народ хамти

редактировать

Кхамти Шан
တဲး ၵံး တီ, Тай Кхамти
Диорама Тай Кхампти.JPG Диорама народа Тай Кхамти в Музее Джавахарлала Неру, Итанагар
Общая численность населения
c.350,000
Регионы со значительной численностью населения
Мьянма ~ 200,000
Индия 140,310
Языки
Кхамти, бирманский, Ассамцы
Религия
Буддизм Тхеравады
Родственные этнические группы
Тайцы, Лаосцы, Шань, Люди Дай

Тай Кхамти, (Кхамти : တဲး ၵံး တီႈ, бирманский : ခန္တီး ရှမ်းလူမျိုး, Хкамти Шан, ассамский : খাম্পতি) или просто Кхамти, как их еще называют, являются тайской этнической группой, уроженцами Хкамти Лонг, Могаунг и Мьиткина Качина Штат и округ Хкамти округа Сагаинг Мьянма. В Индии они находятся в районе Намсаи и районе Чангланг в Аруначал-Прадеше. Меньшие числа можно найти в районе Лакхимпур, районе Дхемаджи и в деревне Мунгланг Кхамти в районе Тинсукиа из Ассама и, возможно, в некоторых частях Китай. Население Хамти составляет 100 031 человек, из которых 40 005 живут в Аруначал-Прадеше и 60 026 - в Ассаме. Однако в Мьянме их общее население оценивается в 200 000 человек.

Тай Кхамти, населяющие регион вокруг бассейна Тенгапани, были потомками мигрантов, прибывших в течение столетия из этого региона, горной долины Иравади. Хамти обладают особенностями Юго-Восточной Азии.

Тай-Кхамти - последователи буддизма Тхеравады. У тай-кхамти есть свой собственный алфавит для своего языка, известный как «лик тай», который произошел от шаньского (тайского) письма Мьянмы. Их родной язык известен как язык кхамти. Это тайский язык, тесно связанный с тайским и лаосским.

Содержание
  • 1 Общество
  • 2 Культура
    • 2.1 Образ жизни и обычаи
    • 2.2 Язык и сценарий
    • 2.3 Одежда
    • 2.4 Искусство
    • 2.5 Танцы и драма
    • 2.6 Фестивали
  • 3 Ссылки
  • 4 Внешние ссылки
Общество

Хамти общество разделено на классы, каждый из которых означает определенный статус в социальной иерархии. Вожди занимают высшие должности, за ними следуют священники, обладающие значительным влиянием на все ранги. В прошлом рабы составляли самый низкий ранг.

Культура

Образ жизни и обычаи

Тай-Кхамти - очень сильные сторонники буддизма Тхеравады. В домах есть молитвенная комната, и они молятся каждое утро и вечер, предлагая цветы (нам тау йонгли) и еду (као тан сом). Это миролюбивые люди.

Дома Тай-Кхампти построены на приподнятых этажах с соломенными крышами. Крыши устроены настолько низко, что стены остаются скрытыми. Полы сделаны из деревянных досок, а стены сделаны из бамбуковых сростков.

Хамти - оседлые земледельцы. Они используют плуг (тайе), запряженный одним животным, будь то быком или буйволом (или даже слоном в былые времена).

Кхамти выращивают такие культуры, как рис-падди (khow), семена горчицы / кунжута (nga) и картофель (man-kala). Их основная пища - рис, обычно с добавлением овощей, мяса и рыбы. Они пьют пиво из риса (лау) как напиток, который не подают во время фестивалей. Некоторые из хорошо известных блюд - это хаопук (приготовленный из липкого риса и семян кунжута), хао лам (бамбуковый рис), паа са (свежий речной рыбный суп со специальными травами), паа сом и нам сом и другие. Говядина считается табу.

Язык и письменность

Кхамти - это юго-западный тайский язык, на котором говорят в Мьянме и Индии народ Кхамти. Это язык даиков, в частности кадай, кам-тай, тай, юго-западная и северо-западная ветви. Судя по всему, этот язык возник в районе Могунга в Верхней Мьянме. Он тесно связан с тайским и лаосским языками. В настоящее время в Мьянме проживает около 200 000 человек, говорящих на хамти, и 130 000 - в северо-восточной части Индии (области Аруначал-Прадеш и Ассам).

Известны три диалекта хамти: северная бирма хамти, ассам-хамти и синкалинг. Кхамти. Носители кхамти двуязычны, в основном на ассамском и бирманском.

У тай-кхамти есть собственная система письма, называемая «Лик-Тай», которая очень похожа на северный шанский алфавит Мьянмы с некоторыми букв, принимающих расходящиеся формы. Их сценарий, очевидно, произошел от сценария Лик Хто Нгаук сотни лет назад. Всего 35 букв, включая 17 согласных и 14 гласных. Сценарий традиционно преподается в монастырях по таким предметам, как трипитака, рассказы Джатаки, кодекс поведения, доктрины и философия, история, свод законов, астрология и хиромантия и т. Д. Первая печатная книга была опубликована в 1960 году. В 1992 году ее отредактировал Комитет Тайской литературы, Чонгкхам. В 2003 году ученые из Северной Мьянмы и Аруначал-Прадеша снова изменили его тоновой маркировкой.

Платье

Традиционное мужское платье хамти представляет собой хлопковую рубашку с длинными рукавами (сиу пачаи) и многослойную одежду. -цветный саронг (фаной). Женское платье состоит из рубашки с длинным рукавом (siu pasao), длинного саронга (sinn) глубокого цвета из хлопка или шелка и цветного шелкового шарфа (phamai). Замужние женщины носят простой черный длинный саронг с запахом (синн) и более короткий зеленый саронг с запахом (лангват).

Их украшения состоят из ярких янтарных серег, кораллов, ожерелий из бисера и золотых украшений. Мужчины Кхамти обычно татуируют свое тело.

Кхамти завязывают волосы в большой узел, который поддерживается белым тюрбаном (пха-хо). Вожди носят длинное шелковое пальто. Волосы собраны сзади и по бокам в один массивный рулон длиной от четырех до пяти дюймов. Вышитая тесьма, края которой с бахромой и кистями свисают сзади, опоясывает рулон.

Искусство

Кхамти известны своим мастерством. Их меч известен как пха-нап. Их священники, как известно, являются мастерами-любителями, которые используют дерево, кость или слоновую кость для вырезания религиозных статуй.

Считается, что придавая рукояти оружия из слоновой кости, они проявят большое мастерство. Их оружие включает отравленные бамбуковые шипы (панджи), копье, лук и стрелы, меч и щит, обычно сделанные из шкуры носорога или буйвола. У хамти также есть огнестрельное оружие, напоминающее старые кремневые мушкеты и конные пистолеты. Меч носится на передней части тела, так что его рукоять при необходимости можно взять правой рукой.

Танец и драма

Танец «Ка Пунг Тай» - одна из основных форм драматического искусства Тай Кхамти. В отличие от многих форм традиционного танца Аруначали, танец Кхамти - это танцевальная драма, выразительно и элегантно отражающая богатую культуру буддистов Кхамти.

Традиционные народные танцы Тай Кхамти уходят корнями в страны Юго-Восточной Азии, такие как Таиланд и Мьянма. В общине много народных танцев, и каждый танец имеет религиозное происхождение. Вот некоторые из популярных танцевальных драм Тай Кхамти:

  • Танец Павлина: Каа Кингнара Кингнари - известный танец среди Тай Кхамти. Это буддийская вера в природу, которая изображает медленный и изящный танец мифического получеловека и полупавлина, существовавший в Гималаях.
  • Танец петушиных боев: Каа Конг Тоу Кай - популярный танец племени Тай Кхамти. Аруначал-Прадеша. Его исполняют два или четыре человека в головных уборах в форме головы петуха в сопровождении ударов барабана (конгпат), тарелок (пайсэн) и набора гонгов (монг-видение). Этот танец обычно показывает битву между двумя петухами и вдохновлен древней традицией развлечь короля петушиным боем.
  • Танец оленей: согласно легендарной истории, танец оленей (каа-носок) в месяце Октября (Nuen-Sip-Eit) - это праздник света, основанный на рассказе духов людей и животных, приветствующих возвращение Будды после его проповеди и благодарения его матери и другим духам. Этот танец Ка-Тоэ является буддийским верованием и религиозным по своей природе.
  • Танец Демона: Танец Демона Каа Пхи Пхай - еще один известный танец, который исполняется в важных социальных и религиозных случаях. Тема этого танца вращается вокруг достижения просветления Владыкой Буддой, несмотря на попытки Мары, царя злых духов, нарушить глубокую медитацию Господа. Каа Пхи Пхай символизирует победу святого над злом и знаменует достижение Буддой «Нирваны».

Фестивали

Сангкен - главный праздник Кхамти. Отмечается 14 апреля. Истинные краски светской Индии - на фестивале Сангкен, в ритуалах которого участвуют люди независимо от их племени, касты, культуры, расы и т. Д.

Главная достопримечательность фестиваля - брызги чистой воды, которая является символом мира и чистоты. Изображения Будды вынимаются и после церемониального омовения. Шествие сопровождается барабанами, танцами и весельем. Это святое омовение - благоприятное событие. Празднование проходит три дня подряд. Во время праздника местные жители делают домашние сладости и раздают их. Обмен подарками - обычная черта фестиваля.

Есть фестивали, кроме Сангкена, которые отмечаются круглый год. Некоторые из фестивалей - Пои-Пи-Мау (Новый год Тай Кхампти), Май-Касунг-Пхай, Кхоа-Ва, Поат-Ва и т. Д.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-25 05:24:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте