Кеннет Лейтон (2 октября 1929 - 24 августа 1988) был британским композитором и пианистом. Он занимал различные академические должности в университетах Лидса, Оксфорда и Эдинбурга. Его сочинения включают церковную и хоровую музыку, пьесы для фортепиано, органа, виолончели, гобоя и других инструментов, камерную музыку, концерты, симфонии и оперу.
Лейтон был родился в Уэйкфилде, Йоркшир, 2 октября 1929 года, у родителей со скромным достатком, которые рано отметили его музыкальные способности и зачислили его хористом в Уэйкфилдский собор. Вдохновленный своей матерью и приходским священником (который помог получить фортепиано), он начал уроки игры на фортепиано и рано начал прогрессировать. В 1940 году он поступил в гимназию королевы Елизаветы, играл на школьных собраниях и концертах и сочинял настройки стихов для голоса и фортепиано, а также сольные фортепианные пьесы (в том числе Сонатину соч. 1а, 1946, его первая опубликованная работа). Еще в школе (в 1946 году) он получил лицензию Королевской музыкальной академии (LRAM ) по игре на фортепиано. Получив государственную стипендию для изучения классической литературы в университете, Лейтон был принят в Королевский колледж в Оксфорде в 1947 году, где он также выиграл стипендию Гастингса, получив степень бакалавра классических наук. в 1950 году. После получения степени классика он начал одновременно учиться на степень в области музыки под руководством композитора Бернарда Роуза и получил степень бакалавра музыки в Оксфорде в 1951 году. В Оксфорде он привлек внимание Джеральд Финци, ранний сторонник и друг, который исполнил некоторые из своих произведений (например, Симфония для струнных, соч. 3, 1949) с струнными игроками Ньюбери и познакомил его с Воан Уильямс, который был фасилитатором и присутствовал на некоторых его выступлениях в Лондоне. Леопольд Стоковски представил свою увертюру Primavera Romana (соч.14) с Королевской филармонией в Ливерпуле в 1951 году. В том же году он был удостоен стипендии Мендельсона, которая дала ему возможность учиться у Гоффредо Петрасси в Риме, где он впервые встретил жена, Лидия Анджела Виньяпиано, от которой у него было двое детей (Анджела и Роберт).
По возвращении из Италии в 1952 году Лейтон некоторое время преподавал в Королевской морской школе музыки в Диле. Он занимал стипендию Грегори по музыке в 1953–56 гг. В Университете Лидса, а в 1956 году был назначен лектором, а затем читателем по музыке в Университете Эдинбурга. В 1968 году он перешел в Оксфордский университет, где сменил Эдмунда Руббра в качестве научного сотрудника по музыке в Вустерском колледже. Лейтон вернулся в Эдинбург как профессор музыки Рида в 1970 году, занимая кафедру до своей смерти в 1988 году. Он женился на Джозефине Анн Прескотт в 1981 году.
В отличие от большинства своих оксфордских современников, Лейтон приехал из рабочего района промышленного северного города; так что его раннее восхождение к известности тем более примечательно. Хотя он провел большую часть своей взрослой жизни в Шотландии, он всегда считал себя приземленным йоркширцем. Он избегал возможности сделать карьеру пианиста, надеясь, что должность в университете даст ему большую творческую свободу и время для сочинения, хотя он периодически давал сольные концерты и передачи, а иногда дирижировал университетским оркестром. После периода пребывания в Италии в его жизни преобладали произведения, которые продолжались непрерывно, несмотря на неспокойный период в конце 1970-х и начале 1980-х годов, связанный с разводом и повторным браком. Лейтон был довольно замкнутым человеком, избегал саморекламы и немного стеснялся общественных мероприятий, ценил тишину и покой, хотя ему нравилась семейная жизнь и обучение (особенно гармония и контрапункт). На протяжении большей части своей карьеры ему удавалось совмещать университетские обязательства с композитором, но в последующие годы ему становилось все труднее, и он намеревался уйти на пенсию раньше, чтобы иметь больше времени для сочинения. Действительно, Лейтон никогда не чувствовал себя полностью комфортно и непринужденно с титулом «университетского профессора» и все больше разочаровывался в бремени административных обязанностей в Эдинбурге. В Лидсе он подружился с поэтом Джеффри Хиллом и художниками Терри Фростом и Морисом де Саусмаресом. Прочная дружба с семьей Валлфиш (музыканты Питер, Рафаэль и Анита Ласкер-Валлфиш ) также берет начало с этого периода. Среди его выдающихся студентов в Оксфорде и Эдинбурге были Дональд Ранникл, Николас Клеобери и композитор Найджел Осборн, сменивший его на посту профессора Рейда в Эдинбурге. Джеймс Макмиллан также учился в Эдинбурге во время пребывания Лейтона в должности и описал его как «чудесного учителя». Хотя Лейтон написал много церковной музыки (и иногда его слишком упрощенно относили к композитору церковной музыки), он не был ни прихожанином, ни членом какой-либо конгрегации, и даже не был традиционно религиозным. Его интерес к литературе и любовь к природе и сельской местности отражены в настройках английской поэзии во многих произведениях, таких как Симфонии 2 и 3 (Опп. 69 и 90) и Земля, Сладкая Земля (соч. 94). Лейтон любил гулять со своей собакой по холмам, любил шотландское нагорье и часто бывал на западных островах (в 1960-х годах часто в старом автофургоне). Поездки в Малл и Иону в начале 1970-х годов предвещают появление оперы «Колумба» (соч. 77, 1978). У него также были друзья на острове Арран, которые он регулярно навещал. Он умер дома в Эдинбурге в 1988 году, через шесть месяцев после того, как ему поставили диагноз рак пищевода. Его могила находится на кладбище Глен Саннокс на Арране.
Ранние юношеские работы Лейтона, характерные для его оксфордских лет и хорошо проиллюстрированные Veris Gratia (Op. 9, 1950), отчасти находились под влиянием английской традиции, представленной Воан Уильямс, Финци, Герберт Хауэллс и Уолтон. Его собственный, более самобытный стиль, однако, возник и быстро укрепился между 1950 и 1955 годами и, вероятно, во многом обязан периоду учебы у Петрасси в Италии и знакомству с творчеством широкого круга европейских композиторов 20-го века. Он всю жизнь сохранял страсть к музыке Баха (см. Его отмеченную наградами «Фантазию контраппунтистики», соч. 24, 1956). Несколько произведений отражают эксперименты или заигрывание с сериализмом, хотя работы Лейтона в целом характеризуются сильным чувством лиризма, диатонизма, контрапунктного мастерства, хроматизма и ритмических изобретений.
Он сочинил широкий диапазон музыки (более 100 произведений, 96 с номерами опусов, см. Ниже) для множества различных конфигураций инструментов, часто для заказов, особых случаев и исполнителей. Его произведения включают церковную музыку, камерную, органную и фортепианную музыку, а также крупномасштабные оркестровые произведения и оперу (соч.77, 1978), основанную на жизни Колумбы (либретто поэта Эдвина Моргана ). Священная и литургическая музыка широко известна и регулярно исполняется по всей Великобритании (и широко записывается, например, на лейблах Chandos, Hyperion, Naxos, ASV, Priory). Лейтон много сделал для того, чтобы сохранить и трансформировать викторианскую традицию английской хоровой музыки, очистить ее от благочестия и перенести ее в (конец) двадцатого века. Неизменно популярным ранним произведением является «Люлли, Лулла, ты, маленький ребенок», соч. 25b, установка Ковентри Кэрол, в то время как гимн «Капля, капля, медленные слезы» (завершающий Crucifixus pro nobis, Op. 38, 1961) также появлялся во многих записях. Границы между духовной, хоровой и светской музыкой, однако, часто размыты в творчестве Лейтона, в котором широко используется вокал. Гимны и хоралы также занимают видное место в инструментальной музыке. Хорошим примером является «Сияющая река», которая лежит в основе Фантазии на мелодию американского гимна (соч.70, для кларнета, виолончели и фортепиано), а также пронизывает Вторую симфонию (соч.69, ниже). сопоставляется с Последней проповедью Джона Донна в финале.
Сольная фортепианная музыка, которая варьируется от миниатюр для юных исполнителей до сложных продвинутых произведений, была записана разными артистами (Эрик Паркин, Peter Wallfisch, Margaret Fingerhut, Angela Brownridge, Stephen Hough ), а также произведения для органа, в том числе праздничный Paean (1966), дуэт Martyrs (Op. 73), Прелюдия, Скерцо и Пассакалия (соч. 41), Миса де Глория (соч. 82) и органный концерт с литаврами (соч. 58, ср. Пуленк), широко известные как привнесшие новую жизнь и энергию в британский органный репертуар конца 20 века. Произведения для виолончели (лирическая Элегия (соч. 5), написанная в то время, когда он был студентом) появляются на различных записях, в частности, Рафаэля Валлфиша ; Концерт для виолончели был впервые представлен Флоренс Хутон и сэром Джоном Барбиролли в 1956 году.
Камерные произведения включают отмеченное наградами фортепианное трио (соч. 46), три струнных квартета, фортепианный квинтет и квартет и Фэнтезийный октет (соч. 87), включающий темы Перси Грейнджера, заказанный для концерта, посвященного столетию Грейнджера на Эдинбургском фестивале 1982 года. В последние годы масштабные произведения также стали более известными благодаря новым записям. Среди них - вторая симфония (Sinfonia mistica, соч. 69, 1974), медитация о смерти в память о его матери (CHAN10495). Несмотря на то, что это глубоко духовное произведение, оно не лишено театрального чутья, включая два скерцо с джазовыми нотками (которые один рецензент воспринял как угрожающие), предлагая композитора с хитрым чувством юмора. Последние фортепианные произведения включают три основных произведения. Они знаменуют собой кульминацию всей жизни сочинения для инструмента: Соната для четырех рук (соч. 92, 1984/5) с джазовыми ритмами и запоминающимся хоралом; прелюдия, гимн и токката (соч. 96, 1987) для двух фортепиано с центральным гимном (Пребывание со мной, сильно замаскировано) и финальной токкатой; и откровенные «Четыре романтических пьесы» (соч. 95, 1986), описанные одним рецензентом как одни из самых мощных и творческих фортепианных произведений конца 20-го века.
Большинство произведений Лейтона были записаны и продаются на коммерческой основе. доступен на компакт-диске, хотя остаются некоторые заметные исключения. Большая часть его работ опубликована в Novello and Co.
В 1968 году он сочинил «Утренние песнопения: Ликование» Deo "специально к столетию школы Монктон Комб, который будет петь в соборе Святого Павла во время службы благодарения в школе.
Информация также содержится в буклетах, сопровождающих различные компакт-диски Leighton.