Ки Тиса, Ки Тисса, Ки Тисса или Ки Сиса (иврит : כִּי תִשָּׂא - иврит для «когда вы берете, «Шестое и седьмое слово и первые отличительные слова в парашахе) - это 21-я недельная глава Торы (иврит : פָּרָשָׁה, parashah) в ежегодном еврейском цикл чтения Торы и девятый в Книге. Парашах Исход рассказывает о строительстве Скинии, происшествие с Золотым тельцом, просьба Моисея к Богу раскрыть Атрибуты Бога и то, как Моисей стал сияющим.
Парашах составляет Исход 30: 11–34: 35. Парашах - это самая длинная из недельных частей Торы в книге Исход (хотя и не самая длинная в Торе, т. Е. Насо ), и состоит из 7 424 буквы на иврите, 2 002 слова на иврите, 139 стихов и 245 строк в свитке Торы (иврит : סֵפֶר תּוֹרָה, Сефер Тора ).
Евреи читали это 21-я суббота после Симхат Тора, в еврейском месяце Адар, соответствующий февралю или марту по светскому календарю. Евреи также читали первую часть парашаха, Исход 30: 11–16, о половинном шекеле подушном налоге, поскольку мафтир Тора читает на особая суббота Шаббат Шекалим (как и 1 марта 2014 г., когда Исход 30: 11–16 читался вместе с парашахом Пекудей ). Евреи также читают отрывки из парашаха, в которых говорится о заступничестве Моисея и Божьей милости, Исход 32: 11–14 и 34: 1–10, как чтения Торы в дни поста Десятого дня Тевета, Поста Есфири, Семнадцатого дня Таммуза и Пост Гедалия и послеобеденная ( Минха) молитвенная служба в Тиша бе-Ав. Евреи читают другую часть парашаха, Исход 34: 1–26,, которая касается Трех Пилигримских праздников (Шалош Регалим), как начального чтения Торы на третий промежуточный день (Чол ХаМоед ) из Пасхи. И евреи читают большую часть отрывка из той же части парашаха, Исход 33: 12–34: 26, как начальное чтение Торы в, которая приходится на один из промежуточных дней Пасхи или Суккот.
Традиционная суббота При чтении Торы парашах делится на семь чтений, или на иврите : עליות, aliyot. В масоретском тексте из Танаха (Еврейская Библия ) Парашат Ки Тиса имеет десять «открытых частей» (иврит : פתוחה, петуха) деления (примерно эквивалент абзаца, часто сокращенного еврейского буквой иврит : פ (peh )). Парашат Ки Тиса имеет еще несколько подразделов, называемых «закрытая часть» (иврит : סתומה, сетумах) (сокращенно с еврейской буквы иврита : ס (самех )) внутри открытых порционных разделов. Первые три деления открытой части делятное первое чтение (на иврите : עליה, aliyah), а следующие три деления открытой части делят длинное второе чтение. Седьмая открытая часть соответствует короткому третьему показанию, а восьмая открытая часть соответствует короткому четвертому показанию. Девятая открытая часть пятое и шестое чтение. А десятая открытая часть начинается с седьмого чтения. Разделение на закрытые части делит первое и второе чтение и завершает седьмое чтение.
В длинном первом чтении (иврит : עליה, aliyah) Бог проинструктировал Моисея, что, когда он проводил перепись израильтян, каждому человеку 20 лет старики и старше, независимо от достатка, должны приносить жертву в полшекеля. Бог сказал Моисею передать вырученные деньги на службу Шатер собрания. Первая открытая часть (иврит : פתוחה, петуха) здесь заканчивается.
В продолжении чтения Бог сказал Моисею поставить медный умывальник (иврит : כִּיּוֹר, kiyor) между шатром собрания и алтарем (иврит : מִּזְבֵּחַ, mizbeiach), так что Аарон и священники могли омыть свои руки и ноги в воде, когда входили в Шатер или собрание подходили к алтарю, чтобы сжечь жертву, чтобы они не умерли. Вторая открытая часть (иврит : פתוחה, petuchah) здесь заканчивается.
В продолжении чтения Бог повелел Моисею сделать священный елей для помазания из отборных специй - мирра, корица, кассия - и оливковое масло. Бог сказал Моисею использовать его, чтобы помазать скинию собрание, убранство скинии и священников. Бог сказал Моисею предупредить израильтян, чтобы они не копировали рецепт священного масла для помазания в мирских целях, под угрозой изгнания изгнания. На этом закрытая часть (иврит : סתומה, setumah) заканчивается.
Продолжение чтения Бог повелел Моисею сделать священные благовония из трав - стакта, ониха, гальбанума и ладан - сжигать в шатре от собрания. Как и в случае с елеем для помазания, Бог предостерегал изготовления ладана по тому же рецепту для Другая закрытая часть (иврит : סתומה, setumah) заканчивается здесь с концом главы 30.
Продолжая чтение в главе 31, Бог сообщил Моисею, что Бог наделил Бецалела из колена Иуды с божественным мастерством во всех мастел. Бог поручил ему Оголиаб из племени Дана и дал умение всем, кто искусен Третья открытая часть (на иврите : פתו pet, петуха) здесь заканчивается.
В продолжении чтения, чтобы они могли делать предметы интерьера скинию, облачения священников, елей помазания и ладан. Бог сказал Моисею увещевать израильтян, тем не менее, соблюдать субботу во избежание смерть. На этом заканчивается чтение первое (иврит : עליה, aliyah) и закрытая часть (иврит : סתומה, setumah)
В длинном втором чтении (Иврит : יה, aliyah), Бог дал Моис двеею каменные скрижали, начертанные перстом Божьим. Тем временем люди с нетерпением ожидали возвращения Моисея и умоляли Аарона сделать их богом. Аарон сказал им принести ему их золотые серьги, и он вылил их в форму и сделал расплавленного золотого тельца. Они воскликнули: «Это твой бог, о Израиль, который вывел тебя из земли Египта !» Аарон построил жертвенник перед тельцом и объявил праздник Господа. Люди приносили жертвы, ели, пили и танцевали. Четвертый открытый отрывок (иврит : פתוחה, petuchah) здесь заканчивается.
В продолжении чтения Бог рассказал Моисею о том, что сделали люди, сказав: «Да будет Мне, что Мой гнев может вспыхнуть против них, и я могу уничтожить их и превратить вас в великий народ». Но Моисей умолял Бога не делать этого, чтобы египтяне не сказали, что Бог избавил людей только для того, чтобы убить их в горах. Моисейал Бога вспомнить Авраама, Исаака и Иакова и клятву Бога сделать их потомство таким же многочисленным, как звезды, и Бог отказался от запланированного наказания. Пятая открытая часть (иврит : פתוחה, petuchah) здесь заканчивается.
В продолжении книги Читая, Моисей спустился с горы, неся две Скрижали. Иисус Навин сказал Моисею: «В стане раздается крик войны», но Моисей ответил: «Я слышу звук песни!» Когда Моисей увидел теленка и танцующих, он пришел в ярость и разбил Скрижали у подножия горы. Он сжег теленка, растер его в порошок, посыпал водой и напоил израильтянами. Когда Моисей спросил Аарона, как совершил такой великий грех, Аарон ответил, что люди просили его сделать бога, поэтому он бросил их золото в огонь, «и вышел этот теленок!» Видя, что Аарон позволил людям выйти из-под контроля, Моисей встал у ворот лагеря и крикнул: «Кто за Господа, иди сюда!» Все левиты сплотились к Моисею и по его указанию убили 3000 человек, включая брата, соседа и родственников. Моисей вернулся к Богу и попросил Бога либо простить Израильтян, либо убить Моисея, но Бог и сделал посредством казни. Закрытая часть (на иврите : סתו set, сетумах) заканчивается здесь концом главы 32.
Продолжая читать в главе 33, Бог послал Моисея и люди в Землю Обетованную, но Бог решил не входить в их среду, опасаясь их на пути. Услышав это, израильтяне впали в траур. Теперь Моисей поставил Шатер собрания за пределами лагеря, и Моисей войдет, чтобы поговорить с Богом лицом к лицу. Второе чтение (на иврите : עלי al, aliyah) и шестая открытая часть (на иврите : פתוחה, petuchah) заканчиваются на этом.
В кратком третьем чтении (иврит : יה, aliyah), Моисей спросил Бога, кого Бог пошлет с Моисеем вести народ. Моисей также просил Бога дать ему знать пути Бога, чтобы Моисей мог познать Бога и продолжать в Его благосклонности. И Бог согласился вести израильтян. Моисей просил Бога не заставлять израильтян двигаться, если только Бог не идет впереди. Третье чтение (иврит : עליה, aliyah) и седьмая открытая часть (иврит : פתוחה, petuchah) заканчиваются здесь.
В кратком четвертом чтении (иврит : עליה, aliyah) Бог согласился вести их. Моисей просил Бога ему узреть Божье присутствие. Бог согласился передать всю Божью доброту перед Моисеем и провозгласить имя и природу Бога, но Бог объяснил, что ни один человек не может видеть лицо Бога и жить. Бог повелел Моисею встать на скале, где Бог будет накрывать его рукой, пока Бог не пройдет, и тогда Моисей сможет увидеть спину Бога. Четвертое чтение (на иврите : עלי al, aliyah) и восьмая открытая часть (на иврите : פתוחה, petuchah) заканчиваются здесь концом главы 33.
В пятом чтении (Еврейский : יה, aliyah), в главе 34, Бог повелел Моисею вырезать две каменные скрижали, те тем, которые Моисей разбил, чтобы Бог мог начертать на них слова, которые были на первых Скрижалях, и Моисей так и сделал. Бог сошёл в облаке и провозгласил: «Господь! Господь! Бог милосердный и милосердный, медленный на гнев, преизобилующий добротой и верностью, оказывающий милость тысячному поколению, прощающий беззаконию и преступления, и грех, но Он не отменяет всякого наказания, но наказывает беззаконие родителей на детей и детей, на третье и четвертое поколение ». Моисей низко поклонился и попросил Бога сопровождать людей среди них, чтобы простить беззакония людей и принять их за своих. Пятое чтение (иврит : עליה, aliyah) здесь заканчивается.
В шестом чтении (иврит : יה, aliyah) Бог ответил, заключив завет творить с ними, чтобы они не превратились в свою сеть из израильтян вожделением к своим богам. они освящали или выкупали каждого первенца, чтобы они соблюдали субботу, чтобы они соблюдали три праздника паломников, чтобы они не приносили жертв чем-либо квасным, чтобы они не оставляли пасхального агнца лежать до Шестое чтение (иврит : יה, aliyah) и ni n-я открытая, чтобы они принесли отборные первые плоды в дом Господа, и что они не сваривают козленка в молоке его матери. часть (иврит : פתוחה, petuchah) здесь заканчивается.
В седьмом чтении (иврит : עליה, aliyah), Моисей пробыл с Богом 40 дней и 40 ночей, не ел хлеба, не пил воды и записал на Скрижалях условий завета. Когда Моисей спустился с горы, неся две скрижали, кожа его лица засияла, и израильтяне отпрянули от него. Моисейал их призвал к себе и наставил их обо всем, что заповедал Бог.
В мафтире (иврите : מפטיר) прочтении Исход 34:33 –35, который завершает парашах, когда Моисей закончил говорить, он накинул покрывало на свое лицо. Всякий раз, когда Моисей говорил с Богом, Моисей снимал покрывало. И когда он выходил, он рассказывал израильтянам, что ему было приказано, а затем Моисей снова закрывал свое лицо покрывалом. Парашах и последняя закрытая часть (иврит : סתומה, setumah) заканчиваются здесь концом главы 34.
Евреи, которые прочтите Тору в соответствии с трехлетним циклом чтения Торы прочтите парашах по следующему расписанию:
Год 1 | Год 2 | Год 3 | |
---|---|---|---|
2016–2017, 2019–2020 гг... | 2017–2018, 2020–2021... | 2018–2019, 2021–2022... | |
Чтение | 30: 11–31: 17 | 31: 18–33: 11 | 33: 12–34: 35 |
1 | 30: 11–13 | 31: 18–32 : 6 | 33: 12–16 |
2 | 30: 14–16 | 32: 7–11 | 33: 17–23 |
3 | 30: 17–21 | 32: 12–14 | 34: 1–9 |
4 | 30: 22–33 | 32: 15–24 | 34: 10–17 |
5 | 30: 34–38 | 32: 25–29 | 34: 18–21 |
6 | 31: 1–11 | 32: 30–33: 6 | 34: 22–26 |
7 | 31: 12–17 | 33: 7–11 | 34: 27–35 |
Мафтир | 31: 15–17 | 33: 9–11 | 34: 33–35 |
Парашах имеет параллели в этих древних источников:
Исход 3: 8 и 17, 13: 5 и 33: 3, Левит 20: 24, Числа 13:27 и 14: 8, и Второзаконие 6: 3, 11: 9, 26: 9 и 15, 27: 3 и 31:20 описывают Землю Израиля как землю течет «с молоком и медом ». Точно так же среднеегипетская (начало тысячелетия до нашей эры) сказка о Синухе Палестина описывала Землю Израиля или, как ее второго называли в египетских сказаниях, землю Яа: «Это была хорошая земля, называемая Яа. В ней были инжир и виноград. В нем было больше вина, чем воды. Обильно было его меда, обильно было масла. На его деревьях росли всевозможные плоды. Был там ячмень, и не было конца скоту всех видов ».
Парашах имеет параллели или обсуждается в следующих библейских источниках:
Это образец обучения и установки Скинии и ее обстановка:
Пункт | Инструкция | Строительство | ||
---|---|---|---|---|
Порядок | Стихи | Порядок | Стихи | |
Вклад | 1 | Исход 25: 1–9 | 2 | Исход 35: 4–29 |
Ковчег | 2 | Исход 25: 10–22 | 5 | Исход 37: 1–9 |
Таблица | 3 | Исход 25: 23–30 | 6 | Исход 37: 10–16 |
Менора | 4 | Исход 25: 31–40 | 7 | Исход 37: 17–24 |
Скиния | 5 | Исход 26 : 1–37 | 4 | Исход 36: 8–38 |
Жертвенник жертвоприношения | 6 | Исход 27: 1–8 | 11 | Исход 38: 1–7 |
Скиний двор | 7 | Исход 27 : 9–19 | 13 | Исход 38: 9–20 |
Лампа | 8 | Исход 27: 20–21 | 16 | Числа 8: 1–4 |
Священнические одеяния | 9 | Исход 28: 1–43 | 14 | Исход 39: 1–31 |
Ритуал посвящения | 10 | Исход 29: 1–46 | 15 | Левит 8: 1–9: 24 |
Жертвенник Смелости | 11 | Исход 30: 1 –10 | 8 | Исход 37 : 25–28 |
Лавер | 12 | Исход 30: 17–21 | 12 | Исход 38: 8 |
Масло помазания | 13 | Исход 30: 22–33 | 9 | Исход 37:29 |
Благовония | 14 | Исход 30: 34–38 | 10 | Исход 37: 29 |
Мастера | 15 | Исход 31: 1–11 | 3 | Исход 35: 30–36: 7 |
Суббота | 16 | Исход 31: 12–17 | 1 | Исход 35 : 1–3 |
Священническая история скинии в Исход 30–31 перекликается с священнической историей кре в Бытие 1: 1–2: 3. По мере того, как сотворения разворачивается в семь дней, наставления о Скинии раскрывается в семь речах. Как в аккаунте создания, так и в аккаунте Скинии текст отмечает завершение задачи. И в творении, и в скинии проделанная работа считается хорошей. И в творении, и в скинии, когда работа завершена, Бог совершает действие в знак признания. И в творении, и в скинии, когда работа завершена, призывает благословение. И в творении, и в скинии Бог объявляет что-то «святым».
Мартин Бубер и другие отметили, что язык, используемый для описания строительства скинии, аналогичен тому, что используется в истории творения Джеффри Тигей. отметил, что в светильнике было семь свечей, Аарон носил семь священных облачений, рассказ о строительстве скинии ссылается на рассказ о сотворении, а строительство скинии было завершено в Новый год. И Кэрол Мейерс отметила, что Исход 25: 1–9 и 35: 4–29 перечисляет семь видов веществ: металлы, пряжа, кожа, дерево, масло., пряности и драгоценные камни - означают все припасы.
2 Паралипоменон 1: 5–6 сообщает, что бронзовый жертвенник, который Исход 38: 1–2 сообщает, что Бецалель все еще стоял перед скинией во время Соломона, и Соломон принес на ней тысячу всесожжений.
Сообщение из Исход 32: 1 о том, что «народ собрался» (на иврите : וַיִּקָּהֵל v, вайикаэль хаам) повторяется в Исходе 35: 1,, который открывает: «И собрался Моисей» (иврит : וַיַּקְהֵל מֹשֶׁה, ваяхель Моше).
3 Царств 12: 25–33 рассказывает параллельную историю о золотых тельцах. Царь Иеровоам северного царства Израиля сделал двухых тельцов, желая помешать царству вернуться к верности дому Давида и южный Иудейское царство. В Исход 32: 4, люди сказали о Золотом Тельце: «Это твой бог, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской». Точно так же в 3 Царств 12:28, Иеровоам сказал народу своих золотых тельцов: «Вы достаточно долго поднимались в Иерусалим ; Иеровоам поставил одного тельца в Вефиле, а другие в Дан, и люди пошли поклоняться перед тельцом в Дане. он установил такой праздник, как Суккот, на пятнадцатый день восьмого месяца (через месяц после настоящего Суккота), и он подошел к алтарю в Вефиле, чтобы дома на высотах и сделал священников из людей, которые не были левитами.
В Исход 32:13 и Второзаконие 9:27, Моисей призвал Бога «вспомнить» принести жертву золотым тельцам, которых он сделал, и поставил там своих священников. Божий завет с Авраамом, Исааком и Иаковом о спасении Израиля. От гнева Божьего после инцидента с Золотым Тельцом. 8: 1; Бог пообещал помнить о Божьем завете не разрушать Землю снова потопом. Бытие 9: 15–16; Бог вспомнил, как Авраам избавил Лота от разрушения Содома и Гоморры в Бытие 19:29; Бог вспомнил Рахиль, чтобы избавить ее от бездетности в Бытие 30:22; Бог вспомнил завет Бога с Авраамом, Исааком и Иаковом, чтобы освободить израильтян из египетского рабства в Исход 2: 24 и 6: 5–6; Бог пообещал «помнить» Божий завет с Иаковом, Исааком и Авраамом, чтобы избавить израильтян и Землю Израиля в Левит 26: 42–45; израильтяне должны были трубить в свои трубы, чтобы их помнили и избавили от инструментов в Числах 10:9; Самсон призвал Бога избавить его от филистимлян в Судей 16:28; Ханна молилась Богу, чтобы он помнил ее и избавил от бездетности в 1 Царств 1:11, и Бог вспомнил молитву Анны избавить ее от бездетности в 1 Царств 1:19; Езекия призвал Бога вспомнить верность Езекии, чтобы избавить его от болезни в 4 Царств 20: 3 и Исаия 38: 3; Иеремия призвал Бога Божий завет с израильтянами не осуждать их в Иеремии 14: 21; Иеремия призвал Бога вспомнить его и подумать о нем, и отомстить за его гонителей в Иеремии 15:15; Бог обещает помнить о Божьем завете с израильтянами и установить вечный завет в Иезекииль 16:60; Бог вспоминает крик смиренных в Сионе отомстить за них в Псалме 9:13; Давид призвал Бога вспомнить Божье сострадание и милосердие в Псалме 25: 6; как можно скорее h призвал Бога вспомнить Божье собрание, чтобы избавить их от помощи в Псалме 74: 2; Бог вспомнил, что израильтяне были всего лишь людьми в Псалме 78:39; Итан Езрахитянин <призвал Бога вспомнить, как коротка была жизнь Итана в Псалме 89:48; Бог помнит, что люди - всего лишь прах в Псалме 103: 14; Бог вспоминает Божий завет с Авраамом, Исааком и Иаковом в Псалме 105: 8–10; Бог вспоминает слово Бога Аврааму, чтобы предать израильтян в Землю Израиля в Псалме 105: 42–44; Псалмопевец насилия Бога помнить его, чтобы он благоволил Божьему народу, думал о нем как о Божьем спасении, чтобы он мог созерцать процветание Божьего народа в Псалме 106: 4–5; Бог вспомнил Бога заключил завет и покаялся по милости Божьей, чтобы спасти израильтян после их восстания и беззакония в Псалме 106: 4–5; псалмопевец Бога вспомнить слово Божье, обращенное к слуге Божьему, чтобы дать ему надежду в Псалме 118: 49; Бог вспомнил о нас в нашем низком состоянии, чтобы спасти нас от наших методов в Псалме 136: 23–24; Иов призвал Бога вспомнить, как он избавил его от гнева в Иов 14:13; Неемия молился Богу, чтобы он вспомнил Божье обещание Моисею спасти израильтян из плена в Неемия 1: 8; и Неемия молились Богу, чтобы он помнил его и избавил его навсегда в Неемии 13: 14–31.
Профессор Уильям Пропп из Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружил варианты или цитаты из Исход 34: 6–7 (Атрибуты Бога) в Исход 20: 5–6; Числа 14:18; Второзаконие 5: 9–10; Иеремия 30:11; 32: 18–19; 46:28; 49:12; Иоиль 2:13, Иона 4: 2; Михей 7: 18–20; Наум 1: 2; Псалтирь 103; 145: 8; Плакаты 3:32; Даниил 9: 4; и Неемия 9:17, как если бы слова были известны всем.
Джеймс Лимбург, почетный профессор семинарии Лютера, предложенные, могут ли Книга Ионы быть Мидрашем <1387 г.>(проповедническое толкование библейского текста) на текст вроде Исход 34: 6.
Профессор Бенджамин Соммер из Еврейской теологической семинарии Америки прочитал Исход 34: 6– 7 и Числа 14: 18–20, чтобы научить, что Бог наказывает детей за грехи их в знак милосердия к родителям: Когда согрешившие родители раскаиваются, Бог перекладывает их наказание на их потомство. Соммер утверждал, что другие библейские авторы, придерживаясь внутренней библейской интерпретации, отвергли это понятие в Второзаконии 7: 9–10, Ионы 4: 2, и Псалме 103: 8. –10. Соммер утверждал, что Псалом 103: 8–10,, например, цитирует Исход 34: 6–7,, который уже был авторитетным и священным текстом, но был пересмотрен. морально тревожная часть: где Исход 34: 7 учил, что Бог наказывает грех на протяжении поколений, Псалом 103: 9–10 утверждал, что Бог не борется вечно. Соммер утверждал, что Второзаконие 7: 9–10 и Иона 4: 2 аналогичным образом цитируют Исход 34: 6–7 с исправлением. Соммер утверждал, что Второзаконие 7: 9–10, Иона 4: 2, и Псалом 103: 8–10 не пытаются научить нас читать Исход 34: 6–7; то есть они не утверждают, что Исход 34: 6–7 каким-то образом означает нечто, чем то, о чем кажется, говорится. Напротив, они повторяют Исход 34: 6–7, но также не соглашаются с его частью.
Исход 34:18 относится к Празднику Пасхи, назвав ее «Праздником опресноков». В еврейской Библии Пасха называется:
Некоторые объясняют двойную номенклатуру «Пасхи» и «Праздника пресного хлеба» как относящиеся к двум праздникам, которые израильтяне объединили когда-то между Исходом и тем временем, когда стал библейский текст Исход 34: 18–20 и Второзаконие 15: 19–16: 8 указать на то, что посвящение первенцев также стало связано
Некоторые считают, что «Праздник опресноков» был земледельческим праздником, на котором израильтяне отмечали начало сбора урожая зерновых. 1387>и 10: 9 он просил фараона отпустить израильтян на празднование праздника в пустыню.
«Пасха», с другой стороны, была с благодарением жертвоприношение ягненка, также называемое «Пасхой», «Пасхальным агнцем» или «Пасхальным приношением».
Исход 12: 5–6, Левит 23: 5, и Числа 9: 3 и 5, и 28:16 прямые «Пасха» должны состояться четырнадцатого числа месяца авив (нисан по еврейскому календарю после вавилонского плена ). Иисус Навин 5:10, Иезекииль 45:21, Ездра 6:19, и 2 Паралипоменон 35: 1 подтверждают этот практику. Исход 12: 18–19, 23:15, и 34:18, Левит 23: 6, и Иезекииль 45:21 предписывают проведение «Праздника опресноков» в течение семи дней, а Левит 23: 6 и Иезекииль 45:21 предписывают, чтобы он начался пятнадцатого числа месяц. Некоторые считают, что близость дат двух праздников привела к их смешению и слиянию.
Исход 12:23 и 27 связывают слово «Пасха» ( Песах, иврит : פֶּסַח) к действию Бога, чтобы «пройти» (пасах, иврит : פָסַח) дома израильтян в чуме первенец. Таким образом, в Торе объединенные Пасха и праздник пресного хлеба ознаменовывают освобождение израильтян из Египта.
. В еврейской Библии часто отмечается соблюдение израильтянами Пасхи в поворотные моменты своей истории. Числа 9: 1–5 сообщают Божье указание израильтянам соблюдать Пасху в пустыне Синая в годовщину их освобождения из Египта. Иисус Навин 5: 10–11 сообщает, что, войдя в Землю Обетованную, израильтяне праздновали Пасху на равнинах Иерихона и ели пресные лепешки и сушеную кукурузу, продукт земли, на следующий день. 2 Царств 23: 21–23 сообщает, что царь Иосия повелел израильтянам соблюдать Пасху в Иерусалиме в рамках реформ Иосии, но также отмечает, что израильтяне не соблюдали такую Пасху со времен библейских судей и во все дни царей Израиля или царей Иудеи, ставя под сомнение соблюдение даже царей Давида и Соломон. Однако более благоговейный 2 Паралипоменон 8: 12–13, сообщает, что Соломон приносил жертвы во время праздников, включая праздник опресноков. А 2 Паралипоменон 30: 1–27 сообщает о соблюдении царем Езекией второй Пасхи заново, поскольку до этого ни священники, ни народ не были готовы к этому. И Ездра 6: 19–22 сообщает, что израильтяне, вернувшиеся из вавилонского плена, соблюдали Пасху, ели пасхального агнца и семь дней с радостью соблюдали праздник опресноков.
Исход 34:22 относится к Празднику Шавуот. В еврейской Библии Шавуот называется:
Исход 34:22 связывает Шавуот с первенцами (иврит : בִּכּוּרֵי, бикурей) урожая пшеницы. В свою очередь, Второзаконие 26: 1–11 описывает церемонию принесения первых плодов.
Чтобы прийти к правильной дате, Левит 23:15 учит считать семь недель со дня, следующего за днем отдыха Пасхи, дня, когда они принесли сноп ячменя для размахивания. Точно так же Второзаконие 16: 9 указывает отсчет семи недель с того момента, когда они впервые положили серп на стоячий ячмень.
Левит 23: 16–19 устанавливает порядок приношений на пятидесятый день, включая приношение муки из двух хлебов, сделанных из муки тонкого помола из первых плодов урожая; всесожжения семи агнцев, одного тельца и двух баранов; жертва за грех из козла; и мирная жертва двух агнцев. Аналогичным образом Числа 28: 26–30 излагает порядок приношений, включая приношение еды; всесожжения двух тельцов, одного барана и семи ягнят; и один козел для искупления. Второзаконие 16:10 направляет добровольную жертву по отношению к Божьему благословению.
Левит 23:21 и Числа 28:26 предписывают священное собрание, на котором израильтяне не должны работать.
2 Паралипоменон 8:13 сообщает, что Соломон приносил всесожжения в Праздник недель.
И Исход 34:22 относится к Празднику Суккот, называя его «Праздник сбора урожая». В еврейской Библии Суккот называется:
Сельскохозяйственное происхождение Суккота очевидно из названия » Праздник сбора урожая, «из сопутствующих ему церемоний, а также из сезона и случая его празднования:« В конце года, когда вы собираетесь в своих трудах с поля »; "после того, как вы собрались с гумна и из точила". Это был день благодарения за урожай фруктов. "(иврит : חֵרוּת, cheirut). (Таким образом, ради первоначальных двух Скрижалей Израиль остался бы навсегда свободным.)
Бараита учил, что когда Моисей сломал Скрижали в Исход 32:19, это было одно из трех действий, которые Моисей предпринял, основываясь на своем собственном понимании, с которым затем согласился Бог. Гемара объяснила, что Моисей рассуждал, что если пасхальный агнец, который был только одним из заповедь 613 54: 9 говорит: «Ибо это для меня как воды Ноя». Таким образом, Моисей искал милости для своего народа, и Бог действительно явил им милость.
Чтение Числа 1: 1–2 «Господь сказал... в Синайской пустыне... первого числа месяца... «Проведите перепись», - учил Раши, что Бог часто считал израильтян, потому что они были дороги Богу. Когда они покинули Египет, Бог пересчитал их в Исход 12:37 ; когда многие пали из-за греха Золотого Тельца, Бог сосчитал их в Исход 32:28, чтобы узнать число выживших; когда Бог пришел, чтобы упокоить Божественное Присутствие среди них, Бог сосчитал их. В первый день нисана, Скиния была воздвигнута, и первого числа ияра Бог пересчитал их.
Раши учил, что это было в первый день из Элула, о котором Бог сказал Моисею в словах Исход 34: 2, «Утром взойдешь на гору Синай», чтобы получить вторые скрижали, и Моисей провел 40 дней там, как сообщается в Второзаконии 10:10, «И я оставался на горе, как в первые дни». И в Йом Киппур Бог умилостивился к Израилю и сказал Моисею: словами Чисел 14:20, «Я простил n, как вы сказали ».
Раббейну Там определил Тринадцать Атрибутов Бога в Исходе 34: 6–7 следующим образом: (1) Еврейский : יְהוָה, ЯХВХ: милость перед одним грехом; (2) Еврейский : יְהוָה, ЯХВХ: милость после того, как кто-то согрешил; (3) Еврейский : אֵל, Эль: сила милосердия; (4) Иврит : רַחוּם, Раум: сострадательный; (5) Еврейский : וְחַנּוּן, VeḤanun: и милостивый; (6) Иврит : אֶרֶךְ אַפַּיִם Эрех аппайим: медленный гнев; (7) Еврейский : וְרַב-חֶסֶד Верав esed: преизобилующий добротой; (8) Еврейский : וֶאֱמֶת VeEmet: и правда; (9) Иврит : נֹצֵר חֶסֶד לָאֲלָפִים Notzer ḥesed laalafim: хранитель доброты для тысяч поколений; (10) Еврейский : נֹשֵׂא עָוֹן Noseh avon: прощающий беззаконие; (11) Еврейский : וָפֶשַׁע, ВаФешах: и умышленный грех; (12) Еврейский : וְחַטָּאָה, VeḤata'ah: и ошибка; (13) Иврит : וְנַקֵּה, VeNakeh: и прощение.
Толкование качеств Бога в Исход 34: 6–7, Иуда Галеви утверждал, что все характеристики Бога, за исключением четырехбуквенного Имени Бога, Тетраграмматон, являются предикатами и атрибутивными описаниями, производными от того, как действия Бога влияют на мир. Люди называют Бога «милосердным», если Бог улучшает состояние того, кого люди жалели. Люди приписывают Богу «милосердие» и «сострадание», хотя Халеви видел в этих атрибутах слабость души и быстрое движение природы. Галеви утверждал, что это на самом деле не может быть применено к Богу, который является справедливым судьей, предписывающим бедность одному и богатство другому. Халеви утверждал, что природа Бога остается неизменной, не испытывая ни симпатии к одному, ни гнева к другому. Бог решает согласно закону, делая одних людей счастливыми, а других несчастными. Когда мы наблюдаем за действиями Бога, Бог кажется людям иногда (словами Исход 34: 6 ) как «милостивый и сострадательный Бог», а иногда (словами Наума 1: 2 ) как «ревнивого и мстительного Бога», хотя на самом деле Бог никогда не меняется. Халеви разделил все Атрибуты (кроме Тетраграмматона) на три класса: творческие, относительные и отрицательные. И он определил как творческие Атрибуты те, которые проистекают из Божьего воздействия на мир, такие как делание бедных и богатых, возвышение или низвержение, «милосердный и сострадательный», «ревнивый и мстительный», «сильный и всемогущий» и тому подобное.
