Королевство Айт Аббас

редактировать
Королевство Бени Аббаса. ⵜⴰⴳⴻⵍⴷⴰ ⵏ ⴰⵜ ⵄⴻⴱⴱⴰⵙ, Тагельда и Айт Аббас. سلطنة بني عاس, salṭanat Beni Таббас
1510–1872
Флаг Королевства Айт-Аббас Флаг
Королевство Айт-Аббас в самом разгаре в конце XVI века. Королевство Айт-Аббас в наибольшей степени в конце 16-го века.
СтолицаКалаа Айт-Аббаса
Общие языкиБерберские, арабский
РелигияИслам. • Меньшинства: христианство и иудаизм
ПравительствоМонархия
Султан
• 1510–1559Абдельазиз Лабес
• 1871-1872Бумезраг Эль Мокрани
Историческая эпохаРанний современный период
• Дата основания1510
• Ликвидация1872 г.
, предшествовавшаяПреемником
династии Хафсидов
династия Зайанидов
Французский Алжир
Сегодняшняя частьАлжира

Королевство Айт-Аббас или Султанат Бени-Аббаса (берберские языки : ⵜⴰⴳⴻⵍⴷⴰ ⵏ ⴰⵜ ⵄⴻⴱⴱⴰⵙ, латинизированный: tagelda n At ebbas; арабский : سلطنة بن ي عباس salṭanat Beni abbas), был <берберским в Северной Африке, затем феодальным владением иже же, контролируемым Малый Кабили и его окрестности с шестнадцатого по девятнадцатый век. В испанской историографии он упоминается как «рейно де Лабес»; иногда более часто упоминается его правящей семьей, Мокрани, в берберском Ат Мукран (арабский : ولاد مقران Улед Мокран). Его столицей была Калаа Айт-Аббаса, неприступная цитадель в горном хребте Бибан.

Основанное последней династией Хафсидов эмирами Беджая, королевство долгое время было оплотом сопротивления испанцам, регентство Алжира. Стратегически расположенный на дороге из Алжира в Константин и от Сахары, его столица Калаа Айт-Аббаса привлекала Андалузцы, христиане и евреи в шестнадцатом веке, бежавшие из Испании или из Алжира. Их ноу-хау обогатило местную индустриальную ткань, наследием которой является ремесло племени Айт-Аббас. Окружающие племена также были домом для интенсивной интеллектуальной деятельности и литературных традиций, которые соперничали традициями других городов Магриба.

На своем пике влияние королевства Айт-Аббаса простиралось от долины Суммама до Сахары, а ее столица Калаа соперничала с крупнейшими городами. В семнадцатом веке его вожди принимали титул шейхов Меджаны, но все еще описывались как султаны или короли аббатов Бени. В конце восемнадцатого века королевство во главе с семьей Мокрани (Амокран) распалось на несколько кланов, которые стали вассалами регентства Алжира. Однако шейх Меджаны поддерживал себя во главе своего княжества как данник бея Константина, управляя своими делами самостоятельно.

С приходом французов одни Мокрани встали на сторону колонизаторов, а другие - на сторону сопротивления. Французы, чтобы укрепить свое влияние на местных лордов, сохраняя вид автономии региона под его традиционными лидерами до 1871 года. Его правители принимали титулы, последовательно султан, амокран и шейх. Меджаны. Временно интегрированные во французскую военную администрацию до восстания 1871 года, они были известны как халифа и бачага. Поражение 1871 года положило конец политической роли Мокрани с сдачей Калаа французам.

Содержание

  • 1 История 1510-1830 гг.
    • 1.1 Политическое пространство Магриба в четырнадцатом и пятнадцатом веках
    • 1.2 Основание в начале шестнадцатого века
    • 1.3 Союз с Алжиром
    • 1.4 Война с Алжиром
    • 1.5 Царство на пике своего развития
    • 1.6 XVII и XVIII века
    • 1.7 Несогласие и отношения с бейликом Константина
  • 2 Падение Мокрани, 1830-1872 гг.
    • 2.1 После падения Алжира
    • 2.2 Период халифов
    • 2.3 Крах власти Мокрани
  • 3 Отношения с соседями
    • 3.1 Испания
    • 3.2 Королевство Куку
    • 3.3 Регентство Алжира
    • 3.4 Сахара
  • 4 Социальная основа власти
  • 5 Письменная культура
  • 6 Архитектура
  • 7 Экономика
    • 7.1 Искусство Природные ресурсы и сельское хозяйство
    • 7.2 Торговля
    • 7.3 и ремесла
  • 8 См. Также
  • 9 Библиография
  • 10 Старые вторичные источники
  • 11 Первичные источники
  • 12 Современные источники
  • 13 Примечания
  • 14 Ссылки

История 1510-1830 гг.

Политическое пространство Магриба в наш и пятнадцатый века

монета Хафсайд Беджая (1249-1276).

Ифрикия, что соответствует восточной части современного Магриба, была частью Королевства Хафсидов. В этом царстве город Беджая, древняяица Хаммадидов в одиннадцатом веке, столицей известным городом. Действительно, его богатство и стратегическое расположение порта сделали его объектом алчности для зайанидов и маринидов ; более, он часто не соглашался в пределах султаната Хафсидов и пользовался автономией в нормальные времена. Город считался столицей западных регионов султаната Хафсидов и его «пограничным местом». В тринадцатом и четырнадцатом веке неоднократно становился резиденцией независимых эмиратов-губернаторов или диссидентов из династии Хафсидов. Эти «правители Беджайи» распространили свою власть - которая часто шла рука об руку с политическим инакомыслием - на все владения древнего царства Хаммадидов : Алжир, Деллис, Медея, Милиана, Константин, Аннаба и оазисы Заб. Ибн Халдун являются их как правящих «Биная ва аль-Хагр аль-Гарби мин Ифрикия» (город Беджая и западный марш Ифрикия). Ибн Халдун был также визирем независимой администрации хафсидского принца Беджая в 1365 году. Пятнадцатый век стал свидетелем общего возврата к централизации государства Хафсидов. Но в конце пятнадцатого и начале шестнадцатого века Лев Африканский и Аль-Марини описали принца Беджая, отличного от Туниса, в положении, аналогичном Константину и Аннаба, отражающая фрагментация территории Хафсидов. Эти эмиры Беджая, последние независимые от центральной власти Туниса, были истоками династии, которая должна была основать королевство Бени Аббес и руководить им.

Основание в начале шестнадцатого века

Карта королевства Куку и королевства Айт Аббас (Лабес) по испанской карте шестнадцатого века, хранящаяся в архивах Симанкаса.

В 1510 году в рамках Реконкисты испанцы захватили Беджая, находившееся в руках диссидентских эмиров Хафсидов. С этой позиции они организовывали рейды в глубинку. Бербанов этого региона искали защиты во внутренних областях и взяли своей новой столицей Калаа Бени-Аббаса, в самом сердце Бибанов гор. Этот был древним укрепленным в эпоху Хаммадидов и перевалочным городом на торговом пути трик-султана, ведущий из Верхних равнин в Беджайя. Абдераман, последний из эмиров Беджая, выбрал это место из соображений безопасности. Его сын Ахмед прославился религиозным статусом кабильских и арабских племен в мире, которые поселились в Калаа, спасаясь от относительного хаоса в стране. Воспользовавшись растущей поддержкой среди окружающих племен, он провозгласил себя «султаном кала». Он был похоронен в Такорабте, деревне недалеко от Калаа.

Карта Беджая в 16 веке.

Царствование его внука Абдельазиза-Аббеса привлекло более широкое внимание к названию Калаа: на пике в городе проживало 80 000 жителей. Калаа оборудована оружейными заводами с помощью христианских ренегатов, а также других жителей Беджая, изгнанных испанской оккупацией, том андалузцев, мусульман, а также еврейской общины, которую приветствовали их ноу-хау.

Союз с Алжиром

После королевства Айт-Аббас под Абдельазизом распространилось на юг и окружающие горы. испанцы, отступившие в Беджая, предложили ему свой союз, и он временно проигнорировал учреждение регентства Алжира во главе с Братья Барбаросса, потому что что его королевство не было ориентировано на море. Братья Барбаросса, желая изолировать испанцев, напали на Абдельазиза и встретили его около Беджая в 1516 году. Столкнувшись с техническим превосходством их огнестрельного оружия, Абдельазиз подчинился им и предпочел разорвать союз с испанцами, а не противостоять Турки немедленно с недостаточными средствами. В 1542 году регентство Алжира сделало лорда Калаи своим халифом (представителем) в Меджане.

Абдельазиз использовал свое правление и периоды мира с Регентством для укрепления Калаи и распространить свое влияние дальше на юг. Его пехота превратилась в регулярный корпус из 10 000 человек, и он купил два регулярных кавалерийских корпуса. Он построил два борджа вокруг Калаа, в каждом из которых находился халифа (представитель), который отвечал за совершение поездок по его территории.

Эта растущая мощь султана Калаа беспокоила турок из регентства Алжира. который в 1550 году дважды посылал войска, которые Абдельазиз отбивал. Хасан-паша заключил с ним договор и получил его помощь в своей экспедиции против Тлемсена (1551 г.), который был занят Шерифом Саади. Согласно современному испанскому писателю Луису дель Мармолу Карвахалу, Абдельазиз командовал пехотным корпусом из 6000 человек для экспедиции Тлемсена. По словам Хью Робертса, кабильский контингент историировал 2000 человек.

Элементы архитектуры мавзолея султана Ахмеда.

Прибытие Салаха Раиса во главе Регентство Алжира подтвердило союз с Абдельазизом, и они совместно возглавили. Абдельазиз послал 180 аркебузиров и 1600 всадников в дополнение к 3000 аркебузиров Салаха Раиса. Берберы Абдельазиза тащили за собой орудия, надеясь научиться маневрировать ими и знать, как поднять их к своей крепости Калаа.

Война с Алжиром

Согласно испанской историографии, возможный разрыв с Алжиром объясняется двумя гипотезами. Во-первых, Салах Раис пытался арестовать Абдельазиза во время его пребывания в Алжире, подозревая его в желании поднять страну против регентства Алжира. Во-втором Абдельазиз с подозрением относился к туркам и их способности атаковать далекие города, такие как Туггур. В итоге получилось его королевство мишенью, и считал политической ошибкой поддержать их в двух экспедициях. Рассказы Айт Аббаса сообщают, что разрыв был связан с попыткой регентства Алжира убить Абдельазиза силами Зуауа. Они отказались убить главу того же района и вместо этого предупредили его. В союзе с зуауа отряд султана Абдельазиза победил янычар, вынужденных отступить в Алжир.

Салах Раис, опасаясь повышения репутации султана Абдельазиза, начал экспедицию в конце 1552 г. и к зиме достигли гор Бони у Калаа. Брат Абдельазиза, Сиди Фадель, погиб в бою, но снег помешал тур продвинуться дальше и воспользоваться своей победой.

В 1553 году сын Салаха Раиса Мохамед-бей возглавил наступление на Калаа Бени Аббес, что привело к поражению и многочисленным потерям турок. Их репутация была запятнана этой битвой, потому что они защищали катастрофы благодаря поддержке арабских племен. Абдельазиз также отбил экспедицию под командованием Синан Рейса и Рамдана-паши возле Вади-эль-Хаммама, в направлении Мсилы. Захват Беджайи Салахом Раисом в 1555 году подтвердил опасения Абдельазиза относительно силы регентства Алжира, и он продолжал укреплять свои позиции в горах. Однако Салах Рай умер, и возвращение Хасана-паши произошло на год вернуться к миру. Хасан-паша доставил город Мсила и его оборону, включая 3 артиллерийских орудия, Абдельазизу, сохранив при этом контроль над налоговыми сборами.

Войска регентства Алжира, союзные королевству Бени-Аббес, маршируют к Тлемсену..

Таким образом, Абдельазиз овладел города Мсила и собрал армию из 6000 человек среди окружающих племен, чтобы взимать налог, обычно предназначенный для турок Регентства. Хасан-паша объявил ему войну в 1559 году, без труда взял Мсилу и укрепил Джордж в Меджане и Бордж-Земура. Эти два форта и их гарнизоны были немедленно уничтожены в результате контратаки Абдельазиза, который также взял артиллерийские орудия, чтобы улучшить исправление Калаа. Хасан-паша, женатый на дочери короля Куку, заключил союз с последним, чтобы положить конец султану Калаа. Он привел его в битву перед Калаа в 1559 году, но не смог его взять и понес много потерь. Однако его соперник султан Абдельазиз погиб на второй день боев, а его брат Султан Ахмед Амокран, его избранный преемник, отбросил турецкие силы и силы Куку. Эта решающая победа Калаи заставила Хасана на время отказаться от своих амбиций; он утешал себя тем, что отнес голову Абдельазиза в Алжир в качестве трофея.

Королевство на пике своего развития

Историческая карта с территорией Бени Аббес indiqué. Завоевания Ахмеда Амокрана, конец 16 века

В 1559 г. султан Ахмед Амокран организовал свою армию и приветствовал отступников из Алжира, а также христиан, которым было разрешено следовать их вере. С этими возрожденными силами в 8000 пехотинцев и 3000 лошадей он начал кампанию на юге. Он подчинил себе Толгу и Бискру и достиг Туггурта, где назвал Шейхом член лояльного племени, Хачема, Эль-Хадж Кхичан эль-Мбеки. Один из его близких родственников был назначен шейхом оазисов Толга и Бискра, а Абд эль-Кадер Бен Диа, ставший халифом в Сахаре, посвятил много сил защиты интересов своего султана в области. Ахмед Мокран установил сеть сигнальных постов на высоких пиках, которые отправляли сообщения огнем ночью и дымом в течение дня, чтобы передать сообщения из южных владений в Калаа.

Ахмед Амокран обратил свое внимание на территорию Улед Наил, который он взял от Бу Саада до Джельфа. Датой этих экспедиций обычно считается 1573 год. Этот период знаменует высшую точку королевства с точки зрения управления и управления своими территориями. Ахмед Амокран осмелился отправить своего сына в Алжир в 1580 году, чтобы поприветствовать только что прибывшего Джафар-пашу. К 1590 году его влияние было таким, что целые племена платили дань, а не Алжиру. Хизр Паша вернулся к войне с ним и осадил Калаа в течение двух месяцев, но он не смог это выдержать. Вместо этого он грабил местные деревни, их деревни. Военные действия в конечном итоге были прекращены после посредничества марабу, в котором Ахмед Амокран заплатил дань в размере 30 000 дуро, чтобы обеспечить уход Хизр-паши и признание его независимости.

В 1598 году это был Ахмед Амокран. который осадил Алжир: с помощью горожан ему удалось взломать ворота в Баб Азуне и прорваться в город, хотя он не смог удержаться там. Осада длилась одиннадцать дней.

17-е и 18-е века

Arbre généalogique ancien Генеалогическое древо Амокрана (или Мокрани) согласно Луису Ринну (около 1891)

В 1600 году Ахмед Амокран выступил против сил Солиман Венециано, паша Алжирский, которые пытались там Кабили. Он победил их и разрушил Борж Хамза, построенный в 1595 году в Буйре, но погиб во время сражения. Он оставил в наследство своим потомкам фамилию «Амокран» (что означает «великий» или «лидер» в кабиле ), которая позже была арабизирована как «Мокрани».

Его преемник был Сиди Насер Мокрани, который был очень религиозным и окружал себя учеными и исследователями ислама, пренебрегая делами своего королевства. Это вызвало гнев его военачальников и торговцев Айт-Аббаса. Сиди Насер попал в засаду и был убит в 1620 году. Однако его дети выжили, а его старший сын, Бетка Мокрани, был принят в хашимитское племя и воспитан среди них. Они помогли ему вернуть себе княжеский титул, выдав его замуж за дочь вождя Улед Мади.

Си Бетка приняла участие в битве при Гуиджеле 20 сентября 1638 г.), в которой племена вместе с армиями Константина сражались против алжирского паши. Это привело к тому, что беи Константина стали фактически независимо от османского владычества из Алжира. Си Бетка Мокрани просто n когда-либо признал власть Алжира и сумел отвоевать земли своего деда. Однако вместо того, чтобы называть себя «Султаном Калаи», он принял титул «Шейх Меджаны». Он несколько раз побеждал племя Айт Аббас, но отказался вернуться в свое родовое место в Калаа. Он умер в 1680 году в своей крепости Борж Меджана, оставив четырех сыновей - Бузида, Абдаллаха, Азиза и Мохаммеда-эль-Гандуза.

Старший сын, Бузид Мокрани, известный как султан Бузид, правил из С 1680 по 1735 год на тех же условиях, что и его отец, полностью свободным от власти Алжира. После периода разногласий со своими руками ему удалось сохранить стабильность в семье. Он дважды боролся против Регентства Алжира, которое хотело, чтобы он позволил его армиям пересечь его территорию, чтобы связать Алжир с Константином, особенно через стратегический проход, известный как «железные ворота» в горах Бибан. Победив Алжир, он восстановил «уадию», систему, которая требовала, чтобы Алжир платил ему, если он желал перебросить свои войска через его землю. Такое расположение оставалось в силе до падения Алжирского Регентства в 1830 году. Истоки оуадии лежали в победе Айт Аббаса над турками в 1553 и 1554 годах, что фактически сделало Мокрани правителями Ходны. и бибаны.

Dessin d'un canon ancien Эскиз пушки времен Людовика XIV, вероятно, из Калаа Айт-Аббаса

Несмотря на такое расположение, Мокрани отказался пропустить алжирские войска, чтобы пересечь их землю, когда французы напали на побережье в 1664 году во время войны. Али, король Куку, также отказал в проходе армиям Алжира. Тем не менее они присоединились к джихаду с Алжиром и Константином, чтобы дать отпор герцогу Бофорту, Людовику XIV.

Берберы пытались договориться с герцогом. Бофорта, окопавшегося в окрестностях Джиджелли, но он отверг их мирные предложения. Экспедиция закончилась победой берберов и турок и крупным поражением Людовика XIV, армии которого оставили свою артиллерию. Мокрани увезли пушку на Калаа в качестве трофеев со своими флер-де-лис. Позже в Калаа были найдены и другие пушки французского типа, наиболее вероятно, что они относятся к временам Людовика XII и были подарены Франциском I Французским Тунису как часть его союз с Османской империей. Затем они были захвачены императором Карлом V, когда он взял Тунис в 1535 году и перевезен в Бежайя, который был испанским владением до 1555 года. похоже, что они были переданы Айт Аббасу, когда они были испанскими союзниками. Пушка меньшего размера, также найденная в Калаа, указывает на то, что там был местный цех по производству малокалиберных ружей, которым управлял испанский ренегат.

Несогласие и отношения с бейликом Константина

После После смерти Бузида Мокрани в 1734 году его сын Эль-Хадж Бузид Мокрани пришел к власти после того, как его старший брат Адерребу Мокрани отказался от престола. Ему противостояли два других брата, Буренан и Абдесселам Мокрани и его двоюродный брат Азиз бен Гандуз Мокрани, сын Мохаммеда-эль-Гандуза. Азиз создал «софф» (фракцию) диссидентов, присоединившихся к туркам, которые были известны как Улед Гандуз.

Турки в Алжире хотели отомстить за резню 1737 года, когда целая колонна их Войска и его командир были убиты «шейхом Меджаны» в отместку за преступление против чести. В союзе с Улед Гандузом и эксплуатируя дивизии между Боренаном и Абдесселамом Мокрани, они нанесли им поражение в 1740 году. Айт Аббасу пришлось покинуть Медьяну и укрыться в горах, а Эль-Хадж Бузид укрылся в Калаа. Это был второй период господства Алжира после первого в 1559 году. Турки перестроили форт Бордж-Бу-Арреридж и оставили там гарнизон из 300 янычаров. Они также поставили своего союзника Азиза бенГандуза Мокрани каидом во главе племени Улед Мади.

Враждующие братья Мокрани в итоге примирились лидером ордена Шадхили, чтобы они могли сформировать единый фронт против турок. Они победили их, разрушили форт в Бордж-Бу-Арреридж и отправили выживших янычаров обратно в Алжир с письмом, подтверждающим независимость Мокрани. Эль-Хадж Бузид Мокрани возобновил власть над Меджаной, и Регство Алжира признало его независимость, отказавшись от своих требований о том, что племена, находящиеся под контролем Мокрани, должны платить налоги Алжиру. Каждый год «шейх Меджаны» должен быть получать из Алжира почетный кафтан вместе с знаком признания его подарка независимости. Это дипломатическое решение помогло туркам найти предлоги для вмешательства в дела Мокрани или требования поддержки благоприятной для них фракции. Территория Эль-Хаджа Бузида была в пределах государства османских владений.

Перед смертью в 1783 году Эль-Хадж Бузид Мокрани выдал свою дочь Дайкра замуж за бея Константина Ахмеда эль-Колли. Его наследовал его брат Абдессалам Мокрани, а его старший сын стал наследником. Однако Улед Буренан и Улед Гандуз взбунтовались, и это было предложено для участия в делах Мокрани. Без военного вмешательства удалось ему все признать кланы Мокрани ослабить друг друга, Шейха того, кто из них мог послать ему дань.

Таким образом, Мокрани стали вассалами бея Константина, хотя с необычными аранжировками. Вместо того, чтобы платить ему дань, они могут использовать ее в «оуадии», которая давала ему правошировать своими войсками по земле. Он признал право шейха Меджаны вершить правосудие, и было решено, что форт в Бордж-Бу-Арреридж не подлежит восстановлению. В 1803 году Мокрани столкнулись с крестьянским восстанием со стороны Улед Деррад, Мадид, Аяд, Улед Хелоуф, Улед-Брахим и Уледен, во главе с шейхом Бен эль Харче. Бен эль-Харче, религиозный лидер, разбил армию Осман-бея, который погиб в бою. Он обосновался в Джебель-Мегрисе, но погиб, сражаясь в 1806 году после двух сражений против Мокрани, поддержанных колонной турецких войск из Бея.

После выполнения братоубийственных битв к 1825 году их было не более двух Фракции Мокрани с любой реальной властью: Улед эль-Хадж и Улед Абдесселем. Эти две группы флагл Бен Абдалла Мокрани, носивший титул «Шейх Меджаны». Назначение Ахмеда Бея беем Константина, который сам приходился родственником Мокрани, привело к дальнейшим спорам между кланами, и Ахмед бей смог устранить ряд Мокрани, чем был побежден теми, кто остался, из диссидентских групп Уледа. Боренан и Улед Гандуз.

У Бен Абдаллаха Мокрани было два помощника, Ахмед Мокрани и его двоюродный брат Абдесселем Мокрани. Он поручил последнему собирать для него налоги в бибане. Ахмед Мокрани желал этой прибыльной задачи, что сделало ее отправной точкой соперничества, которое длилось до прибытия французов. Два лейтенанта присоединились к силам Ахмед-бея, которые пошли на помощь Алжирскому дею в 1830 году.

Падение Мокрани, 1830-1872 гг.

После падения Алжира

Новости о падении Хусейна Дея быстро распространились по стране, разносимые побежденными племенами, возвращавшимися на свои родные земли. Правила турецкая элита не пользовалась симпатией в обществе, ряд восстаний поставил под угрозу основы алжирского общества. В этот период потрясений укрепились традиционные конфедерации и социальные договоренности, ослабление которых стремилось Регентство Алжира. Помимо племенных конфедераций в горных регионах, традиционных элементов марабу и наследственные лидеры, как известные «джуад», в том числе и Мокрани, взяли на себя инициативу в восстановлении своих позиций <224.>

На западе страны преобладали марабу, что произошло к появлению эмира Абделькадера. На востоке более прочно утвердились «джуад», как и бейлик Константина. Устойчивость бейлика во многом объяснялась гибкой политикой Ахмед-бея и его советников, которые полагались на ведущие феодальные вождей. Тем не менее даже здесь было племенное восстание против него. Это разделило семью Мокрани, поскольку Абдесселем Мокрани поддерживал мятежников от имени Бен Абдаллаха Мокрани, шейха Меджаны. Однако его двоюродный брат и соперник Ахмед Мокраниался оставшимся верным Ахмед-бею. Ему и другим вождям, возможности с беем, в том числе шейху Бенгане, удалось отбить или подкупить различные мятежные племена, так что их восстание ни к чему не привело.

В 1831 году Абдесселем Мокрани и его союзники предложили французам своим авторитетом в обмен на военные усилия, которые, как они надеялись, помогли им избавиться от Ахмед Бея. Однако французы не поддержали это предложение. Аналогичное письмо тунисскому бею аль-Хусайну II ибн Махмуду было перехвачено Ахмед-беком. Впервые Абдесселем Мокрани был схвачен и заключен в тюрьму в Константине. Ахмед Мокрани был назначен шейхом Меджаны Ахмед-Беем вместо Бен Абдаллаха Мокрани, который умер. Ахмед Мокрани принимал участие в защите Константина в 1836 году и снова, когда город пал перед французами в 1837 году. Его соперник Абдесселем Мокрани воспользовался хаосом, чтобы сбежать от Константина в 1837 году.

халифы

Группа пересекла перевал Железных ворот в 1839 году. Чтобы воспользоваться этим узким маршрутом, Алжирское регентство заплатило «оудию».

Ахмед Мокраниал последовал за Ахмед-Беем и бежал на юг, прежде чем вернуться на свою территорию и отступление на Калаа Айт-Аббаса ; его соперник Абдесселем Мокрани тем временем овладел равниной Медьяна. В декабре 1837 года, когда эмир Абделькадер прибыл в горы Бибан, чтобы организовать управление регионом, который он считал своим царством, каждый из соперников использует ему верность, если он согласится на их соответствующие термины. Абделькадер признал «халифом Меджаны». Ахмед Мокрани не смог свергнуть своего двоюродного брата, которого поддержали Хачем, Улед Мади Мсилы и марабу. Даже в племени Айт Аббас, которое до того времени отдавало предпочтение Ахмеду Мокрани, росли волнения против него в Игил Али, Тазаерте и Азру. Чтобы не оказаться отрезанным в Калаа, ему пришлось укрыться в соседнем племени Бени Ядел в Эль-Майне. В конце концов, он был схвачен Абдесселем Мокрани, который сослал его на Ходну.

. В конце июля 1838 года Ахмед Мокрани сбежал и представился французским властям в Константине. Будучи назначенным ими кайдом, 30 сентября он также получил титул «халифа Меджаны» от французов, которые к времени заняли Сетиф. Титул «халифа» использовался только на территории, где французы не осуществляли прямого правления и пользовались теми же привилегиями, что и при бейлике Константина. «Халифы» применяют местные налоги от имени государства, внутренние налоги от спахи, оплачиваемых Францией, и управляли своим народом в соответствии с исламскими законами. Эти союзники были бесценны для французов, поскольку они поддерживали их власть в стране, которую они еще не знали.

В 1838 году Абдесселем Мокрани был уволен Эмиром Абделькадером и заменен его «ходжей» (секретарем), человеком марабу. а не благородная родословная. Это считалось оскорблением для «джуада», но было принято Абдесселем Мокрани как средство блокирования своего кузена Ахмеда Мокрани, который расширял свои союзы и влияние. Ахмедал французов провести в октябре 1839 года экспедицию «Железные ворота», чтобы взять под свой контроль этот стратегический маршрут через горы Бибан. Ахмед позаботился о том, чтобы его вассалы в этом районе позволили французской армии беспрепятственно пройти через территорию. Использование этого инструкции французам получить более эффективный контроль над территорией и связать Алжир с Константином. Абдесселем Мокрани остался без реальной поддержки, Ахмед Мокрани восстановил свои владения с французской помощью. Эмир Абделькадер считал Железные ворота частью своей территории и поэтому объявил войну Франции и местным вождям, которые ее поддерживали. Возникший конфликт имел серьезные последствия для Меджаны, и Ахмед Мокрани, союзник французов, был вынужден отступить в Калаа Айт-Аббаса. Последователи Абделькадера были окончательно отбиты в 1841 году. После этого Ахмед Мокрани правил своими территориями, не заботясь о французской власти, оставаясь, однако, в контакте с капитаном Дарджентом на базе в Сети

Его положение как французского союзника продолжало расти. изменение. Французский королевский указ от 15 апреля 1845 г. заменил указы 1838 г. и предоставил ему статус высокопоставленного чиновника. Некоторые племена Улед Наил, Айт Яала, Ксар, Себкра, Бени Мансур, Бени Мелликех и горы Бибан были отделены от его командования и поставлены под власть более сговорчивой знати или каидов. В 1849 году племена Ходна были также лишены его контроля. Именно на этом фоне возникла одна из ведущих фигур кабылого сопротивления французам в лице. В 1851 году он начал движение через равнину Медьяна, Калаа и земли Бени Мелликеков, которые еще не покорились французам. Хотя посредник человека по имени Джерсба Бен Бауда, который был интендантом Калаа, отправил Ахмеду Мокрани письмо с предложением войны против французов, «халифа» не воспринял это предложение всерьез. Вместо этого он оказал поддержку колоннам французских войск, отправленных на поражение в 1854 году. Он воспользовался этим, чтобы наказать некоторые деревни Айт-Аббаса, которые в прошлом были лояльны его сопернику Абдесселем, обвиняя их в поддержке Бубаглы. Он умер в 1854 году в Марселе, возвращаясь из поездки во Францию, и его сына Мохамеда Мокрани назвали Бачага.

Крах власти Мокрани

Портрет Мокрани Портрет бачагхи Мохамед Мокрани.

Титул «бачага» (турецкий : baş ağa, главный командир) был придуман французскими властями, обозначая промежуточный статус между «кайдом» и «халифой».. «Халифы», которые по-прежнему имели большое значение, были позже подавлены. Французы продолжали назначать «каидов» и командиров племен, ранее назначенных Ахмеду Мокрани.

В 1858 году он был вынужден передать часть штрафов, собранных им от своего имени, в французское казначейство. Налог закят, уже уплаченный натурой Мокрани, был введен в регионе Бордж-Бу-Арреридж. Племя Хачем также было обязано платить ачур (десятину), и в конечном итоге сами мокрани были переведены под систему оплаты наличными. В 1858 и 1859 годах им было предоставлено исключение, однако, якобы из-за плохих урожаев, а на самом деле для того, чтобы приспособиться к ним политически.

Наконец, "оукилы" или местные агенты Мокрани были заменены каидами или шейхи, назначаемые непосредственно колониальной администрацией. В 1859 и 1860 годах было подавлено право феодалов на администрирование и право на «хедму», которая традиционно позволяла бенефициару требовать плату в обмен на отправку писем или распоряжений от администрации (ранее от имени бея). Эти меры вызвали недовольство среди традиционных вождей, союзников Франции, но они по-прежнему стремились избежать вооруженного конфликта и надеялись, что французы продолжат уложить их, чтобы управлять территорией. Обнадеживающие официальные заявления французского правительства и Наполеона III о роли алжирской феодальной знати были неубедительными и не подкреплялись делами. Переход от военного к гражданскому правлению побудил Мохамеда Мокрани уйти в отставку со своего поста бачагхи, и к 1870 году он начал серьезно задумываться о восстании.

Параллельно с политической ситуацией, 1865 и 1866 годы были социальными катастрофа для Алжира, где их обычно называли «am ech cher» (годы страданий). Саранча, за которой последовала засуха, погрузила страну в голод, за которым последовали эпидемии холеры и тифа. Традиционные лидеры опустошали свои личные зернохранилища, чтобы прокормить своих людей, а когда они были исчерпаны, брали взаймы, чтобы обеспечить их снабжение. Эти займы позже поставили Мохамеда Мокрани в затруднительное положение.

Карта, показывающая географические масштабы восстания Мокрани. Гравюра, показывающая осаду Бордж-Бу-Аррериджа в 1871 году.

15 марта 1871 Мохамед Мокрани присоединился к восстанию спахи в восточном Алжире. Он послал 6000 человек атаковать Бордж-Бу-Арреридж, который он осадил и сжег. 8 апреля к нему присоединилось восстание братства Рахмания под его лидером шейхом Ахеддадом. Теперь весь восточный Алжир поднялся, от окраин самого Алжира до Колло, с 150 000 кабилий под ружьем в разгар восстания. Однако разногласия между феодальными и религиозными лидерами, а также недоверие между племенами означали, что эти силы не могли быть мобилизованы для решительного удара по французам. Даже с гораздо более слабыми силами, лучше вооруженные французы смогли снять осаду городов. Мохамед Мокрани умер 5 мая 1871 года в Уэд Суффлат, недалеко от Буйры, во время битвы с французской армией, и его тело было доставлено в Калаа Айт-Аббаса. Сама Калаа, неприступная с XVI века, сдалась 22 июля 1871 года. Бумез Мокрани, брат и преемник Мохамеда Мокрани, изо всех сил пытался поднять восстание в Кабили, а затем в Ходне. Пытаясь сбежать со своими последователями в Тунис, он был наконец арестован в Уаргла 20 января 1872 года. Подавление и экспроприация Мокрани ознаменовали окончательное исчезновение их политической роли и их господства надоном регионов.

Отношения с соседями

Королевство Айт-Аббас своим основанием обязано уходу Хафсида эмира Беджая, Аберрахман, в 1510 г. году, после завоевания города испанцами при Педро Наварро. Абдеррахман отступил в Hautes Plaines, откуда столетия назад Зирид и Хаммадид зародились. Эта база позволила ему укрыться от испанских набегов и организовать сопротивление, чтобы предотвратить их более глубокое проникновение в страну. Однако с приходом и ростом влияния Османской империи в конечном итоге он установил отношения с испанцами, базировався в Бехайе, и в конечном итоге заключил с ними формальный союз. Это вызвало враждебность Алжирского регентства, которое в 1516 году направило его против него экспедицию, что побудило его разорвать союз с Испанией. После падения Бежайи Салахом Раисом в 1555 году преемник Абдеррахмана Абдельазиз приобрел артиллерию и приветствовал 1000 испанских ополченцев для усиления своих армий, особенно во время Второй битвы при Калаа при Бени Аббес (1559). Однако после битвы при Джербе в 1560 году власть Испании была значительно уменьшена османами, и, хотя они сохранили контроль над Ораном, испанцы больше не пресали амбиций в восточном Алжире. Тем не менее, Королевство Айт-Аббас имело посла в Испании, а также при османском дворе, гарантирую, что кабильский язык имеет за пределами его родины.

Королевство Куку

Королевство Куку обосновалось в Кабилие на другой стороне долины Суммам, где оно стало соперником Королевства Айт-Аббас за контроль над регионом. Это разделение дало преимущество османам в Алжире. Королевство Куку, используемое Ахмедом Белкади, было союзником османов и помогло им установить Регентство до 1519 года. В том же году, чтобы противостоять растущему влиянию Регентства, Белкади вступил в союз с султаном Туниса Хафсидом и нанесли серьезное поражение Хайреддину Барбароссе. Эта победа открыла ему ворота в Алжир с 1519 по 1527 год. Эти события не приводят ни к какой степени сближения двух кабильских королевств. В 1559 году Куку заключил союз с Алжиром, чтобы ограничить растущее влияние султана Калаа.

Регентство Алжира

В 16 веке султан Калаа был постоянная забота о Регентстве Алжира, учитывая его важное влияние в Кабили, высоком внутреннем плато и Сахаре. На короткое время они были союзниками в начале 16 века, когда Королевство оккупировало Алжир в 1520-1527 годах, а также во время экспедиций в Тлемсен в 1551 году и Туггурт в 1552 году. Несмотря на эти союзы, в конце 16 - начале 17 веков было много вооруженных конфликтов. Алжиру не удалось захватить Калаа, и ему пришлось довольствоваться получением дани в знак признания ее превосходства. В 17 веке султан Бузид, укрепленный своим успехом, смог потребовать от Алжира уплаты ему «уадии», чтобы обеспечить проход своих войск, торговцев и сановников, поскольку он контролировал проход Железных ворот через горы Бибан. Это единственный случай в стране, когда контролируемые турками города платили дань местным племенам. Эта относительная независимость продолжалась до конца 18 века, когда раздоры и внутренние сражения среди Мокрани привели к тому, что большинство из них оказались вассалами Константина, которые даровал им титулы каида и поручил им править племенами в От Равнины. Беи Константина умело культивировали второстепенные ветви семьи Мокрани, вред, что шейх Меджаны не представляют серьезной угрозы. Брачный союз Мокрани с Ахмед-Беем вызвал дальнейший беспорядок.

Сахара

С 16 века султан Ахмед Амокран двинул свои войска в Сахару, где они столкнулись с конфедерацией Дуавида и завоевали свои земли. Ему удалось завоевать лояльность местных племен и назначить халифа на юге. Однако контроль над зибанами, Уаргла и Туггуром рассеялся после смерти Ахмеда Амокрана, а его преемник Сиди Насер покинул Юг, где отныне вождь дуавидов Ахмед Бен Али, известный как Окказ, который доминировал в регион. он отдал свою дочь замуж за Сиди Насера, и его внук Бен Сахери победил в битве при Гуиджеле (1638 г.) против бея Константина. · В последующие столетия между аитами поддерживались торговые отношения. Аббас, Айт Яала и оазисы юга, в частности Бу Саада.

Социальная основа власти

Карта региона Беджая с племенами под властью Мокрани, 17-18 века. Племена, отдававшие дань уважения мокрани, изображенной оранжевым цветом

Традиционное кабильское общество представляло собой агломерацию «деревенских республик», ведущих дела через свои советы («таджамат»), объединенных в племена. Эти племена поддерживали связи с преобладающими местными династиями, такими как Зириды, Хаммадиды и Хафсиды. Они также были организованы в владении, которые испанцы после взятия Беджая назвали «королевствами» Айт Аббаса, Куку и Абдельджеббара. И Куку, и Королевство Айт-Аббас возникли в обществе, где нормой было существование небольших самоуправляющихся «республик», ревностно охраняющих свою независимость. Однако были более ранние исторические примеры создания более крупных кабильских политий; например, в период Хафсидов, около 1340 года, женщина-лидер при поддержке своих сыновей владела властью среди.

Сельские кабильские общины должны были сохранять свою автономию, особенно с точки зрения ресурсов, таких как их леса. из-за гегемонии местных лордов, и в то же время они должны были поддерживать их в достаточной степени перед лицом давления со стороны центрального правительства Регентства Алжира. Племена Айт Аббас, Хачем и Айад были признаны данниками Мокрани, а Деи Алжира молчаливо признали независимость Мокрани, не требуя налоговых поступлений от этих племен. Кабильские «деревенские республики», основанные в своем «таджамате», не были ни неизменной структурой в кабильском обществе, ни формой кабильского партикуляризма, а результатом падения государства хафсидов в регионе.

Мокрани (или в кабиле «Айт Мокране») были воинской аристократией, которая не была единственной, кто стремился установить и сохранить свою власть над народом. Значительную силу имели и религиозные движения, в первую очередь семья Бен Али Шерифа в долине Суммам. Марабуты и религиозные братства также играли важную роль, в том числе Рахманийа, основанный в 1774 году. При поддержке этого братства Мохамед Мокрани начал восстание в 1871 году. Однако. Хосине Эль Вартилани, мыслитель 18-го века из племени Айт Уртилане, в 1765 г. издал официальное заключение, распространенное среди кабилов при правлении Мокрани, в котором говорилось, что они стали тираническими по отношению к народу, чтобы отомстить за потерю своего господства в стране. региона после убийства их праотца Сиди Насура Мокрани., и его потомки отомстили этому региону.

Со своей стороны, следуя практике своих предков (по-берберски «imgharen Naït Abbas»), Мокрани помогали местному населению, оказывая минимальный уровень помощи тем, кто приехал в Калаа за помощью. Эта традиция восходит к первым князьям Айт-Аббаса. Похоже, что само племя Айт Аббас было основано в то же время, что и Калаа, вскоре после падения Бежайи испанцами в 1510 году. Эмиры Беджая хафсидов поселились на Калаа и собрали вокруг себя новое племя лоялистов. в выбранном ими центре силы. В XVII веке кабильское общество было коренным образом изменено наплывом людей, спасающихся от власти Регентства; это помогло придать ему характеристики перенаселенного горного региона, которые он должен был сохранять до периода независимости.

Письменная культура

Копия рукописи о генеалогии святого Сиди Яхья эль-Аидли.

Калаа Айт-Аббаса была известна на берберском языке как «l'qelâa taƐassamt», или «крепость чудес», что указывает на ее статус престижного центра в регионе. Действительно, Калаа и Бубанские горы были средоточием активной интеллектуальной жизни.

Хотя кабильская культура была преимущественно устной, сеть зауи также была домом для значительной письменной культуры.. Самым примечательным примером было племя Айт Яала, репутация которого была резюмирована в местной поговорке: «В землях Бени Яала религиозные ученые (« оулема » ) растут, как трава весной». Некоторые сравнивали уровень обучения в Айт Яала с уровнем обучения в университетах Зитуна в Тунисе или Карауйин в Фес. Удивительный уровень грамотности и расцвет письменной культуры можно отчасти объяснить тем, как городские элиты прибрежных городов использовали горы как убежище во враждебных политических условиях. Связи с Бежайей были важны в этом отношении, как и приток беженцев из Андалусии после Реконкисты. Это определенно предшествовало любому османскому влиянию.

Однако письменность не была ограничена только образованной элитой. До французского завоевания Алжира почти все Айт Яала владели документами на свою землю или договорами, составленными кадисами или другими грамотными людьми. Аналогичным образом сообщалось, что отдельные лица все еще держали документы о собственности, выданные администрацией Ахмеда Амокрана в 19 веке. Библиотека XIX века - еще один показатель уровня грамотности в берберском обществе; он содержал более 500 рукописей разных периодов по предметам, включая фикх, литературу, астрономию, математику, ботанику и медицину.

У Айт Яала библиотеки были известны в кабиле как «тарма». Это слово, безусловно, имеет средиземноморское происхождение и используется от Ирака до Перу для обозначения библиотек. Это свидетельство не только культурного обогащения, принесенного в регион беженцами из Андалусии и грамотных из Бежайи, но также и масштабов путешествий местных жителей; далеко не уединенные в своих деревнях, они были связаны с остальным миром.

Архитектура

Gravure ancienne représentant un патио Внутренний двор дома в Калаа (ок. 1865 г.).

Деревни этого региона характеризуются определенной городской изысканностью, необычной для берберских деревень, и это наследие берет свое начало с Королевства Айт-Аббас. Дома Игил Али похожи на дома в касбе Константина; Дома двухэтажные, с балконами и галереями. Улицы узкие и мощеные, что контрастирует с простором жилых домов. Дверные проемы построены из твердых пород дерева, усыпаны цветочными и другими узорами.

Дома калаа описаны как каменные и облицованные плиткой. По словам Чарльза Фарина, побывавшего там в девятнадцатом веке, дома были просторными, с внутренними дворами, в тени деревьев и вьющихся растений, доходивших до балконов. Стены были покрыты известью. Калаа повторяла некоторые архитектурные особенности деревень Кабиле, в большем масштабе, с добавлением укреплений, артиллерийских постов и сторожевых вышек, казарм, оружейных складов и конюшен для кавалерии. В Калаа также есть мечеть с берберско-андалузской архитектурой, которая сохранилась до сих пор.

Строительство военных объектов происходило в основном при Абдельазизе эль-Аббесе в шестнадцатом веке, в том числе касба с четырьмя крупнокалиберная пушка и навесная стена, воздвигнутые после Первой битвы при Калаа при Бени-Аббесе (1553 г.). Сегодня Калаа находится в запущенном состоянии из-за бомбардировок во время боев с французами, а 3/5 зданий находятся в руинах.

Экономика

Природные ресурсы и сельское хозяйство

Традиционные Кабильская экономика, преобладавшая до XIX века, была основана на относительной бедности природных ресурсов в сочетании с относительно высокой плотностью населения - контраст, который отмечался со времен Ибн Халдуна. Земля была гористой, с небольшим количеством пахотных земель, а сельское хозяйство было уязвимо для стихийных бедствий, таких как засуха, а также политических событий, таких как вооруженный конфликт. Эта хрупкая система поддерживала свою жизнеспособность благодаря особым формам социальной организации, в том числе по наследству земли. В то время как садоводство и садоводство были ключевыми видами деятельности, однако, нехватка ресурсов означала, что в регионе также было много кустарной и коммерческой деятельности.

Мокрани распространили свою власть от Калаа до равнины Медьяна (известная в Кабиле как Тамеджант) на юг, который был более обширным и плодородным, чем их родная территория. Здесь в больших масштабах выращивали оливки для производства масла, которое продавали, а также использовали в местных ремеслах. Также выращивались и сушились зерновые, инжир и виноград для хранения и торговли. На их территории также произрастает большое количество опунции. Овец также разводили для производства шерсти.

Эти условия позволяли разделение труда и специализацию между горными районами и равнинами, причем обмен происходил преимущественно в рыночных городах. В мирное время эта торговля приносила большую пользу кабилам. Сельскохозяйственные работы выполнялись почти исключительно внутри семьи, без использования дополнительной рабочей силы, за исключением исключительных случаев, когда семьи могли оказывать взаимную помощь друг другу. Эта сельскохозяйственная практика была известна как тивизи. Недостаток пахотной земли заставлял крестьян использовать самые маленькие наделы. Деревья и травы сыграли ключевую роль, позволив им производить фрукты и оливковое масло и разводить крупный рогатый скот, овец и коз. Связи с землевладельцами равнин обеспечивали их запасами пшеницы и ячменя, их основных продуктов питания. Младшая ветвь марабутов семьи Мокрани, около Бежая, контролировала права (известные как караста) на эксплуатацию местных лесов от имени Османского флота.

Торговля

Было несколько еженедельных берберских рынков, которые служили местами местного обмена. У Айт Аббаса их было четыре, включая рынок по четвергам в Калаа. На юге воскресный рынок Бордж-Бу-Арреридж привлекал торговцев и клиентов из обширных окрестностей.

Королевство Айт-Аббас контролировало проход Железных ворот на дороге Алжир-Константин., и взимал уадию с проходящих через нее. Калаа также стояла на «дороге султана» (triq sultan), которая связала Беджайю с югом и со времен средневековья составляла маршрут мехалли, регулярных экспедиций по сбору налогов. К XVI веку купцы королевства (ijelladen) торговали зерном с испанским анклавом Беджая, тогда как транссахарская торговля, сосредоточенная на Мсила, велась купцами Айт Аббас, Айт Яала и Айт Уртилан. Племена кабиле экспортировали нефть, оружие, бурнус, мыло и деревянную утварь, обменивая их на шерсть, хну и финики.

Торговые связи существовали также с городами времен Регентства Алжира, в частности Константин, где торговали купцы Айт Яала, Айт Ядел и Айт Уртилан. Оружейники Айт-Аббаса снабдили Ахмед-бея оружием. Подобно Айт Яала и Айт Уртилане, Айт Аббас поддерживал фондук в Константине. Хотя Айт Яала также владела одним из Mascara, купцы предпочитали Беджая, их естественный выход к Средиземному морю. За границей Айт Аббас и Айт Уртилане продали свои коттеджи в Тунисе и Марокко. Зарубежная торговля также доставляла в Королевство материалы высшего качества, такие как европейское железо.

Искусство и ремесла

Porte en bois artisanale taillée Дверь из региона Игил Али.

Племя Айт Аббас было славится своими богатствами, торговлей и мануфактурой, и вполне вероятно, что семья Мокрани инвестировала в широкий спектр этих услуг, включая производство огнестрельного оружия.

Помимо сельского хозяйства, кузнецы (iḥeddaden) из Племена кабилов всегда производили все необходимые инструменты на местном уровне, а также использовали эту деятельность для получения избыточного дохода. Обработка железа и другие изделия из металла существовали у нескольких племен, и действительно, некоторые из них, например Айт Аббас, специализировались на этом.

Леса Кабили позволяли добывать древесину, которая использовалась в ремесленном производстве дверей, крыш, мебели и сундуков и экспортировалась на верфи тунисского, египетского и османского флотов. Местная шерсть поддерживала надомное производство, в основном женщин, для изготовления одежды, такой как бурнус, ковров и покрытий. Другие отрасли промышленности включают керамику, плитку, плетение корзин, добычу соли, мыло и гипс.

См. Также

Библиография

Периодические издания

  • Дахбиа Абрус, «Kabylie: Anthropologie sociale», Encyclopédie berbère, vol. 26, 2011, с. 4027-4033 (читать онлайн [архив])
  • Джамель Аиссани, «Écrits de langue berbère de la collection de manuscrits Oulahbib (Béjaïa)», Études et documents berbères, no 15-16, 1998, с. 81-99 (читать онлайн [архив])
  • Дехбиа Аккаче-Маача, «Art et Artisanat Traditional de Kabylie», кампус, Университет Мулуда Маммери де Тизи Узу, факультет экономических наук и др. de gestion, № 12, декабрь 2008 г., стр. 4-21 (ISSN 1112-783X, читать онлайн [архив] [PDF])
  • Неджма Абдельфеттах Лалми, «Du mythe de l'isolat kabyle», Cahiers d'études africaines, № 175, 2004, с. 507-531 (читать онлайн [архив])
  • «Игил-Али», Encyclopédie berbère, № 24, 2011, с. 3675-3677 (читать онлайн [архив])
  • Джамиль Аиссани, «Le Milieu Intellectuel des Bibans à l'époque de la Qalʻa des Beni Abbes», Extrait de conférence à l 'Случай 137e anniversaire de la mort d'El Mokrani, 2008
  • Гания Муфок, «Kabylie, sur les sentiers de la belle rebelle», Géo «Algérie La renaissance», № 332, 2006 г., стр. 100-108
  • Саид Думан, «Kabylie: Économie ancienne ou Традиционнелль», Encyclopédie berbère, № 26, 2004 г., стр. 4034-4038 (читать онлайн [архив])

Работы

  • Жюльен, Шарль-Андре (1964). Histoire de l'Algérie contemporaine: La conquête et les débuts de la Colonization (1827-1871) (на французском языке). Vol. 1. Париж: Press Universitaires de France.
  • Бенуджит, Юсеф (1997). La Kalaa des Béni Abbès au XVIe siècle (на французском языке). Алжир: Дахлаб. ISBN 9961611322. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Allioui, Youcef (2006). Les Archs, tribus berbères de Kabylie: histoire, résistance, culture et démocratie (на французском). Paris: L'Harmattan. ISBN 2-296-01363-5.
  • Allioui, Youcef (2013). Histoire d'amour de Sheshonq 1er: Roi berbère et pharaon d'Egypte - Contes et comptines kabyles (на французском языке). Париж: L'Harmattan. ISBN 2-296-53739 -1.
  • Робертс, Хью (2014). Берберское правительство: политика Кабил в доколониальном Алжире. IB Tauris. ISBN 9781845112516. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Mahé, Alain (2001). Histoire de la Grande Kabylie, XIXe-XXe siècles: anthropologie Historique du lien social dans les communautés villageoises. Saint -Denis: Bouchène. ISBN 2912946123.
  • Tahar Oussedik, Le Royaume de Koukou, Alger, ENAG édition, 2005, 91 стр. (ISBN 9789961624081 )
  • Dominique Valérian, Bougie, port m aghrébin, 1067-1510, Рим, Publications de l'École française de Rome, 2006, 795 p. (ISBN 9782728307487, читать онлайн [архив])
  • Смайн Гумезиан, Ибн Халдун, 1332–1406: un génie maghrébin, Алжир, EDIF 2000, 2006, 189 с. (ISBN 2352700019 )
  • Mouloud Gaïd, Les Beni-Yala, Alger, Office des Universitaires публикаций, 1990, 180 стр.
  • Tassadit Yacine-Titouh, Études d'ethnologie desffects en Kabylie, Paris, Maison des Sciences de l'Homme, 2006, 177 стр. (ISBN 978-2735110865 )
  • Бернар Бачело, Людовик XIV в Альжери : Gigeri 1664, Monaco, Rocher, 2003, 460 p. (ISBN 2268048322 )
  • Jean Morizot, Les Kabyles: Propos d'un témoin, Париж, Centre des hautes études sur l'Afrique et l'Asie modernes (diff. Documentation française), сборник «Publications du CHEAM», 1985, 279 стр. (ISBN 2-903-18212-4 et 2-747-51027-1, читать онлайн [архив])
  • Пьер Монтаньон, La conquête de l'Algérie: 1830-1871, Paris, Pygmalion Editions, coll. «Blanche et rouge», 1997, 450 стр. (ISBN 978-2857042044 )
  • Mahfoud Kaddache, Et l'Algérie se libéra, Париж, Paris-Méditerranée, 2003, 235 стр. (ISBN 2842721799 )
  • M ouloud Gaïd, Chroniques des Beys de Constantine, Alger, Office des Universitaires публикаций, 1978, 160 стр.

Старые вторичные источники

  • Ринн, Луи (1891). История восстания 1871 года в Альгери. Алжир: Librairie Adolphe Jourdan. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Laurent-Charles Féraud, Histoire Des Villes de la Province de Constantine: Sétif, Bordj-Bou-Arreridj, Msila, Boussaâda, vol.. 5, Constantine, Arnolet, 1872 (реимпр. 2011), 456 стр. (ISBN 978-2-296-54115-3 )

Первоисточники

  • Louis Piesse, Itinéraire Historique et descriptif de l'Algérie, comprenant le Tell et le Sahara: 1830-1871, Paris, Hachette, 1862, 511 p.
  • Ernest Carette, Études sur la Kabilie, Alger, Impr. Nationale, 1849, 508 стр.
  • Charles Farine, À travers la Kabylie, Paris, Ducrocq, 1865, 419 p. (читать онлайн [архив])
  • Эрнест Мерсье, Histoire de l'Afrique septentrionale (Berbérie): depuis les temps les plus reculés jusqu'à la conquête française (1830), том 3, Париж, Леру, 1891, 636 стр.
  • Recueil des notices et mémoires de la Société archéologique de Constantine, том 44, Константин, Arnolet, 1910, 407 стр.

Современные источники

  • (es) Луис Del Mármol, Descripciôn General de Africa: sus guerras y vicisities, desde la Fundación del mahometismo hasta el año 1571, Venise, 1571, 582 p. (читать онлайн [архив])
  • (es) Diego De Haëdo, Topographia e history general de Argel: repartida en cinco tratados, do se veran casos estraños, muertes espantosas, y tormentos exquisitos, Диего Фернандес де Кордуа и Уьедо - импрессор де Либрос, 1612, 420 с. (читать онлайн [архив])
  • (ар) Хосин эль-Вартилани, Рихла: Нужат аль-андхар фи фадхл 'Ильм ат-Тарих вал ахбар, 1768
  • Жан Андре Пейссоннель, Voyages dans les régences de Tunis et d'Alger, vol. 1, Librairie de Gide, 1838, 435 стр. (читать онлайн [архив])

Примечания

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 09:51:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте