Кхмеры Лое

редактировать
Камбоджийская этническая группа
Кхмеры Лое
Общее население
179 193 (перепись 2008 г.); 142700 (оценка 1996 г.)

Значимые группы:

Регионы со значительным населением
Камбоджа
Языки
моно – кхмерские языки, Австронезийские языки, Кхмеры
Религия
Буддизм Тхеравады, Анимизм
Этническая карта Камбоджи (1972 г.).

Кхмерский Лое (Кхмерский : ខ្មែរលើ, Кхмерское произношение:, «горные кхмеры») - собирательное название, данное различным коренным этническим группам, проживающим в высокогорье Камбоджи. Кхмеры лое встречаются в основном в северо-восточных провинциях Ратанакири, Стунг Тренг и Мондулкири. Большинство горных групп являются мон-кхмерскими народами и в той или иной степени имеют дальнее родство с кхмерами. Две группы кхмеров-лое - чамские народы, ответвление австронезийских народов, и имеют совершенно разное языковое и культурное происхождение. Племена, говорящие на моно-кхмерском языке, являются коренными жителями материковой части Юго-Восточной Азии, их предки просочились в эту местность с северо-запада в доисторические эпохи металла. австронезийские говорящие группы, рада и джараи, являются потомками малайско-полинезийских народов, пришедших на территорию, которая сейчас является прибрежной Вьетнамом, увидели подъем и падение своих Чампа королевств, а затем мигрировали на запад через Аннамитский хребет, рассредоточившись между моно-кхмерскими группами.

Разрозненные группы, которые Кхмерские лое, по оценкам, состоят из 17-21 различных этнических групп, говорящих как минимум на 17 разных языках. В отличие от чамского, вьетнамского и китайского меньшинств в низинах, группы кхмеров лое не интегрировались в кхмерское общество или культуру и остаются политически неорганизованными и недопредставленными в правительстве Камбоджи. Между группой кхмеров лое и правительством никогда не было договоров, и Камбоджа не подписала Конвенцию о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни. Исторический земельный закон Камбоджи 2001 года гарантирует общинные права коренных народов на их традиционные земли, но правительство обвиняется в регулярном нарушении этих положений, конфискации земель для различных целей, от заготовки леса до заграничной застройки.

Содержание

  • 1 Терминология
  • 2 География и демография
  • 3 Культура
  • 4 История
  • 5 Группы
    • 5.1 Куй
    • 5.2 Брао, Креунг, Кавет
    • 5.3 Тампуан
    • 5.4 Бунонг, Стинг
    • 5.5 Груша, Чонг, Саоч, Суой (группа Пирика)
    • 5.6 Джараи
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Терминология

Традиционно правящее кхмерское большинство ссылается на для всех горных групп - phnong, название одной из групп, которое стало означать «дикарь» на кхмерском языке, или samre, название другой группы, которая развила значение «bumpkin» или «hick». Оба эти слова теперь считаются уничижительными. колониальная французская администрация назвала горные народы Камбоджи, Лаоса и Вьетнама «горцами».

Термин «кхмерский лёу» был придуман правительством Сангкум Реастр Ниюм в Сианука Камбодже в 1950-х годах. Чтобы подчеркнуть единство или "камбоджийское происхождение" различных этнических групп, населявших его границы, и способствовать националистической сплоченности, правительство классифицировало граждан как одну из трех групп: "кхмеров", кхмерских кандалов, кхмеров-исламистов и кхмеров. Loeu. Кхмерский кандал («центральные кхмеры») относился к этническому кхмерскому большинству. Кхмерским исламом был назван этнический чам, населяющий центральные равнины Камбоджи. Кхмерский лое был придуман как универсальный термин для обозначения всех этнических групп коренных народов, большинство из которых проживают в отдаленных высокогорных районах северо-востока Камбоджи. Нынешнее правительство использовало термин chuncheat daerm pheak tech (кхмерский : ជនជាតិ ដើម ភាគតិច, «изначальное этническое меньшинство») в официальных документах, обращаясь к этническим кхмерам как chuncheat daerm pheak chraern («изначальное этническое большинство "). Однако «кхмерский лёу» по-прежнему остается разговорным и наиболее распространенным обозначением этих групп.

В кхмерском языке альтернативное, хотя и не связанное с этим, использование термина «Khmer Loeu» относится к северному кхмерскому народу. Этнические кхмеры иногда используют трехстороннее деление, чтобы различать кхмеров, уроженцев Таиланда, Камбоджи или Вьетнама. Уроженцы Таиланда иногда называются «кхмерскими лоеу» из-за их расположения на южном плато Корат по сравнению с коренными жителями Камбоджи, «кхмерскими кандалами», а кхмеры - коренными жителями регион нижней части дельты Меконга во Вьетнаме называется Khmer Krom, «нижний кхмерский» или «южный кхмерский».

География и демография

Кхмеры лое составляют большинство населения в провинциях Ратанакири и Мондулкири, и они также в значительном количестве присутствуют в провинции Кратье и провинции Стунгтренг. Их общая численность в 1969 году оценивалась в 90 000 человек. В 1971 году количество кхмерских лое оценивалось по разным оценкам от 40 000 до 100 000 человек. Данные о численности населения в 1987 году отсутствовали, но общее количество, вероятно, составляло около 100 000 человек. По данным Всеобщей переписи населения, проведенной в 2008 году, их общая численность составила 179 193 человек.

Население
Этническая группа2008
Всего179 193
Бунонг 37 507
Тампуан 31,013
Куй 28,612
Джараи 26,335
Круенг19,988
Брао 9,025
Стиенг 6,541
Кавет 6,218
Краол4,202
Груша 1827
Ро Онг1,831
Мел1,697
Thmoon865
Suoy 857
Khogn743
Klueng702
Kchruk408
Саоч 445
Лон327
Пн19
Раде 21
Кчак10

Культура

Большинство кхмеров-лое живут в разбросанных временных деревнях, в которых проживает всего несколько сотен жителей. Эти деревни обычно управляются советом местных старейшин или староста деревни.

Кхмеры лое выращивают самые разные растения, но основная культура - сухой или высокогорный рис, выращиваемый подсечно-огневым методом. Охота, рыбалка и собирательство дополняют культивируемые овощные продукты в диете кхмеров лое. Дома варьируются от огромных многоквартирных домов до небольших домов на одну семью. Они могут быть построены близко к земле или на сваях.

История

В период французского протектората французы не вмешивались в дела кхмеров. Loeu. Сообщается, что командиры французской армии считали кхмерские лое отличным источником личного состава для армейских застав и нанимали большое количество солдат для службы во французских войсках. Многие кхмеры лое продолжили эту традицию, записавшись в камбоджийскую армию.

В 1960-х годах камбоджийское правительство осуществило широкую программу гражданских действий, за которую армия несла ответственность, среди кхмерских лое в Мондулкири, Ратанакири, Ужал Тренг и Кох Конг провинции. Цели этой программы состояли в том, чтобы обучить кхмерских лое, обучить их кхмерскому и в конечном итоге ассимилировать их в основное русло камбоджийского общества. Были некоторые попытки переселения; в других случаях государственные служащие уезжали жить с отдельными группами кхмерских лое, чтобы обучать своих членов кхмерскому образу жизни. Для некоторых общин кхмеров лое были предоставлены школы, и в каждой большой деревне местный представитель правительства распространял информацию и поощрял кхмеров лое изучать образ жизни низменных кхмеров. Государственные служащие, отправленные на работу к кхмерским лое, часто рассматривали это назначение как своего рода наказание.

В конце 1960-х около 5000 кхмеров лое в восточной части Камбоджи подняли восстание против правительства и потребовали самоопределения и независимости. Правительственная пресса сообщила, что лояльные правительству местные лидеры были убиты. После восстания повсеместное недовольство горцев этническими кхмерскими поселенцами заставило их отказаться от сотрудничества с камбоджийской армией в ее подавлении беспорядков в сельской местности. И красные кхмеры, и вьетнамские коммунисты воспользовались этим недовольством и активно вербовали кхмеров Лое в свои ряды. В 1968 году Пол Пот и другие красные кхмеры бежали в земли кхмеров-лое, которые считались враждебными по отношению к низинным кхмерам и правительству. В конце 1970 года правительственные силы покинули провинции Ратанакири и Мондулкири и покинули этот район быстро растущим коммунистическим повстанческим силам красных кхмеров, Революционной армии Кампучии и ее вьетнамским наставникам.. Есть некоторые свидетельства того, что в 1960-х и 1970-х годах Фронт за освобождение оппозиционных рас (FULRO - Объединенный фронт освобождения угнетенных рас) объединял племена в горных районах южного Вьетнама и имел членов из групп кхмерских лое, как а также из чам в Камбодже.

В начале 1980-х годов красных кхмеров пропагандистские группы проникли в северо-восточные провинции и поощряли восстание против центрального правительства. В 1981 году в правительственную структуру входили четыре кхмерских вождя провинции Лое, все, как сообщается, из группы брао в северо-восточных провинциях Мондулкири, Ратанакири, Укус Тренг и Преа Вихеар. Согласно резолюции конференции национальных кадров ФРК 1984 г., озаглавленной «Политика в отношении этнических меньшинств», меньшинства считались неотъемлемой частью камбоджийской нации, и их следовало поощрять к участию в коллективизации. Политика правительства была направлена ​​на преобразование групп меньшинств в современных камбоджийцев. В той же резолюции содержится призыв к ликвидации неграмотности с оговоркой, что языки меньшинств будут уважаться и что каждому племени будет разрешено писать, говорить и преподавать на своем родном языке.

Группы

Основными кхмерскими группами лое в Камбодже являются Куй, Пононг, Стиенг, Брао, Тампуан, Груша, Джараи и Раде. Все, кроме двух последних, говорят на моно – кхмерских языках.

Куй

В конце 1980-х годов около 160 000 Куй жили в северных камбоджийских провинциях Кампонгтхом, Преа Вихеар и Стунг Тренг, а также в соседнем Таиланде. (В 1978 году в самой Камбодже было зарегистрировано около 70 000 куев.) Большинство куев ассимилировались с преобладающей культурой страны, в которой они живут. Многие из них являются буддистами, и большинство практикуют выращивание влажного риса. У них репутация умелых кузнецов.

Брао, Креунг, Кавет

Брао, Креунг и Кавет населяют северо-восточную провинцию Камбоджи Ратанакири и соседний Лаос. Все трое говорят на разных, хотя и взаимно понятных, диалектах одного языка. У них очень схожая культура, с матрилинейным происхождением. В 1962 году население брао в Лаосе составляло около 9000 человек. В 1984 году сообщалось, что общая численность населения брао составляла от 10 000 до 15 000 человек. По сообщениям, около 3000 брао переехали в Камбоджу из Лаоса в 1920-х годах. Брао живут в больших деревнях, в центре которых находится коммунальный дом. Они выращивают сухой рис и производят гончарные изделия. Похоже, у них двусторонняя система родства.

Тампуан

Тампуан насчитывает около 25000 человек, согласно Перепись 1998 года. У них пн – кхмерский язык, и они практикуют форму анимизма. У них материнское происхождение.

Тампуаны живут в северо-восточной провинции Камбоджи, Ратанакири. Многие тампуаны живут в деревнях недалеко от столицы провинции Ратанакири, Бан Лунг, вокруг вулканического кратерного озера Йеак Лаом. Некоторые живут в разбросанных общинах вокруг небольшого городка Воун Сай.

Бунонг, Стенг

Считается, что в общей сложности 23000 Бунонг жили в Камбодже и во Вьетнаме в начало 1980-х гг. В Камбодже бунонг обитают в провинциях Мондулкири, Кратьэ и Кампонгтям в деревнях, состоящих из нескольких длинных домов, каждый из которых разделен на отсеки, в которых могут размещаться ядерные установки. семьи. Бунонг занимаются выращиванием сухого риса, а некоторые также выращивают широкий спектр овощей, фруктов и других полезных растений в качестве вспомогательных культур. Некоторые подгруппы плетут полотна. По крайней мере, две из подгрупп бунонга имеют материнское происхождение. Моногамия - преобладающая форма брака, а проживание обычно является матрилокальным. Различия в богатстве измеряются количеством буйволов, которых известные люди приносят в жертву на похоронах или церемониях как признак статуса и как средство получения общественного одобрения. Рабство, как известно, существовало и в прошлом, но система позволяла рабу обрести свободу.

Стиенг тесно связаны с Бунонг. Обе группы пересекают камбоджийско-вьетнамскую границу, и их языки принадлежат к одному подсемейству мон-кхмеров. В 1978 году камбоджийский Stieng насчитывал около 20 000 человек. В Stieng выращивают сухой рис. Их общество, по-видимому, патриархально, и проживание после брака патрилокально, если выкуп за невесту был уплачен. Группы имеют очень свободную политическую организацию; в каждой деревне есть свои руководители и трибуналы.

Груша, Чонг, Саоч, Суой (Группа Пирика)

Несколько небольших групп, возможно, всего не более 10 000 человек в Камбодже и восточном Таиланде, составляют Пирик группа. Основными членами являются груши в провинциях Баттамбанг, Пурсат и Кампонгтхом ; Чонг в Таиланде и провинции Баттамбанг; Саоч в провинции Кампот ; Самре на территории бывшей провинции Сиемреап ; и в провинции Кампонгчнанг. Некоторые полагают, что эта группа представляет собой остаток дохмерского населения Камбоджи. Многие члены группы Пириков выращивают рис с сухих полей, который они дополняют охотой и собирательством. У них есть тотемные кланы, каждый из которых возглавляет вождь, унаследовавший свою должность по отцовской линии. Брак происходит в раннем возрасте; есть небольшой выкуп за невесту. Жилище может быть матрилокальным до рождения первого ребенка или патрилокальным, как среди Саох. Староста деревни является высшим политическим лидером. Саоч имеет совет старейшин, который судит о нарушениях традиционного закона. Два главных колдуна, основная функция которых - управлять погодой, играют главную роль. Среди Саоч труп хоронят, а не сжигают, как среди кхмеров.

джараев

австронезийских групп джараев и Э Де (также известный как Рейд или Раде) составляют два самых крупных этнических меньшинства во Вьетнаме. Обе группы распространяются на северо-восток Камбоджи, и у них много общего в культуре. Общая численность населения Джарая составляет около 200 000 человек; число E De около 120 000. Согласно данным о численности населения за 1978 год, в Камбодже в конце 1970-х годов насчитывалось 10 000 джараев и 15 000 эде. Они живут в длинных домах, содержащих несколько отсеков, занятых матрилинейно связанными нуклеарными семьями. В одной деревне может быть от двадцати до шестидесяти длинных домов. В Раде и Джараи выращивают рис и второстепенные культуры, такие как кукуруза. Обе группы имеют экзогамные группы по материнской линии (группы кровного родства, которые признают традиционные узы общего происхождения по материнской линии и не вступают в брак). Женщины инициируют брачные переговоры, и проживание является матрилокальным. Каждая деревня имеет свою политическую иерархию и управляется олигархией ведущих семей. В прошлом маги, известные как «короли огня и воды», обладали политической властью, которая простиралась за пределы отдельной деревни. Раде и Джараи были тесно связаны с движением FULRO, и многие лидеры движения принадлежат к этим двум группам.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Эта статья включает материалы общественного достояния из Страноведческих исследований Библиотеки Конгресса США сайт http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/.

Последняя правка сделана 2021-05-25 07:40:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте