Аэропорт Киркенеса, Høybuktmoen. Kirkenes lufthavn, Høybuktmoen | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||||||
Краткое описание | |||||||||||
Тип аэропорта | Общественный | ||||||||||
Оператор | Avinor | ||||||||||
Обслуживает | Киркенес, Норвегия | ||||||||||
Местоположение | Høybuktmoen, Сёр-Варангер, Тромс и Финнмарк | ||||||||||
Высота AMSL | 282 фута / 86 м | ||||||||||
Координаты | 69 ° 43′30 ″ N 029 ° 53'16 ″ E / 69,72500 ° N 29,88778 ° E / 69,72500; 29,88778 Координаты : 69 ° 43'30 ″ N 029 ° 53'16 ″ E / 69,72500 ° N 29,88778 ° E / 69,72500; 29.88778 | ||||||||||
Веб-сайт | [1] | ||||||||||
Карта | |||||||||||
KKN Местоположение аэропорта Местоположение Финнмарка в Норвегии Показать карту Трумса и Финнмарка KKN KKN (Норвегия) Показать карту Норвегии | |||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||
| |||||||||||
Статистика (2013) | |||||||||||
| |||||||||||
Источник: AIP и статистика из Avinor |
Аэропорт Киркенеса, Хёйбуктмоен (норвежский : Киркенес люфтхавн, Хёйбуктмоен ; IATA : KKN, ICAO : ENKR ) - это международный аэропорт, расположенный по адресу Høybuktmoen, в 15 км к западу от города Киркенес, в муниципалитете в Сёр-Варангер, Тромс и Финнмарк графство, Норвегия. В аэропорту, эксплуатируемом государственной компанией Avinor, имеется единственная взлетно-посадочная полоса с асфальтовым покрытием размером 2115 на 45 метров (6939 на 148 футов) с номерами 05-23.. Scandinavian Airlines и Norwegian Air Shuttle предоставляют Boeing 737 -услуги для аэропорта Осло, Гардермуэн, частично благодаря функции Høybuktmoen в качестве хаб для региональных служб Видероэ в другие аэропорты восточной части Финнмарка. Есть также летние чартерные рейсы в Центральную Европу, чтобы доставить туристов на круизы Hurtigruten. В 2013 году в аэропорту было 297 149 пассажиров.
Хойбуктмоен был построен как военный аэродром Люфтваффе во время Второй мировой войны. Гражданские услуги были введены после войны, но заброшены в 1948 году. Аэропорт вновь открылся в 1963 году с новым терминалом и расширенной взлетно-посадочной полосой. Первоначально аэропорт обслуживали компании Scandinavian Airlines System и Finnair, а с 1970-х годов также Widerøe и Norving. С 1990 года пять авиакомпаний попытались предоставить услуги в Мурманск, Россия. Первоначально у аэропорта было две взлетно-посадочные полосы, длиной 1600 и 1200 метров (5200 и 3900 футов) соответственно, но меньшая была закрыта в 1996 году, когда была продлена более длинная. В 2006 году было введено в эксплуатацию новое здание аэровокзала. Из-за рельефа взлетно-посадочная полоса не может использоваться при некоторых ветровых условиях, поэтому есть предложение выровнять часть земли.
Первый самолет, приземлившийся в Сер-Варангере, был частью испытания, проведенного в 1922 году Королевской авиационной службой ВМС Норвегии проверить время полета из Хортена в Киркенес. Миссия была предоставлена Яльмару Рисер-Ларсену и Финну Лютцов-Хольму, которые решили совершить 45-часовое путешествие вдоль побережья. Следующим приземлением стал военный Fokker, который приземлился на ледяном озере Андреванн в 1934 году. Видероэ совершил несколько полетов в пределах муниципалитета в 1937 году, предлагая осмотр достопримечательностей и аэрофотосъемку. Первое регулярное сообщение началось в Киркенес следующим летом с почтовых рейсов в Тромсё, которые выполняла компания Widerøe от имени Norwegian Air Lines (DNL). Рейс позволил отправить почту из Осло в Киркенес за один день и был продолжен в следующем сезоне. Маршрут выполнялся из Тромсё с промежуточными остановками в Vadsø и Hammerfest. Возникла общественная потребность в обслуживании пассажиров.
Вместо этого в 1940 году немецкая оккупация Норвегии прекратила всю гражданскую авиацию до 1945 года. Ограниченное обслуживание оставалось в Северной Норвегии во время сопротивления, но оно было прекращено после того, как немецкие войска взяли под свой контроль всю страну. С 26 сентября 1940 года три еженедельных рейса выполнялись из Тронхейма в Тромсё, два из которых продолжались в Киркенес, используя 16-местный Junkers Ju 52. Это было прекращено 20 марта 1941 года, после того как большинство пилотов авиакомпании бежало в Соединенное Королевство для поддержки Союзных войск.
Хёйбуктмоен был выбран Люфтваффе как одна из трех аэродромов Северной Норвегии, наряду с аэропортом Бардуфос и аэропортом Лаксельв, Банак. Они построили две взлетно-посадочные полосы длиной 1000 и 1200 метров (3300 и 3900 футов) соответственно. Høybuktmoen в основном использовался для нападений на арктические конвои. После вывода немецких войск в ходе операции Nordlicht в октябре 1944 года взлетно-посадочные полосы были взорваны в нескольких местах. Повреждения оказалось легко устранить, и к январю 1945 года оба отряда норвежских полицейских из Швеции во главе с Бернтом Балхеном и советские ВВС смогли приземлиться в Хёйбуктмоэн.
Первая служба после войны была начата DNL 13 октября 1945 года и вылетела в Тромсё, с последующим соединением с Тронхеймом и Осло. Служба просуществовала только до 1948 года, когда его заменили на маршрут гидросамолета Ju 52 с промежуточными остановками в Вадсё и Хаммерфесте до Тромсё. Маршрут выполнялся каждый день в одном направлении, использовался только летом и имел плохую регулярность. Первоначальный водный аэродром находился в Soldatbukta в Prestøya. Позже его перенесли на набережную с северной стороны, с другой стороны Киркенеса. Поэтому пассажиров доставляли через фьорд на лодке к самолету. авиадиспетчерская переехала из Хёйбуктмоена в Хаганес в 1949 году, но вернулась в 1963 году.
Маршрут удвоил свой патронаж с момента его введения в 1953 году - в последний год, когда он эксплуатировался DNL. С 1954 г. маршрут был передан Видероэ, который представил более мелкие самолеты Noorduyn Norseman и de Havilland Canada DHC-3 Otter. Гидросамолет Widerøe выполнялся от имени DNL, а затем Scandinavian Airlines System (SAS) и оставался до 1963 года. Базирующаяся в Киркенесе, была основана в 1959 году энтузиастами авиации общего назначения из Киркенеса. Flyklubb. Первоначально у авиакомпании было два гидросамолета: двухместный Piper J-3 Cub и пятиместный. Работа началась 17 июня 1960 года. Компания постепенно развивала услуги регулярной, чартерной и санитарной авиации. Позже Varangfly также приобрела восьмиместный самолет, который совершал рейсы в Лаксельв и Бардуфосс, а также в аэропорт Ивало в Финляндии, где он соединялся с службой Finnair в Хельсинки.
Планирование нового аэропорта в Хёйбунктмоен было инициировано комитетом, учрежденным Министерством транспорта и коммуникаций в 1947 году, и привело к Национальному плану 1952 года. Хотя Киркенес был включен в план, строительство было размещено приостановлено, как из-за высоких затрат, так и из-за того, что другие аэропорты южнее должны были быть завершены раньше или в то же время. Строительство в Høybuktmoen началось в 1961 году, а аэропорт открылся 4 мая 1963 года. Работы включали расширение восточно-западной взлетно-посадочной полосы до 1600 метров (5200 футов) и строительство нового пассажирского терминала и диспетчерской вышки; два последних не были завершены к открытию. Аэропорт Альта и аэропорт Лаксельв, Банак открылись в том же году, а аэропорт Тромсё последовал его примеру в следующем году.
SAS представила самолет Convair Metropolitan с 52 пассажирами на своих внутренних рейсах, а Finnair обслужила аэропорт с 30-местным Douglas DC-3 на своих внутренних рейсах. авиабилеты в Финляндию. В первый месяц у двух авиакомпаний было 88 рейсов, в то время как у Royal Norwegian Air Force было 44, а у Varangfly 60. И SAS, и Finnair заменили маршруты Varangfly, которые не выполняли регулярные рейсы из нового аэропорта. Поэтому Varangfly продал свой наземный самолет и вместо этого стал оператором гидросамолетов. SAS представила 122-местный реактивный самолет Douglas DC-9 в Киркенесе с 1969 года. Helikopter Service впервые в том же году совершила полет на гражданском вертолете в Хёйбуктмоен. Аэропорт Киркенеса обслужил 20 638 пассажиров в 1964 году и 40 477 пассажиров в 1970 году.
Busy Bee был нанят Норвежскими вооруженными силами на выполнение военных чартерных рейсов в июне 1968 года. У них было два 50-местных пассажира Fokker F27 Friendships базировался в Høybuktmoen и выполнял два ежедневных рейса из Киркенеса и других мест в Северной Норвегии в Будё с последующим стыковкой с Ставангером и Осло по пятницам. Эта договоренность продолжалась до банкротства Busy Bee в 1992 году.
Varangfly объединилась с двумя другими авиакомпаниями в 1970 году, чтобы создать базирующуюся в Киркенесе Norving. Новая авиакомпания купила восьмиместный Britten Norman Islander и начала выполнять рейсы между Киркенесом и недавно модернизированным аэропортом Берлевог и аэропортом Мехамн. Позже были разработаны маршруты в аэропорт Хасвик и аэропорт Кьёллефьорд, а в 1975 году в аэропорт Ботсфьорд и аэропорт Вадсё. С другой стороны, Видеро получил концессию на работу с аэропортом Хаммерфест, который открылся 1 августа 1973 года, и аэропортом Хоннингсвог, который открылся в 1977 году. Первоначально для обслуживания региональных служб Видероэ. эксплуатировал 20-местный самолет de Havilland Canada.
Norwegian Air Shuttle Boeing 737-300 приземлился на взлетно-посадочной полосе 06 во время сильного дождя и ветраFinnair прекратила свои полеты в Киркенес в 1975 году. В то же время министерство и SAS начали изучать структуру аэропорта в Финнмарке, поскольку все службы в округе нуждались в субсидиях. Предложения были либо о повышении цен на билеты, либо о сокращении Киркенеса до регионального аэропорта. Компания SAS выполняла рейсы между Киркенесом и Альтой на 90-местном самолете два-три раза в день с 10-15 пассажирами. Структура аэропорта была сохранена, но цены на билеты продолжали расти. В 1983 году аэропорт обслужил 110 000 пассажиров. Норвинг продолжал работу по контракту с Varangfly на санитарную авиацию до 1987 года, когда обслуживание было передано Air Express. Позже контракт был присужден Lufttransport, которая эксплуатировала Beechcraft Super King Air. Norving подал заявление о банкротстве в 1992 году, и их маршруты были переданы Widerøe.
SAS Commuter была основана в 1988 году и начала свою деятельность в Северной Норвегии в мае 1990 года. Это повлекло за собой изменение операций, так что все DC-9 услуги от Киркенеса до Осло были прекращены, и вместо этого были введены услуги Fokker 50 в Альту и Тромсё. Компания SAS смогла сократить расходы, больше не используя местные маршруты с DC-9, а вместо этого увеличила количество рейсов. Новая система встретила массовое сопротивление в Киркенесе. К июню 1990 г. между SAS Commuter и министерством проводились экстренные встречи из-за низкой регулярности и многих отмен. Полеты без пересадки из Киркенеса в Осло были возобновлены 1 апреля 1992 года, хотя рейсы останавливались в Тромсё.
Рейсы между Киркенесом и аэропортом Мурманск были инициированы SAS Commuter в 1990 году, но авиакомпания быстро прекратила обслуживание. Аэрофлот начал два еженедельных рейса между Киркенесом и Мурманском и далее в аэропорт Архангельск в июне 1990 года. Обслуживание было только летним до 1992 года, когда они увеличились до круглогодичное обслуживание. Norving также открыла рейс из Киркенеса в Мурманск, но их обслуживание прекратилось из-за отказа авиакомпании. В 1994 году Видеро начал два еженедельных сообщения между Киркенесом и Мурманском на самолетах Twin Otter. Аэрофлот прекратил свои полеты в 1998 году, а Видероэ последовал его примеру в 2000 году.
В конце 1990-х взлетно-посадочная полоса была продлена на восток на 290 метров (950 футов). Первое расширение имело место в 1996 году, а второе - в 2000 году. Расширения так и не получили разрешения на эксплуатацию от Управления гражданской авиации Норвегии, так как есть два холма, которые мешают самолету приземляться с востока, чтобы следовать безопасному маршруту Последний подход.
взял на себя полеты Видероэ в Вардё в 2000 году, используя 19-местный Dornier Do 228. Они также летали в Мурманск в 2001 и 2002 годах. Они потеряли контракт Вардё-Киркенес обратно с Видероэ в 2003 году. SAS купила Braathens в 2002 году, в результате чего последний взял на себя обслуживание и увеличился до двух ежедневных авиабилеты в Осло. SAS и Braathens объединились в 2004 году и образовали SAS Braathens. В 2007 году авиакомпания снова сменила название на Scandinavian Airlines. Norwegian Air Shuttle начала полеты из Киркенеса в Осло в 2004 году, сначала с четырьмя еженедельными рейсами. Здание аэровокзала практически не изменилось с 1963 года, хотя казалось, что в нем были небольшие улучшения. В 2004 году Avinor решил, что терминал будет модернизирован, включая новую дорогу к аэропорту, автостоянку, взлетно-посадочную полосу и терминал. Инвестиции обошлись в 180 миллионов норвежских крон и были открыты 4 мая 2006 года. Widerøe вновь открыла свои услуги в Мурманске в августе 2007 года, но из-за низкого патронажа авиакомпания закрыла маршрут с декабря 2008 года. В 2008 году SAS сократила количество рейсов в Осло с двух до одной.
Аэропорт расположен в Хёйбуктмоен в Сёр-Варангере, примерно в 15 километрах (9 милях) к западу от Киркенеса. Терминал рассчитан на шесть самолетов категории C (Airbus A320 / Boeing 737 ). Летом в аэропорту наблюдается очень высокий пик посещаемости: как регулярные, так и чартерные самолеты прибывают в одно и то же время, поскольку оба намерены вести переписку с Hurtigruten ; это приводит к тому, что покровительство выходит за пределы возможностей аэропорта. Доходы аэропорта Киркенеса в 2009 году составили 26,4 миллиона норвежских крон, из которых коммерческий доход составил пятнадцать процентов, а операционный дефицит - 45,4 миллиона норвежских крон. Дефицит перекрестно субсидируется за счет прибыли крупнейших аэропортов Avinor. В 2013 году в аэропорту было 297 149 пассажиров, 8 643 движения самолетов и 367 тонн груза.
Взлетно-посадочная полоса расположена на юго-западе-северо-востоке (05–23) и имеет размер 2015 на 45 метров (6 611 футов × 148 футов). Зона приземления с запада составляет 60 метров (200 футов) от начала взлетно-посадочной полосы и 420 метров (1380 футов) с востока. Параллельных рулежных дорожек нет, но две рулежные дорожки проходят от взлетно-посадочной полосы до асфальта. Из-за местности на востоке максимальная взлетная длина взлетно-посадочной полосы варьируется в зависимости от направления: она составляет всего 1605 метров (5266 футов) с востока по сравнению с 1755 метрами (5758 футов) с запада. ВПП 23 оборудована системой посадки по приборам . Существует также закрытая взлетно-посадочная полоса, расположенная нормально к основной взлетно-посадочной полосе (14–32). Он имеет длину 1270 метров (4170 футов) и покрыт гравием ; часть участка заасфальтирована и используется как рулежная дорожка.
Аэропорт расположен рядом с Европейской дорогой E6. Boreal Transport обслуживает автобусные перевозки из аэропорта. Киркенес в аэропорт в связи со всеми прилетами и вылетами. Компания также обслуживает аэропорт автобусами из Киркенеса в другие части Финнмарка. Парковка, такси и прокат автомобилей доступны в аэропорту.
Три авиакомпании обслуживают аэропорт регулярными рейсами. Скандинавские авиалинии (SAS) и Norwegian Air Shuttle выполняют ежедневный рейс в Осло, при этом SAS выполняет два рейса в день летом; обе авиакомпании используют Boeing 737. Widerøe выполняет рейсы в различные региональные аэропорты Финнмарка и Трумса и использует Киркенес в качестве хаба для доставки региональных пассажиров на рейсы Осло. Компания Widerøe выполняет восемь ежедневных рейсов на самолетах de Havilland Canada Dash 8. Hamburg International осуществляет чартерные перевозки из Германии с мая по сентябрь от имени Hurtigruten Group с туристами. переход в прибрежный рейс Hurtigruten. Есть отдельные чартеры рыбаков, которыми управляет Atlantic Airways.
Airlines | Destinations |
---|---|
Norwegian Air Shuttle | Осло – Гардермоэн |
Scandinavian Airlines | Осло – Гардермоэн |
Видеро | Альта, Ботсфьорд, Берлевог, Хаммерфест, Хоннингсвог, Мехамн, Сёркьосен, Тромсё, Вадсё, Вардё |
В В период с 2015 по 2020 год Avinor планирует построить новую диспетчерскую и новую пожарно-спасательную станцию. Первый расположен слишком близко к взлетно-посадочной полосе, а второй слишком мал и устарел. Также есть планы по расширению здания аэровокзала, чтобы обеспечить одновременное обслуживание двух больших и двух малых самолетов. Муниципалитет Финнмарк рассматривает возможность создания скоростного парома между Киркенесом и Вадсё, который будет время обслуживания 45 минут. Есть возможность рекламировать Киркенес как альтернативный аэропорт Мурманска, поскольку Киркенес может предложить более дешевые рейсы в Осло, чем те, которые доступны из Мурманска в Москву.
Avinor также предложил уменьшить рельеф местности к востоку от аэропорта. На самом деле местность на востоке более плоская, но поскольку взлетно-посадочная полоса была расширена в этом направлении, расширение не может быть использовано без удаления всей земли на 12-градусном склоне. Хотя это не влияет на небольшие самолеты, уменьшенная длина взлетно-посадочной полосы оказывает серьезное влияние на летно-технические характеристики самолетов Boeing 737, которые используются как норвежскими, так и SAS. Например, зимой 180-местный 737-800 может использовать только 71 процент разрешенной взлетной массы; это помешало бы полностью загруженным самолетам лететь дальше Осло. Воздействие на 150-местный самолет 737-700 меньше, поскольку он может достичь Осло зимой и Берлина летом. Аэропорт обслужил 169 428 пассажиров в 1996 году и 216 000 пассажиров в 2000 году.
Стоимость проекта оценивалась в 267 миллионов норвежских крон. Оценки показывают, что выгода для общества будет ниже, чем инвестиционные затраты (отрицательная чистая приведенная стоимость ), что даст средний расчетный дефицит в размере 124 миллионов норвежских крон. Norwegian Air Shuttle строит единый флот из самолетов 737-800 и сможет обслуживать аэропорт только зимой, если инвестиции будут осуществлены. Расширение позволит увеличить чартерные перевозки в Центральную Европу и увеличить регулярность существующих рейсов. Avinor заявила, что не может финансировать инвестиции без прямых субсидий со стороны государства.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с аэропортом Киркенеса, Хёйбуктмоен. |
.