בית ליי | |
Мозаичный пол византийской церкви | |
Показано на территории Израиля | |
Альтернативное название | בית לויה |
---|---|
Местоположение | Израиль |
Координаты | 31 ° 33′49 ″ с.ш. 34 ° 55′41 ″ E / 31,563611 ° N 34,928056 ° E / 31,563611; 34.928056 |
Район | ок. 50 Дунамы |
История | |
Периоды | Железный век II - период мамелюков |
Хирбет Бейт Лей или Бет Лойя - археологический телл в Иудейской низменности в Израиле. Он расположен примерно в 5,5 км к юго-востоку от Бет Гуврин и в десяти милях к западу-северо-западу от Хеврона, на холме, 400 м над уровнем моря.
Железный век II В погребальной пещере была обнаружена надпись «Иерусалим» с одним из старейших известных упоминаний на иврите.
Хирбет Бейт Лей был первым исследованным РАН Макалистер из Фонда исследования Палестины, обнаруживший высеченную в скале часовню и погребальные пещеры (опубликовано в 1901 г.)
В период с 1972 по 1973 год это место обследовал Иегуда Даган. Во время этого исследования останков железного века обнаружено не было. Обследование также показало, что это место было заселено с эллинистического периода, по крайней мере, до мамлюкского периода. Ряд высеченных подземных сооружений, в том числе columbaria, прессы для оливок, цистерны с водой, карьеры, конюшня и убежища, относятся к эллинистическому и римскому периодам.
Во время строительства дороги в 1961 году в восточной части памятника был обнаружен древний погребальный комплекс. Археологическая экспедиция Управления древностей Израиля под руководством (1928-2011) Еврейского университета Иерусалима обнаружила две многокамерные погребальные пещеры эпохи II эпохи железного века. Одна пещера состояла из трех камер, вырезанных в меловом известняке. Восемь скелетов лежали на известняковых уступах по бокам камер, нетронутые с тех пор, как были захоронены. В пещере также были найдены кольцо, бронзовая серьга и бронзовая доска, на которой были вырезаны рисунки и надписи. Три рисунка были человеческими фигурами: мужчина, держащий что-то вроде лиры, мужчина, поднимающий руки, возможно, в молитвенном жесте, и мужчина в головном уборе. На другой стене были нарисованы два парусных судна. Две другие фигуры могут быть лагерем и палаткой. Корабли наводят ученых на мысль, что камеры повторно использовались израильтянами беженцами, спасавшимися халдейскими армиями в шестом веке до нашей эры, вероятно левитами. Корабли - частый мотив в древних погребальных камерах Ближнего Востока. Другая пещера в какой-то момент была разграблена, и анализ показал, что захороненные люди принадлежали к группе другого происхождения, чем первая группа.
Семь надписей на иврите остались в разной степени сохранности, и существуют разногласия по поводу того, как их следует читать. Похоже, что слова YHWH (Яхве) и YRSHLM (Иерусалим) присутствуют в надписях, которые Джозеф Навех датировал концом VI века до нашей эры.
Особый интерес представляет одна надпись, очень ранняя на иврите имя ירשלם (Иерусалим). Навех прочитал это как
יהוה אלהי כל הארץ הרי יהד לו לאלהי ירשלם. yhwh ʾlhy kl hʾrṣ hry yhd lw lʾlhy yršlm
, что он перевел как «Яхве (есть) Бог земли Ему принадлежат горы Иудейские, Богу Иерусалима ". Более старый пример на папирусе известен из прошлого века.
Крупный план слова «Иерусалим» на надписи Хирбет Бейт ЛейФрэнк Мур Кросс не соглашался со многими прочтениями букв Навеха, вместо этого интерпретируя надпись в виде поэтической рубрики от первого лица: «Я Господь, Бог твой; города Иудеи приму, и искуплю Иерусалим». Кросс предположил, что это «цитата из утерянного пророчества», возможно написанного беженцем, спасающимся от разрушения Иерусалима в 587 г. до н. Э. Позже Навех отклонил чтение Кросса и придерживался своей версии.
Другие ученые, в том числе Лемэр и Пуэч, предложили дополнительные чтения. Патрик Д. Миллер прочитал это почти так же, как и Кросс: «[Я] Господь, ваш Бог. Я приму города Иудеи. Я искуплю Иерусалим».
С 1979 по 1983 г. Йотам Теппер и Я. Шахар пещеры на месте.
В В 1983 и 1986 годах Джозеф Патрич и Йорам Цафрир раскопали на этом месте церковь базилики, а также пресс для оливок, пресс для вина и погребальную пещеру неподалеку от имени Института археологии Еврейский университет в Иерусалиме. Считается, что церковь была построена около 500 г. н.э. и хорошо функционировала в 8 веке. Предполагалось, что церковный комплекс находится на окраине села. Мозаичные полы церкви отражают деятельность иконоборцев, а затем ремонт.
Раскопки на этом месте были возобновлены в 2005 г. под руководством Орена Гутфельда по поручению института. археологии Еврейского университета в Иерусалиме при финансовой поддержке некоммерческого фонда Mormon