс. К 1880-м годам эти грубые приспособления превратились в шпильки. Сапоги той эпохи были сделаны из толстой кожи, имели твердый носок и доходили до щиколоток игрока.
Когда игра начала распространяться в Европе и за ее пределами, клубы приняли формы, похожие на те, что носят в Соединенном Королевстве, а в некоторых случаях выбраны цвета, непосредственно вдохновленные британскими клубами. В 1903 году Ювентус из Италии принял черно-белую полосу, вдохновленную Ноттс Каунти. Два года спустя аргентинский клуб Club Atlético Independiente перешёл на красные футболки после просмотра пьес Nottingham Forest
К началу 20 века шорты стали короче а вратари носили футболки другого цвета, как видно на этой фотографии Internazionale в 1910 году.В 1904 году Футбольная ассоциация отменила свое правило, согласно которому трусики игроков должны закрывать колени. и команды стали носить их намного короче. Они стали известны как «трусики» и назывались этим термином до 1960-х годов, когда «шорты» стали предпочтительным термином. Изначально почти все команды носили трусики контрастного цвета с футболками. В 1909 году, чтобы помочь судьям определить вратаря среди множества игроков, в правила были внесены поправки, согласно которым вратарь должен носить футболку другого цвета, чем его товарищи по команде. Первоначально было указано, что футболки вратарей должны быть алыми или ярко-синими, но когда в 1912 году в качестве третьего варианта был добавлен зеленый цвет, он стал настолько популярным, что вскоре почти каждый вратарь играл в зеленом. В этот период вратари обычно носили тяжелую шерстяную одежду, более похожую на джемпер, чем на футболки полевых игроков.
В 1920-е годы проводились спорадические эксперименты с пронумерованными футболками, но идея не оправдалась. изначально прижился. Первым крупным матчем, в котором использовались номера, был Финал Кубка Англии 1933 между Эвертоном и Манчестер Сити. Вместо того, чтобы добавлять номера к существующим полосам клубов, для финала были созданы два специальных набора, белый и красный, которые были распределены между двумя командами путем подбрасывания монеты. Игроки «Эвертона» носили номера 1–11, а игроки «Сити» - 12–22. Только во время Второй мировой войны нумерация стала стандартной, и команды носили номера 1–11. Хотя не было правил о том, какой игрок должен носить какой номер, конкретные номера стали ассоциироваться с конкретными позициями на игровом поле, примерами которых были футболка с номером 9 для главного нападающего команды и номер 1 футболка для вратаря. В отличие от обычной практики, шотландский клуб Селтик до 1975 года носил номера на своих шортах, а не на рубашках на международных матчах, и до 1994 года на внутренних матчах. В 1930-е годы также произошли большие успехи в производстве обуви: стали доступны новые синтетические материалы и более мягкая кожа. К 1936 году европейские игроки носили бутсы, которые весили лишь треть веса жестких бутс десятилетней давности, хотя британские клубы не принимали бутсы нового стиля с такими игроками, как Билли Райт открыто. выражая свое пренебрежение к новой обуви и утверждая, что она больше подходит для балета, чем для футбола.
сборная Аргентины в типичной форме начала 1960-х.В период сразу после Во время войны многие команды в Европе были вынуждены носить необычные формы из-за ограничений в одежде. Англичанин Олдхэм Атлетик, который традиционно носил сине-белую одежду, провел два сезона, играя в красно-белых футболках, позаимствованных у местного клуба лиги регби и Шотландии ». s Клайд носил хаки. В 1950-х годах формы, которые носили игроки в южной Европе и Южной Америке, стали намного легче: воротники на рубашках заменили воротники с V-образным вырезом, а тяжелые натуральные ткани заменили синтетические ткани. Первые ботинки, урезанные ниже щиколотки, а не с высокими голенищами, были представлены Adidas в 1954 году. Хотя они стоили вдвое дороже, чем существующие модели, они пользовались огромным успехом и закрепили за немецкой компанией место в мире. футбольный рынок. Примерно в то же время Adidas также разработал первые ботинки с ввинчивающимися шипами, которые можно было менять в зависимости от условий поля. В других областях новые стили усваивались медленнее - британские клубы снова сопротивлялись изменениям и решительно придерживались форм, мало отличающихся от тех, которые носили до войны, а команды из Восточной Европы продолжали носить формы, которые в других местах считались старомодными. Команда ФК «Динамо» (Москва), гастролировавшая в 1945 году по Западной Европе, вызвала почти столько же отзывов о длинных мешковатых шортах игроков, сколько о качестве их футбола. С появлением международных соревнований, таких как Кубок Европы, южноевропейский стиль распространился на остальную часть континента, и к концу десятилетия тяжелые рубашки и ботинки довоенных лет полностью распались. вышли из употребления. В 1960-х годах в дизайне комплектов новинок мало, и клубы, как правило, предпочитают простые цветовые схемы, которые хорошо смотрелись при новых прожекторах. Футбольные фанаты высоко ценят дизайн конца 1960-х - начала 1970-х годов.
В 1970-х клубы начали создавать строго индивидуальные полосы, а в 1975-м. Leeds United, которые изменили свои традиционные сине-золотые цвета на полностью белые в 1960-х, чтобы имитировать Реал Мадрид стал первым клубом, разработавшим футболки, которые могли быть проданы фанатам в виде реплик. Следуя коммерческим соображениям, другие клубы вскоре последовали их примеру, добавив логотипы производителей и повысив уровень отделки. В 1973 году немецкая команда Eintracht Braunschweig подписала договор с местным производителем алкоголя Jägermeister о размещении его логотипа на передней части их рубашек. Вскоре почти все крупные клубы подписали такие сделки, и расходы компаний, спонсирующих крупные команды, резко возросли. В 2008 году немецкий клуб FC Bayern Munich получил 25 миллионов евро спонсорских денег от Deutsche Telekom. Однако испанские клубы FC Barcelona и Athletic Bilbao не разрешили размещать логотипы спонсоров на своих футболках еще в 2005 году. До 2011 года Барселона отказывалась платить спонсорам в пользу ношения Логотип UNICEF на своих рубашках, жертвуя на благотворительность 1,5 миллиона евро в год. Игроки также начали подписывать спонсорские соглашения с отдельными компаниями. В 1974 году Йохан Кройфф отказался носить полосу национальной сборной Нидерландов, поскольку бренд Adidas противоречил его собственному индивидуальному контракту с Puma, и разрешили носить версию без бренда Adidas. Puma также заплатила Пеле 120 000 долларов за то, чтобы он носил их ботинки, и специально попросила его нагнуться и завязать шнурки в начале финала Чемпионата мира по футболу FIFA 1970, обеспечивая крупный план ботинки для мировой телеаудитории. В 1970-х годах находящаяся в США Североамериканская футбольная лига экспериментировала с печатью имен игроков на их футболках и присвоением каждому игроку номера команды вместо того, чтобы просто пронумеровать 11 игроков, начинающих игру, от 1 до 11, но в то время эти идеи не прижились в других странах.
Слева направо: полузащитник Вероны Мадде против Ювентуса, нападающего Беттеги в 1975: «короткие шорты» были нормой с середины 1960-х до начала 90-х, когда они вернулись к классической более длинной и мешковатой форме.В 1980-х годах такие производители, как Hummel и Adidas начал разрабатывать рубашки со все более замысловатым дизайном, поскольку новые технологии привели к появлению таких элементов дизайна, как теневые принты и полоски. Отличительная полоса Хаммеля, созданная для сборной Дании на Чемпионате мира по футболу FIFA 1986, вызвала резонанс в СМИ, но ФИФА обеспокоена муаровыми артефактами в телевизионных картинках. В 1970-х и 1980-х шорты стали короче, чем когда-либо, и часто включали номер игрока на лицевой стороне. В финале Кубка Англии 1991 года игроки «Тоттенхэм Хотспур» выстроились в длинных мешковатых шортах. Несмотря на то, что новый внешний вид был высмеян, клубы в Британии и других странах в течение короткого времени приняли более длинные шорты. В 1990-х годах дизайн рубашек становился все более сложным, и многие команды использовали чрезвычайно яркие цветовые решения. Дизайнерские решения во все большей степени были обусловлены потребностью в том, чтобы рубашка хорошо выглядела, когда ее носили поклонники как предмет моды, но с тех пор многие дизайны этой эпохи стали считаться одними из худших за все время. В 1996 году Манчестер Юнайтед, как известно, представил серую полосу, которая была специально разработана, чтобы хорошо выглядеть при ношении с джинсами, но отказалась от нее в середине матча после того, как менеджер Алекс Фергюсон заявил, что причина Причина, по которой его команда проигрывала 3–0, заключалась в том, что игроки не могли видеть друг друга на поле. «Юнайтед» во втором тайме перекрасился в другой цвет и без ответа забил один гол. В ведущих лигах также были введены номера команд, в соответствии с которыми каждому игроку назначается определенный номер на время сезона. Возникла легкая мода на то, что игроки отмечают гол, снимая или полностью снимая футболки, чтобы показать политические, религиозные или личные лозунги, напечатанные на майках. Это привело к постановлению Правления Международной футбольной ассоциации в 2002 году, что майки не должны содержать лозунги или логотипы; с 2004 года снятие футболок считается правонарушением для игроков.
Реплики футболок Манчестер Юнайтед выставлены на обозрение.Рынок реплик футболок значительно вырос за счет доходов ведущих клубов и частоты их использования. Изменения в дизайне подвергаются все более пристальному вниманию, особенно в Соединенном Королевстве, где рынок копий стоит более 200 миллионов фунтов стерлингов. Несколько клубов были обвинены в сговоре с ценами, а в 2003 году Манчестер Юнайтед был оштрафован Управлением добросовестной торговли на 1,65 миллиона фунтов стерлингов. Высокие цены на реплики также привели к тому, что многие фанаты стали покупать поддельные рубашки, которые импортируются из таких стран, как Таиланд и Малайзия.
. У фанатов есть шанс приобрести футболка с именем и номером звездного игрока может принести клубу значительный доход. За первые шесть месяцев после перехода Дэвида Бекхэма в Реал Мадрид клуб продал более миллиона футболок с его именем. Также сформировался рынок футболок, которые игроки носят во время важных матчей, которые продаются как предметы коллекционирования. Футболка, которую носил Пеле на чемпионате мира по футболу FIFA 1970, была продана на аукционе за 150 000 фунтов стерлингов в 2002 году.
В дизайне формы произошел ряд улучшений. с 2000 г., с переменным успехом. В 2002 году сборная Камеруна участвовала в Кубке африканских наций в Мали в рубашках без рукавов, но ФИФА позже постановила, что такая одежда не считается подходящей. быть рубашками и поэтому не допускались. Производители Puma AG изначально добавили «невидимые» черные рукава, чтобы соответствовать постановлению, но позже предоставили команде новые цельные синглетные -стильные топы. ФИФА приказала команде не носить майки, но это решение было проигнорировано, в результате чего команда Камеруна набрала шесть очков в своей отборочной кампании на Чемпионат мира по футболу FIFA 2006, решение позже было отменено после апелляции.. Более успешными оказались облегающие футболки, разработанные для национальной сборной Италии производителями Kappa - стиль, который впоследствии подражали другим национальным командам и клубам.
Краткое описание мода на мужчин, носящих шарф-снуд, прекратилась в 2011 году, когда ИФАБ запретил их как потенциально опасные. Запрет на ношение женщин в хиджабе был введен IFAB в 2007 году, но снят в 2012 году под давлением принца Иордании Али. В соответствии с взглядами Франции, Федерация футбола Франции заявила, что сохранит запрет.