Кетеван Мученица

редактировать
Царица Кахети (c.1560-1624) Царица Кахети
Святая Кетеван
Королева Кетеван, Цитадель Греми.jpg Царица Кетеван в Греми
Королева Кахети
Срок полномочий1601–1602
Родилсяок. 1560
Умер13 сентября 1624. Шираз
Погребениемонастырь Алаверди
СупругаДавид I
ВыпускТеймураз I. Вахтанг. Елена. Марта
Династия Багратиони - Мухрани
ОтецАшотан I, князь Мухрани
РелигияГрузинская православная церковь

Кетеван мученица (грузин : ქეთევან წამებული, кетеван цамебули) (ок. 1560 - 13 сентября 1624) была царицей Кахетии, царство в восточной Грузии. Она была регентом Кахетии во время правления своего сына Теймураза I из Кахети с 1605 по 1614 год. Она была убита в Шираз, Иран после продолжительных пыток со стороны Сефевиды сюзерены Грузии за отказ отказаться от христианской веры и принять ислам.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Святость
  • 2 Реликвии и археологические находки
  • 3 Источники

Жизнь

Кетеван родилась у князя Ашотана из Мухрани (Багратиони ) и вышла замуж Принц Кахети Давид, будущий Давид I, царь Кахетии с 1601 по 1602 год.

После смерти Давида она занялась религиозным строительством и благотворительностью. Однако, когда брат Давида Константин I убил своего правящего отца Александра II и узурпировал корону при Сефевидской поддержке Ирана в 1605 году, Кетеван сплотил кахетинскую знать против отцеубийцы и разбил верные силы Константина. Узурпатор погиб в бою. По словам сефевидского чиновника и летописца Фагли Узани, Кетеван проявил характерное милосердие к оставшимся в живых сторонникам Константина и его гызылбашским офицерам. Она приказала, чтобы с ранеными вражескими солдатами обращались соответствующим образом и принимали на вооружение, если они того пожелают. Мусульманские купцы, пострадавшие в войне, получили компенсацию и были освобождены. Кетеван положила тело Константина в покой и отправила в Ардебиль.

После восстания она вела переговоры с шахом Аббасом I из Ирана, который был сюзереном над Грузией, чтобы утвердить своего несовершеннолетнего сына Теймураза I королем Кахетии, в то время как она взяла на себя функцию регента.

В 1614 году, посланная Теймуразом в качестве переговорщика к шаху Аббасу, Кетеван фактически сдалась в качестве почетного заложника в неудачной попытке предотвратить нападение иранских войск на Кахети. Ее держали в Ширазе несколько лет, пока Аббас I, в отместку за непокорность Теймураза, не приказал королеве отречься от христианства, и после ее отказа в 1624 году ее замучили до смерти раскаленными клешнями.

Части ее мощей были тайно похищены Св. Августин Португальские католические миссионеры, очевидцы ее мученической смерти в Грузии, где они были похоронены в монастыре Алаверди. Остальные ее останки были похоронены в церкви Св. Августина в Гоа, Индия. После нескольких экспедиций в Гоа в 21 веке для поиска останков, они были найдены в конце 2013 года.

Святость

царица Кетеван была канонизирована патриархом Закарием Грузии (1613–1630), и 13 сентября (соответствует 26 сентября по современному григорианскому календарю ) было учреждено Грузинской Православной Церковью как день ее поминовения.

Отчет о мученической смерти Кетеван, рассказанный миссионерами-августинцами, был использован ее сыном Теймуразом в его стихотворении «Книга и страсти царицы Кетеван» (წიგნი და წამება ქეთევან დედოფლისა, ts'igni da ts'ameba ketevan dedoplisa; 1625), а также немецким автором Андреасом Грифиусом в его классической трагедии Катарина фон Георгиен (1657). Грузинский монах Григол Додоркели- Вахвахишвили из монастыря Давид Гареджа был еще одним почти современным автором, чьи сочинения, агиографические произведения, а также несколько гимнов посвящены жизни и мученичеству Кетеван. Шотландский поэт Уильям Форсайт написал стихотворение «Мученичество Келавана» (1861 г.), основанное на рассказе Жана Шардена о смерти Кетеван.

Реликвии и археологические находки

Место мученической кончины царицы Кетеван. Фреска монастыря Граса, Лиссабон. Реплики реликвии царицы Святой Кетеван в Гоа.

Значение царицы Кетеван для грузинского народа привело на реликвию «охота» в течение последних десятилетий, особенно в Гоа. С 1989 года различные делегации из Грузии работали вместе с Археологической службой Индии, пытаясь найти могилу Кетеван среди руин августинского монастыря Нашей Леди Грейс, Старый Гоа, Гоа. Эти усилия были сорваны, потому что команды не смогли правильно интерпретировать португальские документы, которые указывали на место захоронения Кетеван.

Эти исторические источники утверждают, что фрагменты костей ладони и руки Кетеван хранились в каменной урне под особым окном в капелле капеллы августинского монастыря. В мае 2004 г. часовня и окно, упомянутые в источниках, были обнаружены в ходе совместной работы португальца и гражданина Индии архитектора Сидха Лоса Мендиратта и Археологической службы Индия, Гоа-круг (в то время, когда Низаммудин Тахер был суперинтендантом археологом). Хотя сама каменная урна отсутствовала, ее накладной камень и несколько фрагментов костей были обнаружены рядом с окном, упомянутым в португальских источниках.

Доктор Нирадж Рай, Манвендра Сингх и доктор CSIR-Центра клеточной и молекулярной биологии, Хайдарабад, Индия, провели анализ древней ДНК этих человеческих костных останков, извлеченных из монастыря Св. Августина, путем секвенирования и генотипирования митохондриальной ДНК .. Исследования останков выявили необычную гаплогруппу мтДНК U1b, которая отсутствует в Индии, но присутствует в Грузии и прилегающих регионах. Поскольку генетический анализ подтверждает археологические и литературные данные, вполне вероятно, что раскопанная кость принадлежит царице Грузии Кетеван. Однако важно помнить, что фрагменты костей ладони и руки Кетеван хранились в той же урне, что и полные останки двух европейских миссионеров, монаха Херонимо да Крус и монаха Гильерме де Санто Агостиньо. Поэтому крайне важно определить пол и тип кости исследуемых фрагментов, чтобы получить окончательные результаты. Согласно сообщению индийской газеты Mint on Sunday, «дополнительные тесты подтвердили, что кость U1b принадлежит женщине. Таким образом, в 2013 году было установлено, что кость, найденная в двух частях в 2005 году, соответствовала тому, чтобы быть от грузинской женщины»..

Ссылки

Общие источники
Примечания
Последняя правка сделана 2021-05-25 04:42:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте