Хосров I

редактировать

Царь царей иранцев и неиранцев
Хосров I. 𐭧𐭥𐭮𐭫𐭥𐭣𐭩
Царь царей иранцев и неиранцы
Plate of Khosrow I Anushirvan.jpg Табличка с изображением Хосрова I.
Шаханшах из Сасанидской империи
Правление13 сентября 531 - февраль 579
ПредшественникКавад I.
ПреемникХормизд IV
Родился512–514. Ардестан
Умерфевраль 579 г. (65–67 лет). Ктесифон
СупругаХазар принцесса
Выпуск
Дом Дом Сасана
ОтецКавад I
МатьИспахбудхан дворянка

Хосров I (также пишется Хосрау, Хусро или Чосроуз ; Среднеперсидский : 𐭧𐭥𐭮𐭫𐭥𐭣𐭩; Новоперсидский : خسرو [xosˈroʊ̯]), традиционно известный под своим эпитетом Ануширван (انوشيروان [ænuːʃi: rˈvɔːn] «Бессмертный Душа »), был сасанид царь царей Ирана из м с 531 по 579. Он был сыном и преемником Кавада I (r. 488–496, 498 / 9–531).

Унаследовав укрепившуюся империю в войне с византийцами, Хосров I заключил с ними мирный договор в 532 году, известный как вечный мир, в котором византийский император Юстиниан I заплатил сасанидам 11 000 фунтов золота. Затем Хосров сосредоточился на укреплении своей власти, казни заговорщиков, включая своего дядю Бави. Недовольный действиями византийских клиентов и вассалов, Гассанидов и воодушевленный остготскими посланниками из Италии, Хосров нарушил мирный договор и объявил войну Византийцы в 540 году. Он разграбил город Антиохию, искупался в Селевкии Пиерии и провел гонки колесниц в Апамее, где он создал Синюю фракцию - которую поддержал Юстиниан - проиграть сопернику зеленым. В 541 году он вторгся в Лазику и сделал ее иранским протекторатом, положив начало Лазической войне. В 545 году две империи согласились прекратить войны в Месопотамии и Сирии, в то время как они вели в Лазице. В 557 г. было заключено перемирие, а в 562 г. был заключен пятидесятилетний мирный договор.

В 572 году Юстин II, преемник Юстиниана, нарушил мирный договор и послал византийские войска в Сасанидский регион Арзанен. В следующем году Хосров осадил и захватил важный византийский город-крепость Дара, что свело Юстина II с ума. Война продлится до 591 года, пережив Хосров. Войны Хосрова велись не только на западе. На востоке Хосров в союзе с гектюрками окончательно положил конец империи эфталитов, которая нанесла сасанидам несколько поражений в V веке, убив Дед Хосрова Пероз I. Южнее иранские войска под предводительством Вахреза победили аксумитов и покорили Йемен.

Хосров I был известен своим характером, добродетелями и знаниями. Во время своего амбициозного правления он продолжил проект своего отца по проведению крупных реформ в социальных, военных и экономических аспектах империи, увеличению благосостояния и доходов, созданию профессиональной армии и основанию или восстановлению многих городов, дворцов и инфраструктур.. Он интересовался литературой и философией, и при его правлении в Иране процветали искусство и наука. Хосров был самым выдающимся из сасанидских царей, и его имя, как и имя Цезаря в истории Рима, стало обозначением сасанидских царей. Благодаря его достижениям, он был провозглашен новым Киром.

. На момент его смерти Сасанидская империя достигла своего пика со времен Шапура II, простираясь от Йемена. на западе до Гандхара на востоке. Ему наследовал его сын Хормизд IV.

Содержание

  • 1 Имя и титулы
  • 2 Историография
  • 3 Предпосылки
  • 4 Ранняя жизнь
    • 4.1 Переговоры с византийцами по поводу принятия Хосров
    • 4.2 Преследование Маздака и его последователей
  • 5 Присоединение
    • 5.1 Вечный мир 532 г.
    • 5.2 Консолидация власти
  • 6 Реформы
    • 6.1 Резюме
      • 6.1.1 Налоговые реформы
      • 6.1.2 Административные реформы
    • 6.2 Военные реформы
      • 6.2.1 Оборудование
  • 7 Военные кампании
    • 7.1 Война с Византийской империей, 540–562
      • 7.1.1 Предпосылки
      • 7.1.2 Сасанидское вторжение в Сирию
      • 7.1.3 Лазическая война
    • 7.2 Война на Востоке
    • 7.3 Кампания в Йемене против Абиссинии
    • 7.4 Война с Византийской империей, 572–591
  • 8 Религиозная policy
  • 9 Constructions
  • 10 Coinage
  • 11 Philosopher King
    • 11.1 Academy of Gondishapur
  • 12 Legacy
  • 13 Family tree
  • 14 Notes
  • 15 Библиография
    • 15.1 Ancient произведения
    • 15.2 Современные произведения

Имя и титулы

«Хосров» - это новоперсидский вариант его имени, используемый учеными; его первоначальное имя было среднеперсидское, Хусрав, само происходит от авестийского Хаосраууах («имеющий хорошую славу»). Имя транслитерируется в греческом как Хосроэс, а в арабском как Кисра. Помимо своего личного имени, он широко известен в источниках под своим эпитетом Ануширван («Бессмертная душа»), новоперсидским переводом среднеперсидского анушаг-рувана. Другие варианты названия - Аноширван, Анушираван и Новширван. Другим прозвищем, которым был известен Хосров, был Дадгар («Распространитель правосудия»).

Историография

Многие источники, относящиеся к исламской эпохе, такие как ат-Табари Арабский История пророков и царей и Шахнаме («Книга царей») средневекового персидского эпоса Фирдоуси (ум. 1020) дают много информации относительно реформ Хосрова, и, таким образом, наиболее вероятно, они почерпнули обе свои сведения из книги истории Среднего Персии Хвадай-Намаг («Книга лордов»). Другие работы были созданы независимо, такие как «Сират Ануширван», которая, как сообщается, была автобиографией, сделанной самим Хосровом, и сохранилась в работе Мискавейха (932–1030). Хосров также упоминается в нескольких греческих источниках, таких как Прокопий, Агафий и Менандр-протектор, которые все дают важную информацию относительно управления Хосровом Ирано-римские войны. Сирийские авторы, такие как Иоанн Эфесский и Захария Ретор, также включают Хосрова в свои работы, предлагая восприятие последствия, которые его экспедиции принесли людям, жившим на римской границе.

Предыстория

Монета Кавад I.

Хосров I, как сообщается, родился между 512 и 514 годами в Ардестане, город, расположенный в провинции Спахан в центральном Иране. Город, восходящий к ахеменидскому периоду, процветал во времена Хосрова, а также имел храм огня, который, как говорят, был основан мифологическим каянцем царь Кай Бахман, от которого сасаниды утверждали свое происхождение. Хосров был младшим сыном Кавада I, правящего сасанидского шаха. Его мать была испахбудханской принцессой, которая приходилась сестрой главному иранскому генералу Бави. Испахбудханы были одним из семи великих домов Ирана, которые сформировали элитную аристократию Сасанидской империи. В частности, они пользовались таким высоким статусом, что были признаны «родственниками и партнерами сасанидов». Семья также занимала важное положение спахбед Запада, то есть юго-западных регионов Сасанидской империи (Хварваран).

Следуя традициям аристократических семей или высших сословий, Хосров должен был иметь начал учиться в школе (frahangestān) в возрасте от пяти до семи лет. Там он научился писать и выучил яшты, Хадохт, Баян Ясн и Вендидад, следуя той же схеме обучения, что и для будущего священника (трава ). Кроме того, он наблюдал за среднеперсидским переводом Авесты, Зенд. После этого его обучали верховой езде, стрельбе из лука, поло (човган ) и военному творчеству.

Ранняя жизнь

Переговоры с византийцами закончились усыновление Хосрова

Монета Византийского императора Юстина I.

В c. 520, Кавад, чтобы обеспечить преемственность Хосрова, положение которого ему угрожали соперничающие братья и маздакитская секта, предложившая императору Иустину I усыновить его. Первоначально предложение было встречено с энтузиазмом византийским императором и его племянником Юстинианом, но квестор Юстина, Прокл, выступил против этого шага из-за беспокойства Хосрова, возможно, позже попытающегося предпринять над византийским престолом. Византийцы вместо этого сделали встречное предложение принять Хосрова не римлянином, а варваром. В итоге переговоры не пришли к консенсусу. Хосров, как сообщается, почувствовал себя оскорбленным византийцами, и его отношение к ним ухудшилось.

Махбод, который вместе с Сиявушом выступал в качестве дипломатов на переговорах, обвинил последних в преднамеренном саботаже переговоров. В адрес Сиявуша были предъявлены дальнейшие обвинения, в том числе в почитании новых божеств и похоронении его умершей жены, что было нарушением иранских законов. Таким образом, Сиявуш, скорее всего, был маздакитянином, религиозной сектой, которую Кавад первоначально поддерживал, но теперь отказался от нее. Хотя Сиявуш был близким другом Кавада и помог ему сбежать из тюрьмы, последний не пытался предотвратить его казнь, по-видимому, с целью ограничить безмерный авторитет Сиявуша в качестве главы сасанидской армии, пост, который не нравился другие дворяне. Сиявуш был казнен, а его должность упразднена. Несмотря на провал переговоров, полномасштабная война на главной восточной границе началась только в 530 году. В прошедшие годы обе стороны предпочли вести войну по доверенности, через арабов союзников на юге и гуннов на севере.

Преследование Маздака и его последователей

Хосров I борьба с маздакитами Шахнаме иллюстрация смерти Маздака

Маздак - имя главного представителя религиозного и философского учения маздакизма, которое выступал против насилия и призывал к разделу богатства, женщин и собственности, архаической форме коммунизма. Маздакизм имел не только теологические и космологические аспекты, но также политические и социальные последствия, что было в ущерб знати и духовенству. По мнению современных историков Турадж Дарьяи и Мэтью Канепа, разделение женщин, скорее всего, было преувеличением и клеветой, проистекающими из указа Маздака, который ослабил правила брака, чтобы помочь низшим классам. Могущественные семьи видели в этом тактику ослабления своего происхождения и преимуществ, что, скорее всего, имело место. Кавад использовал движение как политический инструмент для обуздания власти знати и духовенства. Когда дворянство и духовенство ослабли, Кавад смог проводить реформы с меньшими трудностями. Когда к 520-м годам начались реформы, он больше не пользовался Маздаком. В результате он официально отказался от поддержки маздакитов. Была организована дискуссия, в ходе которой не только зороастрийское духовенство, но также христианские и иудейские священнослужители клеветали на Маздака и его последователей.

Согласно Шахнаме («Книга царей»), Написанный несколько столетий спустя средневековым персидским поэтом Фирдоуси, Кавад послал Маздака и его сторонников в Хосров, который убил своих сторонников, закопав головы в огороженном стеной саду, так что были видны только их ноги. Затем Хосров вызвал Маздака посмотреть на его сад, сказав следующее; «Вы найдете там деревья, которых никто никогда не видел и о которых никто никогда не слышал даже из уст древних мудрецов». Маздак, увидев трупы своих последователей, закричал и потерял сознание. Впоследствии он был казнен Хосровом, который был привязан к виселице и приказал своим людям стрелять в него стрелами. Достоверность истории сомнительна; Фирдоуси использовал гораздо более ранние сообщения о событиях, чтобы написать Шахнаме, и, таким образом, эта история может сообщать некоторую форму современной памяти.

Присоединение

Вечный мир 532

14 век Шахнаме изображение Хосрова I, восседающего на троне.

В 531 году, когда иранская армия осаждала Мартирополис, Кавад заболел и умер. Хосров сменил его, но из-за того, что его положение внутри страны было небезопасным, он хотел заключить мир с византийцами, которые сами при императоре Юстиниане I (годы правления 527–565), возможно, уже были больше сосредоточены на возвращении утраченного западной половине Римской империи, чем в ведении войны против Ирана. Византийские послы Руфин, Гермоген, Александр и Томас нашли Хосрова в более примирительном настроении, чем его отец, и вскоре было достигнуто соглашение. Юстиниан заплатил 110 столетий (11000 фунтов) золота якобы в качестве вклада в защиту Кавказа перевалов против варваров, живущих за его пределами, а также в качестве базы dux Месопотамии будут выведены из крепости Дара в город Константина. Два правителя снова признают друг друга равными и обещают взаимную помощь. Хосров первоначально отказался вернуть два форта Лазич, потребовав при этом вернуть два других форта, захваченных византийцами в Сасанидской Армении. Юстиниан сначала согласился, но вскоре передумал, в результате чего соглашение было разорвано. Однако летом 532 года новому посольству Гермогена и Руфина удалось убедить Хосрова полностью обменять занятые форты, а также разрешить изгнанным иберийским повстанцам либо остаться в Византийской империи, либо вернуться. благополучно в свои дома.

Укрепление власти

Когда-то во время раннего правления Хосрова ему пришлось иметь дело со своим старшим братом Кавусом, который правил как правитель-губернатор северной провинции Падишхваргар. В отличие от Хосрова, он был маздакитянином (или, по крайней мере, имел сильные маздакитские симпатии) и, таким образом, пользовался их поддержкой как кандидат на престол. Кавус утверждал, что является законным наследником престола из-за своего старшего возраста. Однако он был побежден силами Хосрова и доставлен в Ктесифон, где Хосров вызвал священников и убедил Кавуса признаться и попросить прощения, чтобы его можно было освободить. Кавус отказался, предпочитая смерть, вынудив Хосрова убить его. Сообщается, что Хосров «проклял состояние» за то, что «заставил его убить такого брата, как Кавус».

Другой опасностью для правления Хосроу был его дядя Бави, который вместе с другими членами Иранская аристократия была вовлечена в заговор, в котором они пытались свергнуть Хосрова и сделать Кавада, сына брата Хосрова Джамаспа, шахом Ирана. Узнав о заговоре, Хосров казнил всех своих братьев и их потомков, а также Бави и других аристократов, которые были вовлечены. Хосров также приказал казнить Кавада, который был еще ребенком и находился вдали от суда, его воспитал Адергоудунбадес. Хосров послал приказ убить Кавада, но Адергоудунбадес не повиновался и воспитывал его тайно, пока в 541 году его не предал шаху его собственный сын Бахрам. Хосров приказал казнить его, но Кавад или кто-то, считавший себя им, сумел бежать в Византийскую империю.

Реформы

Резюме

Хосров I представляет собой воплощение король-философ в Сасанидской империи. После восхождения на престол Хосров не восстановил власть феодальной знати или магов, но централизовал свое правительство. Правление Хосрова считается одним из самых успешных в Сасанидской империи. Мирное соглашение между Римом и Персией в 531 г. дало Хосрову возможность консолидировать власть и сосредоточить свое внимание на внутреннем улучшении. Его реформы и военные кампании ознаменовали возрождение Сасанидской империи, которая распространила философские верования, а также торговлю товарами от Дальнего Востока до Дальнего Запада.

Внутренние реформы при Хосрове были намного важнее, чем реформы на внешней границе. Последующие реформы привели к возникновению бюрократического государства за счет знатных семей, укреплению центрального правительства и власти Шаханшаха. Армия также была реорганизована и привязана к центральному правительству, а не к местной знати, что позволило повысить организованность, ускорить мобилизацию и создать гораздо больший кавалерийский корпус. Реформы в области налогообложения обеспечили империи стабильность и гораздо более сильную экономику, что позволило провести длительные военные кампании, а также увеличить доходы бюрократии.

Налоговые реформы

Налоговые реформы Хосрова получили высокую оценку нескольких ученых, наиболее заметным из которых является Ф. Альтхайм. Налоговые реформы, начатые при Каваде I и полностью осуществленные Хосровом, значительно укрепили королевский двор. До правления Хосрова и Кавада большая часть земли принадлежала семи парфянским семьям : Сурен, Вараз, Карен, Испахбудхан, Спандияд, Мигран и Зик. Эти великие землевладельцы пользовались налоговыми льготами в Сасанидской империи и были сборщиками налогов в своих провинциальных областях.

С началом маздакитской революции произошло великое восстание крестьян и граждан из низшего сословия, которые захватили большие деньги. участки земли под эгалитарными ценностями. В результате возникла большая неразбериха в вопросах владения и собственности на землю. Хосров без разбора обследовал всю землю в империи и начал взимать налог со всех земель по единой программе. Налоговые поступления, которые раньше поступали в местную дворянскую семью, теперь шли в казну центрального правительства. Фиксированный налог, который ввел Хосров, создал более стабильную форму дохода для казны.

Поскольку размер налога не менялся, казначейство могло легко оценить годовой доход. До налоговых реформ Хосрова налоги взимались на основе урожайности земли. Новая система рассчитывала и усредняла налоги на основе прав на воду для каждого объекта недвижимости. На землях, на которых произрастали финиковые пальмы и оливковые деревья, использовался несколько иной метод налогообложения, основанный на количестве деревьев, на которых выращивались эти земли. Эти налоговые реформы Хосрова были ступенькой, которая позволила провести последующие реформы в бюрократии и армии.

Административные реформы

Хосров I восседает на троне

Отличительной чертой бюрократической реформы Хосрова было создание нового социального класса. Раньше Сасанидская империя состояла всего из трех социальных классов: магов, знати и крестьян / простолюдинов. Хосров добавил к этой иерархии между дворянами и крестьянами четвертый класс, названный деганами. Деганы были небольшими землями, владевшими гражданами Сасанидской империи, и считались низшей знатью.

Хосров продвигал по службе честных правительственных чиновников, основанных на доверии и честности, а не коррумпированных дворян и магов. Маленькие землевладельцы-деганы предпочитали высшей знати, потому что они, как правило, были более надежными и были обязаны своей верностью шаху своим положением в бюрократии. Возвышение деганов стало основой империи, потому что теперь они владели большей частью земли и занимали должности в местной и провинциальной администрации.

Уменьшение власти великих семей улучшило империю. Это произошло потому, что раньше каждая великая семья управляла большим участком земли и имела своего короля. Имя Шаханшах, означающее «Царь царей», произошло от того факта, что в Сасанидском Иране быломного феодальных царей, во главе которые стояли Шаханшах. Их падение означало, что их власть перенаправлена ​​к центральному правительству, и все налоги теперь шли центральному правительству, а не местному знати.

Военные реформы

Крупные военные реформы сделали иранскую армию, способную вести длительные войны, сражаться на нескольких фронтах и ​​быстрее развертываться. До правления Хосрова, как и в других аспектах империи, вооруженные силы зависели от феодалов из великих семей в солдатских войсках и кавалерии. Каждая семья предоставляет свою армию и снаряжение по требованию Шаханшаха. Эта система заменена появлением низшего сословия дворянства, которому платило и предоставляющее центральное правительство.

Главной силой сасанидской армии была конница асварана. Раньше только дворяне могла записываться в ашваранскую кавалерию, которая была очень ограничена и выполняла нехватку хорошо обученных солдат. Теперь, когда класс дехкан считался дворянством, они смогли присоединиться к кавалерийским силам и значительно увеличили количество кавалерийских сил.

Военная реформа была сосредоточена больше на организации и обучении войск. Кавалерия по-прежнему является наиболее важным аспектом иранской армии, пешие лучники были менее важны, а массовые крестьянские силы находились в самом низу.

Хосров создал четыре военных округа с спахбедом, или генералом, во главе каждого округа. До реформ Хосрова генерал иранцев (Эран-Спахбед ) управлял армию всей империи. Четыре зоны включали Месопотамию на западе, на севере, Персидский залив в центральном и юго-западном регионах и Среднюю на востоке. Это новое четырехраздельное деление Империи не только создало более эффективную военную систему, но и «[управление] обширной, многорегиональной, многокультурной и многорасовой империей».

Оборудование

Во время правления Хосрова, был составлен «список» снаряжения для кавалерии (асваран ). Список включал шлем, горжет, кольчугу, ламеллярное пальто или кирасу, ножные доспехи, рукавицы, меч, щит, два лука с запасными струнами, 30 стрел, топор или булаву и конские доспехи.

Сасанидские буллы, показывающие четыре спахбеда, показывают, что все еще были полностью бронированы в тот период, и сасанидская кавалерия все еще использовала тактику тяжелой кавалерии. Весьма вероятно, что стремя было введено сасанидской кавалерии за два столетия до реформ Хосрова (и упоминается в Биваре (1972)), положение ступни «стремена» можно увидеть на сасанидских буллах и в Так-е- Бостанции.

Военные кампании

Война с Византийской империей, 540–562

Карта византийско-сасанидской границы.

История вопроса

В 539 году Хосров используем предпринял попытку добиться casus belli против византийцев, пытаясь использовать разногласиями между его клиентами Лахмида и византийскими клиентами Гассанидами, которые оба заявляют о своей собственности земли к югу от Пальмиры, недалеко от старого Страта Диоклетиана. Однако его попытка была сорвана, когда византийцы успешно решили проблему. Впоследствии Хосров обвинил Юстиниана в попытке подкупа правителя Лахмидов аль-Мундира III ибн аль-Ну'мана (r. 503–554) через своего дипломата Суммуса, а также что он вдохновил некоторых гуннов совершить вторжения в Иран. Правитель Гассанидов аль-Харис ибн Джабала (r. 528–569) вторглись на территорию Мундира и унесли богатую добычу. Хосров пожаловался Юстиниану на этот инцидент и потребовал вернуть ему украденные богатства, включая оплату арабов, убитых во время нападения. Однако его просьба была проигнорирована. Этот инцидент, наряду с поддержкой со стороны эмиссара остготов царя Витигеса и недовольства армян, проживающих на территории Византии, своим правлением, побудил Хосрова возобновить войну против византийцев.. Непрерывные войны Юстиниана в Северной Африке и Италии, должно быть, также внесли свой вклад в устремления Хосрова. Юстиниан, узнав о намерении Хосрова начать войну, попытался отговорить его, но безуспешно.

Сасанидское вторжение в Сирию

В мае 540 года Хосров вторгся во владения византийцев; он избегал крепости Цирцезий и вместо этого подошел к Зенобии, где предпринял вялую попытку убедить крепость сдаться, но она оказалась безуспешной. Затем он перешел к суре и в бою убил ее командира Арсака. Деморализованные смертью своего командира, жители отправили своего епископа на переговоры с Хосровом. Делая вид, что принимает просьбу епископа, Хосровался воспользовался случаем и захватил город, который вскоре был разграблен. Герман, двоюродный брат Юстиниана, послал епископа Верии, Мегас, чтобы договориться с Хосровым. Тем не менее, Хосров продолжил свою экспедицию, угрожая городу Иераполис, хранители которого быстро заплатили ему 2000 фунтов или 910 килограммов серебра, чтобы он оставил город нетронутым. После получения дополнительных просьб от Мегаса, Хосров согласился закончить свою экспедицию в обмен на десять столетий. В то время как Мегас вернулся в Антиохию, чтобы сообщить Герману о требованиях Хосрова, последний подошел к Верии, которую он разграбил. В июне Хосров достиг Антиохии, где своим гражданам не нападать на город в обмен на десять столетий. Его предложение было отклонено, и в результате он захватил и разграбил город.

Юстиниан потребовал мира и заключил договор с Хосровом о том, что иранцы вернутся в свои владения в обмен на выплату в размере 50 столетий. плюс 5 соток ежегодно. Часть договора также включает в себя то, что византийские послы были заложниками Хосрова в гарантии того, что византийцы будут соглашаться. Однако перед отплытием Хосров отправился в порт Антиохии Селевкии Пиерии, где он искупался в. Затем он сказал посланникам, что желает попасть в город Апамея из интереса, что они неохотно разрешили ему, с условием, что он уедет в свои владения. Там он участвовал в гонках на колесницах, которые он заставил заставить себя поддерживать Юстиниан, проиграть конкурирующим Зеленым. Хосров собирал дань с Апамеи и других византийских городов, после чего Юстиниан отменил перемирие и приготовился послать своего командира Велизария, чтобы выступить против сасанидов.

Лазическая война

Карта Лазица.

Весной 541 года Хосров двинул свою армию на север в Лазицу по просьбе лазовского царя Губазеса II, чтобы отбить византийцев со своей территории. Крепость Петра была проявлена ​​захвачена войсками Хосрова, и был над страной установлен протекторат. В то же время Велизарий прибыл в Месопотамию и начал осаду города Нисибис. Хотя Велисари значительно превосходил городским гарнизоном численностью, город был слишком хорошо укреплен, и он превосходил страну вокруг Нисиби, показал его отозвали обратно на запад. После успешных кампаний в Армении, Хосрову снова было предложено напасть на Сирию. Хосров повернул на юг в сторону Эдессы и осадил город. Эдесса была теперь более важным городом, чем Антиохия, и гарнизон, который занимал город, был в состоянии противостоять осаде. Иранцы были вынуждены отступить из Эдессы, но смогли заключить пятилетнее перемирие с Византийской империей в 545 году. Через три года после пятилетнего перемирия (548) в Лазице вспыхнуло восстание против сасанидского контроля. В ответ византийская армия была послана для поддержки людей Лазики, что фактически положило конец установленному перемирию и, таким образом, продолжило Лазические войны.

Некоторое время спустя Хосров, который стремился вырвать Дару из-под контроля Византии, и хотел сделать это, даже если они заключили относительно Месопотамии, попытался захватить его, обманывая их; он послал одного из высших лиц, Изадгушасп, в качестве дипломата в Константинополь, но на самом деле последний остановился у Дары и с помощью своей большой команды захватил город. Этот плану помешал бывший советник Велизария по имени Джордж, который потребовал, если Изадгушаспетет в город, с ним должно быть только двадцать членов его команды. Затем Изадгушасп встретить город и продолжил свое путешествие в Константинополь, где его дружелюбноил Юстиниан и вручил ему несколько подарков.

В 549 году предыдущее перемирие между Юстинианом и Хосровым было проигнорировано, и снова вспыхнула полноценная война. между иранцами и римлянами. Последнее крупное решающее сражение Лазичских войн произошло в 556 году, когда византийский генерал Мартин победил огромные сасанидские силы во главе с иранским нахваеганом (фельдмаршалом). Переговоры между Хосровом и Юстинианом начались в 556 году, что привело к Пятидесятилетнему мирному договору в 562 году, по которым иранцы покидали Лазику в обмен на ежегодную плату золотом.

Согласно древнему историку. Менандр Протектор, мелкий чиновник при дворе Юстиниана, в договоре было 12 пунктов, изложенных в следующем отрывке:

1. Через проход в месте, называемый Цон, и через Каспийские ворота

персы не допускаются гуннов, аланов или других варваров в Римскую империю, как и римляне ни в этой области, ни в какой-либо другой ее части. персидской границы отправить армию против персов.

2. Союзники сарацинов обоих государств также считают, что эти римлян, а также персы на римлян.

3. Римские и персидские торговцы всеми видами товаров, а также аналогичные торговцы должны вести свою деятельность в соответствии с установленной практикой через таможенные посты.

4. Послы и все другие, использующие общественную почту для доставки сообщений, как те, которые едут в Рим, так и на персидскую территорию, будут удостоены чести каждый в соответствии с его статусом и рангом и получат соответствующее внимание. Они должны быть отправлены обратно без промедления, но обменивать привезенные торговые товары без каких-либо препятствий или каких-либо сборов.

5. Согласовано, что сарацины и все другие варварские торговцы любого государства не должны путешествовать через чужими дорогами, но должны идти через Нисиби и Дарас и не должны переходить на чужую территорию без официального разрешения. Но если они посмеют сделать что-либо, противоречащее соглашению (то есть если они участвуют в так называемом уклонении от уплаты налогов), они будут выслежены пограничными офицерами и переданы для наказания вместе с товарами, которые они несут ли ассирийцы или римляне.

6. Если кто-либо в период военных действий перешел от римлян к персов или от персов к римлянам, и если он сдастся и пожелает вернуться в свой дом, ему не должны препятствовать в этом и не должно быть никаких препятствий. вставил на его пути. Но те, кто в мирное время перебегают и переходят с одной стороны на другую, не будут приняты, но будут использованы все средства, чтобы вернуть их, даже против их воли, тем, от кого они бежали.

7. Те, кто жалуется на то, что им был причинен какой-то вред от рук подданных другого государства, должны урегулировать спор справедливо, встретившись на границе либо лично, либо через своих собственных представителей перед должностными лицами обоих государств, и таким образом виновная сторона возместит ущерб.

8. Впредь персы не будут жаловаться римлянам на укрепление Дараса. Но в будущем ни одно государство не будет укреплять или защищать стеной какое-либо место вдоль границы, так что из такого акта не возникнет повода для спора и договор будет нарушен.

9. Силы одного государства не должны нападать или вести войну против народа или любой другой территории, подчиненной другому, но, не причиняя и не причиняя вреда, должны оставаться на своих местах, чтобы они тоже могли наслаждаться миром.

10. Большие силы, помимо того, что достаточно для защиты города, не должны быть размещены в Дарасе, и генерал Востока не должен располагать там своей штаб-квартирой, чтобы это не привело к набегам на персов или нанесению им вреда. Было решено, что если такое случится, командир Дараса должен заняться этим преступлением.

11. Если город причиняет ущерб или разрушает собственность города на другой стороне не в ходе законных военных действий и регулярными вооруженными силами, а путем хитрости и воровства (поскольку есть такие безбожные люди, которые делают это, чтобы дать повод для войны) было решено, что судьи, находящиеся на границах обоих государств, должны провести тщательное расследование таких действий и наказать их. Если они окажутся не в состоянии проверить ущерб, который соседи наносят друг другу, было решено передать дело на рассмотрение генералу Востока при том понимании, что если спор не будет урегулирован в течение шести месяцев и истец не получит возмещения за свои убытки правонарушитель должен нести перед истцом двойное возмещение. Было решено, что если дело не будет решено таким образом, потерпевшая сторона должна направить депутацию к государю преступника. Если в течение одного года суверен не предоставит удовлетворения и истец не получит причитающуюся ему двойную компенсацию, договор считается нарушенным в отношении этого пункта.

12. Здесь вы можете найти молитвы к Богу и проклятия о том, чтобы Бог был милостивым и всегда был союзником тому, кто соблюдает мир, но если кто-то с обманом желает изменить какое-либо из соглашений, пусть Бог будет его противником и врагом.

13. Договор заключен на пятьдесят лет, и условия мира будут в силе в течение пятидесяти лет, причем год, согласно старому обычаю, заканчивается триста шестьдесят пятым днем.

Война на Востоке

Сасанидская экспансия на восток

Заключив стабильный мирный договор с византийцами на западе, Хосров смог сосредоточить свое внимание на восточных эфталитах и ​​положить конец их господству над Центральной Азией. Даже с ростом иранской военной мощи в результате реформ Хосрова сасаниды все еще беспокоились о перспективе нападения на гефталитов в одиночку и начали искать союзников. Их ответ пришел в виде тюркских вторжений в Среднюю Азию. Перемещение тюркских народов в Среднюю Азию очень быстро сделало их естественными врагами и конкурентами гефталитам.

Эфталиты были сильной военной силой, но им не хватало организации, чтобы сражаться на нескольких фронтах. Сасаниды и Западно-тюркский каганат заключили союз и в 557 г. начали двустороннюю атаку на эфталитов, воспользовавшись их дезорганизацией и разобщенностью. Империя эфталитов была разрушена после битвы при Гол-Зарриуне и распалась на несколько второстепенных королевств вокруг Окса. Царь-эфталит Гадфар и все, что осталось от его людей, бежали на юг, на территории Сасанидов, где они укрылись. Между тем тюркский каган Синджибу достиг соглашения с эфталитской знатью и назначил новым правителем Чаганияна правителя Фаганиша. Царь эфталитов.

Монета Хосрова I из Тохаристана, региона, который был утерян во время правления Пероза I, но позже был отвоеван Хосровом I.

Это был Во многом вызвали неприязнь Хосрова, который считал сотрудничество тюрков с эфталитами опасным для своего правления на востоке, и таким образом двинулся к сасано-тюркской границе в Гургане. Когда он добрался до места, его встретил тюркский делегат Синджибу, который преподнес ему подарки. Там Хосров подтвердил свой авторитет и военную мощь и убедил турок заключить с ним союз. Альянс содержал договор, по которому Фаганиш должен быть послан в Сасанидский двор в Ктесифоне и получить одобрение Хосрова на его статус короля эфталитов. Таким образом, Фаганиш и его королевство Чаганиян стали вассалом Сасанидской империи, которая установила Окс в качестве восточной границы для сасанидов и турок. Однако после этого дружеские отношения между турками и сасанидами быстро испортились. И турки, и персы хотели господствовать на Шелковом пути и в торговле между западом и Дальним Востоком. В 562 году Хосров II снова нанес поражение гефталитам, а затем остановил угрозу со стороны турок.

В 568 году в Византию было отправлено тюркское посольство с предложением о союзе и двухстороннем нападении на Сасанидская империя. К счастью для сасанидов, из этого предложения ничего не вышло. Позже в 569/570 году Синджибу напал и разграбил приграничные земли Сасанидов, но вскоре был подписан договор. Затем Хосров послал Михранидов по имени Михранситад, чтобы оценить качество дочери тюркского кагана. Согласно армянским источникам, ее звали Кайен, а персидские источники утверждают, что ее звали Каким-хакан. После визита Михранситад в Среднюю Азию Хосров женился на Каким-хакане. По некоторым данным, Хормизд IV, наследник Хосрова, был сыном тюркской принцессы. Encyclopdia Iranica утверждает, что «брак с дочерью тюркского хакана хронологически невозможен», однако говорит, что Хормизд родился в 540 году, за тридцать лет до женитьбы Хосрова.

Кампания в Йемен против Абиссинии

Хосров Я сражается с эфиопскими войсками в Йемене. Египетский тканый узор на шерстяных занавесках или брюках, который был копией импортированного сасанидского, в свою очередь, был основан на персидской фреске.

В 522 г., до правления Хосрова, группа миафизитов эфиопов возглавил нападение на господствующих химьяритов южной Аравии. Местный арабский лидер предотвращратил нападение и обратился к сасанидам за помощью, в время как эфиопы обратились за помощью к византийцам. Эфиопы послали еще один отряд через Красное море, убили арабского лидера и короновали эфиопского царя региона.

В 531 году Юстиниан предположил, что эфиопы Йемена прекратить сасанидскую морскую торговлю с индейцами. Эфиопы никогда не удовлетворили эту просьбу, потому что эфиопский генерал по имени Абраха взял под свой контроль йеменский трон и создал независимую нацию. После смерти Абраха один из его сыновей, Маад-Кариб, ушел в изгнание, а его сводный брат занял трон. Получив отказ Юстиниана, Ма'д-Кариблся обратился за помощью к Хосрову, который послал небольшой флот и армию под командованием Вахреза, чтобы свергнуть нынешнего короля Йемена. После захвата столицы Сан'а'ль на трон вступил сын Маад-Кариба, Саиф.

Юстиниан в конечном итоге отвечал за присутствие Сасанидов на море в Йемене. Не оказав поддержки йеменским арабам, Хосров смог помочь Маад-Карибу и основал Йемен как княжество Сасанидской империи.

Война с Византийской империей, 572–591

Юстиниан умер в 565 году и оставил Юстина II, чтобы унаследовать трон. В 555 г. сасанидский наместник Армении и родственник Хосрова Чихор-Вишнасп (также известный как Сурен) построил в столице Армении Двин храм огня и казнил популярный и влиятельный член семьи Мамиконян. Эта казнь вызвала огромные гражданские беспорядки и привела к восстанию и резне губернатора, включая захват Двина в 572 году. Юстин II воспользовался этим восстанием и использовал его в качестве предлога, чтобы прекратить платить ежегодные выплаты Хосрову, фактически положив конец 51-летний мирный договор, заключенный десятью годами ранее. Хосров, который пытался избежать новой войны, отправил в Константинополь христианского дипломата по имени Себохт, чтобы попытаться убедить Юстина передумать. Однако Джастин отказался слушать дипломата и приготовился помочь армянам, которых он считал своими союзниками, в их войне против Хосрова. Византийская армия была послана на территорию Сасанидов и осадила Нисибис в том же году.

Тем временем Хосров послал армию под Голоном Миграном в Армению, но последняя была разбита в Тароне. лидер армянских повстанцев Вардан III Мамиконян, который захватил своих боевых слонов в качестве военной добычи. Однако через некоторое время Голону Миграну удалось захватить Англ. В то же время сиунийский князь Ваан попросил разрешения Хосрова перенести свой двор из Двина в столицу Пайтакарана, региона в восточной Армении. Кроме того, Вахан также потребовал, чтобы Пайтакаран был объединен с провинцией Атропатене. Хосров согласился и сделал то, что он просил.

В 573 году Хосров послал армию под командованием Адармахана, чтобы вторгнуться в Сирию, в то время как он сам вместе с тремя Михранид военнослужащие Изадгушасп, Фарибурз и Бахрам Чобин повели армию к Дара, где через четыре месяца захватили город., в то время как Адармахан разграбил несколько городов в Сирии, в том числе Апамея. Сообщается, что Джастин потерял рассудок после этих византийских бедствий и отрекся от престола.

Его сменил Тиберий, высокопоставленный военный офицер в 578 году. Хосров снова вторгся в Армению, чувствуя, что он взял верх, и сначала добился успеха. Вскоре ситуация изменилась, и византийцы получили широкую поддержку на местах. Это заставило сасанидов предпринять новое перемирие. Однако некоторое время спустя Хосров с армией, состоящей из 12000 иранских солдат, включая вместе с Сабиром - арабскими солдатами численностью 8000, посланных его союзниками, разграбил места вокруг Ресайны и Констанция в Сирии, что снова меняет положение вещей. В то же время один из главных генералов Хосрова, Тамхосров, сумел обмануть Мориса, инсценировав вторжение в Феодосиополь, а затем разграбил сельскую местность Мартирополис и Амида.

Однако ситуация на войне быстро изменилась, когда вновь назначенный византийский верховный главнокомандующий Морис вышел на поле боя и захватил многие сасанидские поселения. Восстание подошло к концу, когда Хосров амнистировал Армению и вернул ее в состав Сасанидской империи. Мирные переговоры были снова возобновлены, но внезапно закончились смертью Хосрова в 579 году, которому наследовал его сын Хормизд IV.

Религиозная политика

Остатки несторианцев 6-го века церковь в Герамон.

Хосров, как и все другие сасанидские правители, был приверженцем зороастризма. С V века сасанидские монархи были осведомлены о значении религиозных меньшинств в королевстве, и в результате пытались гомогенизировать их в структуру управления, в которой, согласно юридическим принципам, все будут рассматриваться прямо как мард / zan ī šahr, то есть «гражданин мужчины / женщины (Империи)». Евреи и особенно христиане приняли концепцию Ирана и считали себя частью нации. Ко времени Хосрова лидер Церкви Востока имел титул «католикоса Ирана» (аран-католики).

Сасанидские монархи преследовали только другие религии, когда это было в их насущных политических интересах. Это также относилось к Хосрову, которому, по словам Эберхарда Зауэра, пришлось «идти по тонкой грани». Сам Хосров активно пользовался церковью и любил ее патриарх, Аба I, которого он хотел защитить от зороастрийских священников. Тем не менее, Аба был обвинен в сотрудничестве с византийцами, что было серьезным обвинением в связи с войной, которая началась в 540 году. Следовательно, в 542 году Аба был уволен со своего поста, но был сослан вместо казни.

Хосров даже поддерживал хорошие отношения с Григорием, Михранидом командующим иранскими войсками на Кавказе, который демонстративно отрекся от зороастризма перед другими войсками. собрались на пиру в 518 году. Это вызвало недовольство среди членов двора, которые вынудили Хосрова разобраться с отступником из такой могущественной и влиятельной семьи, заявив, что «это великое бесчестие для религии магов. что такой великий человек из рода Миграна, который всегда был слугой Ормазда, теперь становится слугой Христа ». Таким образом, Хосров был вынужден освободить Грегори и заключить его в тюрьму, но Михраниды сочли выбор Хосрова недостаточным. Сын дяди Грегори по отцовской линии, Мигран, попросил Хосрова казнить Грегори за «посрамление нашей родословной». Последний был в хорошей позиции, чтобы обратиться с такой просьбой, поскольку недавно победил гефталитов на востоке; В конце концов, Грегори был казнен.

Однако Хосров жестко и быстро расправился с людьми, исповедующими любую веру или практику, которые противоречили опосредованной Сасанидами зороастрийской ортодоксии. Аберрантность в церемониях и принципах превзошла отступничество как «социальное и политическое зло, подрывающее основы имперской религии (Пейн)». Согласно предполагаемому автобиографическому произведению Хосрова о Сирате Ануширване, он немедленно приказал казнить группу дворян, практикующих неортодоксальность, когда он узнал о них. Согласно книге, у Хосрова была также другая группа - предположительно манихеев - изгнанная из Ирана. Это произошло из-за беспокойства царя относительно вероятности того, что религиозные мошенники могут нарушить политическую структуру, что недавно произошло во время правления Кавада и Хосрова маздакитами.

Сооружения

Руины Така -е Касра сегодня.

Известно, что Хосров заказал множество общественных работ во время своего долгого правления, таких как мосты, дороги, плотины и стены. Чтобы защитить границы Ирана, Хосров построил (и укрепил) ряд стен вокруг своей империи, подобно Великой Китайской стене и стене Адриана в Северной Англии.. Вместо того, чтобы строить его на одной стороне империи, у него было четыре. Согласно среднеперсидским источникам, Хосров I приказал построить Великую стену Горгана, которая простиралась от восточного побережья Каспийского моря, чтобы блокировать вторжения кочевых племен, таких как Гефталиты. На северо-западе он дополнительно укрепил Дербентскую стену, чтобы защитить территорию от набегов аланов, турок, сариров, хазар, и другие северные соседи.

Другая стена была построена на юго-западе, названная war-i tāzigān («стена арабов»). Возможно, он также построил еще одну стену на северо-востоке - Стену Таммиши. Помимо оборонительных сооружений, в Хосрове была создана крупномасштабная система каналов, созданная в Асористане, известная в исламских источниках как канал Нахраван. Из всех его построек наиболее запоминающимся и заслуживающим внимания достижением был дворец, построенный им в Ктесифоне, известный как Так-э Касра. Дворец, сохранившийся до наших дней, хотя и сильно разрушенный, представляет собой одно из самых выдающихся архитектурных достижений империи.

После разграбления Антиохии в 540 году Хосров построил новый город парасанг (4–5 км или 2,5–3,1 мили) к югу от Ктесифона для захваченных им жителей. Он был расположен на восточном берегу Тигра и был официально назван Weh-andīōg-husraw («Город лучше Антиохии [имеет] Хосров [построил это]» или «Хосров Лучше Антиохия »). Сообщается, что в городе имелись общественные бани и ипподром, а также уличная программа по образцу Антиохии. Христианскому населению была предоставлена ​​свобода вероисповедания и погребения. Город был неофициально известен как Румаган («Город греков»), который позже стал ар-Румийя при халифате. Остатки города, скорее всего, находятся на нераскопанном месте, которое до сих пор известно как Бустан Кисра («Сады Хосрова»).

Монета

Монета Хосрова I, отчеканенная в Гундешапуре в 558 г.

Сасанидское возрождение произошло во время его правления, поэтому Хосров чеканил такие надписи на своем особом выпуске монеты, как «иранцы стали бесстрашными» (ērān abē-bēm kard) и «иранцы стали сильный »(ērān abzonhēnēd).

Король философов

Хосров I устраивает банкет для Бозоргмехра ​​, его визиря.

Хосрова I восхищались как в Иране, так и в других странах за его характер, добродетели и знание греческой философии. Некоторые римляне считали его истинным королем-философом.

Хосровом I, который был известен как великий покровитель философии и знаний. Запись в Хрониках Сирта гласит:

Хосров был очень образован в философии, которую он изучал, как говорят, у Мар Бар Саммы, сирийского епископа Карду, и при Павел Персидский.

Хосров I известен тем, что произнес следующую философскую цитату:

Мы исследовали обычаи наших предков, но, заинтересованные в открытии истины, мы [также] изучали обычаи и поведение наших предков. Римляне и индийцы и принимали тех из них, которые казались разумными и достойными похвалы, а не просто симпатичными. Мы никого не отвергали, потому что они принадлежали к другой религии или народу. И изучив «хорошие обычаи и законы наших предков, а также обычаи иностранцев, мы не отказались ни принять что-либо хорошее, ни избежать чего-либо плохого. Привязанность к нашим предкам не заставила нас принять плохие обычаи.

Хосров I принимал беженцев из Восточной Римской империи, когда Юстиниан закрыл неоплатонические школы в Афинах в 529 году. Он очень интересовался индийской философией. естествознание, математика и медицина. Он отправил несколько посольств и дары индийскому двору и просил их вернуть философов, чтобы они преподавали при его дворе. Хосров сделал множество переводов текстов с греческого, санскрита и сирийского на среднеперсидский. Он получил титул «короля-философа Платона» от греческих беженцев, которых он допустил в свою империю из-за его большого интереса к философии Платона. Нёльдеке утверждает, что Хосров I был «определенно одним из них». самых эффективных и лучших царей, которые когда-либо были у иранцев ».

Синтез греческих, персидских, индийских и армянских образовательных традиций происходил в пределах Сасанидской империи. Одним из результатов этого синтеза стал так называемый бимаристан, первая больница, в которой была введена концепция разделения палат в зависимости от патологии. Греческая фармакология, слившаяся с иранскими и индийскими традициями, привела к значительным успехам в медицине. Согласно историку Ричарду Фраю, этот большой приток знаний привел к возрождению во время и в период правления Хосрова.

Визирь Бузургмир Показ игры в шахматы королю Хусрову Ануширвану, Персидская миниатюра из Шахнама

Интеллектуальные игры, такие как шахматы и нарды, продемонстрировали и отметили дипломатические отношения между Хосровом и «великим королем Индии». визирь индийского короля изобрел шахматы как веселый, игривый вызов королю Хосрову. Когда игра была отправлена ​​в Иран, она пришла с письмом, в котором говорилось: «Поскольку ваше имя - Царь царей, все ваше правление над нами означает, что ваши мудрецы должны быть мудрее наших. Либо вы пришлите нам объяснение этой игры. шахмат или пошлите доход и отдайте нам дань ". Великий визирь Хосрова успешно разгадал загадку и понял, как играть в шахматы. В ответ мудрый визирь создал игру в нарды и отправил ее в суд Индии с тем же посланием. Индийский король не смог разгадать загадку и был вынужден заплатить дань.

Академия Гондишапура

Хосров I и Борзуя, переводчик индийского Панчатантры

Хосров I, как известно, значительно расширил Академию Гондишапура, расположенную в городе Гундешапур. Что касается развития нерелигиозных знаний и исследований в Иране, и помимо исторических свидетельств, данных о таких традициях в предшествующих Иранских империях, есть сообщения о систематических действиях, инициированных сасанидским двором еще в первые десятилетия правления Сасанидов. Среднеперсидская энциклопедия Денкард утверждает, что во время правления Шапура I писания такого рода были собраны и добавлены к Авесте. И в таких рассказах отражена атмосфера ярких размышлений и дискуссий при дворе ранних Сасанидов в третьем веке нашей эры. Основание Академии Гондишапура ввело в сасанидский двор изучение философии, медицины, физики, поэзии, риторики и астрономии. Согласно некоторым историческим свидетельствам, этот знаменитый учебный центр был построен для того, чтобы предоставить место прибывающим греческим беженцам для обучения и обмена своими знаниями. Гундешапур стал средоточием сочетания греческих и индийских наук, а также иранских и сирийских традиций. Космополитизм, введенный институтом Гондишапура, стал катализатором современных исследований.

Наследие

Статуя Ануширувана Справедливого в здании суда Тегерана

Хотя достижения Хосрова были очень успешными и помогли централизовать империю, они не продлились долго после его смерти. Местных чиновников и знатных семей возмущал тот факт, что их власть лишили их власти, и они начали быстро восстанавливать власть после его смерти. Правление Хосрова оказало большое влияние на исламскую культуру и политическую жизнь. Многие из его политик и реформ были внесены в исламскую нацию в результате их преобразования из децентрализованной конфедерации в централизованную империю.

Например, существует значительное количество исламских работ, вдохновленных правлением Хосрова I. Китаб аль-Тадж Джахиза. Большое количество исламских текстов, относящихся к правлению Хосрова, может затруднить различение фактов от заблуждения.

Во время его правления шелковый путь между древним Китаем, Индией и западным миром был продвинут и, возможно, даже создан. Ричард Фрай утверждает, что причиной многочисленных войн Хосрова с Византийской империей, а также с восточными эфталитами было установление сасанидского господства на этом торговом пути.

Генеалогическое древо

Кавад I. (r. 488–496, 498–531)
Кавус.Замасп.Ксеркс Хосров I . (r. 531–579)
ШапурКавад
Анушзад Хормизд IV. (r. 579–590)Яздандад

Заметки

Библиография

Древние труды

Современные труды

Wikimedia Commons has media related to Khosrau I.
Khosrow I Sasanian dynasty
Preceded by. Kavad I King of kings of Iran and Aniran. 531–579Succeeded by. Hormizd IV
Последняя правка сделана 2021-05-25 07:49:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте