Килим

редактировать
Плоский тканый гобелен ковер Хотамис Килим (деталь), центральная Анатолия, начало 19 века

A килим (азербайджанский : Kilim کیلیم, турецкий : Kilim, туркмен : килим, персид : گلیم gelīm) - плоский гобелен -тканый ковер или коврик традиционно производится в странах бывшей Персидской империи, включая Иран, Азербайджан, Балканы и тюркские страны Средней Азии. Килимы могут быть чисто декоративными или выполнять функцию молитвенных ковриков. Современные килимы - популярные напольные покрытия в западных домах.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
  • 3 Техника ткачества
  • 4 Мотивы
  • 5 Коврики и торговля
    • 5.1 Анатолийский (турецкий)
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Этимология

Термин «килим» происходит от персидского gelīm (گلیم), где он означает «распространяться примерно», возможно, монгольского происхождения.

История

Как и ворсовые ковры, килимы производились с древних времен. Исследователь Марк Аурел Штайн обнаружил килимы, датируемые по крайней мере четвертым или пятым веком нашей эры в Хотане, Китай:

«Поскольку килимы намного менее долговечны, чем коврики с ворсом. для защиты основы и утка неудивительно, что осталось мало людей преклонного возраста.... переплетение почти идентично переплетению современных килимов, и имеет около четырнадцати нитей основы и шестнадцать нитей утка с точностью до дюйма. Узор состоит из узких полос синего, зеленого, коричневато-желтого и красного цветов, содержащих очень мелкие геометрические узоры. За одним исключением, сохранившимся так своеобразно, их, вероятно, очень немногие старше столетия ».

Техника ткачества

Схема техники щелевого плетения килим, показывающая, как уточные нити каждого цвета наматываются назад от границы цвета, оставляя щель

Килимы производятся путем плотного переплетения основы и уток нитей переплетения для получения плоской поверхности без ворса. Плетение килим - это гобеленовое плетение, технически гладкое плетение с утком, то есть горизонтальные нити утка плотно стянуты вниз, так что они скрывают вертикальные нити основы.

Турецкий килим, сложенный, чтобы показать разрезы между областями разного цвета

Когда достигается конец границы цвета, уточная пряжа наматывается обратно от точки границы. Таким образом, если граница поля представляет собой прямую вертикальную линию, между двумя областями разного цвета, где они встречаются, образуется вертикальная щель. По этой причине большинство килимов можно отнести к тканям с разрезами. Прорези нравятся коллекционерам, так как они создают очень резкие рисунки, подчеркивающие геометрию переплетения. Стратегии плетения, позволяющие избежать образования щелей, например переплетение, создают более размытое изображение дизайна.

Уточные нити, которые несут видимый рисунок и цвет, почти всегда являются шерстяными, тогда как скрытые нити основы могут быть либо шерстяными или хлопок. Нити основы видны только на концах, где они выступают в виде бахромы. Эту бахрому обычно связывают пучками, чтобы предотвратить ослабление или распутывание ткани.

Мотивы

Деталь турецкого килима, иллюстрирующая использование нескольких мотивов килимов

В турецких килимах используются многие мотивы, каждый со многими вариациями. Здесь проиллюстрировано несколько примеров со значениями, описанными Гюраном Эрбеком в «Килим». Широко используемый мотив - elibelinde, стилизованная женская фигура, материнство и плодородие. Другие мотивы выражают желание племенных ткачей защитить стада своих семей от волков с волчьей пастью или мотивом волчьей ноги (турецкий: Курт Агзи, Курт Изи) или безопасности от укуса скорпион (турецкий: Акреп). Несколько мотивов надеются на спасение семьи ткача от сглаза (турецкий: Назарлык, также используется как мотив), которые можно разделить на четыре с помощью символа креста (турецкий: Хач) или предотвратить с символом крючка (турецкий: Çengel), человеческого глаза (турецкий: Göz) или амулет (турецкий: Muska; часто треугольный пакет, содержащий священный стих). Такой амулет, вплетенный в ковер, не является изображением самой вещи: на самом деле это амулет, который, как считается, дает защиту своим присутствием.

Другие мотивы символизировали плодородие, как, например, сундук с приданым мотив (турецкий: Sandıklı) или явный мотив плодородия (турецкий: Bereket). Мотив проточной воды (турецкий: Su Yolu) точно так же передает ресурс. Желание связать семью или любовников вместе можно было изобразить мотивом оков (турецкий: Bukaǧı). Несколько других мотивов представляли стремление к удаче и счастью, например, птица (турецкий: Kuş) и звезда или печать Соломона (турецкий: Yıldız). Восточный символ Инь / Ян используется для любви и унисона (турецкий: Aşk ve Birleşim).

Коврики и торговля

Поскольку килимы часто дешевле ворсовых ковров, начинающие коллекционеры ковров часто начинают с их. Несмотря на то, что многие считают своим второстепенным (или второстепенным) статусом по сравнению с ворсовыми коврами, в последние годы килимы сами по себе становятся все более коллекционируемыми, а качественные изделия теперь требуют высоких цен. То, что некоторые считали неполноценным, на самом деле было другой природой ковров, сотканных для местных жителей, в отличие от ковров, сотканных исключительно на коммерческой основе. Поскольку килимы не были основным экспортным товаром, не было давления со стороны внешнего рынка, меняющего дизайн, как это произошло с ворсовыми коврами. Когда коллекционеры начали ценить подлинное деревенское ткачество, стали популярны килимы. Затем три фактора в сочетании снизили качество недавно обнаруженных на Западе килимов. Первым было развитие промышленной химии. Важным элементом привлекательности традиционных ковров является истирание, пятнистый вид, возникающий в результате изменения оттенка каждого цвета, вызванного окрашиванием пряжи вручную. Синтетические (производные анилина ) красители, представленные в конце викторианской эпохи, упразднили абразив, давая яркие цвета, которые, однако, часто блекли со временем. Второй фактор - утрата кочевого образа жизни в Центральной Азии. Как только люди поселились, племенной характер их ткачества исчез. Третий фактор был прямым следствием вновь обретенной конкурентоспособности килима. Когда ковры начали изготавливать на экспорт и за деньги, а не для личного пользования, местный стиль и социальная значимость каждого типа ковра были потеряны. Узоры и цвета были выбраны в соответствии с рынком, а не тканы в соответствии с традициями, и чтобы удовлетворить потребности семьи ткача и собственные надежды и страхи ткача.

Анатолийский (турецкий)

Возможно, самый известный и наиболее уважаемые, эти килимы (или келимы) традиционно различаются по районам, деревням или городам, в которых они производятся, например Конья, Малатья, Карапинар и Хотамис. Большинство анатолийских килимов тканы с разрезом. Большие антикварные килимы ткались двумя-тремя отдельными секциями на маленьких кочевых горизонтальных напольных ткацких станках полосами шириной три фута, а затем тщательно сшивались вместе по краям узора, чтобы создать в конечном итоге более широкий ковер. Эти изделия до сих пор производятся кочевыми племенами в очень ограниченном количестве для личного пользования и широко известны как цицимы .

  • цицимы или дзиджим или джаджим . килимы, сотканные из узких полос, сшитых вместе.
  • Зили - это грубый метод дополнительной утка, используемый для украшения практических предметов, таких как циновки, мешки, подушки и палатки.

См. также

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

На Викискладе есть материалы, связанные с Килимами.
  • Маки, Луиза; Томпсон, Джон (1980). Туркмены: этнические ковры и традиции. Текстильный музей, Университет Джорджа Вашингтона.
  • Ландро, Энтони Н.; Пикеринг, У. Р. (1969). От Босфора до Самарканда Коврики плоские. Текстильный музей, Университет Джорджа Вашингтона.
  • Аллан Ли (1988). Восточные коврики: Путеводитель покупателя. Темза и Хадсон. ISBN 0-500-27517-3.
  • Дэвис, Питер (2000) [1993]. Старинные килимы Анатолии. W.W. Norton Co. ISBN 978-0-393-73047-0.[Первое издание этой книги было опубликовано Rizzoli International в 1993 году как The Tribal Eye: Antique kilims Анатолии, ISBN 978-0-8478-1705-4 ]
  • Петсопулос, Янни (1979). Килимы: плоские тканые гобеленовые коврики. Риццоли. ISBN 0-8478-0245-0.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 08:35:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте