В теории игр, сценарий создания королей в игре с участием трех или более игроков является эндшпилем. ситуация, когда игрок, который не может выиграть, имеет возможность определить, какой из игроков выиграет. Упомянутый игрок упоминается как Kingmaker или спойлер. Больше не играя для себя, они могут принимать игровые решения в пользу игрока, который играл более благоприятно (по отношению к ним) ранее в игре. За исключением игр, в которых межличностная политика изначально играет решающую роль, это нежелательно.
В контексте демократических выборов этот сценарий называется эффектом спойлера.
Рассмотрим эту простую игру: три гладиатора играют, с силой 3, 4, 5. В свою очередь, каждый гладиатор должен сразиться с другим, и они начинают бой. В результате боя более слабый игрок устраняется, а более сильный игрок теряет силу, равную силе более слабого игрока. (Например, если «5» атакуют «3», «3» умрет, а «5» получит силу 2.) Победивший гладиатор будет последним выжившим.
В каждом раунде боя уничтожается один гладиатор, поэтому будет два раунда боя. Первый раунд боя устранит одного участника и ослабит другого до силы не более 2. Сила неучастника равна минимум 3, так что он гарантированно выиграет второй раунд боя и все соревнование. Таким образом, игра проваливается: побеждает гладиатор, не участвующий в первом сражении.
Следовательно, гладиатор, чей ход идет первым, является Создателем королей. Они должны участвовать в первом сражении, следовательно, не могут выиграть, но, имея право выбирать своего противника в этом сражении, могут выбрать любого из двух других игроков в качестве победителя конкурса.
Поскольку они позволяют игроку с (предположительно) худшей стратегией определять исход игры, сценарии создания короля обычно считаются нежелательными, хотя в некоторой степени они могут быть неизбежными. в стратегических играх. Конечно, можно утверждать, что это означает, что победитель, выбранный создателем королей, играл с дополнительным ограничением - не раздражать других игроков так сильно, что, по-видимому, является более сложной задачей. В этих играх игровая механика, результаты и стратегии игроков часто настолько взаимосвязаны, что исключить все возможности такой ситуации практически невозможно.
В турнирных ситуациях, когда, например, первые несколько команд переходят в следующий раунд, игрок, которому уже гарантировано продолжение, может столкнуться с ситуацией, аналогичной ситуации с королем. Иногда они могут влиять на то, кто из оставшихся игроков идет вторым (когда двое игроков продолжают игру). Для такого игрока может быть выгодно убедиться, что самый слабый игрок продолжает игру, потому что это снижает его конкуренцию в последующих раундах. Это часто считается нежелательным, поскольку противоречит концепции, согласно которой немногим сильнейшим разрешается переходить в следующий раунд.
В разных играх проблема создателя королей решается по-разному:
Другие игры могут явно поощрять сценарий короля. Примером этого является телесериал Survivor, где последние семь-десять участников проголосовали из состава жюри, которое выбирает победителя из двух финалистов.