Погром в Кельце

редактировать

Погром в Кельце
Kielce planty plaque.jpg Мемориальная доска на улице Планты 7, Кельце, посвященная Лехом Валенсой, 1990
МестоположениеКельце, Польша
Дата4 июля 1946 года. С утра до вечера (официальное прекращение деятельности в 15:00)
ЦельПольские евреи
Смертельные случаи38–42

Погром Кельце был вспышкой насилия в отношении еврейского общинного центра, собирающего беженцев в город Кельце, Польша 4 июля 1946 года польскими солдатами, полицейскими и гражданскими лицами, во время которого 42 еврея были убиты и более 40 ранены. Позднее польские суды приговорили девять нападавших к смертной казни в связи с этими преступлениями.

Этот инцидент стал самым серьезным погромом против польских евреев после Второй мировой войны. -военная история евреев в Польше. Это произошло всего через год после окончания Второй мировой войны и Холокоста, шокировав евреев в Польше, поляков-неевреев и международное сообщество. Он был признан катализатором бегства из Польши большинства оставшихся польских евреев, переживших Холокост.

Содержание
  • 1 Общие сведения
  • 2 Вспышка насилия
  • 3 Прекращение насилия
  • 4 Последствия
    • 4.1 Попытки обвинить польских националистов
    • 4.2 Судебные процессы
    • 4.3 Влияние на еврейскую эмиграцию из Польши
    • 4.4 Реакция католической церкви
  • 5 Свидетельства причастности Советского Союза
  • 6 Поминовение памяти
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки
Предыстория
Улица Планты 7, Кельце

Отношения между поляками-неевреями и евреями были напряженными еще до войны, поскольку антисемитская пропаганда распространялась членами парламента и духовенством. По словам Алины Скибинской и Иоанны Токарской-Бакир, в 1930-е годы «отношения между общинами... стали все больше напоминать апартеид».

Во время немецкой оккупации Польши, Кельце и деревни вокруг него были полностью этнически очищены нацистами от довоенной еврейской общины, большинство из которых погибло в Холокосте. К лету 1946 года около 200 евреев, многие из которых были бывшими жителями Кельце, вернулись из нацистских концлагерей или убежища в Советском Союзе. Около 150-160 из них были размещены в одном здании, находящемся в ведении Еврейского комитета Кельцкого воеводства, на Плантах, небольшой улице в центре города.

1 июля 1946 года восьмилетний польский мальчик-нееврей Хенрик Блащик был объявлен пропавшим без вести своим отцом Валентием Блащиком. По словам отца, по возвращении через два дня мальчик утверждал, что его похитил неизвестный мужчина, предположительно еврей или цыган. Два дня спустя мальчик, его отец и сосед пошли в местный участок гражданской милиции (полиция, контролируемая коммунистическим государством). Проходя мимо «еврейского дома» на улице Планты, 7, Хенрик указал на человека поблизости, который, по его словам, якобы заключил его в подвал дома. В полицейском участке Хенрик повторил свою историю о том, что его похитили, и назвал евреев и их дом причастными к его исчезновению. Затем начальник участка Эдмунд Загорски отправил патруль гражданской милиции в составе более десятка человек для обысков в доме на улице Планты, 7, в поисках места, где предположительно содержался Хенрик.

Хотя заявление о похищении было подтверждено Быстро отозванный, Хенрик Блащик публично хранил молчание о событиях до 1998 года, когда в интервью польскому журналисту он признал, что его никогда не похищали, но он живет с «неизвестной семьей» в соседней деревне и с ним хорошо обращаются. Он считал, что исчезновение произошло с ведома его отца и с согласия коммунистической службы безопасности. По возвращении домой отец категорически приказал ему не обсуждать ничего, что произошло, и подтверждать только историю о «еврейском похищении», если когда-либо его спросят. Ему угрожали хранить молчание еще долго после 1946 года, что он делал из страха до конца коммунистического правления в Польше.

Гражданская милиция разгласила слухи о похищении и далее объявила, что они собираются искать тела нееврейских польских детей якобы ритуально убитых и хранились в доме, в результате чего собирались гражданские зрители. Между ополченцами и офицерами Министерства общественной безопасности Польши (UBP) завязалось столкновение, которое было вызвано по подозрению в том, что инцидент был еврейской "провокацией" с целью разжечь беспорядки.

Утром этот случай привлек внимание других местных государственных и военных органов, в том числе Польской народной армии (LWP - регулярная армия, контролируемая коммунистами), Корпуса внутренней безопасности (KBW, военизированное министерство внутренних дел) и Главное управление информации Войска Польского (GZI WP, военная разведка и контрразведка). Около 10 часов утра к месту происшествия были отправлены около 100 солдат и пять офицеров. Солдаты не знали об обстоятельствах, но вскоре уловили слухи от людей на улице, которые в это время начали забрасывать здание камнями.

Вспышка насилия

Гражданская милиция и Затем солдаты ворвались в здание и обнаружили, что в нем нет похищенных детей, как утверждается. Жителям дома, имевшим разрешение на ношение оружия в целях самообороны, было приказано сдать оружие и отдать ценные вещи. Кто-то (непонятно кто) начал стрелять из оружия. Гражданская милиция и KBW открыли огонь, в результате чего несколько человек в здании были убиты и ранены. В ответ с еврейской стороны были произведены выстрелы, в результате которых погибли два или три поляка-нееврея, в том числе офицер гражданской милиции. Глава местного еврейского комитета, доктор Северин Кахане, был смертельно ранен офицером GZI WP, когда звонил в офис общественной безопасности в Кельце с просьбой о помощи. Несколько местных священников попытались войти в здание, но были остановлены офицерами милиции, которые пообещали контролировать ситуацию.

После первых убийств внутри здания, многие евреи были вытеснены солдатами на улицу, а затем атакованы камнями и клубы мирных жителей, заполнивших окрестные улицы. К полудню прибытие большой группы примерно от 600 до 1000 рабочих с металлургического комбината в Людвикове во главе с активистами правящей Польши Польской рабочей партии (PPR, коммунистическая партия ) открыла очередной этап погрома. Около 20 евреев были забиты до смерти рабочими, вооруженными железными прутьями и дубинками. Некоторые из рабочих были членами ОРМО ​​ (добровольческое ополчение резерва), и по крайней мере у одного из них был пистолет. Ни военные руководители, ни руководители служб безопасности, включая советника Советской армии, ни местные гражданские лидеры не пытались предотвратить агрессию. Подразделение гражданской милиции кадеты, которое также прибыло на место происшествия, не вмешалось, но некоторые из его членов присоединились к грабежам и насилию, которые продолжались внутри и снаружи здания.

Среди убитых. Евреев девять были застрелены, двое убиты штыками, остальные забиты камнями до смерти. Среди погибших были женщины и дети. Толпа также убила медсестру-еврейку (Эстеру Прошовскую), которую нападавшие приняли за польку, пытающуюся помочь евреям. В этот день в ходе отдельных инцидентов также были убиты два еврея, не проживающие в доме на улице Планты. Регина Фис, ее трехнедельный ребенок и ее спутник были похищены в своем доме на улице Леонарда, 15 группой из четырех человек во главе с капралом гражданской милиции Стефаном Мазуром. Их ограбили и выгнали из города, где Регина и ее ребенок были застрелены при попытке к бегству, а ее подруге все же удалось бежать. Среди погибших трое поляков-неевреев. Двое государственных служащих в форме были убиты в перестрелке, скорее всего, они были застрелены защищавшимися евреями. Причина смерти третьего мужчины остается невыясненной.

Прекращение насилия

Погром закончился примерно в 15:00. с прибытием новых подразделений безопасности из расположенной поблизости Академии общественной безопасности, выдвинутой полковником Станиславом Купша, и дополнительных войск из Варшавы. После предупредительных выстрелов по приказу майора Казимежа Конечного новые войска быстро восстановили порядок, выставили охрану и удалили всех выживших, а также трупы из дома и его окрестностей.

Тем не менее насилие не прекратилось. Раненые евреи, доставленные в местную больницу, были избиты и ограблены солдатами, а раненые подверглись нападению в больнице со стороны других пациентов. К одной из больниц подошла толпа мирных жителей и потребовала передать раненых евреев, но персонал больницы отказал.

Поезда, проходящие через центральную железнодорожную станцию ​​Кельце, проверялись на наличие евреев гражданскими лицами и СОК железнодорожной охраной, в результате чего были убиты как минимум два пассажира. Таким образом могло быть убито еще 30 человек, поскольку убийства в поезде, как сообщается, продолжались в течение нескольких месяцев после погрома. Масштабные беспорядки в Кельце в конечном итоге закончились примерно через девять часов после начала. Уроженка Польши Джулия Пиротт, известный французский фотожурналист из Французского Сопротивления, сфотографировала непосредственные последствия погрома.

Последствия

Попытки обвинить Польские националисты

Одной из немедленных реакций коммунистического правительства Польши была попытка возложить ответственность за погром на польских националистов, утверждая, что члены антикоммунистов в униформе формирования, поддерживающие польское правительство в изгнании, подстрекали толпу. На похоронах еврейских жертв министр общественной безопасности Станислав Радкевич заявил, что погром был «деянием, совершенным эмиссарами польского правительства на Западе и генералом Андерсом <120.>, с одобрения солдат Армии Крайовой ". Другие ранние официальные заявления того времени следовали этой линии.

Поскольку известно, что милиционер и армия были причастны к погрому с самого начала, это породило идею, что погром был намеренно спровоцирован властями. Коммунисты, чтобы дискредитировать правительство в изгнании (возможно, чтобы отвлечь внимание от сфальсифицированного референдума, состоявшегося в конце июня 1946 года). Когда после судебных процессов стало ясно, что нельзя винить националистов, эта линия пропаганды была немедленно прекращена правительством.

Коммунистический режим выступал против дополнительного расследования обстоятельств кровавой расправы до эпохи Солидарность, когда в декабре 1981 года в газете «Солидарность» Tygodnik Solidarność была опубликована статья. Однако возвращение репрессивного правительства означало, что доступ к файлам для исследований был открыт только после падения коммунизма в 1989 году, когда многие очевидцы умерли. Затем было обнаружено, что многие документы, относящиеся к погрому, якобы были уничтожены пожаром или умышленно уничтожены военными властями.

По этим причинам споры о происхождении погрома оставались спорными. Некоторые утверждают, что это была преднамеренная провокация коммунистов с целью дискредитации оппозиции. Некоторые утверждают, что это был спонтанный антисемитский инцидент, которым впоследствии воспользовалось правительство. Другие обвиняют иерархию Римско-католической церкви в Польше в пассивности во время погрома и его последствий. Тот факт, что некоторые евреи занимали важные должности в Польской коммунистической партии и в службах безопасности, также повлиял на общественные настроения. Недостаток документальных свидетельств существенно ограничивает исторические исследования.

Судебные процессы

В период с 9 по 11 июля 1946 года двенадцать гражданских лиц (одно из которых, по-видимому, было умственно отсталым) были арестованы офицерами МБП как виновные в погроме. Обвиняемых судил Высший военный суд в совместном показательном процессе. Девять человек были приговорены к смертной казни и казнены на следующий день расстрельной командой по приказу польского коммунистического лидера Болеслава Берута. Остальные трое получили тюремные сроки от семи лет до пожизненного. По словам автора Кшиштофа Конолевски (Umarły cmentarz), эти двенадцать были задержаны из наблюдающей толпы тайной полицией.

Помимо коменданта гражданской милиции Кельцкого воеводства майора Виктора Кузницкого, который был приговорен к одному году лишения свободы. «не сумев остановить толпу» (умер в 1947 году) наказан только один милиционер - за кражу обуви с трупа. Объяснение Мазура относительно его убийства семьи Фис было принято. Между тем, с начальника регионального ОБП полковника Владислава Собчинского и его людей были сняты все обвинения. Официальная реакция на погром была описана Анитой Празмовской в книге «История холодной войны», том. 2, № 2:

Девять участников погрома приговорены к смертной казни; трое других были приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Судили по отдельности милиционера, военнослужащих и функционеров ОБП, а затем неожиданно все, за исключением Виктора Кузницкого, командующего МО, приговоренного к одному году лишения свободы, были признаны невиновными в " не предприняв никаких действий, чтобы остановить толпу от совершения преступлений ». Очевидно, что в период, когда были начаты первые расследования и судебный процесс, было принято наиболее вероятное политически мотивированное решение не возбуждать дисциплинарные взыскания. Это произошло несмотря на очень тревожные доказательства, полученные в ходе досудебных допросов. Вполне возможно, что инструкции не наказывать командиров МО и ОБП были даны из-за политически деликатного характера доказательств. Доказательства, полученные военным прокурором, выявили серьезные организационные и идеологические слабости в этих двух службах безопасности.

Сосед семьи Блащиков, который первоначально предположил Генрику, что его похитили евреи, впоследствии предстал перед судом, но оправдан.

Последствия для еврейской эмиграции из Польши

Евреи, пережившие Холокост, ожидают перевозки в британский мандат в Палестине

Безжалостность убийств положила конец ожиданиям многих евреев, что они смогут переселиться в Польше после окончания немецко-нацистской оккупации и спровоцировал массовый исход польских евреев. Божена Шайнок, историк Вроцлавского университета, подсчитала, что с июля 1945 года по июнь 1946 года около пятидесяти тысяч евреев пересекли границу Польши нелегально. В июле 1946 года почти двадцать тысяч человек решили начать новую жизнь за границей. Польский министр Мариан Спыхальский, руководствуясь политическими и гуманитарными соображениями, подписал указ, разрешающий евреям официально выезжать без виз и разрешений на выезд, и эмиграция евреев из Польши резко возросла. В августе 1946 года количество эмигрантов увеличилось до тридцати тысяч. В сентябре 1946 года Польшу покинуло двенадцать тысяч евреев.

К весне 1947 года, писали Бернхард и Шлайфер, число евреев в Польше - в основном прибывших из Советского Союза - уменьшилось с 240 000 до 90 000 из-за массовая миграция. Британия потребовала, чтобы Польша остановила исход евреев, но их давление было в основном безуспешным. Бегство (берига ) евреев было мотивировано отсутствием еврейской жизни в Польше после Холокоста, а также бушующей гражданской войной против коммунистического переворота, а также усилиями сильного польско-еврейского лобби. в Еврейском агентстве работает над повышением уровня жизни и особыми привилегиями для иммигрантов из Польши. Ицхак Рафаэль, директор иммиграционного департамента, который лоббировал интересы польских беженцев, настаивал на их преференциальном отношении в Израиле, пишет Девора Хакохен.

Реакция католической церкви

За шесть месяцев до Погром в Кельце, во время празднования Хануки, ручная граната была брошена в здание местной еврейской общины. Совет еврейской общины обратился к епископу Кельце, Чеславу Качмареку, с просьбой убедить поляков воздерживаться от нападений на евреев. Епископ отказался, ответив, что «пока евреи концентрировались на своем частном бизнесе, Польша была заинтересована в них, но в тот момент, когда евреи начали вмешиваться в польскую политику и общественную жизнь, они оскорбляли национальные чувства поляков».

Подобные замечания произнес епископ Люблинский, Стефан Вышинский, когда к нему подошла еврейская делегация. Вышинский заявил, что широко распространенная враждебность к евреям была спровоцирована еврейской поддержкой коммунизма (было широко распространено мнение, что евреи поддерживали установленную Советским Союзом коммунистическую администрацию в Польше; см. Жидокомуна ), что также было причиной почему «немцы убили еврейский народ». Вышинский также несколько поверил рассказам о кровавых наветах, отметив, что вопрос об использовании христианской крови никогда не был полностью прояснен.

Спорная позиция Польской Римско-католической церкви Антиеврейское насилие подверглось критике со стороны американских, британских и итальянских послов в Польше. Сообщения о погроме в Кельце вызвали большую сенсацию в Соединенных Штатах, в результате чего американский посол в Польше настоял на том, чтобы Кардинал Август Хлонд провел пресс-конференцию и объяснил позиция церкви. На конференции, состоявшейся 11 июля 1946 года, Хлонд осудил насилие, но объяснил его не расовыми причинами, а слухами об убийстве польских детей евреями. Хлонд возложил вину за ухудшение польско-еврейских отношений на сотрудничество с поддерживаемыми Советским Союзом коммунистическими оккупантами, евреями, «занимающими ведущие позиции в Польше в государственной жизни». Эту позицию поддержали польское сельское духовенство и кардинал Сапега, которые, как сообщается, заявили, что евреи сами навлекли это на себя

Доказательства советского вмешательства

Некоторые источники утверждают, что резня была спровоцирована поддерживаемым Советом коммунистическим корпусом безопасности в целях пропаганды, пытаясь дискредитировать антикоммунистическую позицию Польши и сохранить тоталитарный контроль над страной. Поскольку сверхсекретные файлы дела были уничтожены, продолжается академическое расследование в отношении возможной тайной координации с НКВД контролируемыми Москвой «польскими» властями. Существуют серьезные разногласия по поводу возможного подстрекательства извне. Была выдвинута идея о том, что это событие было тайно спровоцировано или вдохновлено советскими спецслужбами, и был предложен ряд аналогичных сценариев. Посткоммунистическое расследование пока не доказало, что документальный след (см. Ниже) был уничтожен подконтрольными коммунистам агентами разведки, хотя офицер НКВД присутствовал при беспорядках. В 2001–2004 годах Институт национальной памяти (ИПН) провел расследование погрома и закрыл дело, заявив (не вдаваясь в подробности), что события 4 июля 1946 года явились результатом несчастного случая. Другое коммюнике, опубликованное IPN два года спустя, подтвердило только то, что через четыре десятилетия после этого оставшийся документальный след все еще уничтожается контролируемой Советским Союзом польской полицией безопасности под командованием генерала Чеслава Кищака.

Александра Ват, Тадеуш Пиотровский, логик Абель Кайнер (Станислав Краевский) и Ян Следзяновский утверждают, что эти события были частью гораздо более широкой акции, организованной советской разведкой в ​​странах, контролируемых Советским Союзом. Союз (очень похожий погром имел место в Венгрии ), и что советские агентства, такие как UBP, были задействованы в подготовке погрома в Кельце. Польские коммунисты и советские командиры находились в этом месте. Самыми известными из них были еврейский эксперт Натан Спичай (он же Натан Шпилевой или Шпилевой), брат высокопоставленного чиновника сталинского марионеточного польского режима, а также Михаил Диомин, высокопоставленный ГРУ Офицер по спецоперациям. Также было необычно, что многочисленные войска из охранных формирований присутствовали на месте и не мешали собираться "толпе" в то время, когда даже собрание из пяти человек считалось подозрительным и немедленно контролировалось.

Майкл Чечинский, бывший офицер польской военной контрразведки, эмигрировал в США после польского политического кризиса 1968 года, где он опубликовал свою книгу, в которой утверждает, что события погрома в Кельце были хорошо спланированная операция советской разведки в Польше, где основную роль в планировании и контроле событий играет Диомин, а убийства совершают некоторые поляки, в том числе польские полицейские и военные.

На 19 июля 1946 года бывший главный военный прокурор Генрик Холдер написал в письме заместителю начальника LWP генералу Мариану Спихальски, что «мы знаем, что погром произошел не только по вине полиции и армии, охранявших людей в и по городу o f Кельце, но также и члены официального правительства, которые сыграли в этом роль ".

Один аргумент, предполагающий внешнее вдохновение, звучит так: референдум 1946 года показал, что коммунисты мало поддержка и только фальсификация голосов принесла им большинство в тщательно контролируемом опросе - следовательно, утверждалось, что UBP организовала погром, чтобы отвлечь внимание западного мира СМИ от сфабрикованного референдума. Другим аргументом в пользу использования инцидента в качестве отвлекающего фактора было предстоящее решение по Катынской резне на Нюрнбергском процессе, от которого коммунисты пытались отвлечь внимание международной общественности, поставив поляков в неблагоприятное положение. в центре внимания (погром произошел 4 июля, в тот же день, когда в Нюрнберге началось Катынское дело, после того как советская прокуратура ложно обвинила нацистов в резне, которая фактически была совершена самими Советами в 1940 году)

Ян Т. Гросс в своей книге Страх: антисемитизм в Польше после Освенцима предлагает несколько иную и более тонкую интерпретацию. Гросс, согласившись с тем, что преступление было инициировано не толпой, а коммунистической полицией, и что в нем участвовали люди из всех слоев общества, за исключением высших государственных чиновников города, писал о безразличии большинства поляков к еврейский Холокост в сочетании с требованиями вернуть еврейское имущество, конфискованное во время Второй мировой войны, создали атмосферу насилия против евреев.

Поминовение

После падения коммунизма было открыто несколько памятных табличек в Кельце. Первая мемориальная доска была открыта в 1990 году при участии тогдашнего президента Польши Леха Валенсы. 4 июля 2006 года в Кельце, в 60-ю годовщину погрома, был освящен памятник нью-йоркским художником Джеком Сэлом под названием White / Wash II в память о жертвах. На церемонии открытия в заявлении президента Республики Польша Леха Качиньского были осуждены события как «преступление и большой позор для поляков и трагедия для польских евреев».. В заявлении президента утверждалось, что в сегодняшней демократической Польше «нет места антисемитизму», и отвергались любые обобщения антисемитского образа польской нации как стереотипа. Еще один памятник, который должен был стать типичной могилой для жертв, был открыт в городе в 2010 году.

См. Также
Ссылки
Источники
Внешние ссылки

Координаты : 50 ° 52′23 ″ N 20 ° 37′36 ″ E / 50,87306 ° N 20,62667 ° E / 50.87306; 20.62667

Последняя правка сделана 2021-05-25 08:20:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте