Королевство Мюнстер

редактировать
королевство в южной гэльской Ирландии

Королевство Мюнстер. Мамхайн
1 век до н.э. – 1118
Маккартаи как лидеры Eóganacht Chaisil provi Посвящал многих королей Мюнстера начиная с 7 века и основал Корк. Ирландии Мак Картхай как лидеры Eóganacht Chaisil предоставили и основали многих королей Мюнстера, начиная с 7-го века и позже.
Карта Мюнстера в 10 век, с границами, объясняющими потерю Осрейджа. Карта Мюнстера в 10-м веке с границами, составляющими потеря Осрейдж.
КапиталКорк
Общие языкиПервобытный ирландский, Древнеирландский, Среднеирландский, Латинский
РелигияГэльское христианство. Католическое христианство. Гэльская традиция
Правительство Танистика
• I век до н.э.Деда мак Син
• 1118Мюрхертах Ó Брайан
История
• Основание1 век до н.э.
• Исчезновение1118
код ISO 3166 IE
Преемник
Королевство Осрейдж
Королевство Десмонд
Королевство Томонд
Сегодня частьИрландии

Королевство Мюнстер (Ирландское : R íocht Mhumhain) было королевством гэльской Ирландии, которое существовало на юго-западе острова, по крайней мере, с 1 века до нашей эры до 1118 года. Согласно традиционной ирландской истории, найденной в Анналы Четырех Мастеров, королевство возникло как территория кланны Дедад (иногда известной как Дайрин ), племени Эрейнн ирландцев гэлов. Некоторые из ранних королей были видны в Цикле Красной Ветви, например, Ку Рой и Конайре Мор. В течение нескольких столетий они были соперниками за Высшее Королевство или Ирландию, но в конечном итоге проиграли Коннахте, потомкам Конна Четчатаха. У королевства были разные границы и внутренние подразделения в разное время на протяжении своей истории.

Основные изменения изменили облик Мюнстера в 7 веке, когда Corcu Loígde (предки Ó hEidirsceoil ) отошли от власти. Осрейдж, находившийся под контролем Мюнстера на два столетия, был вновь взят Дал Бирном (предки Мак Джоллы Фадрейг ). Различные подчиненные группы, такие как Мускрейдж, поменяли свой союз и помогли привести Эоганахту к власти в Мюнстере. В течение следующих трех столетий различные подгруппы, такие как Eóganacht Chaisil (предки Ó Súilleabháin и Mac Cárthaigh ) и Eóganacht Glendamnach (предки Ó Caoimh ) соревновались за контроль над Мюнстером. Кельтская христианская цивилизация развивалась в это время, и Скала Кашел стала центром власти. Два короля, Файльбе Фланн мак Аедо Дуиб и Катал мак Фингуине, смогли на время поднять Мюнстер до главного ирландского королевства.

Мюнстеру приходилось бороться с набегами викингов под Уи Амайр с 9 века и далее, которые обосновались в Лимерике, Уотерфорд и Корк. Примерно в то же время Dál gCais (предки Ó Briain ), ранее известные как Deisi, также преобладали в Мюнстере. Частично при поддержке Uí Néill, ранее подчиненный Dál gCais пришел бросить вызов Eóganachta за контроль над Мюнстером. Подвиги их самого известного члена Брайана Борума, известного благодаря битве при Клонтарфе, установили правление Дал гКайса на всю оставшуюся часть 11 века. После внутренних разделов Мюнстер был разделен Верховным королем Тойрдельбахом Кончобхейром по договору Гланмира в 1118 году, между Томондом, управляемым Брианом и Дезмонд правил Мак Карте.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 История
    • 2.1 Возвышение Дайрина в Мюнстере
    • 2.2 Христианизация Королевства
    • 2.3 Эпоха Эоганахты
    • 2.4 Набеги викингов и лонгфорты
    • 2.5 Разделение на Десмонда и Томонда
  • 3 Царство
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
Этимология

Позднесредневековый текст в Среднеирландский по имени Коир Анманн (известный на английском языке как «Соответствие имён» или «Разъяснение имён») дает этимологию термина Мюнстер. В нем утверждается, что название частично происходит от Эохайда Муму, одного из первых геберов верховных королей Ирландии, которые правили этим регионом. Этот верховный король носил королевское прозвище mó-mó, означающее «больше-величественнее», потому что он должен был быть более могущественным и более высоким по росту, чем любой другой ирландец своего времени (Анналы Четыре Мастера заявляют, что правил с 1449–1428 до н.э.). Cóir Anmann утверждает, что слово mó (великий) с ána (процветание) образовало Mumu, потому что королевство было более процветающим, чем любое другое в Ирландии. Второе слово ána также связано с богиней Ану (потенциально то же самое, что и богини-матери Дану ). В самом деле, Мюнстер включает в себя пару гор в форме груди около Килларни, названных Два папы Аны.

История

Возвышение Дайрина в Мюнстере

Ранние короли Мюнстера, происходящие от Érainn (одна из основных ветвей Gaels в Ирландии), были упомянуты в Red Branch Cycle ирландской традиционной истории. Выдающимися фигурами, фигурирующими в этом цикле, являются Cú Roí mac Dáire, Conaire Mór, Lugaid mac Con Roí и другие. Все эти люди представлены как великие воины, в частности Ку Рой фигурирует в Тайн бо Куайндж, где он сражается с Амерджином маком Экчитом, пока Мидхбх не попросит его остановиться.>. В конце концов Ку Рой убит Ку Чулинн после того, как его предал Блатнат, которого он захватил. За его смерть отомстил его сын Лугайд мак Кон Рой.

Кахерконри в горах Слив-Миш показывает останки камня рингфорт, названного в честь короля Дайрин Ку Рой.

Дайрин (названный в честь Дайр мак Дедад ), или Клана Дедад, основная ветвь Эрейнна, были значительной силой в гэльской Ирландии, обеспечив нескольких верховных королей Ирландии в Холм Тары в дополнение к правящему Мюнстеру. Также существовала Темир Луахра («Тара Рашей»), существовавшая как королевская резиденция Мюнстера, но она потеряна для истории (потенциально является синонимом Caherconree ). Некоторые из самых выдающихся верховных королей того времени, предоставленные Эрайном из Мюнстера, включают Этерскела Мор и Конайре Мор, которые являются предметом Togail Bruidne Dá Derga. Лайгин в то время были главными соперниками Мюнстера. Хроники Ирландии относят начало этих правителей примерно к I веку до нашей эры. Вне гэльских источников преобладающий народ Мюнстера, Эрайн, наряду с другими племенами в этом районе, засвидетельствован в Птолемее в Географии, где они известны как Иверни.

Согласно Книге Глендалоу, член королевской семьи Мюнстера Фиатах Финн двинулся на север и стал королем Ольстера, установив род Эрайннов, известный как Даль Фиатах. Это означало соревнование с Улайдами правителями Кланны Рудрейг. Великое возрождение власти Мюнстера произошло во 2 веке нашей эры, когда один из их королей, Конайр Коэм, утвердился в качестве Верховного короля Ирландии. Это было время для новаторских фигур, так как главные короли, представляющие другие гэльские группы в Ирландии, также жили, такие как Конн Сетчатах основатель Коннахта и Катайр Мор а видный король Лайгин. Конайр Коэм занимает важное место в ирландской генеалогии как праотец Силь Конаири. Его сыновья; Кайрпре Муск (предок Мускрейдж и Корку Дуйбне ), Кайрпре Башаин (предок Корку Байсцинд ) и Кэрпре Риата (предок Даля Риата ) основал родственные группы, которые сыграли важную роль в Мюнстере, в то время как последний двинулся на север в Ольстер и в конце концов основал Альбу (более известную как Шотландия ) в Великобритания.

Другим верховным королем из мюнстерского Дайрина в это время был Лугайд Мак Кон, прародитель Корку Лоигде. Его матерью была Садб инген Чуинн из Коннахты, и его звали Мак Кон («Сын Пса»), потому что его якобы кормил приемный отец Айлил Аулом борзая. Он взошел на высшее королевство со своей базы в Мюнстере после убийства Арта Мак Куинна в Битве при Мэг Мукруимх, которая является предметом литературной сказки. Его приемный отец, Айлил Аулом, как утверждается, был королем Мюнстера и принадлежал к Дейргтин. Эта группа гэлов не была Дайрин и другими королями Мюнстера из них, упомянутых в Циклах королей, включая Муг Нуадат, Эоган Мор и Фиачу Муиллетан. Точные отношения Deirgtine с другими группами в Мюнстере спорны, Eóganachta позже заявили о прямом происхождении от них. Eóganachta возникла в 4 веке под руководством Corc mac Luigthig, но пришла к власти в 7 веке, и генеалогические претензии, возможно, были в том, чтобы укрепить их легитимность.

Христианизация королевства

Крещение короля Кашела святым Патриком, нарисованное Джеймсом Барри, ок. 1780-е гг. Обращение Кенгуса Мака Над Фроиха продвинуло Мюнстер к христианству.

Религия христианства, которая после Фессалоникийского эдикта в 380 году нашей эры стала государственной религией из Римской империи и, таким образом, большая часть Европы пришла в Ирландию в V веке, в основном через Мюнстер и Ленстер. Многие из самых ранних святых Ирландии, упомянутые в Codex Salmanticensis, имели сильные связи с Мюнстером, в частности, Санкт Ailbe в Emly, историческое место Mairtine. Он предположительно получил канонические приказы от св. Палладия, который был отправлен папой Селестиной I в Ирландию в 431 году нашей эры. Первым христианским святым, родившимся в самой Ирландии, был св. Киаран из Сайгира, связанный с Осрейдж, имевший королевскую мать из Мюнстера (Корку Лоигде). А также этот святой Деклан из Деиси Муман обратил свой народ и основал монастырь в Ардморе.

. Обращение Eóganacht Chaisil, которые были королями Кашела и приобретали все большее и большее влияние в Мюнстере в ущерб Корку Лоигде, произошли во время правления Кенгуса мак Над Фроих. Говорили, что он был обращен св. Патрик на церемонии, во время которой Патрик предположительно случайно пронзил ногу короля своим посохом, боль, которую Энгус стоически перенес, предполагая, что это было частью крещения. В самом деле, само открытие Кашела, которое первоначально находилось на земле Эйле, и его создание в качестве базы Eóganachta приписывается в текстах Acallam na Senórach и Сенчас Фагбала Кайсил к чудесному «видению» святого Патрика, за шестьдесят лет до этого Корк мак Луигтиг. Согласно Акаллам, Кенгус затем взимал трехгодичную дань в Мюнстере, известную как «угрызения совести при крещении Патрика», проявляя явный политический интерес (это требовалось до времен святого Кормака. mac Cuilennáin ).

Скеллиг Майкл у побережья полуострова Ивера. Уединенный христианский монастырь был основан здесь святым Финнианом из Клонарда в 6 веке.

Некоторые из самых ранних мест ирландского монашества можно найти в Мюнстере. Св. Финниан из Клонарда основал монастырь в Скеллиг-Майкл у побережья Полуостров Иверах, Св. Сенан мак Гейррцинн основал монастырь в Инис Катай как покровитель Корку Байсцинд и Св. Энда из Арана при поддержке Óengus mac Nad Froích Killeaney основал монастырь в Инишмор. Эти монахи часто выбирали изолированные и суровые места для своих монастырей, демонстрируя аскетическую духовность, simi аналогично тому, что было у отцов пустыни в христианском Египте. В других местах монастыри были основаны в более отдаленных районах, например, аббатство в Лисмор, основанное святым Мо Чуту, и монастырь в месте, которое тогда было известно как Коркач Мор на Мумхан (ныне Город Корк ), основанный св. Финбарром. Последнее учреждение было особенно связано с обучением. И св. Брендан из Бирра, и св. Брендан из Клонферта происходили из мюнстерских семей, последний родился в стране Чиаррэге Луахра. Известная мюнстерская святая того времени, св. Эте из Киллиди, была известна как «Бриджит из Мюнстера».

Эпоха Эоганахты

К 7 веку Эоганахта затмила Корку Лоигде и всех остальных за гегемонию в Мюнстере. В этом им помогали их союзники, Мускрейдж, которые перешли на сторону своих дальних кузенов Эренна, Корку Лоигде. В более широком контексте, в Ирландии в то время Uí Néill прочно утвердились в качестве главной силы в стране, поскольку Эрейнн находился в упадке, Лайгин ограничивался, а Эоганахта только укрепляла свою власть в стране. Мюнстер. Тогда создавалась геополитическая реальность, основанная на разделениях Лита Куинна и Лита Мога. Под Файлбе Фланн мак Аедо Дуиб Мюнстер пересек реку Шеннон и победил Уи Фиахрах Айдне из Коннахта, забрав у них то, что стать Томондом (или в гораздо более поздние времена графством Клэр ) и урегулировать его с Деиси. Этот король Мюнстера даже мог проецировать власть и влиять на выбор королей за пределами своего королевства в соседнем Ленстере. С падением Корку Лоигде Осрейдж вернулся к Мак Джолле Фадрейг, но оставался туата Мюнстера до 9 века.

Скала Кашел была центром силы Eóganacht Chaisil, предков Mac Cárthaigh, которые стали основными поставщиками королей Мюнстера

Что касается самих Eóganachta, то было два основных ответвления; наиболее могущественным был «внутренний круг», или восточная ветвь, которая была далее разделена на Eóganacht Chaisil, Eóganacht Glendamnach, Eóganacht Áine и Эоганахт Эйртир Клиах. «Внешний круг» состоял из Eóganacht Raithlind и Eóganacht Locha Léin, которые были больше на западе и на юге. Несмотря на то, что они предположительно происходят от другой линии (от Дайре Церббы ), Uí Liatháin и Uí Fidgenti иногда объединяются с последней группой. Согласно Frithfolaid ríg Caisil fri túatha Muman, только потомки Nad Froích по отцовской линии имели право быть королем Мюнстера.

Действительно, по большей части это было бы так, как Eóganacht Chaisil (предки Ó Súilleabháin и Mac Cárthaigh ), Glendamnach (предки Ó Caoimh ) и Áine (предки Ó Ciarmhaic) обеспечили бы подавляющее большинство короли. Несмотря на размер своего королевства, Мюнстер обычно был значительно слабее северной электростанции Уи Нейл; Eóganachta создали пропаганду, которой они управляли с помощью «процветания и щедрости», а не просто грубой силы. Помимо вышеупомянутого Файлбе Фланна, еще одним исключением из этого общего правила был Катал мак Фингуине из Гланворт, зарекомендовавший себя как серьезный претендент на титул Верховного короля Ирландии и борющийся против престолонаследия. трех королей Уи Нейла за гегемонию; Фергал мак Маэле Дуин, Флайтбертах мак Лоингсиг и Аед Аллан. Он будет самым могущественным королем от Мюнстера до Брайана Борума в 11 веке.

Набеги викингов и лонгфорты

Викинги ; норманны из Скандинавии ; начали совершать набеги на изолированные ирландские монастыри на своих баркасах с конца 8-го века. Особо актуальными для Мюнстера были набеги на Иниш-Катай (816 и 835) и Скеллиг-Майкл (824). Рейдеры выбрали эти монастыри прежде всего потому, что они были изолированы и их легко атаковать с моря; они забирали провизию, драгоценности (особенно изделия из металла), скот и людей в плен (эти люди были либо выкуплены, если они были высокопоставленными священнослужителями, либо были отправлены в рабство за границей). В некоторых случаях в Ирландии к середине 9 века викинги основали прибрежные лагеря, известные как лонгфорты ; в частности, в отношении Мюнстера это включало; Уотерфорд, Югал, Корк и Лимерик. После первого нападения на соседние гэльские ирландские королевства и получения взамен возмездия, торговые викинги начали торговать с коренными ирландцами, а некоторые даже вступили в брак, они также постепенно обратились в христианство и в конечном итоге стали норвежскими гэлами, демонстрируя элементы обе культуры.

Св. Кормак мак Куйленнайн был знаменитым королем-епископом начала 10 века, связанным с литературным Санасом Кормаиком.

В самом Мюнстере, группой викингов; Уи Амайр, утверждающий, что происходит от Ивара Бескостного, сына Рагнара Лодброка, и назван в его честь; в конце концов стали королями небольших норвежско-гэльских королевств, где они были королями Лимерика и королями Уотерфорда. Эти маленькие королевства; среди которых Лимерик был самым известным; были вовлечены в соперничество с другими викингами в Ирландии и состояли в сложной сети соперничества и союзов с коренными ирландскими гэльскими кланами. Культурное влияние не было однозначным; некоторые коренные ирландские семьи в Мюнстере приняли личные имена и в конечном итоге клановые имена древнескандинавского происхождения. Сюда входит Мак Амхлаойб, где Амхлаойб означает Олаф. Ярким примером союза викингов с гэльским в Мюнстере было объединение викингов Уотерфорда с Целлаханом Кайсилом, королем Мюнстера из Эоганахта Чейсил в 939 году против Доннчада Донна, который был тогда верховный король Ирландии с юга Уи Нейл.

Влияние викингов, наряду с давлением клана Чолмайн (то есть Уи Нейл, который доминировал над верховным королевством Ирландии на time) привела к нестабильности в королевстве Мюнстера и даже навсегда лишила Осрейджа его верховной власти. Например, произошло восхождение элементов за пределами основных королевских семей; Св. Кормак мак Куйленнайн из очень младшей ветви Eóganacht Chaisil стал королем Мюнстера в начале 10 века. Кормак и его правая рука Флейтбертах мак Инмайнен смогли нанести поражение Верховному королю Фланн Синна после того, как последний разорил Мюнстер в 906 году. А также его боевое мастерство и религиозное благочестие Кормак был известен своей грамотностью, так как его имя фигурирует в Sanas Cormaic, глоссарии ирландского языка. Кормак, наконец, встретил свой конец в битве при Беллахмуне, где его армия была значительно меньше численностью. Предполагается, что после того, как его отрубленная голова была доставлена ​​его великому сопернику Фланну Синне, Верховный король сказал: «Отрубить голову святому епископу было злым делом; я буду уважать его, а не раздавить». Кормак сменил Флайббертах, который заметно отсутствовал в Битве. Он был единственным королем Мюнстера из Мускрейджа, позже известного как Ó Доннагаин.

Дивизия в Десмонде и Томонде

Битва при Клонтарфе Джеймс Уорд, ок. 1914 г., роспись стен мэрии Дублина. потомки Брайана Борума правили Мюнстером до 1118 года.

Власть Эоганахты была оспорена в 10 веке Дал гКайс из Томонда (предки Ó Бриайн ). Первоначально в этом им помогала Uí Néill, которая хотела ослабить Eóganachta. Самым успешным членом Dál gCais был Брайан Борума, который зарекомендовал себя не только как король Мюнстера, но и как верховный король Ирландии и известен своими подвигами в битве при Клонтарфе Против викингов. После смерти Брайана даль гкэйс без перерыва доминировал на королевском сане Мюнстера в течение 11 века; от правления Доннчада Брайана до Брайана Брайана. Двое из этих королей; Toirdelbach Ó Briain и Muirchertach Ó Briain ; также были верховными королями Ирландии. Во время правления Мюрхертаха подвиги его деда Брайана были изображены в литературном произведении Когад Гедель ре Галлаиб в прото- ирландском националистическом смысле как освободительная война гэльских народов против захватчиков-викингов и их сотрудники.

Ближе к концу правления Мюрхертаха он заболел. Его брат Диармайд Ó Брайен, который был могущественным в Уотерфорде (и ранее был сослан в Деейбарт в Британии), чувствовал, что из него будет лучше правитель. Как и эта борьба, все королевства, которые стали меньшими державами для Мюнстера; Коннахт (в рамках Ó Кончобхейр ), Эйлич (в рамках Мак Лохлейн ) и Ленстер (в рамках Мак Мерчад ); увидели в этом возможность вернуть себе некоторую власть и поднять свой авторитет. Их старые враги, с которыми сохранялась вражда, Мак-Картаи под предводительством Тадга Мак-Картхая также восстановили власть на юго-западе Мюнстера (который вскоре стал известен как Десмонд). В 1118 году новый король Мюнстера Брайан О Брайен возглавил войско против Тадга МакКартхая в битве при Гланмайре. Результатом стала победа Мак-Картаи и смерть Брайана О Брайана.

Услышав эту новость, старый король Мюрихертах О Брайен вернулся, чтобы потребовать Мюнстер. Однако верховный король Ирландии Тойрдельбах Ó Кончобхейр в рамках своекорыстного шага по ослаблению Мюнстера договорился в Соглашении о Гланмире в 1118 году с Тадгом МакКартхаем разделить Мюнстер надвое. Таким образом, Мюнстер был разделен на Томонд (управляемый Ó Briain) и Десмонд (управляемый Mac Cárthaigh), положив конец королевству, существовавшему более 1000 лет. Вплоть до конца XII века представители каждой стороны претендовали на королевский сан Мюнстера, но в действительности его не существовало. Эти королевства с переменным успехом противостояли вторжению норманнов в Ирландию, но в конце концов в 16 веке были переданы под власть английской короны в Ирландии. Последним сохранившимся гэльским царством, происходящим из Мюнстера, было Карбери под властью Маккартаи Риабаха, производное от Десмонда, упавшего еще в 1606. Само название Мюнстер было позже возрождено как Провинция Мюнстер как часть Ирландского королевства под властью Тюдоров в 16 веке.

Царство
См. Также
Ссылки
Библиография
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-25 09:54:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте