Кеши (демон)

редактировать

Резьба на камне, свисающая со стены, изображающая человека, сражающегося с лошадью. Кришна, убивающий лошадь Демона Кеши, период Гупта (ок. 321–500), Метрополитен-музей.

В индуистской мифологии, Кеши (санскрит : केशी; Keśi, именительный падеж единственного числа мужского рода от корня Кешин, буквально «длинноволосый») - это конь-демон, убитый Кришной, аватаром бога Вишну. Демона послал злой дядя Кришны Камса, которому суждено было умереть от рук Кришны.

История убийства Кеши рассказана в индуистских писаниях Бхагавата Пурана, Вишну Пурана и Харивамса. В писаниях Кришну часто называют Кешавой - убийцей Кеши.

Содержание
  • 1 Легенда
  • 2 Происхождение
  • 3 Поминовение
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
Легенда

Легенда Кеши излагается в десятой Книге Бхагавата Пурана (между 500 г. н.э. - 1000 г. н.э.). Камса, злой царь Матхуры и дядя Кришны по материнской линии, предназначено быть убитым Кришной. Пытаясь избежать смерти, Камса посылает серию демонов в Гокулу, где Кришна живет со своими приемными родителями. После того, как Кришна убивает демона-быка Аришту, божественный мудрец Нарада подтверждает Камсе, что Кришна - ребенок его сестры Деваки и что девочка, которую убил Камса, ошибочно принимает ее за ребенок Деваки, на самом деле, была дочерью Яшоды, приемной матери Кришны. Разъяренный, услышав это, Камса вызывает демона Кеши и приказывает ему убить Кришну и его брата Баларама.

Картина, изображающая человека синего цвета, сражающегося с белым конем. Кришна сражается с Кеши.

Кеши принимает форму огромной лошади, которая скачет со скоростью мысли, копытами носит землю, а гривой разбрасывает по небу небесные машины и облака. Его ржание пугает людей. Кришна вызывает Кеши на дуэль, поскольку лошадь сеет хаос вокруг Гокулы. Кеши рычит, как лев, и бросается на Кришну, ударяя его копытами. Кришна хватает Кеши за обе ноги и отбрасывает его на большое расстояние. Оправившись от падения, взволнованный Кеши открывает рот и нападает на Кришну. Как только Кришна сует левую руку в рот Кеши, все зубы Кеши выпадают. Рука Кришны расширяется, и Кеши задыхается, когда по его телу течет пот, его глаза закатываются, и он изо всех сил пытается пнуть ногами. Когда Кеши безжизненно падает на землю, принимая свою истинную форму демона, боги и Нарада превозносят Кришну. Нарада в своем панегирике благодарит Кришну за то, что он легко победил коня-демона, одно лишь ржание которого заставляло богов покинуть небеса. Далее он пророчествует о великих деяниях, которые Кришна совершит позже, включая убийство Камсы.

Четвертая книга Вишну-пурана (между 1-м веком до н.э. и 4-м веком н.э.) также рассказывает историю. Однако Кеши впервые появляется в эпизоде, когда Камса призывает сонм демонов убить всех детей мужского пола, как только он понимает, что Кришна родился. В главах 15 и 16 четвертой книги представлен подробный рассказ о смерти Кеши, который соответствует рассказу в Бхагавата Пуране. Повествование о смерти Аришты, раскрытии Нарады Камсе и последующем приказании Кеши остается таким же. Хотя ужас Кеши на земле и в небе и вызов Кришны тот же самый, битва начинается прямо с того, что Кеши атакует Кришну с открытым ртом. Рука Кришны одновременно душит Кеши, разрывая его тело на две половины. В Бхагавата Пуране не говорится о разделении тела Кеши. Восхваление и пророчество Нарады о смерти Камсы следует за рассказом, где Нарада постановил, что Кришну назовут Кешавой, убийцей Кеши.

Харивамса из эпоса Махабхарата также повествует об этом инциденте в подобной манере, дополненном восхвалением Нарады, отождествляющего Кришну с Вишну. В Вишну Пурана и Харивамса (1–2 века до н.э.) говорится, что Кеши - последний агент, посланный Камсой, чтобы убить Кришну, после убийства Кеши Кришна и Баларама отправляются в Матхуру, где убивают Камсу. Однако Бхагавата-пурана описывает убийство демона Вьомы, посланного Камсой, перед тем, как он уехал в Матхуру.

Буддийский писатель первого века н.э. Ашвагхоша также упоминает убийство Кеши в отрывке. в его Саундарананде.

Происхождение

В Атхарваведе (2-е тысячелетие до н. э.) Кеши, «волосатый», впервые появляется как демон, который атакует нерожденный, хотя и не по отношению к Кришне. Строка из отрывка 8.6, описывающая зло, которое атакует зародыш женского пола, гласит: «Давайте держать черного асура Кесин, рожденного в зарослях тростника, с мордой и всех других вредных существ, подальше от ее гениталий и чресл» [IAST оригинал ]. Филлис Гранофф, специалист по индийским религиям, полагает, что кеши - демон детских болезней или выкидышей, как и демоница Путана, которые оба были убиты младенец Кришна. Однако эта гипотеза не единодушна. Рассказы о Кеши-вадхе («Убийстве Кеши») хорошо известны в Кушан период (60-375 гг. Н. Э.). Метрополитен-музей проводит параллели с убийством Кеши Кришной труд греческого героя Геракла - , убивающего коней Диомеда, из чего может быть вдохновлен первый эпизод. Кеши или Кеши могло быть самым ранним санскритским словом, известным в китайском языке; (II век до н. э.) Хуайнаньцзы записывает сокровища, данные в качестве выкупа за царь Вэнь Чжоу король Шан Чжоу в 1103 г. до н.э., в том числе гору под названием дзиси 雞斯 или Древнекитайский * kese.

Поминовение
Три лодки припаркованы у ступенек Гхат, построенный из желтых камней. Кешигхат во Вриндаване в память битвы Кеши с Кришной.

Согласно Малаялам Бхагавата Пурана, Кришна получил имя Кешава, когда он убил Кеши. Кришна дважды упоминается как убийца Кеши в Бхагавата-гите Арджуной - Кешава (1.30) и Кеши-нишудана (18.1). В первой главе (1.30), обращаясь к Кришне как убийце Кеши, Арджуна выражает свои сомнения относительно войны, в то же время находит Кришну способным уничтожить их. Здесь Кеши представляет собой ложную гордость, а упоминание Арджуны об убийце Кеши выражает его смирение. Кеши как бешеный конь, сотворивший хаос в Гокуле, - также олицетворяет дикую лошадь сомнений, бегущих в уме человека. В последней главе (18.1) Арджуна называет Кришну Маха-бахо («могущественный») в паре с эпитетом убийца Кеши, напоминая читателю, как Кришна убил Кеши одним своим оружием. Вишну сахасранама («Тысяча имен Вишну») называет Кришну Кешавой (Имена 23, 648) и Кешитху (649) - убийцей Кеши. Пьеса четвертого века Мудраракшаса также интерпретирует эпитет Кешава как убийца Кеши. Кешигхат - это главное купание гхат вдоль реки Ямуна в Вриндаване, где Кришна, как полагают, одолел Кеши.

Примечания
Ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Кеши (демон).
Последняя правка сделана 2021-05-25 04:38:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте