Килива

редактировать
Килива
Kiliwa map.png
Регионы со значительным населением
Нижняя Калифорния
Языки
Килива, Испанцы
Родственные этнические группы

Килива (Килива : К'Олев ) - коренное население Мексики проживает на севере Нижней Калифорнии. Исторически они занимали территорию, лежащую между Кочими на юге и Пайпаи на севере и простирающуюся от Сан-Фелипе в Калифорнийском заливе. - Сан-Квинтин на побережье Тихого океана. Их традиционный язык - язык килива.

. Их иногда отделяют от килива как отдельную этнолингвистическую группу в юго-западной части того, что здесь считается территорией килива. Ограниченные лингвистические данные, доступные для akipa, указывают на то, что они говорили на том же языке, что и восточная Килива.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 История
  • 3 Население
  • 4 Культура
    • 4.1 Средства существования
    • 4.2 Материальная культура
    • 4.3 Социальная организация
    • 4.4 Церемонии
    • 4.5 Традиционные повествования
      • 4.5.1 Источники традиционных повествований
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Предыстория

На территории Килива до сих пор проводились небольшие археологические исследования. Частичное исключение - это программа выборочного обследования на западном побережье между Эль-Росарио и Сан-Квинтин, проведенная Джерри Д. Муром.

Радиоуглеродные даты и точки Хлодвига с юга полуострова предполагают, что первоначальное заселение севера должно было произойти до 11000 лет назад.

История

Килива впервые встретились с европейцами, когда Хуан Родригес Кабрильо достиг области Сан-Кинтин в 1542 году. В течение следующих двух столетий было немного последующих контактов. Иезуит миссионер-исследователь Вацлав Линк прибыл по суше с юга в восточную часть территории Киливы в 1766 году. Экспедиция по основанию испанских поселений в Калифорнии, возглавляемая Гаспаром де Портола и Хуниперо Серра прошли через западные части.

Доминиканская миссия Санто-Доминго была основана на территории Киливы у побережья в 1775 году. За ней последовала внутренняя миссия Сан-Педро-Мартир в 1794 году. Примерно к моменту обретения Мексикой независимости в 1821 году население миссий Килива резко сократилось.

В 1929 году Мейгс сообщил, что в то время проживало всего 36 взрослых килива, в основном в трех поселениях вокруг Арройо-Леон, в Сан-Исидоро и в Валле Тринидад. Двадцать лет спустя, в 1949 году, Хохенталь обнаружил 30 взрослых килива, живущих в четырех поселениях, включая Арройо Леон, Агуа Калиенте, Ла Парра и Тепи.

Население

Мейгс предположил, что коренное население Киливы составляло около 1300 человек, или плотность около 0,3 человека на квадратный километр. Он исключил юго-западную территорию «Чакипа» из своих оценок, в результате чего общее количество увеличится как минимум до 2000. Мейгс считал свою оценку «консервативной». Однако Роджер С. Оуэн утверждал, что оценки численности населения Мейгса были существенно завышены.

Культура
Корзины из ивы Киливы в Museo de Arte Popular в Мехико

Информация о культурных традициях Киливы до контакта поступает из различных источников. К ним относятся рассказы ранних исследователей, таких как Хуан Родригес Кабрильо и Себастьян Вискайно ; от наблюдателей конца восемнадцатого - начала девятнадцатого века, таких как Луис Салес и Хосе Лонгинос Мартинес ; и от этнографов двадцатого века, в том числе Певерил Мейгс, Уильям Д. Хохенталь и Хесус Анхель Очоа Зазуэта.

Средства существования

Средства существования аборигенов Килива основывались на охоте и собирании природных животных и растений, а не на сельском хозяйстве. По крайней мере, два десятка различных растений были пищевым ресурсом, а многие другие использовались в медицине или в качестве материалов для строительства или ремесленных изделий. Жареная в косточке Агава (мескаль; ječà) была важнейшей растительной пищей. Осенью основным видом деятельности была уборка желудей и кедровых орехов в высокогорных частях территории Киливы.

Кролики и олени были наиболее важными источниками пищи для животных, но также охотились на широкий круг других, включая вилорогих антилоп, снежных баранов, млекопитающих среднего размера, таких как горные львы, многие виды мелких млекопитающих, птиц и т. Д. рептилии, рыба и моллюски. На зайцев и перепелов охотились совместно, загоняя их в сети. Были совершены походы в Сан-Фелипе на восточном побережье для ловли рыбы и моллюсков, а также для сбора соли.

Растениеводство и животноводство были внедрены в исторический период. Еще одним ценным пищевым продуктом, который был представлен в исторический период, был дикий мед.

Материальная культура

Традиционная материальная культура Килива не была столь развита, как можно было бы ожидать от сезонно подвижной группы.

  • Сооружения включали полуподземные дома с ивовыми шестами и соломой, рамады и парилки.
  • Охотничье снаряжение включало ивовые луки; стрелы с язычковыми древками, деревянными древками и каменными наконечниками; деревянные метательные палки; и сетки из волокна агавы.
  • Обрабатывающее оборудование включало манос и метатес для измельчения семян, деревянные сверла и очаги для разведения огня, а также керамические и плетеные изделия для приготовления, хранения и транспортировки.
  • Одежда обычно была не хватает для мужчин. Женщины носили фартуки из оленьей шкуры и тростниковые шапки. Оба пола носили сандалии из волокна агавы. Одеяла из кроличьей кожи обеспечивали тепло, а накидки из человеческого волоса использовались на церемониях. Люльки использовались для перевозки младенцев.

Социальная организация

Традиционные руководящие роли в сообществах и родственных группах выполнялись по наследству, но при условии оценки компетентности отдельного лидера. Авторитет лидеров, похоже, не был обширным.

Родство и принадлежность к сообществу, по-видимому, в значительной степени определялись на основе отцовского наследования. Были признаны два уровня патрилинейности (или кланы, сибсы), соответствующие симулам других западных групп юман. Maselkwa были более мелкими и более локализованными группами. Несколько маселква могут вместе составлять ичиупу. В самом широком смысле, все Килива, как полагали, произошли от четырех мифических братьев, сыновей создателя.

Социальные развлечения включали в себя множество игр: гонки с мячом, shinny, top spinning, стрельбу из лука, игра в кости, игру в угадайку и, самое главное, peón. Музыка создавалась пением и инструментами, включая флейты, погремушки, трещотки и бырицы.

Церемонии

Считалось, что шаманы способны волшебным образом лечить болезни или травмы или вызывать их. Они председательствовали на некоторых религиозных церемониях, и считалось, что они превращаются в животных или птиц и приносят дождь.

Большинство задокументированных церемоний Килива были связаны с обрядами перехода в жизни людей:

  • Рождение предполагало различные табу или особые требования, но это было в первую очередь частным семейным делом. Отец наблюдал кувада.
  • инициация мальчиков для групп мальчиков в возрасте около 15 лет была отмечена церемонией прокалывания носа (mipípŭsá) и другими мероприятиями, продолжавшимися более двух месяцев.
  • Посвящение девочек во время первой менструации, когда его запекали в золе в течение пяти дней, промывали в холодной воде в течение пяти дней и заставляли соблюдать различные предписания и табу.
  • Брак предполагал небольшие церемонии, кроме жениха. вручение подарков родителям невесты. Было разрешено вступать в брак с двумя женами, и развод был легким для любой из сторон.
  • Смерть была средоточием самых сложных церемоний Килива, происходивших сразу после смерти человека и в качестве последующих коллективных траурных обрядов. Разговор с мертвым и сжигание его имущества входят в число формальных действий.

Традиционные рассказы

Традиционные рассказы условно классифицируются как мифы, легенды, сказки и устные рассказы. Устная литература, записанная для Килива, включает рассказы, которые можно отнести к каждой из этих категорий.

Мифы о сотворении Килива заметно отличаются от мифов других групп, говорящих на языке юман. Тем не менее, название Килива для создателя, Метипа, напоминает аналогичные фигуры в других мифах юмана.

Источники традиционных повествований

  • Мейгс, Певерил, III. 1939. Индейцы Килива Нижней Калифорнии. Iberoamericana No. 15. Калифорнийский университет, Беркли. (Мифы, рассказанные Эмилиано Учурте и Хосе Эспиноза, ок. 1928–1936, стр. 64–82.)
  • Mixco, Mauricio J. 1976. "Kiliwa Texts ". Международный журнал американской лингвистики. Серия текстов коренных американцев 1: 92–101.
  • Микско, Маурисио Дж. 1983. Тексты Киливы: «Когда я надел свой герб звезд» Антропологические документы Университета Юты № 107. Солт-Лейк-Сити. (Мифы и легенды, рассказанные Руфино Очурте и Браулио Эспиноза после 1966 года.)
  • Мишко, Маурисио Дж. 1993. «Традиции горных овец Килива». In Counting Sheep: Twenty Ways of See Desert Bighorn Sheep, под редакцией Гэри Пола Набхана, стр. 37–41.
  • Очоа Зазуэта, Хесус Анхель. 1978. Los kiliwa y el mundo se hizo así. Instituto Nacional Indigenista, Мехико. (Отчет Очоа о традициях Килива несовместим с данными Мейгса и другими рассказами Юмана, и его подлинность была поставлена ​​под сомнение Mixco.)
Ссылки
  • Хохенталь, Уильям Д., мл. 2001. Этнографические заметки Типа: Баха Калифорнийская индейская община в середине века. Под редакцией Томаса Блэкберна. Ballena Press, Menlo Park, California.
  • Magaña Mancillas, Mario Alberto Gerardo. 1995. "Los ñakipá: grupo indígena extinto de Baja California". Estudios Fronterizos 35/36: 205-213.
  • Meigs, Peveril, III. 1939. Индейцы Килива Нижней Калифорнии. Ибероамерика № 15. Калифорнийский университет, Беркли.
  • Мичелсен, Ральф К. 1977 г. «Строительство дома в Киливе». Ежеквартальное издание Pacific Coast Archaeological Society 10 (1): 39-47.
  • Mixco, Mauricio J. 1971. Kiliwa Grammar. Кандидат наук. докторскую диссертацию на кафедре лингвистики Калифорнийского университета в Беркли.
  • Мишко, Маурисио Дж. 1977 г. «Лингвистическая принадлежность Чакипа и Якаквал в Нижней Калифорнии». Международный журнал американской лингвистики 43: 189-200.
  • Mixco, Маурисио Дж. 1985. Словарь Киливы. Антропологические документы Университета Юты № 109. Солт-Лейк-Сити.
  • Mixco, Маурисио Дж. 1996. Килива-де-Арройо Леон, Нижняя Калифорния. Archivo de Lenguas Indígenas de México № 18. Colegio de México, Мехико.
  • Mixco, Mauricio J. 2000. Kiliwa. Lincom, Мюнхен, Германия.
  • Mixco, Маурисио Дж. 2006. «Языки коренных народов». В «Предыстории Нижней Калифорнии: достижения в археологии забытого полуострова», под редакцией Дона Лейлендера и Джерри Д. Мура, стр. 24–41. Университетское издательство Флориды, Гейнсвилл.
  • Мур, Джерри Д. 1999. «Археология на забытом полуострове: доисторическое поселение и существование в Северной Нижней Калифорнии». Журнал Калифорнии и Антропологии Большого Бассейна 21: 17–44.
  • Мур, Джерри Д. 2006. «Регион Сан-Кинтин-Эль-Росарио». В «Предыстории Нижней Калифорнии: достижения в археологии забытого полуострова» под редакцией Дона Лейлендера и Джерри Д. Мура, стр. 179–195. Университетское издательство Флориды, Гейнсвилл.
  • Очоа Зазуэта, Хесус Анхель. 1978. Los kiliwa y el mundo se hizo así. Instituto Nacional Indigenista, Мехико.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-25 08:36:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте