Кируна

редактировать
Место в Лапландии, Швеция Место в Лапландии, Швеция
Кируна - Хирон
Clockwise from top: Kiruna skyline by night, Kiruna Church, the Icehotel in Jukkasjärvi, rocket launch at Esrange, bell tower at Kiruna Church. По часовой стрелке сверху : Ночной горизонт Кируны, Церковь Кируны, Ледяной отель в Юккасъярви, запуск ракеты в Эсрейндж, колокольня в церкви Кируна.
Kiruna - Giron is located in Norrbotten Kiruna - GironКируна - Хирон Показать карту Норрботтена Kiruna - Giron is located in Sweden Kiruna - GironКируна - Хирон Показать карту Швеции Kiruna - Giron is located in European Union Kiruna - GironКируна - Хирон Показать карту Европейского Союза
Координаты: 67 ° 50′56 ″ N 20 ° 18'10 ″ E / 67,84889 ° N 20,30278 ° E / 67,84889; 20.30278 Координаты : 67 ° 50'56 ″ N 20 ° 18'10 ″ E / 67,84889 ° N 20,30278 ° E / 67,84889; 20.30278
СтранаШвеция
Провинция Лапландия
Графство Графство Норботтен
Муниципалитет Муниципалитет Кируна
Устав 1948
Площадь
• Всего16,53 км (6,38 кв. Миль)
Население (30 сентября 2019 г.)
• Всего22 906
• Плотность1,098 / км (2,840 / кв. Миль)
Часовой пояс UTC + 1 (CET )
• Лето (DST )UTC + 2 (CEST )
Веб-сайтkiruna.se

Кируна (шведский: ; северные саамы : Хирон; финский : Киируна) - самый северный город в Швеции, расположенный в провинции Лапландия. В 2016 году в нем проживало 17 002 человека. местонахождение муниципалитета Кируна (население: 23 167 в 2016 году) в графстве Норрботтен.

Космический центр Эсрейндж был основан в Кируне в 1960-х годах. Также в Кируне находится Институт Отделение космической физики и Технологический университет Лулео.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Ранняя история
    • 1.3 Вторая мировая война
    • 1.4 Послевоенный
    • 1.5 Переезд города
  • 2 География
    • 2.1 Климат
    • 2.2 Транспорт
  • 3 Экономика
    • 3.1 Космические исследования
    • 3.2 Горнодобывающая промышленность
    • 3.3 Туризм
  • 4 Спорт
  • 5 Известные жители
  • 6 Города-побратимы
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

История

Происхождение

Археологические находки показали, что регион вокруг Кируны был населен как минимум 6000 лет.

За несколько столетий до основания Кируны в 1900 году местное саамское население было известно о наличии железной руды в Киирунаваара и Луосаваара. В 1696 году Самуэль Мёрт, бухгалтер компании Kengis, написал о слухах о наличии железа на двух холмах. Эта руда стала более известной после того, как в 1736 году саам Манги сообщил о ней шведским властям, собравшимся в церкви Юккасъярви. Вскоре после сообщения о находке шведский старший офицер правоохранительных органов, картограф и картограф Андерс Хакцелл нанес на карту территорию Кируны в 1736 году и дал горам этой местности их шведские языковые названия Fredriks berg (оригинальное финское название все еще используется: Киирунаваара) и Бергет Ульрика Элеонора (оригинальное финское имя до сих пор используется: Луосаваара) после короля Швеции Фредрика I и его жены Ульрики Элеонора.

Несмотря на находки большого количества руды, добыча не началась из-за удаленности и сурового климата. Некоторая руда была добыта в 19 веке. Его добывали летом и перевозили зимой на санях, запряженных оленями и лошадьми. Однако затраты были высоки, а качество фосфорной руды было низким, пока в 1878 г. не был изобретен процесс Гилкриста-Томаса, изобретенный Сидни Гилкристом Томасом и Перси Гилкрист, разрешил отделение фосфора от руды.

Поезд Иоре, проходящий мимо Васияуре

В 1884 году концессия на строительство железной дороги от Лулео - Нарвик был передан Железнодорожной компании Северной Европы. Временная железная дорога между Лулео и Мальмбергет была закончена в 1888 году, и первый поезд покинул Мальмбергет в марте. Примерно в то же время английская компания обанкротилась и была вынуждена продать линию шведскому государству за 8 миллионов шведских крон, примерно половину первоначально инвестированной суммы. После значительного ремонта железная дорога до Елливаре могла быть снова использована, и железная руда была добыта в Мальмбергет компанией Aktiebolaget Gellivare Malmfält (AGM).

По инициативе Роберта Шуга Luossavaara-Kiirunavaara Aktiebolag (LKAB) была основана в 1890 году. В 1893 году Густав Бромс стал генеральным директором LKAB и AGM. LKAB настаивал на продолжении Мальмбанана через Луосаваара и Киирунаваара к незамерзающему побережью Норвегии. Продолжение железной дороги до Нарвика было спорным, потому что противники опасались влияния России (тогда контролирующей Финляндию и уже соединенной со Швецией в Хапаранде. - Торнио ) на международной железнодорожной линии.

Ратуша Кируны летом

Решение о строительстве было окончательно принято в 1898 году. Железная дорога подошла к Кируне 15 октября 1899 года, а шведские и норвежские участки были объединены 15 ноября 1902 года. Для LKAB большие расходы почти привели к тому, что банкротство в 1901 году, сразу после начала добычи руды на Киирунаваара. Король Оскар II открыл железнодорожную ветку только 14 июля 1903 года, предпочитая лето зиме для путешествия на север.

Архитекторы Пер Улоф Халлман и Густав Викман были назначены для проектирования города, который будет построен в Хаукиваара, недалеко от обоих железных рудников, с революционным для того времени учетом географических и климатологических условий; будучи построенным на холме, зимние температуры намного мягче, чем в других городах, а из-за плана улиц и расположения ветер ограничен. 27 апреля 1900 года план Холлмана был официально принят.

Густав Бромс предложил назвать поселения Кируна, короткое и практичное название, которое могли бы произносить шведскоязычные жители. Название означает горная куропатка на саамском и финском языках. LKAB назначил Ялмара Лундбома, который не закончил среднюю школу и не изучал геологию, местным менеджером в Кируне.

Ранняя история

Развитие населения в городе Кируна Аврора взято из пригород Кируны

До принятия проекта поселения дома строились беспорядочно с незаконными трущобами, как и в другом шахтерском городке Мальмбергет, 80 километров (50 миль) к югу от Кируны. Также временные постройки служили церковью, школой, больницей, гостиницей и полицейским участком. Тем не менее, официальные резиденции строились быстрыми темпами, и когда король открыл железную дорогу в 1903 году, все незаконные резиденции и большинство других временных построек были снесены и заменены. Самое первое здание, B: 1, сохранилось и его можно увидеть в Hjalmar Lundbohmsgården. В 1899 году 18 человек были зарегистрированы как проживающие в Кируне, которая вскоре должна была стать. Это число увеличилось до 222 в 1900 году, 7 438 в 1910 году и 12 884 в 1930 году.

Жилые дома не успевали за этим быстрым ростом; к 1910 году насчитывалось 1877 официальных комнат и несколько непризнанных жилых домов, что означало, что в среднем в одной комнате жили от трех до четырех человек; эта плотность неуклонно снижалась в последующие десятилетия. Кируна стала муниципалитетом в муниципалитете в 1908 году. Это вызвало недовольство в местных организациях, таких как Luossavaara-Kiirunavaara Arbetareförening, которые надеялись получить статус köping, что позволило бы сохранить больше добычи доход внутри населенного пункта. В свою очередь, горнодобывающая компания LKAB оплатила больницу, пожарную часть, канализацию, дороги, церковь (открыта в 1912 году) и дом священника.

Церковь Кируны

В апреле 1907 года трамвай начал свою деятельность в Кируне, самом северном в мире. Это означало, что шахтерам больше не придется проходить несколько километров по субарктическому холоду и не нужно подниматься на сотню метров вверх по горному холму. Сеть состояла из трех линий: bergbanan (фуникулер ), stadsspårvägen (городской трамвай) и gruvspårvägen (шахтный трамвай). Фуникулер закрылся в 1955 году после того, как в 1949 году была построена дорога к шахте. Максимальная длина городской линии составляла 8 километров (5,0 миль), и она была уникальной благодаря 1-метровой колее, двойным окнам и обогреву вагоны. Он закрылся в 1958 году после того, как постепенно был заменен автобусами. В период с 1941 по 1964 год внутри шахты использовался трамвай, а вагоны покупались на закрытых трамвайных путях по всей Швеции.

Железорудная промышленность в начале 20 века была хорошей. Перед началом работ Ялмар Лундбом беспокоился, позволит ли зима в Кируне вообще работать на улице, но, несмотря на ранние исследования подземных горных работ, горная добыча была основным методом в первые годы. Механизация была предпринята на раннем этапе с использованием экскаваторов с паровым двигателем, но холодный климат привел к значительным трудностям, и только когда в 1910-х годах стали доступны электрические машины, значительная механизация была достигнута. Пик Kiirunavaara, Statsrådet, находился на высоте 247,7 метра (813 футов) над Luossajärvi, пока в 1910 году его не снесло с ног.

В 1909 году в Швеции обрушилась всеобщая забастовка. и Кируна не была исключением. В надежде на лучшее будущее Кируна покинули тысячи людей, в том числе группа из 500 жителей, эмигрировавших в Бразилию. Большинство из них вернулись, разочарованные тем, что жизнь в Латинской Америке была не такой, как они надеялись, Яльмар Лундбом лично одолжил деньги на поездку домой некоторым эмигрантам.

Во время Первая мировая война, производство железной руды упало до самого низкого уровня за всю историю LKAB, а когда экспорт снова увеличился, успешная трехмесячная забастовка в 1920 году привела к 20% увеличению заработной платы горняков. Производство упало до минимума в 1922 году, и была введена трехдневная рабочая неделя, но в баснословные двадцатые годы она выросла до рекордных девяти миллионов тонн в 1927 году.

В 1921 году началась добыча на другом холме Кируны, Луосаваара. Однако общее количество руды, которое можно было добыть на открытой добыче здесь, было небольшим по сравнению с Кийрунаваара, и LKAB предпочитала концентрировать ресурсы в одном месте. Тем не менее, добыча здесь продолжалась до 1974 года, а позже она стала исследовательской. В то время как в 19 веке добыча в Кируне была сосредоточена на Луосавааре, крупномасштабные операции LKAB были сосредоточены на собственно руде Кируны, поскольку она была крупнее и не подлежала юридическим ограничениям, которые обязывают переработку руды Луосаваара в Швеции.>В первые десятилетия существования Кируны никакая дорога не связала его с внешним миром. Единственное сообщение было по железной дороге или, как до железной дороги, на лодке (летом) через реки Торне и Каликс до Юккасъярви и Хамоякк. а затем идти пешком. Дорога из Кируны была построена в Туоллуваара в 1901 году, Пойккиярви в 1909 году, Альттаярви в 1913 году и соединена с Сваппаваара в 1926 году, откуда дороги уже соединялись через Виттанги с Паяла и через Лаппесуандо до Елливаре и дальше на юг.

Великая депрессия привела к падению добычи руды на 70%, падению, которое превратилось в резкое рост накануне Второй мировой войны.

Хотя некоторые туристы уже начали приезжать в этот район в 19 веке, завершение строительства железной дороги действительно сделало туризм возможным. За реками и горами приезжали туристы, но посмотреть шахту приезжали геологи и целые классы студентов. Кроме того, был начат ежегодный фестиваль зимних видов спорта, на который съехались люди из самых разных стран. Саамское население уже было туристической достопримечательностью в первые дни существования Кируны.

Вторая мировая война

Муниципалитет Кируна граничит с Норвегией и Финляндией, а Кируна находится относительно недалеко от обеих стран.. Это привело к тому, что многие солдаты переправлялись в этот район всякий раз, когда требовалась мобилизация; сначала в сентябре 1939 г. после вторжения Германии в Польшу, затем в ноябре 1939 г. после вторжения России в Финляндию, но в обоих случаях шведские солдаты не участвовали в боевых действиях. В марте 1940 года Черчилль запросил разрешение на переброску солдат из Нарвика в Норвегии в Финляндию через Кируну и Хапаранду в рамках операции «Катерина». Из опасения, что присутствие британских солдат возле рудника Кируна спровоцирует нападение Германии на Швецию, запрос был отклонен.

После вторжения Германии в Норвегию, по крайней мере, десять солдат были размещены вдоль каждого моста вдоль Мальмбанана, чтобы взорвать мосты в случае вторжения немецкой армии в Швецию. Кроме того, иностранцам было запрещено посещать Кируну или линию железной руды, и только саамам, военнослужащим, местным жителям и людям, работающим на правительство, разрешалось путешествовать между Кируной и Риксгренсеном.

После битвы при Бьёрнфьель 15 апреля 1940 года раненые и упавшие норвежские солдаты были доставлены в Кируну.

Несмотря на условия нейтралитета Швеции, железнодорожные вагоны с продуктами питания, лыжами и касками были доставлены из Кируны норвежским солдатам в Бьёрнфьель.

Шведская железная руда из Кируны имела большое значение для немецкой военной машины. Группа людей, работающих в LKAB, организовалась в Wollweberliga, планируя саботировать перевозки в Германию. В конце ноября 1941 года Эдвард Нюберг, Эрнст Волльвебер и другие построили шахту, которая была прикреплена к рудным вагонам. Ниберг был пойман, уволен из LKAB и провел в тюрьме 3,5 года. После освобождения он основал компанию Nybergs Mekaniska Verkstad, которая до сих пор остается одной из крупнейших компаний Кируны.

Германия потребовала, чтобы Швеция использовала железнодорожную сеть для перевозки военной техники, но шведское правительство согласилось только на транзит av human karaktär, men ej underhåll till stridande trupp (транзит гуманитарного характера, но без снабжения боевых солдат). Германия утверждала, что теперь, когда Норвегия была оккупирована, немецкие солдаты больше не сражались, и, таким образом, переправили большое количество военной техники, боеприпасов и, тайно, войска из южной Норвегии в северную через Мальмбанан и Кируну. Войска часто перевозились на транспорте, объявленном транспортом для перевозки грузов. Несмотря на то, что это строго противоречило правилам, между немецкими солдатами ишведскими местными жителями происходило значительное взаимодействие, в том числе торговые и футбольные матчи.

Во время войны в Кируне содержалось до 2000 беженцев из 20 стран. Немецкие военнопленные, например, разбитые самолеты, содержались в Кируне перед отправкой на юг. Однако мелкие диверсии, такие как попадание песка в двигатели, были обычным явлением, и незакрепленное оружие часто попадало на дно озера Луосаярви, рядом с железнодорожной остановкой.

К северу от Торнетреска, в Кайваре, радиобаза Кари была построена в секрете и использовалась норвежским сопротивлением. Он также использовался для контрабанды оружия в Норвегию и беженцев из Норвегии.

Послевоенное

Старый особняк недалеко от центра Кируны

В 1948 году Кируна получила права города и начала получать большие суммы денег из шахты. Центр города был отремонтирован с 1953 года; большинство зданий, построенных до 1920 года, были снесены и заменены, а многие из нынешних зданий были построены в последующий период. Город рос и строились новые кварталы, а также новые жилые дома и виллы в уже существующих кварталах. Этот район в настоящее время известен как Ломболо. Он был построен в 1960-х годах.

После Второй мировой войны экономика Кируны начала диверсифицироваться. Первоначально механизация горнодобывающей промышленности привела к тому, что больше механических мастерских разрабатывали оборудование для рудника, все еще зависимого от добычи, но отдельные компании с дочерними предприятиями, которые могли быть проданы в другие районы, помимо рудника Кируна. В 1950-х годах был создан фонд Norrlandsfonden, в который будет инвестироваться прибыль LKAB с целью диверсификации местной экономики. Муниципалитет начал ссужать деньги начинающим компаниям по очень выгодным ставкам, эта схема просуществовала до 1959 года, потому что банки, настаивавшие на ложной конкуренции, установили более мягкие правила выдачи денег. Промышленная зона к востоку от города была построена в 1950-х годах, чтобы отделить промышленность от окрестностей.

10 ноября 1960 года аэропорт Кируны открылся, чтобы отделить гражданское воздушное сообщение от приземлившихся военных самолетов. в аэропорту Каликсфорс и в Луосаярви со времен Первой мировой войны. Дорога в Никкалуокта была открыта в 1971 году, а в Риксгренсен и Нарвик в 1984 году. Последнее обсуждалось активно, поскольку существовали альтернативные планы строительства дороги в Норвегию на северной стороне Торнетреска, через Лаймо, Каттувуома, Салми в Иннсет и Барду. в Норвегии. Эта дорога так и не была построена, но дорога длиной 25 км между Лаймо и Салми была построена по инициативе местных жителей и закончена в 1962 году; однако этот путь, называемый Талмавэген, не связан ни с одной другой дорогой.

Расширение коммуникаций также способствовало развитию туризма. Шведские железные дороги уже управляли специальными поездами до Второй мировой войны, но в летние месяцы между Гетеборгом и Кируной начали курсировать специальный долларовый поезд, который соединялся с круизными лайнерами из Соединенных Штатов.. Каноэ-клуб Kiruna Långfärdspaddlare был основан в 1972 году, и рафтинг для туристов возобновился после того, как он был прекращен на 20 лет из-за утопления Валфрида Йоханссона. До 1980-х годов туризм был в основном летним бизнесом, но использование собачьих упряжек в туристических целях началось в 1983 году в Юккасъярви. В 1990 году в Юккасъярви был построен первый ледяной отель , который рекламировался как самый большой иглу в мире. Он был построен с использованием техник, которые использовались в здании Мальмбанана 90 лет назад, а также вдохновлен Снежным фестивалем, который начался в 1986 году в честь шведского спутника Viking. С 1998 года на руднике существует особая туристическая зона, а с 1999 года туристы могут посетить различные исследовательские районы, проводимые в Кируне.

В 1957 году Геофизическая обсерватория Кируны (KGO) (ныне Шведский институт космической физики ) был основан Шведской королевской академией наук. Esrange Космический центр основан в 1966 году. Здесь ракетные операции и наземные наблюдения проводятся с 1966 года, аэростатные полеты с 1974 года, спутниковые операции с 1978 года и испытания с 2000 года (с шведской Управление оборонных материалов ). ЕКА эксплуатирует спутниковую станцию ​​в Салмаярви, недалеко от Эсрейндж, с 1989 года. В 1987 году Университет Умео начал программу космической инженерии в Кируне, а обучение по ГИС было начато Лулео Технологический университет в 1991 году. В 1993 году космические инженеры Умео переехали в то же здание, где размещался IRF, а год спустя в том же месте началась другая программа Университета Лулео, гражданское строительство со специализацией в космических технологиях. С 2006 года магистерский курс

Последняя правка сделана 2021-05-25 10:33:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте