Королевский балет Камбоджи | |
---|---|
Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО | |
Страна | Камбоджа |
Домены | Исполнительское искусство |
Ссылка | 553 |
Область | Азиатско-Тихоокеанский регион |
История надписей | |
Надпись | 7 ноября 2003 г. (18-я сессия) |
Список | Внесен в 2008 г. (3.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества (первоначально объявлен в 2003 г.) |
Королевский балет Камбоджи ( кхмерский : របាំ ព្រះរាជទ្រព្យ, Rôbăm Preăh-réach-troăp) - танцевальная труппа Королевства Камбоджа, известная своей роскошью костюмов, аксессуаров, золота и серебра в сопровождении красивого мягкого танца. Следует критиковать, что это похоже на танец дэвов, который ведет к более высокому уровню танца, который мы можем считать королем танца.
Это танец, созданный кхмерской королевской семьей как особое сокровище, чтобы показать высокое достоинство кхмерских танцоров, произведение королевы Сисоват Косамак, созданное на основе традиционного кхмерского танца. Во время правления короля Нородома Сианука этот танец был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО 7 ноября 2003 года.
Церемония приветствия учителей - это дань уважения учителям, которые тренировали и посвятили себя духу, который контролирует дух каждого из персонажей Королевского балета, прежде чем танцоры выходят, чтобы показать публике, что делает их выступления плавными, уверенными и беспрепятственными. Приветствие учителю существует с древних времен, когда королевской танцевальной труппе приходилось предлагать благословения перед выходом на сцену, чтобы выступить в качестве духовной помощи и ободрения через души каждого персонажа. Чтобы им помочь, спектакль заканчивается гладко и хорошо.
Хореографическая труппа отражает особую встречу Огюста Родена с красотой кхмерского танца, которую он обнаружил во время официального визита во Францию короля Камбоджи Сисовата. В 1906 году ехал и сопровождал кхмерских артистов балета из Парижа в Марсель, а затем вернулся в Пномпень. позже он написал по крайней мере 150 картин камбоджийских танцоров, копируя и интерпретируя их как балетные танцы, с большим интересом к его и его партнерской работе, в основном акварельной живописи в разнообразии. Об этой редкой изысканности. Неопубликованная иллюстрация неопубликованного танцевального произведения Родена, которая не известна широкой публике, эта конкретная книга - плод франко-камбоджийского сотрудничества, демонстрирующая радость обеих культур.
Королевский балет Камбоджи Во время визита королевы Сисоват Косамак в Соединенные Штаты, чтобы привнести кхмерский классический танец в национальную культуру балета кхмеро -американской дружбы, который вначале назывался Балет кхмеро-американской дружбы 1959 года. Позже, в 1960 году, традиционные кхмерские танцы продолжали использоваться. осуществляется в Китае стран, участвующих в культуре кхмерский-китайской дружбы под тем же названием, Балет кхмерской-китайской дружбы 1960. в те же 1960 - е годы, популярность королевского распространения танца в мире, а также к ( Европейского Союза ) через него Нородом Бопа Деви. Должно быть, внучка королевы Сисоват Коссамак и дочь короля Нородома Сианука, выступающего в качестве танцора в кхмерском классическом танце. Первоначально в Королевском балете не было мужчин, потому что нежность мужского танца не могла быть исполнена до уровня женщин. но настоящее. Некоторые мужчины могут быть включены, чтобы увеличить жизнь с помощью танцевальных средств, таких как роль обезьяны и роль Мони Эй-Сей.
В классическом кхмерском танце существует четыре основных типа ролей: ней ронг (мужчина), неанг (женщина), йик (огры или асуры ) и сва (обезьяны). Эти четыре основные роли содержат подклассы для обозначения ранга персонажа; neay Rong ек, например, было бы ведущую мужскую роль и Неанг kamnan (или philieng) будет дева-слуга. Подклассы четырех основных ролей все исполняют тот же тип танцевального стиля, что и класс, к которому они принадлежат. Однако йахени, или женский людоед, исполняется в феминизированном танцевальном стиле мужского аналога. Другие типы женских персонажей, такие как апсара, киннари или русалка, следуют тому же стилю танцев, что и роль неанг, но с небольшими различиями в жестах; главное отличие - костюм. Нго символьного типа, хотя мужчины, представлены в другом стиле танцевальной, чем neay Ронг.
Большинство ролей исполняют танцовщицы, но роль обезьян была передана мужчинам под руководством королевы Сисоват Коссамак. Другие роли, выполняемые мужчинами, включают отшельников и животных, таких как лошади и мифические львы.
Актерский состав разделен на две формы: Неанг как женский персонаж и Нэй Ронг как мужской персонаж, который описывается следующим образом:
Neang Персонаж | Неанг или женский персонаж |
Персонаж Неанг представляет женщину, которая делится на восемь категорий:
|
Ней Ронг Персонаж | Ней Ронг или мужской персонаж |
Персонаж Ней Ронг представляет мужчину, которого делят на одиннадцать категорий:
|
ភ្លេងពិណពាទ្យ | Торфяной музыкант |
---|---|
Вонг Фленг Пин Торф или Торфяной музыкант имеет 34 трека в Королевском балете, которые делятся на два типа. Первый - Оркестр Мохоари (стиль малых барабанов), а второй - Королевский театр (стиль больших барабанов). Основная статья: Pinpeat Музыка, используемая для кхмерского классического танца, исполняется ансамблем из торфа. Этот тип оркестра состоит из нескольких типов ксилофонов, барабанов, гобоев, гонгов и других музыкальных инструментов. Хор состоит из нескольких певцов, которые в основном поют без музыки. Лирика написана в форме стихов и поется с вкраплениями грамматических частиц EU [əː], Eung [əːŋ] и Ery [əːj] в различных образцах. |
Кхмерский классический танец использует определенные музыкальные произведения для определенных событий, например, когда танцор входит или покидает сцену или выполняет определенные действия, такие как полет или ходьба. Эти музыкальные произведения аранжированы в виде сюиты. Новые музыкальные произведения создаются редко.
Ниже представлен избранный список музыкальных произведений, используемых в репертуаре:
ក្រុម ចម្រៀង នៃ របាំ ព្រះរាជទ្រព្យ | Поющий ансамбль Королевского балета Камбоджи |
---|---|
Певческая группа разделена на три формы: женщины поют Neang как женский персонаж и мужчины, поющие Neay Rong как мужской персонаж, подпевающий деятельности Королевского балета, третья форма - это командные певцы припева песни. все певцы поют, в том числе на языке тела танцора Королевского балета. |
Западные названия этой танцевальной традиции, такие как камбоджийский придворный танец, часто ссылаются на королевский двор, поскольку традиция исполнялась и поддерживалась служителями королевских дворцов. Как исполнительское искусство, он официально именуется Королевским балетом Камбоджи ( le Ballet Royal du Cambodge на французском языке) ЮНЕСКО, Крават, Брэндон и другими в академической сфере, хотя этот термин может также относиться к Национальной танцевальной труппе. Камбоджи. Термин кхмерский классический танец также используется вместе с «Королевским балетом Камбоджи» в публикациях ЮНЕСКО и вышеупомянутых авторов.
На кхмерском языке он официально известен как тропа Робам Преа Рич ( របាំ ព្រះរាជទ្រព្យ, букв. «Танцы королевского богатства») или Лакхон Преа Рич троп ( ល្ខោន ព្រះរាជទ្រព្យ, букв. «Театр королевского богатства»). Он также упоминается как Лакхон Луонг ( ល្ខោន ហ្លួង, букв. « Королевский театр»). Во время режима Лон Нол в Камбодже танцевальная традиция называлась Лакхон Кбах Боран Кхмер ( ល្ខោន ក្បាច់ បូរាណ ខ្មែរ, букв. «Кхмерский театр древнего стиля»), что отделяет ее от королевского наследия.
Кхмерские классические танцор, в целом, часто называют APSARA танцоров по мирянам ; такое использование было бы неправильным с современной формой танца, поскольку апсара - это всего лишь один из типов персонажей в репертуаре. Тем не менее, романтическая связь этой традиции с апсарами и деватами руин Ангкора все еще сохраняется.
Ангкор и доангкорская эпоха
Одна из самых ранних записей о танцах в Камбодже относится к 7 веку, где представления использовались в качестве похоронного обряда для королей. В 20-м веке использование танцоров также засвидетельствовано в похоронных процессиях, таких как король Сисоват Монивонг. В период Ангкора в храмах ритуально исполнялись танцы. Храмовые танцоры стали считаться апсарами, которые служили развлекателями и посланниками божествам. Древние каменные надписи описывают тысячи танцоров апсара, назначенных в храмы и выполняющих божественные обряды, а также для публики. Традиция храмовых танцоров пришла в упадок в 15 веке, когда сиамское королевство Аюттхая совершило набег на Ангкор. Когда Ангкор пал, его ремесленники, брамины и танцоры были взяты в плен в Аюттайю.
Королевская танцевальная труппа короля Сисовата, начало 1900-х годов.Французская колониальная эпоха
Танцовщицы двора короля Сисовата были выставлены на колониальной выставке 1906 года в Марселе по предложению Жоржа Буа, французского представителя при камбоджийском дворе. Огюст Роден был очарован камбоджийскими танцорами и нарисовал серию акварелей танцоров. Джордж Грослиер, французско-колониальный директор Пномпеньского музея Сарро (ныне Национальный музей), «заново изобрел» большую часть балета, изучая барельефы Ангкор-Вата.
Пост-независимая королева Камбоджи Сисоват Косамак стала покровительницей Королевского балета Камбоджи. Под руководством королевы в королевский балет было внесено несколько реформ, включая хореографию. Продолжительность танцевальных спектаклей резко сократилась с показа на всю ночь до одного часа. Принц Нородом Сианук показал в своих фильмах танцы королевского балета.
Танцевальная традиция потерпела неудачу во время режима красных кхмеров, во время которого многие танцоры были убиты в результате геноцида. Хотя 90 процентов всех камбоджийских художников-классиков погибли в период с 1975 по 1979 год после падения красных кхмеров, те, кто выжил, вышли из укрытий, нашли друг друга и образовали «колонии», чтобы возродить свои священные традиции. Обучение кхмерскому классическому танцу возродилось в лагерях беженцев на востоке Таиланда с немногими выжившими кхмерскими танцорами. Многие танцы и танцевальные драмы также были воссозданы в Королевском университете изящных искусств в Камбодже.
В 2003 году он был внесен в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
В эпоху французского протектората Камбоджи и ранее было принято, чтобы гости королевского дворца получали представление королевского балета. В Умилостивление церемоний ( បួងសួង, Buong Suong), она была выполнена в Ват Пном и Серебряная Пагода и Тронном зале королевского дворца. Для развлечения представления часто устраивались в павильонах королевских дворцов. В Пномпене Павильон Лунного света был построен и до сих пор иногда используется для представления классических танцев. В настоящее время места для выступлений Королевского балета включают театр Ченла и конференц-зал Чактомук, спроектированный архитектором Ванном Моливанном в эпоху Сангкум Реастр Ниюм. Туристические рестораны в Камбодже, особенно в Сиемреапе, также служат площадками для представления классических танцев любительскими коллективами.
Традиционная сцена для постановок классической танцевальной драмы представляет собой стол с декоративной подушкой, иногда кладут на восточный ковер или ковер. Этот невысокий стол, называемый крае ( គ្រែ, букв. «Кровать»), является постоянным на протяжении всего выступления и, таким образом, используется в качестве опоры, представляющей множество мест и вещей (кровать, трон, жилые помещения и т. Д.).
Во многих танцевальных драмах персонажи часто владеют оружием, таким как луки, мечи, посохи и дубинки. В некоторых танцах танцоры держат такие предметы, как цветочные гирлянды, веера, а также золотые и серебряные цветы в качестве дани ( см. Bunga mas ). Представления робам макар ( танец макара ) предполагают, что дэвы танцуют на досуге и используют вееры для представления весов мифического макара, в то время как богиня Манимекхала возглавляет мимикрию своим хрустальным шаром магии.
Кхмерские классические танцоры используют стилизованные движения и жесты, чтобы передать смысл и рассказать историю. Эти жесты часто расплывчаты и абстрактны, хотя некоторые из них легко понять. Танцоры не поют и не разговаривают, за исключением некоторых танцевальных спектаклей, где танцоры произносят короткие выступления.
Жесты рук в классическом кхмерском танце называются кбах (что означает «стиль»). Эти жесты рук образуют своего рода алфавит и представляют различные природные объекты, такие как фрукты, цветы и листья. Они используются в различных комбинациях и переходах с сопровождающим движением ног и ступней для передачи разных мыслей и концепций. То, как представлены жесты, положение руки и положение руки относительно руки может повлиять на их значение. Жесты выполняются по-разному в зависимости от типа персонажа.
Костюмы классических танцев очень богато украшены и сильно расшиты, иногда включая блестки и даже полудрагоценные камни. Считается, что большинство костюмов олицетворяют то, что носят божества, что отражено в художественном стиле постангкорского периода. Различные части костюма (например, рубашки) должны быть пришиты к танцорам для плотной посадки.
Типичный женский, или неанг, костюм состоит из сампот- сарабап (или чарабап), типа тканой ткани с двумя контрастирующими шелковыми нитями и металлической нитью (золотого или серебряного цвета). Sampot обернута вокруг нижней части тела в саронге-подобная же образом, а затем складка в полосу в передней и закреплено с золотыми или латунной лентой. В нынешнем стиле часть складчатой парчовой ленты свешивается над ремнем с левой стороны от пряжки ремня, что является явным отличием от костюмов тайских классических танцев, где эта складчатая полоса заправлена в пояс справа от пряжки ремня.. На левом плече носится похожая на шаль одежда, называемая сбай (также известная как робанг кнанг, буквально «задняя обложка»); это самая декоративная часть женского костюма, широко расшитая мелкими бусинами и пайетками. Обычный узор для вышивки сбай в наши дни - это ромбовидный цветочный узор, но раньше было больше вариаций цветочных узоров. Под сбаем находится шелковая майка или корсаж с коротким рукавом, обнаженным на левой руке. Вокруг шеи вышитый воротник - срангкар.
Украшение для женской роли включает в себя большую филигранную квадратную подвеску, подвешенную за угол, различные виды браслетов и браслетов на щиколотку и запястья, нарукавную повязку на правой руке и нательные цепочки разных стилей.
Мужские персонажи носят более замысловатые костюмы, чем женские, так как они требуют, чтобы части, такие как рукава, сшивались вместе во время надевания. Они одеты в сампот-сарабап, как и их коллеги-женщины; однако его носят по-другому. У мужчин, или около того, сампот носят по- чангбенски, когда передняя часть складывается и втягивается между ног, затем заправляется сзади, а оставшаяся длина складки пришивается к сампоту, чтобы образуют драпирующий «веер» на спине. Брюки до колен надеваются снизу, демонстрируя широкий вышитый подол вокруг колен. В качестве верха они носят рубашки с длинными рукавами с богатой вышивкой, а также воротник или сранг-кар на шее. На конце их плеч есть что-то вроде эполета, изгибающегося вверх, как лук Индры (известный как интхану). Другой компонент мужских костюмов - три богато вышитых баннера, которые носят на передней талии. Центральная часть известна как robang muk, а две боковые части известны как cheay kraeng ; обезьяны и персонажи-якши носят сзади еще одну деталь, называемую робанг краой.
Персонажи мужского пола также носят Х- образный ремешок вокруг тела, называемый сангваром ; он может быть сделан из шелка золотистого цвета или из золотых цепочек с квадратными орнаментами, причем последний предназначен для более важных персонажей. Мужчины носят те же украшения на лодыжках и запястьях, что и женщины, но с добавлением дополнительного набора браслетов на запястье и без браслетов. Они также носят орнамент в форме воздушного змея, называемый слоук по (названный в честь листа дерева бо ), который служит центром их сангвара.
Есть несколько типов корон, обозначающих ранги персонажей. Обычно женские персонажи низшего ранга носят кбан ; его также носят персонажи-брамины с украшениями вокруг пучка волос. Божества и королевские персонажи высших рангов носят высокую корону с одним шпилем, называемую мокот кшат для мужских персонажей и мокот кшатрей для женских персонажей. Panchuret (Groslier romanizes это как panntiereth), зарезервирован для князей и генералов ( Sena), является Венцом типа короны с поддельным узлом в спине. Klao крыса носится принцесс и часто дев значение в танце, если они происходят, чтобы не быть королевского ранга. Головные уборы некоторых персонажей включают украшения для ушей, а также серьги. Такие персонажи, как огры и обезьяны, носят маски. Огры и обезьяны королевского ранга носят маски с прикрепленным мокотом.
Танцовщиц традиционно украшают ароматные цветы, хотя иногда живые цветы заменяют искусственными. Цветочная кисточка традиционно изготавливается из Jasminum sambac, нанизанного на цветы Michelia, будь то Michelia × alba или Michelia champaca. Неанг (женщина) роль носит розу над правым ухом и цветочной кистью, прикрепленной к левой стороне короны в то время как neay Rong (мужчина) роль носит розу на левое ухо и цветочной кистью с правой стороны. Иногда танцоры носят жасминовые гирлянды на запястьях. Апсар роль чаще всего украшена цветами либо плюмерия тупой или белых сорта Плюмерии красной ; иногда плюмерии завязаны на затылке.
Согласно «Кембриджскому путеводителю по азиатскому театру» (1997), репертуар Королевского балета содержал около 40 танцев и 60 танцевальных драм. После восстановления Королевского балета в 1979 году часть старого репертуара была воссоздана, а также были созданы несколько новых танцев, в первую очередь робам моносанчеттана покойного Чеа Сами. В последние годы Королевский балет поставил новые танцевальные драмы, такие как « Апсара мера». Sophiline Cheam Shapiro также представила новый репертуар кхмерских классических танцев, хотя они не являются частью традиционного королевского репертуара и в основном исполняются на западных площадках. Ее работы включают драмы, такие как Samritechak, адаптация Шекспира «s Отелло и Памина Деви, адаптация Моцарта » s Волшебная флейта.
Репертуар танцевальных драм ( រឿង, roeung) состоит из множества историй, в отличие от лакхон кхола, который ограничен только Рамаяной. Многие танцевальные драмы имеют аналоги в танцевальном жанре лакхоннаи Таиланда, но не имеют той же хореографии или точной сюжетной линии. Во времена королевы Коссамак несколько танцевальных драм были переработаны и сокращены, такие как Roeung Preah Thong-Neang Neak ; эта драма, среди прочего, будет воссоздана в 2003 году.
Сюжеты многих танцевальных драм часто касаются мужского персонажа, который спасает девушку в беде или обреченную любовь, встреченную препятствиями. Традиционный репертуар изображает мифологию или традиционные сказки и иногда может включать религиозные концепции, такие как карма.
Танец дани, использованный в танцевальной драме Preah Ket Mealea, около 1965 года.В отличие от танцевальных драм это более короткие танцы, известные как робам. Они могут служить нескольким целям, таким как почитание, ритуальные функции (например, обеспечение благополучия и процветания королевства) и благословение. Для нескольких минут или около того не все эти танцы имеют сюжетные линии, хотя многие робам действительно являются отрывками из танцевальных драм, таких как робам мехала-реамсо и робам сован мачха (последний из них из Reamker).
Сегодняшний «танец апсара» был создан под руководством королевы Коссамак Нарирет. Его костюм основан на барельеф из апсара на руинах храма, но большая частью его, в том числе его музыки и жеста, не является уникальным из других классических кхмерских танцев, которые, вероятно, не восходят к Angkor периоду.
Принцесса Буппа Деви исполняет танец в королевском дворце Камбоджи.
Примечания в этом разделе взяты из библиографии выше.
Примечания в этом разделе справочные материалы, созданные неспециалистами, или справочные материалы, которые обычно не считаются законным источником по рассматриваемому предмету. Они не проверены и не рецензируются.