Точно так же Маймонид приравнял знание качеств Бога к знанию Божьих дел. Поскольку в Исход 34: 6–7, Бог учил Моисея атрибутам, которые относятся исключительно к Божьим делам, Маймонид сделал вывод, что Бог обещал дать Моисею знание о Божьих делах. Таким образом, Маймонид пришел к выводу, что пути, которые Моисей хотел знать и которым учил его Бог, были действиями Бога. Маймонид приравнял их к тому, что мудрецы называли «атрибутами» (на иврите : מִדּוֹת, middot), отмечая, что Талмуд говорит о 13 «атрибутах» (иврит : מִדּוֹת, middot) Бога. И Мишна также использовала этот термин по отношению к человеку, говоря, например, «Есть четыре разных типа (иврит : מִדּוֹת, миддот) среди тех, кто идет в дом обучения», и, «Есть четыре разные черты (иврит : מִדּוֹת, миддот) среди тех, кто раздает милостыню». Маймонид утверждал, что мудрецы не имели в виду, что Бог действительно обладает атрибутами, но что Бог совершает действия, аналогичные человеческим действиям, которые в людях проистекают из определенных атрибутов и определенных умственных предрасположенностей, тогда как у Бога таких предрасположенностей нет. Хотя Моисею была показана вся Божья доброта, то есть все Божьи дела, Исход 34: 6–7 упоминает только 13 Атрибутов, потому что они включают те действия Бога, которые относятся к творению и управлению человечеством., и знать эти действия было главной целью молитвы Моисея. Маймонид нашел доказательства этого в заключении молитвы Моисея в Исходе 33:16, «чтобы я мог знай Тебя, чтобы я мог найти благодать в Твоих очах и подумать, что этот народ - Твой народ ". То есть Моисей искал понимания путей Бога в управлении израильтянами, чтобы Моисей мог поступить так же. Маймонид пришел к выводу, что" пути " используемые в Библии идентичны «атрибутам», используемым в Мишне, обозначающим действия, исходящие от Бога по отношению к вселенной.
Зоар, однако, обнаружен в компонентах атрибутов Бога в сущностном имени Бога. Зоар, рабби Симеон учил из Книги Тайн, что Божественное Имя имеет как открытую, так и скрытую форму. В своей открытой форме оно записано как четырехбуквенное Имя Бога, Тетраграмматон, но в своей нераскрытой форме оно написано другими буквами, и эта нераскрытая форма представляет собой наиболее непонятную из всех. В «Зоаре» рабби Иуда учил, что даже раскрытая форма Имени скрыта под другими буквами (как имя ADoNaY, иврит : אֲדֹנָי, скрыто в ADNY, Hebr ew : אדני), чтобы скрыть самое запутанное. В буквах имени Бога скрыты 22 атрибута милосердия, а именно 13 атрибутов Бога в Исход 34: 6–7 и девять атрибутов микропросопуса, меньшего раскрытого аспекта Бога. Все они объединены в одно составное Имя. Когда люди были более благоговейными, священники открыто произносили Имя на всеобщее обозрение, но после того, как непочтительность стала широко распространенной, Имя стало скрыто под другими буквами. В то время, когда Имя было раскрыто, священник концентрировал свой ум на его глубоком и внутреннем значении и произносил Имя таким образом, чтобы соответствовать этому значению. Но когда непочтительность стала обычным явлением в мире, он скрывал все в письменных письмах. Зоар учил, что Моисей произнес 22 буквы в двух частях: первая в Исход 34: 6–7 в атрибутах Бога, а вторая в Числах 14:18, когда он произнес девять Атрибутов Милосердия, присущих Микропросопу и излучаемых светом Бога. Все это священник объединил вместе, когда он простер руки, чтобы благословить людей в соответствии с Числами 6: 23–26,, так что все миры получили благословения Бога. Именно по этой причине Числа 6:23 говорит просто «говоря» (иврит : אָמוֹר, amor) вместо повелительной формы «сказать» (Иврит : אִמְרִי, imri), в отношении скрытых букв в словах Священнического благословения. Слово на иврите : אָמוֹר, amor имеет в своих буквах числовое значение 248 минус один (иврит : א равно 1; иврит : מ равно 40; на иврите : ו равно 6; на иврите : ר равно 200; и 1 + 40 + 6 + 200 = 247), что равно количеству частей тела человека, за исключением той части, от которой зависит все остальное. Таким образом, все эти части получают Священническое благословение, выраженное в трех стихах Числа 6: 24–26.
Парашах обсуждается в этих современных источниках:
Исход 30:13 сообщает, что «сикель - двадцать геров». Эта таблица переводит единицы веса, используемые в Библии, в их современные эквиваленты:
Единица | Тексты | Древний эквивалент | Современный эквивалент |
---|---|---|---|
гера (иврит : גֵּרָה) | Исход 30:13; Левит 27:25; Числа 3:47; 18:16; Иезекииль 45:12 | 1/20 шекеля | 0,6 грамм ; 0,02 унции |
бека (иврит : בֶּקַע) | Бытие 24:22; Исход 38:26 | 10 герах; полшекеля | 6 граммов; 0,21 унции |
пим (иврит : פִים) | 1 Царств 13:21 | 2/3 шекеля | 8 граммов; 0,28 унции |
шекель (иврит : שֶּׁקֶל) | Исход 21:32; 30:13, 15, 24 ; 38:24, 25, 26, 29 | 20 герас; 2 бека | 12 граммов; 0,42 унции |
мина (манех, иврит : מָּנֶה) | 3 Царств 10:17; Иезекииль 45:12; Ездра 2:69; Неемия 7:70 | 50 шекелей | 0,6 килограмм ; 1,32 фунтов |
талант (kikar, иврит : כִּכָּר) | Исход 25:39; 37:24; 38:24, 25, 27, 29 | 3000 шекелей; 60 мин | 36 килограммов; 79,4 фунта |
Отмечая, что Исход 31: 12–17 приказывает израильтянам соблюдать субботу в конце инструкций для скинии, а затем Исход 35: 2–3 повелевает израильтянам соблюдать субботу непосредственно перед описанием строительства скинии, реформы 20-го века Реформа Раввин Гюнтер Плаут пришел к выводу, что Суббота была мостом, который соединял здание Скинии с его более глубоким предназначением.
Профессор Нахум Сарна, ранее работавший в Университете Брандейса, отметил, что предписание соблюдать Суббота в Исход 31:15 практически повторяется дословно в Исход 35: 2–3, с добавлением, чтобы не зажигать огонь в субботу.
В 1950 г. Комитет по еврейскому закону и нормам из консервативного иудаизма постановил: «Воздержание от использования автомобиля является важным подспорьем в соблюдении субботы. дух покоя. Кроме того, такая сдержанность помогает членам семьи оставаться вместе в субботу. Однако, если семья проживает за пределами разумной пешей доступности от синагоги, использование автомобиля для посещения синагоги никоим образом не должно толковаться как нарушение субботы, а, наоборот, такое посещение считается выражением. верности нашей вере.... [В] духе живой и развивающейся Галахи, отвечающей изменяющимся потребностям нашего народа, мы заявляем, что разрешено использовать электрическое освещение в субботу с целью увеличения наслаждения субботой или уменьшения личного дискомфорта в выполнение мицвы ».
Доктор Натан Макдональд из Колледжа Святого Иоанна, Кембридж, сообщил о некотором споре по поводу точное значение описания Земли Израиля как «земли, текущей с молоком и медом», как в Исход 3: 8 и 17, 13: 5 и 33: 3, Левит 20:24, Числа 13:27 и 14: 8, и Второзаконие 6: 3, 11: 9, 26: 9 и 15, 27: 3 и 31:20. Макдональд написал, что термин для молока (Еврейский : חָלָב, халав) легко может быть словом, обозначающим «жир» (иврит : חֵלֶב, хелев), и словом, обозначающим мед (иврит : דְבָשׁ, Дэваш) co Uld указывает не на пчелиный мед, а на сладкий фруктовый сироп. Выражение вызывало общее ощущение щедрости земли и предполагало экологическое богатство, проявляющееся разными способами, а не только с молоком и медом. Макдональд отметил, что это выражение всегда использовалось для описания земли, которую народ Израиля еще не испытал, и поэтому охарактеризовал ее как всегда ожидаемое будущее.
Профессор Эверетт Фокс из Университет Кларка отметил, что «слава» (иврит : כְּבוֹד, кевод) и «упрямство» (иврит : כָּבֵד לֵב, kaved lev) - главные слова во всем мире. Книга Исхода, которая дает ощущение единства. Точно так же Пропп определил корень kvd, означающий тяжесть, славу, богатство и твердость, как повторяющуюся тему в Исходе: Моисей страдал от тяжелого рта в Исход 4:10 и тяжелых рук в Исходе. 17:12; Фараон имел твердость сердца в Исходе 7:14; 8:11, 28 ; 9: 7, 34 ; и 10: 1; фараон усложнил труд Израиля в Исход 5: 9; Бог в ответ послал тяжелые казни в Исход 8:20; 9 : 3, 18, 24 ; и 10:14,, чтобы Бог мог прославиться над фараоном в Исход 14: 4, 17 и 18 ; и книга завершается нисхождением огненной славы Бога, описанной как «тяжелое облако», сначала на Синай, а затем на Скинию в Исход 19:16; 24: 16–17; 29:43; 33:18, 22 ; и 40: 34–38.
Пропп сообщил распространенное научное мнение о том, что Исход 34 содержит (J) Завет Яхвиста и что откровение имени Бога в Исход 34: 6–7 соответствует сопоставимым сценам из Элохиста (E) в Исход 3: 13–15 и священнический источник (P) в Исход 6: 2–3. Таким образом, Пропп утверждал, что Исход 34: 6–7 это одно длинное полное Имя Бога. Пропп предположил, что Исход 34: 6–7 мог быть Божьим откровением песнопения, которое израильтяне могли использовать в будущих кризисах, чтобы напомнить Богу о милосердии Бога, передаваемого поколениями.
Профессор Ричард Эллиотт. Фридман из Университета Джорджии заметил, что формула Яхвиста в Исход 34: 6–7 подчеркивает милосердие - милосердие, благодать и доброту - над справедливой стороной Бога.. В отличие от этого, отметил Фридман, в священническом источнике никогда не используются эти или несколько других родственных слов, подчеркивая скорее справедливую сторону Бога. Фридман утверждал, что это важный пример того, как Библия стала чем-то большим, чем просто сумма ее частей, когда Редактор объединил источники, объединив две стороны в новом балансе в окончательной версии Торы, передавая изображение Бога, разрываемого между справедливостью и милосердием, которое, как утверждал Фридман, с тех пор является центральным элементом концепции Бога в иудаизме и христианстве.
Хофец Хаим рассказал притчу объяснить учение рава Иуды (см. «В классической раввинской интерпретации»: «Исход, глава 34» выше), что Бог не отвернет евреев с пустыми руками, когда они будут декламировать 13 атрибутов Бога в Исход 34: 6– 7. Хофец Хаим рассказал, что однажды жил богатый бизнесмен, бедный племянник которого умолял его дать ему работу. Бизнесмен дал племяннику работу и выписал список задач с описанием обязанностей племянника. Бизнесмен посоветовал племяннику просматривать список каждый день. Через некоторое время бизнесмен вызвал своего племянника, чтобы узнать, чем он занимается для бизнеса. Племянник сказал, что сделал все, о чем просил бизнесмен. Бизнесмен потребовал от племянника подробностей. Племянник ответил, что каждый день зачитывает список дел, которые ему давал бизнесмен, и запоминает его наизусть. Бизнесмен спросил, выполнил ли племянник какую-либо из задач. Племянник смущенно ответил, что, по его мнению, раз уж его дядя был начальником, ему достаточно было бы просто повторить список вслух. Бизнесмен назвал племянника дураком и объяснил, что список предназначен только для того, чтобы напомнить племяннику, что ему делать. Точно так же, как учил Хофец Хаим, 13 атрибутов, которые даны евреям для чтения в качестве молитвы, являются основными руководящими принципами того, как ходить путями Бога.
Профессор Филлис Трибл, ранее из Школы богословия Университета Уэйк Форест, отметили, что прилагательное «милосердный» (иврит : רַחוּם, rachum) используется в Исход 34: 6 как единое целое. Атрибутов Бога привязан к существительному «матка» или «матка» (иврит : ר re, rechem). Трайбл писал, что существительное на иврите, означающее «сострадание» или «милосердие» (иврит : רַחֲמִים, rahamim), таким образом, означает как «образ жизни, так и место этого образа жизни», как и в еврейском конкретном значение слова «матка» расширено и включает в себя абстракции «сострадание», «милосердие» и «любовь», глагол «проявлять милосердие» (иврит : רחם, rchm) и прилагательное « милосердный "(иврит : רַחוּם, rachum).
конец XIX века Немец библеист Юлий Велльхаузен считал раннюю израильскую религию связанной с годовым циклом природы и полагал, что Священное Писание лишь позднее связывало праздники с историческими событиями, такими как Исход из Египта. Профессор Джеймс Кугель из Университета Бар-Илан сообщил, что современные ученые в целом согласны с тем, что Песах отражает два изначально отдельных праздника, вытекающих из годового цикла урожая. Один фестиваль включал в себя принесение в жертву и поедание животного из стада, жертвоприношение песа, которое совершалось среди пастухов, приносивших жертву в свете полнолуния месяца, отмеченного весенним равноденствием и конец зимы (как указано в Исход 12: 6 ), чтобы принести Божественную милость для безопасного и процветающего лета для остальной части стада. Пастухи зарезали животное дома, так как обряд также предписывал намазывать кровью косяка двери и косяк дома (как указано в Исход 12: 7 ), чтобы отразить зло. Обряд предписывал не ломать кость (как указано в Исход 12:46 ), чтобы не навлечь зло на стадо, от которого пришла жертва. Ученые предполагают, что название песа происходит от глагола, который означает «хмель» (как в 3 Царств 18:21 и 26 ), и предполагают, что праздник мог изначально включать ритуала "прыжков". Во втором фестивале - Празднике пресного хлеба - фермеры ели пресный ячменный хлеб в течение семи дней, когда урожай озимого ячменя достиг зрелости и был готов к сбору урожая. Фермеры отмечали этот праздник с поездкой в местное святилище (как в Исход 23:17 и 34:23 ). Современные ученые считают, что отсутствие дрожжей в хлебе указывает на чистоту (как в Левит 2:11 ). Перечень Праздников в Исход 23: 14–17 и 34: 18–23, по-видимому, свидетельствует о независимом существовании Праздника опресноков. Современные ученые предполагают, что фермерский праздник опресноков и пасха пастухов позже объединились в единый праздник, пасха переместилась из дома в храм, а объединенный праздник был явно связан с Исходом (как в Второзаконие 16 : 1–4 ).
Согласно Сефер ха-Чинух, в парашахе есть 4 положительных и 5 отрицательных заповедей :
Маймонид, однако этому парашу приписываются только следующие 4 положительные и 3 отрицательные заповеди:
Некоторые евреи читают описания умывальника в Исход 30: 17–21 и приношение благовоний Аарона в Исход 30: 7–8 и 30: 34–36 после благословений в субботу утром.
Некоторые евреи воспевают святость субботы, отражая Исход 31:14, как часть песни Баруха Эль-Эльона (земер), исполняемой в связи с трапезой в субботу.
Евреи читают счет значения субботы в Исход 31: 16–17 как последнее чтение, завершающее благословения Шма перед перемежающейся половиной - Кадиш и молитвой Амида в пятницу, субботний вечер (Маарив ) молебен. Призыв «соблюдать» (В'шамру, ושמרו) субботу, которым завершается это чтение, отражает повеление Бога в Исход 31:13 «соблюдать Мои субботы», даже исключая другие явно достойные причины. И снова евреи цитируют отчет о значении субботы в Исход 31: 16–17 как часть параграфа В'шамру молитвы Амида во время утренней субботней молитвы (Шахарит ).. И снова евреи цитируют отчет о значении субботы в Исходе 31: 16–17 как часть абзаца В'шамру в Киддуша Рабба благословении для трапезы в субботу.
Второе благословение перед Шмой обращается к Богу о «вашем народе», Израиле, как Моисей в Исход 32: 11–12.
Евреи декламируют рассказ о том, как Моисей сбросил две каменные скрижали, описанные в Исход 32:15 как часть молитвы амида во время утреннего субботнего молебна (Шахарит).
Некоторые евреи ссылаются на надпись на двух каменных скрижалях, о которых говорится в Исход 32:15, когда они изучают Пиркей Авот главу 5 в субботу между Пасхой и Рош ха-Шана. И после этого некоторые цитируют Исход 32:16, когда изучают Пиркей Авот главу 6 в следующую субботу между Пасхой и Рош ха-Шана.
характеристика Бога милосердие и сострадание в Исход 34: 6 отражены в Псалме 145: 8 и, в свою очередь, в молитве Ашрей утром (Шахарит) и днем (Минха ) молебны. Точно так же иудеи взывают к Божьей характеристике прощения в Исход 34: 6 словами «прости нас, наш Путеводитель» в будничной молитве Амида на каждой из трех молитвенных служб. И снова евреи цитируют Божью характеристику «стойкой любящей доброты (рав хесед)» в Исход 34: 6 в разделе «Кедуша Д'Сидра» службы Минха в Шаббат.
Евреи произносят три слова. умножает на 13 атрибутов милосердия в Исход 34: 6–7 после удаления Торы из Ковчега на Пасху, Шавуот, Рош ха-Шана, Йом Киппур, Суккот и Хошана Рабба.
Во время молитвы амида в субботу утром (Шахарит) евреи ссылаются на «венец великолепия», который Бог возложил на Моисея в Исход 34:29.
В Weekly Maqam евреи-сефарды каждую неделю основывают песни богослужений на содержании парашаха той недели. Для Парашат Ки Тиса евреи-сефарды применяют макам хиджаз, макам, выражающий скорбь и печаль, поскольку парашах содержит эпизод с Золотым тельцом, печальный и смущающий эпизод в истории израильского народа.
Хафтара для парашаха:
И парашах, и хафтара в Первой книге Царств описывают Божьего пророка, борющегося с идолопоклонством, чтобы восстановить поклонение Богу, парашах в Гнев Моисея на Золотого тельца и хафтара в противостоянии пророка Илии с пророками Ваала. И в парашахе, и в хафтаре пророк был на горе ; пророк призвал имя s Авраама и Исаака в молитве к Богу; звук (кол) наблюдается; пророк призвал израильтян выбирать между Богом и ложным богом; и Бог явил Божий выбор.
Когда парашах совпадает с Шабат Парахом (особая Суббота перед Песахом - как это будет в 2020, 2021, 2023, 2026 и 2028), хафтара - это Иезекииль 36: 16–38. В Шаббат Парах, субботу красной телицы, евреи читают Числа 19: 1 –22,, где описываются обряды очищения с использованием красной телицы (парах адумах). Точно так же хафтара у Иезекииля также описывает очищение. Как в специальном чтении, так и в хафтаре у Иезекииля, окропленная вода очищает израильтян.
Парашах имеет параллели или обсуждается в этих источниках: