Султанат Килва. Килва | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
957–1513 | |||||||||||
Местоположение | Побережье суахили | ||||||||||
Столица | Килва Кисивани | ||||||||||
Правительство | Султанат | ||||||||||
Султан | |||||||||||
• 957 | Али ибн аль-Хасан Ширази | ||||||||||
• 1277 | |||||||||||
• 1499 | |||||||||||
История | |||||||||||
• Основание | 957 | ||||||||||
• Прекращение существования | 1513 | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Кении,. Танзания,. Мозамбик |
Султанат Килва был Средневековым султанатом с центром в Килва (остров недалеко от современной Танзании ), чья власть на пике своего развития простиралась по всей длине побережья суахили. Согласно легенде, он был основан в X веке Али ибн аль-Хасаном Ширази, персидским принцем Шираза. Его семья правила султанатом до 1277 года. Их сменила арабская семья Абу Моахеба до 1505 года, когда они были свергнуты португальским вторжением. К 1513 году султанат уже был раздроблен на более мелкие государства, многие из которых стали протекторатами Султаната Оман.
История Килвы начинается примерно в 960–1000 годах нашей эры. Согласно легенде, Али ибн аль-Хасан Ширази был одним из семи сыновей правителя Шираза Персии, его мать была абиссинской рабыней. После смерти отца Али был изгнан из его наследства своими братьями. Выйдя из Ормуза, Али ибн аль-Хасан, его семья и небольшая группа последователей сначала направились в Могадишо, главный торговый город восточноафриканского побережья. Однако Али не смог ладить с сомалийской элитой города, и вскоре он был изгнан из этого города.
Управляя африканским побережьем, Али, как говорят, купил остров Килва у местных банту жителей. Согласно одной хронике (Стронг, 1895 г.), Килва изначально принадлежала королю банту с материка Алмули и была соединена небольшим сухопутным мостом с материком, который появился во время отлива. Король согласился продать его Али ибн аль-Хасану за столько цветной ткани, сколько сможет покрыть окружность острова. Но когда позже царь передумал и попытался вернуть его, персы вырыли сухопутный мост, и Килва превратился в остров.
Вместо того, чтобы быть буквальным пересказом событий, эта легендарная история служит узакониванию династии через связи с исламом. Согласно Хортону и Миддлману, «происхождение от благородной исламской семьи и абиссинского (эфиопского) раба» объясняет, «почему оба правителя были черными, но также имели королевское мусульманское происхождение; предоставление ткани правителю сделало его« цивилизованным »и так что его дочь вышла замуж ».
Удачное положение Килвы сделало его гораздо лучшим торговым центром в Восточной Африке, чем Могадишо. Он быстро начал привлекать множество купцов и иммигрантов с севера, включая Персию и Аравию. Всего за несколько лет город стал достаточно большим, чтобы основать поселение-спутник на близлежащем острове Мафия.
Превращение Килвы в коммерческий центр бросило вызов господству Могадишо над восточноафриканским побережьем.. Сулейман Хасан, девятый преемник Али (и 12-й правитель Килвы, ок. 1178-1195), вырвал контроль над южным городом Софала. Богатая Софала была основным перевалочным пунктом для торговли золотом и слоновой костью с Великим Зимбабве и Мономатапа внутри страны. Приобретение Софалы принесло султанам Килва неожиданный доход от золота, что позволило им профинансировать свою экспансию и расширить свою власть на всем восточноафриканском побережье.
В зените своего могущества в 15 веке султанат Килва владел или претендовал на господство над материковыми городами Малинди, Иньямбане и Софала и островные государства Момбасса, Пемба, Занзибар, Мафия, Коморо и Мозамбик (плюс множество более мелких мест) - по сути то, что сейчас часто называют «Побережье Суахили ".
. Килва также требовал господства на канале над мириадами небольших торговых постов разбросаны по побережью Мадагаскара (известного тогда под арабским названием «Остров Луны»). К северу власть Килвы сдерживали независимые сомалийские города-государства Барава ( Самоуправляющаяся аристократическая республика) и Могадишо (некогда доминирующий город, главный соперник Килвы). На юге территория Килвы простиралась до мыса Корентес, ниже которого торговые суда обычно не решался плыть.
Хотя единственная фигура, султан Килва стоял на вершине иерархии, султанат Килва не был централизованным государством. Это была скорее конфедерация торговых городов, каждый со своей внутренней элитой, торговыми сообществами и торговыми связями. Султан мог назначить губернатора или надзирателя, но даже его власть не была последовательной - в некоторых местах (например, на заставах, таких как остров Мозамбик ) он был настоящим губернатором от имени султана, тогда как в более авторитетных городах, таких как Софала его полномочия были гораздо более ограниченными, больше сродни послу в городе, чем его губернатору.
Несмотря на его происхождение как персидской колонии, обширные смешанные браки и обращение местных жителей банту, а затем арабская иммиграция превратили султанат Килва в настоящий плавильный котел, этнически неотличимый от материк. Смесь персо-арабской и бантуской культур приписывают создание самобытной восточноафриканской культуры и языка, известной сегодня как суахили (буквально «прибрежные жители»). Тем не менее, мусульмане Килвы (независимо от их этнической принадлежности) часто называли себя ширази или арабами, а необращенные народы банту на материке - зандж или хаффиры («неверные»).
Султанат Килва почти полностью зависел от внешней торговли. Фактически это была конфедерация городских поселений, и в границах султаната почти или совсем не велось сельское хозяйство. Зерно (в основном просо и рис ), мясо (крупный рогатый скот, птица) и другие необходимые продукты для прокормления населения больших городов приходилось закупать у народов банту интерьера. Килванские торговцы с побережья поощряли развитие рыночных городов в Банту нагорьях, которые сейчас Кения, Танзания, Мозамбик и Зимбабве. Образ жизни Килвана заключался в посредничестве торговцев, импортирующих промышленные товары (ткань и т. Д.) Из Аравии и Индии, которые затем обменивались в высокогорных рыночных городах на сельскохозяйственные товары, произведенные банту (зерно, мясо) для их собственного существования и драгоценности. сырье (золото, слоновая кость и т. д.), которое они экспортировали обратно в Азию.
Исключением была кокосовая пальма. Кокосовая пальма, выращенная вдоль всего побережья, была основой жизни Килвана во всех смыслах - не только для фруктов, но и для древесины, соломы и ткачества. Торговые суда Килвана - от больших доу с латинским вооружением , которые бороздили открытые океаны, до небольших замбуков, используемых для местных перевозок, - обычно строились из расколотых стволов кокосовой пальмы, а их паруса делались из циновки из кокосовых листьев. и корабли, скрепленные кокосом кокосом.
Султанат Килва вел обширную торговлю с Аравией, Персией и через Индийский океан с самой Индией. Килванские корабли использовали сезонные муссонные ветры, чтобы плыть летом в Индию, а зимой - обратно в Африку. Пилоты Kilwan имели репутацию исключительной точности плавания. Португальцы восхищались своими навигационными приборами, особенно их широтными посохами, которые они считали превосходящими свои собственные.
Тем не менее, сшитые из кокосового волокна корабли Килвана не были достаточно мореходными, чтобы выдержать опасные воды и непредсказуемые сильные порывы ветра вокруг мыса Коррентес, поэтому весь регион к югу от этой точки редко проходил под парусом Килвана. торговцы. Иньямбане было самым южным поселением, которое можно считать частью торговой империи Килван.
В последние годы султаны Килвы начали попадать в руки своих амбициозных министров (визирей и эмиров ), которые играли роли создателей королей и де-факто правителей, а иногда пытались навязать себя (или одного из членов своей семьи) на трон, соревнуясь с королевской династией. Наиболее успешным был, вероятно, Эмир Мухаммад Киваби, который правил Килвой почти два десятилетия через несколько султанов, в том числе в свое время.
На протяжении своего долгого «правления» Эмир Мухаммед вел постоянные битвы со своим племянником Хасаном ибн Сулейманом (сыном более раннего визиря). На самом деле Мухаммед несколько раз пытался сделать Хасана султаном, но натолкнулся на огромное сопротивление населения Килвы. В конце концов эмир Мухаммад решил, что в интересах конституционной приличия и гражданского мира султаны Килвы всегда должны происходить из королевской династии, а не из семей визирей. Мухаммед придерживался этой линии более или менее до конца, разрушая амбиции Хасана.
Последним султаном, назначенным Эмиром Мухаммедом перед его смертью, был королевский принц аль-Фудаил ибн Сулейман в 1495 году. Человек, унаследовавший пост Мухаммеда, Эмир Ибрагим (известный как Мир Хабрахемо в Барросе, Абраэмо в Goes ), помог аль-Фудаил раз и навсегда сокрушить амбициозного Хасана в великой битве за пределами Килвы. Но вскоре после этой битвы Эмир Ибрагим, как говорят, предал и убил султана аль-Фудаила. Вместо того, чтобы объявить себя султаном, Ибрагим пришел к власти просто с титулом эмира и утверждал, что осуществляет правление от имени сына более раннего султана Сулеймана (ибн Мухаммада?) Из старой королевской династии. То, что никто не видел и не слышал об этом отсутствующем принце в течение многих лет, было весьма удобно для эмира Ибрагима.
Узурпация эмира Ибрагима была встречена шоком не только в Килве, но и в вассальных городах. Эмир Мухаммад (с опозданием) признал важность конституционной приличия для мира в султанате Килва. Смертельный переворот Эмира Ибрагима обошел стороной это дело. Большинство местных губернаторов городов-вассалов Килва, многие из которых были либо родственниками, либо были обязаны своим положением эмиру Мухаммаду и королевской династии, отказались признать узурпацию эмира Ибрагима и начали прокладывать независимый курс для своих городов-государств.. Постановление эмира Ибрагима, вероятно, касалось только самого города Килва и, возможно, острова Мозамбик.
. Это было более или менее состоянием султаната Килва, когда прибыли португальцы.
португальский разведчик Перо да Ковильян, замаскированный под арабского купца, в 1489-90 гг. Прошел через территорию султаната Килва, посетил порты Малинди, Килва и Софала и доставил его отчет о разведке в Лиссабоне, в котором довольно подробно описывается состояние султаната Килва. Первые португальские корабли под Васко да Гама, направлявшиеся в Индию, достигли султаната в 1497 году. Гама вступил в контакт с вассалами Килва Мозамбика, Момбасса и Малинди, стремясь заручиться своим сотрудничеством в качестве плацдармов для португальской индийской армады.
В 1500 году 2-я Португальская индийская армада, под Педро Альварес Кабрал посетил сам Килва и попытался заключить коммерческий договор и договор о союзе с Эмиром Ибрагимом. Но эмир увиливал, и соглашения не было.
Хорошо вооруженная Четвертая Армада 1502 г., снова под командованием Васко да Гамы, пришла в более подлом настроении, не желая принимать ответ «нет». Заключив отдельные договоры с Малинди, Мозамбиком и важнейшим Софалой, португальцы направили свой грозный флот на сам Килва и вымогали у него значительную дань. эмир Ибрагим.
Некоторые предполагают, упустил ли Эмир Ибрагим прекрасную возможность восстановить свое состояние, что если бы договор с Кабралом был заключен еще в 1500 году, он мог бы заручиться помощью португальского флота в привлечении полунезависимых вассалов обратно под его влияние. По крайней мере, один килванский дворянин, некий Мухаммад ибн Рукн ад Дин (известный португальцам как Мухаммад Арконе), определенно посоветовал эмиру Ибрагиму заключить союз с португальцами (и за свои старания был отдан в заложники португальцам. эмира, который затем отказался выкупить его обратно, позволив ему подвергнуться гневу Гамы.)
Как оказалось, вассалы использовали португальцев, одного за другим, чтобы обеспечить себе постоянный разрыв с султанатом.. Правитель Малинди был первым, кто поддержал португальцев, заключив в 1497 году союз (в основном направленный против Момбассы). После переворота эмира Ибрагима было, конечно, несложно убедить правящего шейха Исуфа из Софалы (Юсуфа в Барросе, Шуфе в Гоес ) (очевидно, племянника покойный эмир Мухаммед) оторваться. Он подписал договор с португальцами в 1502 году, а затем разрешил строительство португальской фабрики и форта в Софале в 1505 году.
Именно в 1505 году Франсиско де Алмейда принес его флот вошел в гавань Килвы и высадил около 500 португальских солдат, чтобы изгнать Эмира Ибрагима из города. Алмейда поставил на трон вышеупомянутого Мухаммеда Аркона как вассала Португалии. Помня конституционные приличия, Арконе настоял на том, чтобы Миканте, сын покойного султана аль-Фудайла, был его назначенным преемником. Португальцы построили крепость (Форт Сантьяго) на Килве и оставили гарнизон под командованием Педро Феррейры Фогачи, чтобы следить за происходящим.
Португальское правление не очень приветствовалось. Особенно неприятным было введение в султанате португальских меркантилистских законов, запрещающих всем, кроме португальских судов, осуществлять торговлю в основные прибрежные города, что по существу лишило многих ведущих килванских торговцев.
Португальцы пробыли здесь недолго. В мае 1506 года Мухаммад Арконе был соблазнен и убит шейхом Тирендикунде (родственником эмира Ибрагима). Согласно заранее оговоренному правилу престолонаследия, Миканте взошел на трон. Но Фогача, видя, что восхождение Миканте было поддержано старой фракцией эмира Ибрагима, пришел к выводу, что он не будет действовать в качестве португальской марионетки. Следовательно, он низложил Миканте и назначил новым султаном Хусейна ибн Мухаммада, сына Аркона.
В городе Килва вспыхнул хаос. Партизаны Миканте (и Эмир Ибрагим) захватили контроль над большей частью города, заставив султана Хусейна (и партизан Арконе) искать убежища у португальского форта Сантьяго. Вскоре вспыхнули уличные бои и пожары. В этом хаосе потоки жителей Килвана бежали из города, оставив его практически безлюдным, за исключением горстки бродячих партизанских банд и испуганного португальского гарнизона.
Услышав о хаосе в Килване в Индии, португальский вице-король Алмейда направил мирового судью Нуно Вас Перейру для расследования этого вопроса. Прибыв в конце 1506 года, Перейра созвал конкурирующих султанов Миканте и Хусейна и попросил их представить свои дела. Перейра вынес решение в пользу Хусейна, утвердив его как султана, но смягчил удар, освободив непопулярного командира Фогачи и сняв меркантилистские ограничения на судоходство Килва.
Килванские беженцы вернулись, и некоторое время восстановилось, но ненадолго. Ибо Хусейн задумал возглавить армию Килвана против Тирендикунде, чтобы отомстить за убийство своего отца. Город был жестоко разграблен и взяты в плен многочисленные пленные. Затем Хусейн отправил эмиссаров во все вассальные города султаната Килва, приказав им вернуться к повиновению, иначе их ждет та же участь.
Опасаясь, что волна тирании Хусейна может поставить под угрозу интересы Португалии в Восточной Африке, вице-король Алмейда отменил решение Перейры, свергнул Хусейна и восстановил Миканте.
Хронология правителей султаната Килва представлена в хронике, переведенной на португальский в 16 веке и записанной летописцем Жуаном де Баррос. Есть еще одна сохранившаяся хроника неизвестного автора, написанная в начале 16 века и составленная в 1862 году шейхом Мохеддином (или для него) (Маджид ?) Из Занзибара. Хроники Барроса и Занзибара не всегда согласуются друг с другом. Следующее следует за Барросом в его очертаниях, но дополняет детали из хроники Занзибара. Альтернативные варианты написания и прозвища, в основном приводимые в хрониках Барроса, выделены курсивом. Даты являются приблизительными годами вознесения.
Конец персидской династии Ширази ок. 1277 год, начало династии Махдали йеменских арабов сайидов, или того, что в хрониках Занзибара называется «семьей Абу аль-Мавахиб».
Конец династии Махдали ок. 1495 год, начало череды узурпаторов и португальских марионеток.
В 1944 году девять монет были найдены на острове Марчинбар, самом большом остров на островах Весселя на Северной территории Австралии. В то время как четыре монеты были идентифицированы как голландские дуит с 1690 по 1780-е годы, пять с арабскими надписями были идентифицированы как принадлежащие султанату Килва. В настоящее время монеты хранятся в Музее электростанции, Сидней, Австралия. В 2018 году другая монета, также предположительно из Килвы, была найдена на пляже на острове Эльчо, другом из островов Весселя.