Хамса (персидский : خمسه, 'Квинтет' или ' Quinary ', от арабского ) или Panj Ganj (персидский : پنج گنج, «Пять сокровищ») - главное и наиболее известное произведение Низами Гянджеви.
Хамса в пяти длинных повествовательных стихотворениях :
Первое из этих стихотворений, Махзан-ол-Асрар, находился под влиянием Санаи (ум. 1131) монументальный Сад Истины. Четыре других стихотворения - средневековые романсы. Хосров и Ширин, Бахрам-э Гур и Александр Великий, которым всем посвящены эпизоды в Фирдоуси Шахнаме, снова появляются здесь, в в центре трех из четырех поэм Незами. Приключение парных любовников, Лейлы и Меджнуна, является предметом второго из его четырех романов и заимствовано из арабских источников. Во всех этих случаях Незами существенно переработал материал из своих источников.
Хамса был популярным предметом для щедрых рукописей, иллюстрированных раскрашенными миниатюрами при персидском и могольском дворе в более позднее время. веков. Примеры включают Хамса Низами (Британская библиотека, Ор. 12208), созданный для императора Великих Моголов Акбара в 1590-х годах.
Страница из иллюстрированного манускрипта "Хамсы" Низами. Бруклинский музей.
Царь Сасанидов, Бахрам Гур - большой фаворит персидских традиций и поэзии. Изображение Незами "Бахрам и индийская принцесса в Черном павильоне", Хамса, середина 16 века эпоха Сефевидов.
Рукопись из Хамсы Низами, датированная 1494 годом, изображающая путешествие Мухаммеда из Мекки к Куполу Скалы на небо. архангел Гавриил виден справа от Мухаммеда с множеством крыльев.
Сцена из романа «Лейла и Меджнун ». Помешанные влюбленные встречаются в последний раз перед своей смертью. Оба упали в обморок, и пожилой посланник Меджнуна пытается оживить Лейлу, в то время как дикие животные защищают их от нежелательных злоумышленников. Иллюстрация конца XVI века.
Иллюстрация 1543 года к Мираджу из Хамсы, вероятно, созданная придворным художником Султаном Мухаммедом. Эта версия была создана для персидского шаха Тахмасп I.