Койсан | |
---|---|
Кхесаан | |
(устарело) | |
Географическое. распространение | Пустыня Калахари, центральная Танзания |
Лингвистическая классификация | (термин для удобства) |
Подразделения | |
ISO 639-2 / 5 | khi |
G lottolog | Нет |
![]() |
койсанские языки (также койсанские или Хоэсаан ) - группа африканских языков, первоначально классифицированных вместе Джозефом Гринбергом. Койсанские языки имеют согласные и не принадлежат к другим африканским языковым семьям. На протяжении большей части ХХ века они считались генеалогически связанными друг с другом, но это больше не принято. В настоящее время считается, что они составляют три различных языковых семьи и два языковых изолятора.
Все койсанские языки, за исключением двух, являются коренными для юга Африки и принадлежат к трем языковым семьям. Семья Кхо, по-видимому, мигрировала в южную Африку незадолго до экспансии банту. Этнически их носителями являются койхои и сан (бушмены). Два языка Восточной Африки, языки сандаве и хадза, изначально также относились к койсанам, хотя их носители этнически не являются ни койхой, ни сан.
До экспансии банту койсанские языки или языки, подобные им, вероятно, были распространены по всей южной и восточной Африке. В настоящее время они ограничены пустыней Калахари, главным образом в Намибии и Ботсване, а также в Рифт-Валли в центральной Танзании..
Большинство языков находятся под угрозой исчезновения, а несколько умирают или вымерли. У большинства нет письменных записей. Единственный широко распространенный койсанский язык - кхэкхо (или нама) в Намибии, на котором говорят четверть миллиона человек; Сандаве в Танзании занимает второе место по численности - около 40–80 000 человек, некоторые говорят на одном языке; и ǃКунг северного Калахари, на котором говорят около 16000 человек. Язык довольно широко используется среди 20 000 говорящих на Наро, половина из которых говорит на нем как на втором языке.
Койсанские языки наиболее известны тем, что используют щелкающие согласные в качестве фонем. Обычно они записываются такими символами, как ǃ и ǂ. Щелчки довольно универсальны в качестве согласных, поскольку они включают два сочленения языка, которые могут действовать частично независимо. Следовательно, языки с наибольшим количеством согласных в мире - койсанский. В юухоанском языке есть 48 щелчков согласных среди почти такого же количества согласных без щелчка, резкие и фарингализированные гласные и четыре тона. Языки ǃXóõ и ǂHõã еще сложнее.
Грамматически южнокойсанские языки, как правило, аналитические, имея несколько флективных морфем, но не так много, как языки щелчка в Танзании.
Хойсан был предложен как одно из четырех семейств африканских языков в классификации Джозефа Гринберга ( 1949–1954, переработано в 1963 г.). Однако лингвисты, изучающие койсанские языки, отвергают их единство, и название «койсан» используется ими в качестве удобного термина без какой-либо лингвистической достоверности, как и «папуас » и «австралийский. "есть. Было высказано предположение, что сходство семейств Tuu и Kxa связано с южноафриканскими Sprachbund, а не с генеалогическими отношениями, тогда как семья Khoe (или, возможно, Kwadi-Khoe) является более поздним мигрантом в области, и может быть связан с сандаве в Восточной Африке.
Эрнст Освальд Иоганнес Вестфаль известен своим ранним отказом от койсанской языковой семьи (Старостин 2003). Бонни Сэндс (1998) пришла к выводу, что наличие семьи не подтверждается имеющимися доказательствами. Энтони Трэйл сначала принял койсан (Трэйлл, 1986), но к 1998 году пришел к выводу, что он не может быть продемонстрирован с помощью текущих данных и методов, отклонив его как основанный на единственном типологическом критерии: наличие щелчков. Диммендаал (2008) резюмировал общую точку зрения следующим образом: «следует сделать вывод, что интуиция Гринберга о генетическом единстве койсана не могла быть подтверждена последующими исследованиями. Сегодня несколько ученых, работающих над этими языками, относятся к трем [южным группам] как независимые языковые семьи, которые не могут или больше не могут быть показаны как генетически родственные »(стр. 841). Старостин (2013) признает, что отношения между Сандаве и Кхой правдоподобны, как и отношения между Туу и Kxa, но не видит никаких указаний на отношения между Sandawe и Khoi, с одной стороны, и Tuu и Kxa, с другой, или между кем-либо из них. и Хадза.
Янина Брутт-Гриффлер утверждает: «Учитывая, что такие колониальные границы, как правило, проводились произвольно, они группировали большое количество этнических групп, говорящих на многих языках». Она предполагает, что это произошло в рамках усилий по предотвращению распространения английского языка во время европейской колонизации и предотвращению попадания большинства в средний класс.
Энтони Трэйл отметил койсанские языки 'крайняя вариация. Несмотря на то, что они были общими, койсанские языки существенно отличаются друг от друга. Трэйл продемонстрировал это языковое разнообразие в данных, представленных в таблице ниже. Первые два столбца включают слова из двух изолятов койсанского языка, сандаве и хадза. Следующие три - это языки из семейства Khoe, семейства Kxʼa и семейства Tuu, соответственно.
Сандаве | Хадза | Кхоэ | Ju | ǃXóõ | |
---|---|---|---|---|---|
'person' | nomese | ʼúnù | khoe | ʒú | tâa |
'man' | ǀnomese | ɬeme | kʼákhoe | ǃhõá | tâa á̰a |
'child' | ǁnoό | waʼa | ǀūá | dama | àa |
'ухо' | kéké | ɦatʃʼapitʃʼi | ǂée | húí | ǂnùhã |
'глаз' | Агве | Тахва | Оксай | Агата | ǃʼûĩ |
'ostrich' | saʼútà | kénàngu | gáro | dsùú | qûje |
'giraffe' | tsʼámasu | tsʼókwàna | nábe | oah | qhūũ |
'buffalo' | ǀeu | nákʼóma | ǀâo | àò | qhái |
'слышать' | khéʼé | náʼe | kúm | tsʼàʼá | tá̰a |
' пить ' | tsʼee | fá | kxʼâa | tʃìi | kxʼāhã |
Ветви, которые когда-то считались частью так называемого койсана, теперь считаются независимыми семьями, поскольку это не было продемонстрировано что они связаны согласно стандартному сравнительному методу.
См. языки кхое для размышлений о лингвистической истории региона.
Поскольку в Танзании говорят около 800 человек, хадза больше не считается койсанским языком и не имеет отношения к любому другому языку. Генетически люди хадза не связаны с койсанскими народами Южной Африки, и их ближайшие родственники могут быть среди пигмеев Центральной Африки.
Есть некоторые признаки того, что Сандаве (около 40 000 говорящих в Танзании) может быть родственником семьи Кхо, например, система совпадающих местоимений и хороший список Сводеша совпадает, но недостаточно для установления регулярных звуковых соответствий. Сандаве не имеет отношения к Хадзе, несмотря на их близость.
Семья Кхоэ является одновременно самой многочисленной и разнообразной семьей койсанских языков, с семью живыми языками и более чем четвертью миллиона носителей. Хотя данных по квади мало, реконструкции прото-кхо-квади были сделаны для местоимений и некоторого базового словаря.
A Haiom язык указан в большинстве койсанских упоминаний. Столетие назад люди Haiom говорили на диалекте Ju, вероятно, близком к Kung, но теперь они говорят на другом диалекте нама. Таким образом, их язык по-разному считается вымершим или на нем говорят 18 000 человек, они называются дзю или кхо. (Их количество указано выше в разделе нама.) Они известны как саа у нама, и отсюда происходит слово сан.
Семья Туу состоит из двух языков. скопления, которые связаны друг с другом примерно на расстоянии от Кхукхо и Чухве в пределах Кхо. Они типологически очень похожи на языки Kxʼa (см. Ниже), но не было продемонстрировано генеалогической связи с ними (сходство может быть ареальной особенностью).
Семья Kxʼa - это относительно далекие отношения, формально продемонстрированные в 2010 году.
Не все языки, использующие щелчки в качестве фонем, считаются койсанскими. Большинство других являются соседними языками банту в южной Африке: языки нгуни (коса, зулу, свази, Пхути и Северный ндебеле ); Сото ; Йейи в Ботсване ; и Мбукушу, Квангали и Гцирику в Полоса Каприви. Клики распространяются на еще несколько соседних языков. Из этих языков коса, зулу, ндебеле и йейи имеют сложную систему щелчков согласных; остальные, несмотря на щелчок в названии Gciriku, более примитивные. Существует также южно-кушитский язык дахало в Кении, в котором есть зубные щелчки в нескольких десятках слов, а также вымерший и предположительно искусственный австралийский ритуальный язык под названием Дамин, на котором были только носовые щелчки.
Языки банту переняли использование щелчков из соседних, перемещенных или поглощенных койсанских популяций (или из других языков банту), часто в результате смешанных браков, в то время как считается, что дахало сохранили щелчки из более раннего языка, когда они переключил на говорение на кушитском языке; Если это так, то язык до Дахало мог быть чем-то вроде хадза или сандаве. Дамин - это придуманный ритуальный язык, не имеющий ничего общего с койсаном.
Это единственные известные языки, у которых есть щелчки в нормальном словарном запасе. Иногда миряне говорят, что на других языках звучат щелчки. Обычно это неправильное название для выходных согласных, которые встречаются во многих странах мира, или ссылка на паралингвистическое использование щелчков, например, английский tsk! тск!