Кетупат

редактировать
Индонезийское блюдо с пельменями из риса

Кетупат
Ketupat2.jpg Нераспечатанная куча приготовленного кетупата на тарелке.
Альтернативные названияКупат, тупат, топат, типат
КурсОсновное блюдо
Место происхожденияИндонезия
Регион или штатПриморье Юго-Восточная Азия
Температура сервировкиГорячая или комнатная температура
Основные ингредиентыРис, приготовленный в мешочке из плетеных молодых пальмовых листьев
ВариантыКетупат пульут, ketupat daun palas (малайский), lepet
Пищевая энергия. (на порцию)В 1 чашке кетупат сайур содержится примерно 93 ккал

кетупат (на индонезийском и малайском ), купат (на яванском и сунданском ) или типат (в балийском ) - это разновидность клецки, изготовленных из риса, упакованных в ромбовидный контейнер из тканого пальмовый листовой мешочек, происходящий из Индии onesia. Обычно он встречается в Индонезии, Брунее, Малайзии и Сингапуре. Его обычно называют «упакованным рисом», хотя существуют и другие типы аналогичного упакованного риса, такие как лонтонг и бакчанг.

. Кетупат разрезают и его кожицу (тканый пальмовый лист) удаляют. Внутренний рисовый пирог разрезают на кусочки и подают в качестве основного продукта питания вместо обычного пропаренного риса. Его обычно едят с ренданг, опор айам, сайур лабу (суп из чайота) или самбал горенг хати (печень в самбале), или подают в качестве сопровождения к сатай (курица, говядина или баранина на шпажках) или гадо-гадо (овощная смесь с арахисовым соусом). Кетупат также является основным элементом некоторых блюд, таких как кетупат сайур (кетупат в супе чайоте с тофу и вареным яйцом) и купат таху (кетупат и тофу в арахисовом соусе).

Кетупат относится к аналогичным блюдам в других рисоводческих австронезийских культурах, таких как филиппинские пусо, хотя последние не ограничиваются формами ромбов и традиционно имеют различные замысловатые плетения, от звездообразных до животных. Вариант в форме октаэдра, называемый катупат, также был найден в доколониальном Гуаме и Марианских островах, до того, как древнее выращивание риса на острове было заменено кукуруза, принесенная испанцами.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Культурное значение
  • 3 Разновидности
  • 4 Производные блюда
    • 4.1 Кетупат саюр
    • 4.2 Купат таху
  • 5 Другое использование
  • 6 Подобные блюда
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки

История

Люди плетут молодые пальмовые листья (индонезийский : janur) в мешочек для кетупата, чтобы быть продано до лебарана в Джакарте.

Использование плетеных молодых пальмовых листьев (джанур) в качестве мешочка для приготовления пищи широко распространено в Приморской Юго-Восточной Азии, из Индонезии и Малайзии, на Филиппины. Кетупат изготавливается из риса, который завернут в тканый пакет пальмовых листьев и отварен. Когда рис готовится, зерна расширяются, заполняя пакет, и рис сжимается. Этот метод приготовления придает кетупату характерную форму и текстуру рисового кнедлита.

Местные предания, передаваемые из поколения в поколение, связывают создание этого стиля приготовления риса с необходимостью моряков предохранять приготовленный рис от порчи во время длительных морских путешествий. Кокосовые листья, используемые для обертывания риса, всегда имеют треугольную или ромбовидную форму и хранятся в виде пучков на открытом воздухе. Форма упаковки способствует стеканию влаги с приготовленного риса, а листья кокоса позволяют аэрировать рис и в то же время предотвращают прикосновение к нему мух и насекомых.

Несмотря на то, что в настоящее время кетупат ассоциируется с мусульманским праздником лебаран, кетупат также известен в немусульманских общинах, таких как индуисты балийцы и жители Филиппин, которые предложили что плетение кокосовых листьев имеет доисламское происхождение. Это было связано с местным индуистским ритуалом почитания Деви Шри, яванской богини риса. Балийские индусы до сих пор ткали чучело Деви Шри из листьев цили в качестве подношения, а также ткали листья типата во время Кунингана балийского индуистского священного дня.

В <182 г.>Ява и большая часть Индонезии, кетупат связана с исламской традицией лебаран (Ид уль-Фитр ). Считается, что самая ранняя связь кетупата с исламской лебаранской традицией берет свое начало в 15 веке Султанате Демак.

На индонезийских рынках до этого часто продаются пустые мешочки из кожи кетупата, сделанные из тканого джанура. из Лебарана.

