Кен Уилбер | |
---|---|
Родился | (1949-01-31) 31 января 1949 (возраст 71). Оклахома-Сити, Оклахома, США |
Альма матер | Университет Дьюка. (без степени). Университет Небраски в Линкольне. (без степени) |
Род занятий | Автор, интеграл теоретик |
Годы работы | 1967 ~ 1999, 2000 ~ настоящее время 2005 ~ настоящее |
Известен | Интегральной теорией |
Кеннет Эрл Уилбер II (родился 31 января 1949 г.) американский философ и писатель по трансперсональной психологии и его собственная интегральная теория, систематическая философия, которая предполагает синтез всего человеческого знания и опыт.
Уилбер родился в 1949 году в Оклахома-Сити.. В 1967 году он поступил на pre-med в Duke University. Он, как и многие представители его поколения, вдохновился восточной литературой, особенно Дао Дэ Цзин. Он оставил Герцога и поступил в Университет Небраски в Линкольне, но через несколько лет бросил университет, чтобы посвятить все свое время изучению собственной учебной программы и написанию книг.
Уилбер заявил в 2011 году, что он долгое время страдал от синдрома хронической усталости, возможно, вызванного болезнью, вызванной недостаточностью фермента РНКазы.
В 1973 году Уилбер завершил свою первую книгу «Спектр сознания», в котором он стремился объединить знания из разных областей. После отклонения более чем двадцати издателей, в 1977 г. он был наконец принят Quest Books, и он провел год, читая лекции и семинары, прежде чем вернуться к написанию. Он также помог запустить журнал ReVision в 1978 году.
В 1982 году New Science Library опубликовала его антологию «Голографическая парадигма и другие парадоксы», сборник эссе и интервью, в том числе интервью Дэвида Бома. В эссе, включая одно из его собственных, рассматривается, как голография и голографическая парадигма связаны с областями сознания, мистицизма и науки.
В 1983 году Уилбер женился на Терри «Трейя» Киллам, у которой вскоре после этого был диагностирован рак груди. С 1984 по 1987 год Уилбер отказался от большей части писательской деятельности, чтобы заботиться о ней. Киллам умер в январе 1989 года; их совместный опыт был записан в книге 1991 года «Милость и стойкость».
В 1987 году Уилбер переехал в Боулдер, Колорадо, где он работал над своей трилогией «Космос» и курировал работу Интегрального института. Уилбер сейчас живет в Денвере, Колорадо.
Впоследствии Уилбер написал Секс, экология, духовность (1995), первый том своей Трилогии Космоса. «Краткая история всего» (1996) - это популярное изложение книги «Секс, экология, духовность» в формате интервью. «Глаз духа» (1997) был сборником статей, написанных им для журнала ReVision о взаимосвязи между наукой и религией. На протяжении 1997 года он вел дневники своих личных переживаний, которые были опубликованы в 1999 году под названием One Taste, что означает единое сознание. В течение следующих двух лет его издатель Shambhala Publications выпустил восемь переизданных томов его собрания сочинений. В 1999 году он закончил интегральную психологию и написал Теорию всего (2000). В «Теории всего» Уилбер пытается соединить бизнес, политику, науку и духовность и показать, как они интегрируются с теориями психологии развития, такими как Спиральная динамика. В его романе Boomeritis (2002) делается попытка разоблачить то, что он воспринимает как эгоизм поколения поколения бэби-бума. Книга Фрэнка Виссера «Кен Уилбер: Мысль как страсть» (2003), путеводитель по мысли Уилбера, была оценена Дэрилом С. Полсоном как «выдающийся синтез опубликованных работ Уилбера в ходе эволюции его мыслей с течением времени. Книга будет иметь ценность для любой студент, изучающий трансперсональный гуманист или интегральную философию, который не хочет читать все работы Уилбера, чтобы понять его послание ». «Виссер проделывает замечательную работу, направляя читателя через теории Уилбера». Рев Салливан
В 2012 году Уилбер присоединился к Консультативному совету из Международной организации одновременной политики, который стремится выйти из обычного тупика при решении глобальных проблем с помощью международной одновременной политики. 63>
Верхний-Левый(UL). «Я». Внутренний индивид. Преднамеренный например Freud | Upper-Right(UR). "It". Внешний человек. Поведенческий например Скиннер |
Нижний- Левый(LL). «Мы». Внутренний коллектив. Культурный например Гадамер | Нижний- Правый(LR). «Свой». Внешний коллектив. Социальный например Маркс |
Все квадранты Все уровни (AQAL, произнесение «ах-квул») - это базовая основа интегральной теории. Он моделирует человеческие знания и опыт с помощью четырехквадрантной сетки по осям «внутреннее-внешнее» и «индивидуально-коллективное». По словам Уилбера, это комплексный подход к реальности, метатеория, которая пытается объяснить, как академические дисциплины и все формы знаний и опыта согласованно сочетаются друг с другом.
AQAL основан на четырех фундаментальных концепциях и категории отдыха. : четыре квадранта, несколько уровней и линий развития, несколько состояний сознания и «типы», темы, которые не вписываются в эти четыре концепции. «Уровни» - это стадии развития, от доперсонального через личностный до трансперсонального. «Линии» развития - это различные области, которые могут неравномерно проходить через разные стадии. «Состояния» - это состояния сознания; согласно Уилберу, люди могут иметь временный опыт более высокой стадии развития. «Типы» - категория отдыха, для явлений, которые не укладываются в другие четыре концепции. Уилбер считает, что для того, чтобы описание Космоса было полным, оно должно включать каждую из этих пяти категорий. По Уилберу, только такой отчет можно точно назвать «интегральным». В эссе «Отрывок C: способы, которыми мы находимся вместе», Уилбер описывает AQAL как «одну из предлагаемых архитектур Космоса».
Вершиной модели является бесформенное осознание, «простое чувство бытия»., который приравнивается к ряду «ультимейтов» из множества восточных традиций. Это бесформенное осознавание выходит за пределы феноменального мира, который в конечном итоге является лишь проявлением некой трансцендентной реальности. Согласно Уилберу, категории AQAL - квадранты, линии, уровни, состояния и типы - описывают относительную истину доктрины двух истин буддизма. По словам Уилбера, ни одно из них не является абсолютным. Абсолютно существует только бесформенное осознание, «простое чувство бытия».
Один из основных интересов Уилбера - картографирование то, что он называет "нео-вечной философией", объединение некоторых взглядов мистицизма, типичным примером которых является Олдос Хаксли Вечная философия с учётом космической эволюции сродни индийскому мистику Шри Ауробиндо. Он отвергает большинство принципов перенниализма и связанный с ними антиэволюционный взгляд на историю как на отход от прошлых эпох или юг. Вместо этого он принимает более традиционно западное представление о великой цепи бытия. Как и в работе Жана Гебсера, эта великая цепь (или «гнездо») присутствует всегда, хотя относительно разворачивается в этом материальном проявлении, хотя для Уилбера «...« Великое гнездо »на самом деле просто обширное морфогенетическое поле потенциалов... "В согласии с буддизмом Махаяны и Адвайта Ведантой, он считает, что реальность, в конечном счете, недвойственный союз пустота и образуют, причем форма от природы подвержена развитию с течением времени.
Уилбер считает, что мистические традиции мира обеспечивают доступ и знание трансцендентальной реальности, которая вечна, будучи одинаковым во все времена и во всех культурах. Это предположение лежит в основе всей его концептуальной конструкции и является неоспоримым предположением. Уилбер сопоставляет это обобщение с простым материализмом, представляя его как главную парадигму обычной науки.
Внутреннее | Внешнее | |
Индивидуальное | Стандарт: Правдивость. (1-й лицо ). (искренность, честность, надежность ) | Стандарт: Истина. (3-е лицо ). (переписка,. представление, пропозициональный ) |
Коллективный | Стандарт: справедливость. (2-е лицо ). (культурное соответствие, правильность,. взаимопонимание) | Стандарт: функциональная пригодность. (от третьего лица). (теория систем сеть,. структурный функционализм,. социальные системы сетка) |
В своих более поздних работах Уилбер утверждает, что проявленная реальность состоит из четырех областей, и что каждая область, или «квадрант», имеет свой собственный стандарт истинности или тест на достоверность:
Уилбер считает, что многие утверждения о нерациональных состояниях содержат ошибку, которую он называет пре / транс заблуждением. Согласно Уилберу, нерациональные стадии сознания (которые Уилбер называет «дорациональными» и «трансрациональными» стадиями) можно легко спутать друг с другом. С точки зрения Уилбера, можно свести трансрациональную духовную реализацию к дорациональной регрессии, или можно поднять дорациональные состояния до трансрациональной области. Например, Уилбер утверждает, что это заблуждение совершают Фрейд и Юнг. Фрейд считал мистическое осознание регрессией к инфантильным состояниям океана. Уилбер утверждает, что, таким образом, Фрейд допускает ошибку редукции. Уилбер думает, что Юнг совершает обратную форму той же ошибки, рассматривая дорациональные мифы как отражение божественных осознаний. Точно так же дорациональные состояния могут быть ошибочно определены как пострациональные состояния. Уилбер характеризует себя как жертву пре / транс заблуждения в своих ранних работах.
Уилбер описывает текущее состояние «точных» наук как ограниченное «узкой наукой». ", который допускает свидетельства только из низшей области сознания, сенсомоторной (пяти чувств и их расширений). Уилбер рассматривает науку в широком смысле как включающую три этапа:
Он представил их как «три ветви достоверного знания» в Части III своей книги Брак разума и души.
То, что Уилбер называет «широкой наукой», будет включать доказательства из логика, математика, а также из символического, герменевтического и других сфер сознания. В конечном счете и в идеале широкая наука должна включать свидетельства и духовных практиков. Собственная концепция науки Уилбера включает как узкую науку, так и широкую науку, например, использование электроэнцефалограмм машин и других технологий для проверки опыта медитирующих и других духовных практиков, создавая то, что Уилбер называет «интегральной наукой»
.Согласно теории Уилбера, узкая наука важнее узкой религии, но широкая наука важнее узкой науки. Таким образом, естественные науки обеспечивают более всеобъемлющее и точное описание реальности, чем любая из конкретных экзотерических религиозных традиций. Но интегральный подход, который использует интерсубъективность для оценки как религиозных, так и научных заявлений, даст более полное представление о реальности, чем узкая наука.
Уилбер сослался на Стюарт Кауфман, Илья Пригожин, Альфред Норт Уайтхед и другие, чтобы сформулировать свое виталистическое и телеологическое понимание реальности, которое глубоко расходится с современный эволюционный синтез.
В 2005 году на открытии Интегрального духовного центра, филиала Интегрального института, Уилбер представил 118-страничный черновой вариант резюме две его будущие книги. Эссе озаглавлено «Что такое интегральная духовность?» И содержит несколько новых идей, включая интегральную постметафизику и решетку Уилбера-Комбса. В 2006 году он опубликовал книгу «Интегральная духовность», в которой подробно остановился на этих идеях, а также на других, таких как интегральный методологический плюрализм и конвейерная лента развития религии.
«Интегральная постметафизика» - это термин, который Уилбер дал своим попыткам реконструировать духовные - религиозные традиции таким образом, чтобы это объясняло современная и постмодернистская критика этих традиций.
Решетка Уилбера-Комбса - это концептуальная модель сознания, разработанная Уилбером и Аллан Комбс. Это сетка с последовательными состояниями сознания по оси x (слева направо) и со структурами развития или уровнями сознания по оси y (снизу вверх.). Эта решетка иллюстрирует, как каждая структура сознания по-разному интерпретирует переживания различных состояний сознания, включая мистические.
Уилбер вызывал много споров с 2011 года до наших дней, поддерживая Марка Гафни. СМИ обвинили Гафни в изнасиловании несовершеннолетнего. На самом деле Уилбер публично поддержал Гафни в своем блоге. Петиция, инициированная группой раввинов, призвала Уилбера публично отмежеваться от Гафни.
Уилбер входит в консультативный совет компании AQAL Capital GmbH, Мюнхен Марианы Бозесан, специализирующейся на интегральном импакт-инвестировании с использованием модели, основанной на Integral Уилбера. Теория.
На философию Уилбера повлиял Мадхьямака буддизм, особенно в том виде, в каком он сформулирован в философии Нагарджуны. Уилбер практиковал различные формы буддийской медитации, обучаясь (хотя и недолго) у ряда учителей, включая Дайнин Катагири, Тайдзан Маэдзуми, Чогьям Трунгпа Ринпоче, Калу Ринпоче, Алан Уоттс, Пенор Ринпоче и Чагдуд Тулку Ринпоче. Адвайта Веданта, Трика (Кашмир) Шиваизм, Тибетский буддизм, Дзен-буддизм, Рамана Махарши и Эндрю Коэн можно упомянуть как дальнейшее влияние. Уилбер несколько раз отмечал работу Ади Да как самую высокую оценку, выражая при этом сомнения в отношении Ади Да как учителя. В «Сексе, экологии, духовности» Уилбер широко ссылается на философию Плотина, которую он считает недвойственной. Хотя Уилбер практиковал буддийские методы медитации, он не считает себя буддистом.
Согласно Фрэнку Виссеру, концепция четырех секторов, или измерений существования, Уилбер очень похожа на Э. Концепция Ф. Шумахера о четырех областях знания. Виссер считает, что концепция уровней Уилбера, а также критика Уилбером науки как одномерной очень похожи на концепцию «Забытой истины» Хьюстона Смита. Виссер также пишет, что эзотерические аспекты теории Уилбера основаны на философии Шри Ауробиндо, а также других теоретиков, включая Ади Да.
Уилбер был отнесен к категории Нью Эйдж из-за его акцента на трансперсональном воззрении и, в последнее время, как философа. Publishers Weekly назвала его «Гегелем восточной духовности».
Уилберу приписывают расширение привлекательности «вечной философии» для гораздо более широкой аудитории. Такие разные деятели культуры, как Билл Клинтон, Эл Гор, Дипак Чопра, Ричард Рор и музыкант Билли Корган упомянули его влияние. Пол М. Хелфрих приписывает ему «преждевременное понимание того, что трансцендентный опыт не является исключительно патологическим и что должным образом развитый может в значительной степени повлиять на человеческое развитие». Однако подход Уилбера подвергался критике как чрезмерно категоризирующий и объективизирующий, маскулинистический, коммерциализирующий духовность и очерняющий эмоции. Критики во многих областях ссылаются на проблемы с интерпретациями Уилбера и неточные цитаты из его обширных источников, а также на стилистические проблемы с необоснованным повторением, чрезмерной длиной книги и гиперболами.
Фрэнк Виссер пишет, что его книга 1977 года «Спектр сущего» трансперсональные психологи хвалили сознание, но также и то, что его поддержка «даже в трансперсональных кругах» к началу 1990-х годов ослабла. Эдвард Салливан в своем обзоре руководства Виссера «Кен Уилбер: Мысль как страсть» утверждал, что в области изучения композиции «соединение Уилбером жизненных путешествий с абстрактным теоретизированием могло бы обеспечить эклектичную и сложную модель« личностно-академического »письма»., но что «учителя письма могут критиковать его слишком частые итоговые предположения». Салливан также сказал, что книга Виссера в целом произвела впечатление, что Уилбер «должен больше думать и меньше публиковать».
Стив Макинтош хвалит работу Уилбера, но также утверждает, что Уилбер не может отличить «философию» от своей собственной ведантической и буддийской религии.. Кристофер Бач дополняет некоторые аспекты работы Уилбера, но называет его стиль письма бойким.
Психиатр Станислав Гроф очень высоко оценил знания и работу Уилбера; однако Гроф подверг критике упущение пре- и перинатальной области из спектра сознания Уилбера и пренебрежение Уилбером психологической важности биологического рождения и смерти. Гроф описал сочинения Уилбера как «часто агрессивный полемический стиль, который включает в себя резкие ad personam нападки и не способствует личному диалогу». Уилбер отвечает, что мировые религиозные традиции не подтверждают важность, которую Гроф придает перинатальному периоду.
![]() | В Викицитатнике есть цитаты, относящиеся к: Кен Уилбер |
![]() | Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Кен Уилбер. |