Кхмерская скульптура относится к каменной скульптуре Кхмерской Империи, которая правила территорией, основанной на современной Камбодже, но несколько крупнее, с 9 по 13 века. Наиболее известные примеры находятся в Ангкоре, который служил резиденцией империи.
Есть несколько узнаваемых специфических художественных стилей ангкорского периода:
Раннее кхмерское искусство находилось под влиянием индийских влияний индуистских тем. К 7 веку кхмерская скульптура начинает отдаляться от индуистских влияний - прегупта для буддийских фигур, Паллава для индуистских фигур - и в результате постоянной стилистической эволюции она развивает свою собственную оригинальность, которая к 10 веку может считаться полным и абсолютным. Примером кхмерского стиля, полностью отходящего от индийской скульптурной традиции, является цельность его фигуры, имеющая сходство с древнеегипетской скульптурой. В отличие от почти всех индийских и яванских индуистско-буддийских каменных скульптур, которые были вырезаны на горельефах, плитах или поддерживаются стелами на спине фигуры, кхмерская скульптура полностью вырезана по кругу.. В кхмерской каменной скульптуре не использовались какие-либо стелы на спине фигуры, чтобы поддерживать ее, в результате сломанные руки, кисти или лодыжки наглядно свидетельствовали об уязвимости этого формата. Тем не менее, кхмерские скульпторы, кажется, хотят, чтобы их работы были видны со всех сторон в гарбагрихе в центре храма. Кхмеры пытались создать отдельно стоящие статуи, поддерживаемые аркой или атрибутом божества, например, предметом одежды или предметом в руке.
Кхмерская скульптура вскоре выходит за рамки религиозного представления, что становится почти предлогом для изображения придворных фигур в обличье богов и богинь. Но, кроме того, он также становится средством и самоцелью для выполнения стилистической изысканности, как своего рода полигон. Мы уже видели, как социальный контекст кхмерского королевства дает второй ключ к пониманию этого искусства. Но мы также можем представить, что на более эксклюзивном уровне работали небольшие группы интеллектуалов и художников, соревнуясь между собой в мастерстве и изысканности, преследуя гипотетическое совершенство стиля.
Боги, которые мы находим в кхмерской скульптуре, принадлежат к двум великим религиям Индии: буддизму и индуизму. Священники наблюдали за выполнением работ, о чем свидетельствует высокая иконографическая точность скульптур. Тем не менее, в отличие от тех индуистских изображений, которые повторяют идеализированный стереотип, эти изображения обрабатываются с большим реализмом и оригинальностью, потому что они изображают живые модели: короля и его двор. Истинной социальной функцией кхмерского искусства было, по сути, прославление аристократии через эти изображения богов, воплощенных в принцах. Фактически, культ «дева-раджа» требовал развития в высшей степени аристократического искусства, в котором люди должны были видеть осязаемое доказательство божественности государя, в то время как аристократия получала удовольствие видеть себя - если это правда, в идеализированном виде - увековеченные в великолепии замысловатых украшений, элегантных платьев и экстравагантных украшений.
Рельеф из АнгкораСкульптуры - это изображения богов, царственных и величественных существ с женской чувственностью, производящие впечатление фигур при дворе с большой силой. Скульптуры представляют избранное божество в ортодоксальной манере и с большим мастерством и мастерством изображают высокие фигуры двора во всем их великолепии, в одежде, украшениях и украшениях изысканной красоты.
Но если мы выйдем за рамки этого первоначального впечатления, мы можем сделать паузу, чтобы рассмотреть некоторые детали скульптур, такие как двойная дуга, нарисованная бровями на лбу, вызванная ниже мудро начерченной кривой кривой носы и далее вниз двойной дугой, мастерски очерчивающей губы и двойной подбородок. Следуя гипотетической вертикальной линии еще дальше вниз, мы находим еще одну двойную дугу, очерчивающую грудь, а затем, продолжаясь вниз от талии вдоль всей юбки и заканчиваясь лодыжками, мы находим почти внизу скрученную двойную дугу, предназначенную для представления обратная сторона юбок. Эта деталь служит, прежде всего, для устранения определенной иератической неподвижности, которая была относительно обычна в кхмерских статуях более низкого качества.
С 1864 года, когда Франция установила протекторат в Камбодже, западные путешественники были поражены впечатляющими руинами Ангкора. Вскоре после того, как École française d'Extrême-Orient начала изучать и каталогизировать находки, сделанные при раскопках, все большее число ученых со всего мира, ценителей искусства и почитателей этого скульптура, стали ярыми сторонниками кхмерского искусства.
«Кхмерское искусство, завораживающее своей цивилизованностью, изысканностью и восторгом, открытое для всех форм жизни, создано по образу страны и ее жителей. Тем не менее, среди искусств Дальнего Востока немногие так доступны западному темпераменту. Его глубокая красота поражает дух и чувствительность, не требуя предварительного изучения. Его умеренность, его ужас перед избытком и его чувство равновесия и гармонии позволяют ему достичь универсальной ценности ». Так писала Мадлен Гито, выдающийся член Французской школы Экстрем-Востока, во введении к своей книге Les Khmers в 1965 году.
В настоящее время крупнейшие музеи Запада посвящаются целые залы к кхмерской скульптуре, не говоря уже об огромной выставке, которая проходила сначала в Galeries Nationales du Grand Palais в Париже, а затем в Национальной галерее искусства в Вашингтоне в 1997 году.
Харихара, составленная из Вишну в справа слева и Шивы справа, была популярна в раннем кхмерском стиле. период. 7 век
Вишну в стиле Кулена, около 9 века
Перемычка, стиль Преа Ко, конец 9 века
Брахма, около 10 века
Бодхисаттва Локешвара, с конца 10 века до начала 11 века
Джаяраджадеви как буддийская Тара, около 12 века
Портрет Джаявармана VII медитирует, Байон в стиле с конца 12-го до начала 13-го века
Дэва тянет наги, байонский стиль с конца 12-го до начала 13-го века
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Кхмерской скульптурой. |