Согласно яванским традициям, индонезийская традиция лебарана зародилась, когда Сунан Бонанг, один из Вали Сонго из Тубана на Яве 15-го века, призвал к мусульман, чтобы повысить совершенство их поста в Рамадан, прося прощения и прощая проступки других. Считается, что традиция приготовления и употребления кетупата или купата на яванском языке во время лебарана была введена Раденом Мас Сахидом или Сунан Калиджагой, одним из Вали Сонго ( девять мусульманских святых), которые распространяли ислам на Яве. Сунан Калиджага представил ритуал лебаран кетупат 8 шавваль, через неделю после праздника Ид аль-Фитр и через день после шестидневного поста шавваль. Считается, что он содержит соответствующую символику; купат означает нгаку лепат или «признание своих ошибок» на яванском языке, в соответствии с традицией просить прощения во время лебарана. Перекрестное плетение пальмовых листьев символизирует ошибки и грехи, совершенные людьми, а внутренний беловатый рисовый пирог символизирует чистоту и избавление от грехов после соблюдения Рамадана поста, молитв и ритуалов. Помимо Явы, традиция употребления кетупата во время праздника Ид аль-Фитр также встречается по всей Индонезии; из Суматры, Калимантана, Сулавеси, Нуса-Тенггара, а также из соседних стран, включая Малайзию, Сингапур и Бруней.

Культурное значение

Вареный кетупат

В разных местах Индонезии проводится церемония под названием Лебаран Кетупат, который наблюдается после завершения дополнительных шести дней голодания после Идул Фитри. В Ломбоке, Западная Нуса Тенгара тысячи мусульман праздновали Лебаран Кетупат - или Лебаран Топат, как его называют местные жители - посещая могилы мусульманских улемов перед тем, как принять участие в общинных церемониях, которые включает музыкальные представления, конкурсы по приготовлению кетупата, а также общие трапезы, где кетупат подавался в качестве основного блюда. Гарниры на мероприятиях были самые разные, от plecing kangkung (жареный на воде шпинат) до местного блюда Ayam Taliwang.

Ketupat, являющегося центральным элементом лебаранского застолья, подаваемого с сайуром. lodeh, opor ayam, rendang, sambal goreng ati и emping

В Центральной Яве Лебаран Кетупат называется Бада Купат, и был отмечен приготовлением и подачей кетупата и лепета (приготовленный на пару липкий рис, приготовленный в плетеных пальмовых листьях) в Семаранге. В Коло, Kudus Regency, парад гунунган (подношение в форме конуса) из кетупата, лепета и других продуктов питания на склоне горы Мурия возле могилы известного мусульманского проповедника. Сунан Мурия проводился в честь Бада Купата, а на склоне горы Мерапи в Бойолалийском Регентстве праздник состоял из парада домашнего скота, украшенного кетупатом.

Среди индуистских общин на Бали и Баньюванги на Восточной Яве, кетупат является частью подношения и ритуала праздничного празднования Кунингана в завершение Галунган святые дни. Во время Галунгана индуистские семьи создают и устанавливают столб пенджор из джанура (молодых пальмовых листьев), а затем делают подношения Пуре. Через десять дней после Галунгана проводится церемония Кунингана, завершающая религиозные праздники. Чтобы отпраздновать Кунинган, балийские индуистские семьи сначала делают типат или кетупат в качестве подношения, а затем потребляют немного кетупата.

Есть поразительное сходство между яванским мусульманином Лебараном и балийским индуистом Галунган-Кунинган святые дни, одним из которых является кетупат. Например, семьи посещают могилу своей семьи или предков перед соблюдением священного дня и употребляют кетупат, чтобы завершить религиозный праздник. Хотя сегодня в современной Индонезии кетупат прочно ассоциируется с мусульманским празднованием Идул Фитри, это параллельное явление свидетельствует о доисламском коренном происхождении кетупата, как индонезийцы как способ выразить благодарность и отметить праздники, создавая и

Разновидности

Кетупат даун палас, треугольная версия кетупата, в основном встречающаяся на Малайском полуострове..

Существует много разновидностей кетупата, две из которых наиболее распространены. одни из них - кетупат наси и кетупат пулут. Кетупат наси изготавливают из обычного белого риса и обертывают квадратной формы с листьями кокосовой пальмы, тогда как пулют кетупат делают из клейкого риса и обычно оборачивают в треугольную форму с использованием листьев веерная пальма (Licuala). Кетупат пулут также называют кетупат даун палас в Малайзии, в основном он встречается на севере Малайского полуострова и среди малайской общины южного Таиланда. Обычно мешочки для кетупата делают из джанура или молодых листьев пальмовых листьев. Однако в Калимантане, листья нипаха могли использоваться и вплетаться в кетупат.

Кетупат также традиционно подают индонезийцы и малайцы в дни открытых дверей по праздникам, например, лебаран или Идул Фитри (Хари Рая Айдилфитри ). Во время Идул Фитри в Индонезии кетупат часто подают с опор аям (курица в кокосовом молоке ), курицей или говядиной карри, рендангом, самбал горенг ати ( острая говяжья печень), кречек (блюдо из буйволовой кожи или говяжьей кожи) или сайур лабу Сиам (чайот суп). Кетупат или лонтонг также используется в качестве замены простого пропаренного риса в гадо-гадо, каредок или пецель.

Производные блюда

Помимо замены пропаренного риса или лонтонга в некоторых блюдах, таких как сатай, гадо-гадо и кетопрак, кетупат также является неотъемлемой частью других производных блюд с определенными рецептами, разработанными на его основе.

Кетупат сайур

Кетупат сайур Бетави с аям горенг. Катупек сайуа ранданг лимпо Минангкабау версия с селезенкой ренданг.

Одной из популярных уличных блюд в индонезийских городах является Кетупат сайур литературно означает «кетупат в овощном супе». Кетупат сайур известен в двух популярных версиях; версия Betawi из Джакарты и katupek sayua версия Padang из Западной Суматры. Кетупат сайур популярен в качестве завтрака в Джакарте и Паданге. Он состоит из кетупата, который подается с ломтиками лабу сиам (чайот ) и незрелых джекфрут гулай в тонком и остром супе из кокосового молока, покрытых приготовленные тофу и телур пинданг (сваренное яйцо со специями) и крупук крекеры. Версия Padang или Minangkabau может подаваться с дополнительными блюдами, такими как яичный баладо, rendang и различные gulai. Если в идентичном рецепте использовался лонтонг, вместо этого он называется лонтонг сайур.

Купат таху

Купат таху Гемпол из Бандунг.

Кетупат также использовался в качестве основного ингредиента в сунданезе и яванском блюде купат таху, т. Е. кетупат, таху горенг (жареный тофу ) и ростки фасоли, подаваемые в арахисовом соусе с хрустящими крекерами крупук. Популярные варианты купат таху включают Купат таху Кунинган из Регентства Кунингана в Западной Яве, Купат Таху Магеланг из Регентства Магеланг, Центральная Ява и Купат таху Гемпол из Сурабаи, Восточная Ява.

Его балийский вариант называется типат канток, что представляет собой нарезанный кетупат, овощи, ростки фасоли, огурец и жареный тофу, смешанный с арахисовый соус, который изготавливается из молотого жареного арахиса, чеснока, перца чили, соли и тауко ферментированной соевой пасты.

Другое применение

Гадо-гадо киоск, демонстрирующий ингредиенты блюда, в том числе кетупат

На индусском -саморщине Бали кетупат используется как одно из храмовых подношений. На Яве в традиционной мусульманской общине абанган сотканная пустая или сырая кожа кетупата часто вешается как амулет, символизирующий богатство и процветание.

Поскольку в Индонезии, Малайзии, южном Таиланде, Сингапуре и Брунее кетупат тесно связан с исламским праздником Курбан-байрам, он также используется там в качестве украшения. Пустая кожа кетупата, сотканная из разноцветных лент, используется в качестве украшения для обозначения этих праздничных событий в той же моде, что и колокольчики для обозначения Рождества. Разноцветную ленточку кетупат часто используют для украшения торговых центров, офисов или в качестве украшения подарочных посылок.

Подобные блюда

Кетупат Райя, изображения кетупата часто используются в качестве украшения, чтобы отпраздновать Хари Райя или Курбан-байрам.

На Филиппинах похожие рисовые мешочки известны как puso (буквально «сердце») и произошли от доколониальных анимистических ритуальных подношений, зафиксированных испанскими историками. Однако, в отличие от кетупата, они не ограничиваются ромбовидной формой и могут иметь широкий спектр стилей ткачества, которые до сих пор существуют среди различных этнических групп на Филиппинах. Кетупат также сплетены по-разному, основание листа и отдельные пряди листа не выходят в одной точке, как в большинстве филиппинских пусо. Кетупат чем-то напоминает версию таму пинада у филиппинцев-мусульман, которые имеют форму сплющенного алмаза, хотя и сотканы по-другому. Патупат, несмотря на одинаковую форму, готовится по-разному. Патупат готовят в соке сахарного тростника.

В Камбодже подобное блюдо из толченого липкого риса, завернутого в пятиугольные плетеные пальмовые листья, на кхмерском называется катом (កាតំ).. Это нетрадиционный вариант num kom, в котором вместо пальмовых листьев используются банановые листья. В Индонезии подобное блюдо из прессованного риса в контейнере для листьев включает лепет, лонтонг, лемпер, арэм-арэм и баканг..

В Китае есть подобное блюдо под названием лап (苙), которое является местным деликатесом острова Хайнань. Колени на Хайнане обычно больше по размеру, чем малайские кетупаты. Кожица на коленях может иметь форму подушки или треугольника, липкий рис наполнен свиной грудинкой. За пределами Китая колени также можно найти в Порт-Диксоне в Малайзии и Сингапуре.

См. Также

  • значок Продовольственный портал
  • флаг Индонезийский портал
  • флаг Малайзийский портал
  • флаг Сингапурский портал

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 04:45:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте