Казимеж Твардовский

редактировать
Казимеж Твардовски
Kazimierz Twardowski 1933.jpg
Родился(1866-10-20) 20 октября 1866 года. Вена, Австрийская империя
Умер11 февраля 1938 (1938-02-11) (71 год). Львов, Польша (ныне Украина)
Национальностьполяк
ОбразованиеВенский университет. (доктор философии, 1891; доктор филологических наук, 1894)
ИзвестенРазличие между содержанием презентации и объектом презентации. Создание Львовско-Варшавской школы логики, Польского философского общества и журнал [pl ]
Научная карьера
ПоляАналитическая философия. Эмпирическая психология. Логика
УчрежденияВенский университет. (1894–1894– 1895). Львовский университет. (1895–1930)
Тезисы
Советник докторантуры Роберт фон Циммерманн
Другие научные консультантыФранц Брентано
ДокторантыКазимеж Айдукевич. Стефан Банах. Тадеуш Котарбинский. Станислав Лесьневский <230ski <237bandrowicz>Бандрович Ян <237Бандрович>Владислав Витвицкий
ВлиянияБернар Больцано. Бенно Керри
ВлиянияРоман Ингарден. Джордж Стаут

Казимеж Ежи Скшипна-Твардовски (20 октября 1866 - 11 февраля 1938)) был польским философом-аналитиком, логиком и ректором Львовского университета. Первоначально он был связан со школой Алексиуса Мейнонга Грац теории объектов.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Работа
  • 3 Библиография
    • 3.1 Работы на немецком и польском языках
    • 3.2 Переводы
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Жизнь

Семья Твардовских принадлежала к Огоньчик герб.

Твардовский изучал философию в Венском университете у Франца Брентано и Роберта Циммерманна. В 1891 г. он получил докторскую степень за диссертацию Idee und Perzeption (Идея и восприятие), а в 1894 г. он представил свою диссертацию Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Vorstellungen (О доктрине содержания и объекта презентаций ) в Вене. Он выдвинул множество новых идей, связанных с метафилософией.

. Он читал лекции в Венском университете в 1894–95.

В 1895 г. был назначен профессором во Львове (Лемберг в Австрийской Галиции, ныне Львов в Украине ). Выдающийся лектор, он также был ректором Львовского университета во время Первой мировой войны. Там Твардовский вскоре основал львовско-варшавскую школу логики и стал «отцом польской логики», положив начало традиции аналитической философия в Польше. Среди его учеников были логики Станислав Лесьневский, Ян Лукасевич и Тадеуш Чеховский, историк философии Владислав Татаркевич, феноменолог и эстетик Роман Ингарден, а также философы, близкие к Венскому кружку, такие как Тадеуш Котарбинский и Казимеж Айдукевич.

Твардовский также основал Польское философское общество в 1904 году, первую лабораторию экспериментальной психологии в Польше в 1907 году и журнал [pl ] в 1911 году.

Он официально вышел на пенсию в 1930 году.

Работа

В своей книге 1894 года О содержании и предмете презентаций (также известной как On Доктрина содержания и объекта презентаций), Твардовский аргументирует различие между содержанием и объектом в рамках теории интенциональности своего учителя Франца Брентано. По его словам, разум делится на две основные области: действия или ментальные явления и физические явления. Например, действие презентации направлено на презентацию. Это то, что он называл «интенциональностью», предметностью. Каждый акт о чем-то, но также и каждая презентация сопровождается актом презентации.

Интерьер Библиотеки Варшавского университета, статуи философов львовско-варшавской школы : Казимеж Твардовский, Ян Лукасевич, Альфред Тарский и Станислав Лесьневский.

Эта теория страдает той проблемой, что неясно, что именно представляет собой представление. Представление чего-то только в уме, или это тоже в мире как объект? Твардовский говорит, что иногда представление используется для объекта в мире, а иногда для имманентного содержания ментальных феноменов.

Твардовский предлагает решение этой проблемы и предлагает проводить различие между содержанием презентации и объект презентации.

В своей книге Твардовский предлагает аналогию, чтобы прояснить это различие. Он использует пример с живописью. Люди говорят о пейзаже, что он нарисован, но также о картине, что он нарисован. В первом случае слово «живопись» используется модифицирующим образом (нарисованный пейзаж - это вообще не пейзаж), а во втором случае слово «живопись» используется качественно или атрибутивно. Твардовски утверждает, что презентации похожи. Содержание - нарисованная картина, а объект - нарисованный пейзаж. Содержание напоминает настоящую «картину» в уме, а объект - пейзаж.

Библиография

Работы на немецком и польском языках

  • Über den Unterschied zwischen der klaren und deutlichen Perception und der klaren und deutlichen Idee bei Descartes (О разнице между ясным и отчетливым восприятием и между ясным и отдельные идеи у Декарта, докторская диссертация, 1891)
  • Idee und perzeption. Eine erkenntnis-Theoretische Untersuchung aus Descartes (1892)
  • Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Vorstellungen (Доктрина содержания и цели презентаций, диссертация, 1894)
  • Wyobrażenie i pojęcie (1898)
  • O tzw. prawdach względnych (1900)
  • Über sogenannte relative relative Wahrheiten (1902)
  • Übergriffliche Vorstellungen (1903)
  • Das Wesen der Begriffe allegato a Jahresbericht der Wiensellisft
  • O Психологии, jej przedmiocie, zadaniach, metodzie, stosunku do innych nauk i jej rozwoju (1913)
  • Rozprawy i artykuły filozoficzne (1927)
  • Wybofrane pism) (Сборник философских эссе)
  • Wybór pism Psyologicznych i pedagogicznych (1992) (Сборник психолого-педагогических эссе)
  • Дзенники (1997)

Переводы

  • На Содержание и объект презентаций. Психологическое расследование. Гаага: Мартинус Нийхофф, 1977. Перевод и введение Рейнхардта Гроссманна.
  • О действиях, продуктах и ​​других вопросах философии. Под редакцией Йоханнеса Брандла и Яна Воленски. Амстердам: Родопи, 1999. Перевод и аннотации Артура Шилевича.
  • О предубеждениях, суждениях и других вопросах философии. Под редакцией Анны Брокек и Яцека Ядацки. Амстердам: Родопи, 2014.
  • Sur les objets Intennels (1893–1901). Paris: Vrin 1993. Французский перевод Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Vorstellungen и других текстов Эдмунда Гуссерля.

См. Также

Примечания

Литература

  • Йенс Каваллин, Содержание и объект: Гуссерль, Твардовский и психологизм, Springer, 1997.
  • Сандра Lapointe, Ян Воленски, Матьё Марион, Виолетта Мискевич (ред.), Золотой век польской философии. Философское наследие Казимира Твардовского, Springer, 2009.
  • Саймонс, Питер М. (2013). Философия и логика в Центральной Европе от Больцано до Тарского: избранные очерки. Springer. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Rzepa, Teresa (1992). "Twardowski Kazimierz Jerzy Adolf ze Skrzypny Ogończyk". В Коснаревиче, Эльвира; Жепа, Тереза; Стаховски; и др., Рышард др. (ред.). Słownik Psychologów polskich [Словарь польских психологов] (на польском языке). Познань: Instytut Psychologii UAM, стр. 198–202. OCLC 834052536. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Мария ван дер Шаар, Казимеж Твардовски: Грамматика философии, Брилль, 2015.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 14:29:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте