Регионы со значительным населением | |
---|---|
Нижняя Калифорния | |
Языки | |
Килива, Испанцы | |
Родственные этнические группы | |
Килива (Килива : К'Олев ) - коренное население Мексики проживает на севере Нижней Калифорнии. Исторически они занимали территорию, лежащую между Кочими на юге и Пайпаи на севере и простирающуюся от Сан-Фелипе в Калифорнийском заливе. - Сан-Квинтин на побережье Тихого океана. Их традиционный язык - язык килива.
. Их иногда отделяют от килива как отдельную этнолингвистическую группу в юго-западной части того, что здесь считается территорией килива. Ограниченные лингвистические данные, доступные для akipa, указывают на то, что они говорили на том же языке, что и восточная Килива.
На территории Килива до сих пор проводились небольшие археологические исследования. Частичное исключение - это программа выборочного обследования на западном побережье между Эль-Росарио и Сан-Квинтин, проведенная Джерри Д. Муром.
Радиоуглеродные даты и точки Хлодвига с юга полуострова предполагают, что первоначальное заселение севера должно было произойти до 11000 лет назад.
Килива впервые встретились с европейцами, когда Хуан Родригес Кабрильо достиг области Сан-Кинтин в 1542 году. В течение следующих двух столетий было немного последующих контактов. Иезуит миссионер-исследователь Вацлав Линк прибыл по суше с юга в восточную часть территории Киливы в 1766 году. Экспедиция по основанию испанских поселений в Калифорнии, возглавляемая Гаспаром де Портола и Хуниперо Серра прошли через западные части.
Доминиканская миссия Санто-Доминго была основана на территории Киливы у побережья в 1775 году. За ней последовала внутренняя миссия Сан-Педро-Мартир в 1794 году. Примерно к моменту обретения Мексикой независимости в 1821 году население миссий Килива резко сократилось.
В 1929 году Мейгс сообщил, что в то время проживало всего 36 взрослых килива, в основном в трех поселениях вокруг Арройо-Леон, в Сан-Исидоро и в Валле Тринидад. Двадцать лет спустя, в 1949 году, Хохенталь обнаружил 30 взрослых килива, живущих в четырех поселениях, включая Арройо Леон, Агуа Калиенте, Ла Парра и Тепи.
Мейгс предположил, что коренное население Киливы составляло около 1300 человек, или плотность около 0,3 человека на квадратный километр. Он исключил юго-западную территорию «Чакипа» из своих оценок, в результате чего общее количество увеличится как минимум до 2000. Мейгс считал свою оценку «консервативной». Однако Роджер С. Оуэн утверждал, что оценки численности населения Мейгса были существенно завышены.
Информация о культурных традициях Киливы до контакта поступает из различных источников. К ним относятся рассказы ранних исследователей, таких как Хуан Родригес Кабрильо и Себастьян Вискайно ; от наблюдателей конца восемнадцатого - начала девятнадцатого века, таких как Луис Салес и Хосе Лонгинос Мартинес ; и от этнографов двадцатого века, в том числе Певерил Мейгс, Уильям Д. Хохенталь и Хесус Анхель Очоа Зазуэта.
Средства существования аборигенов Килива основывались на охоте и собирании природных животных и растений, а не на сельском хозяйстве. По крайней мере, два десятка различных растений были пищевым ресурсом, а многие другие использовались в медицине или в качестве материалов для строительства или ремесленных изделий. Жареная в косточке Агава (мескаль; ječà) была важнейшей растительной пищей. Осенью основным видом деятельности была уборка желудей и кедровых орехов в высокогорных частях территории Киливы.
Кролики и олени были наиболее важными источниками пищи для животных, но также охотились на широкий круг других, включая вилорогих антилоп, снежных баранов, млекопитающих среднего размера, таких как горные львы, многие виды мелких млекопитающих, птиц и т. Д. рептилии, рыба и моллюски. На зайцев и перепелов охотились совместно, загоняя их в сети. Были совершены походы в Сан-Фелипе на восточном побережье для ловли рыбы и моллюсков, а также для сбора соли.
Растениеводство и животноводство были внедрены в исторический период. Еще одним ценным пищевым продуктом, который был представлен в исторический период, был дикий мед.
Традиционная материальная культура Килива не была столь развита, как можно было бы ожидать от сезонно подвижной группы.
Традиционные руководящие роли в сообществах и родственных группах выполнялись по наследству, но при условии оценки компетентности отдельного лидера. Авторитет лидеров, похоже, не был обширным.
Родство и принадлежность к сообществу, по-видимому, в значительной степени определялись на основе отцовского наследования. Были признаны два уровня патрилинейности (или кланы, сибсы), соответствующие симулам других западных групп юман. Maselkwa были более мелкими и более локализованными группами. Несколько маселква могут вместе составлять ичиупу. В самом широком смысле, все Килива, как полагали, произошли от четырех мифических братьев, сыновей создателя.
Социальные развлечения включали в себя множество игр: гонки с мячом, shinny, top spinning, стрельбу из лука, игра в кости, игру в угадайку и, самое главное, peón. Музыка создавалась пением и инструментами, включая флейты, погремушки, трещотки и бырицы.
Считалось, что шаманы способны волшебным образом лечить болезни или травмы или вызывать их. Они председательствовали на некоторых религиозных церемониях, и считалось, что они превращаются в животных или птиц и приносят дождь.
Большинство задокументированных церемоний Килива были связаны с обрядами перехода в жизни людей:
Традиционные рассказы условно классифицируются как мифы, легенды, сказки и устные рассказы. Устная литература, записанная для Килива, включает рассказы, которые можно отнести к каждой из этих категорий.
Мифы о сотворении Килива заметно отличаются от мифов других групп, говорящих на языке юман. Тем не менее, название Килива для создателя, Метипа, напоминает аналогичные фигуры в других мифах юмана.