Казимеж Домбровски | |
---|---|
Могила Казимежа Домбровского в Загуж около Варшавы | |
Родился | Казимеж Домбровски. (1902-09-01) 1 сентября 1902 г.. Кларов, Польша |
Умер | 21 ноября 1980 (1980-11-21) (78 лет). Варшава, Польша |
Национальность | поляк |
Альма mater | Познаньский университет, Женевский университет |
Известен | Теорией Позитивной дезинтеграции |
Научная карьера | |
Поля | Психиатрия, Психология, Медицина |
Учреждения | Институт психической гигиены |
Докторант | Ф. Навиль |
Казимеж Домбровски (1 сентября 1902 г. в Кларов - 26 ноября 1980 г. в Варшаве ) был польским психологом, психиатром и врач. Он наиболее известен своей теорией «Позитивной дезинтеграции » как стадии в развитии личности. Он также был поэтом и использовал псевдоним «Поль Ценин / Павел Ценин».
Казимеж Домбровский родился в католической семье в загородном имении недалеко от Люблина, в Русский сектор из Польша, третий сын из четырех детей Антони, управляющего имением, и его жены. Когда ему было шесть лет, младший ребенок, дочь трех лет, умерла от менингита. Изначально Казимеж обучался дома. Позже он учился в средней школе им. Стефана Батория в Люблине. Во время Первой мировой войны он был глубоко потрясен видом тел павших солдат, разбросанных по полю боя. В 16 лет, сфальсифицировав свой возраст, он получил доступ в недавно открытый Люблинский университет, где он прошел курс польского языка. В 18 лет он поступил в Варшавский университет для изучения медицины. Через два года он перешел в Познаньский университет, где получил медицинское образование и начал изучать психологию. Затем он перешел в Женевский университет, где работал с Эдуардом Клапаредом и Жаном Пиаже и где в 1929 году получил докторскую степень, защитив диссертацию о самоубийстве. под руководством профессора Ф. Навилля. Он получил вторую докторскую степень по психологии в Университете Познани в 1931 году в рамках более широкой разработки на тему членовредительства, включая аскетизм и садомазохизм.
около 1930 года. он женился в первый раз. Брак был недолгим, так как его жена умерла от туберкулёза в середине 1930-х годов. С помощью Фонда Рокфеллера он смог поехать на постдокторское обучение в Европу и Северную Америку. С 1932 года Домбровский провел около двух лет в Вене, проходя сокращенный психоанализ с Вильгельмом Стекелем, бывшим сотрудником Зигмунда Фрейда. В то же время он учился в аспирантуре по неврологии с Отто Марбургом, по психологии развития с Карлом Людвигом Бюлером и его женой., Шарлотта Бюлер, также профессор психологии, и по нейрофизиологии с австрийским врачом Вильгельмом Шлезингером. Примерно в 1935 году, после смерти жены, он уехал в США.
В 1937 году, когда он вернулся в Польшу, он открыл Институт психической гигиены, вдохновленный движением в США, и предлагал курсы в этой области. В 1940 году Домбровский женился во второй раз. С женой Евгенией, тоже психологом, у него родились две дочери. Брак продлился до его смерти в Варшаве в 1980 году.
В 1942 году Домбровский был арестован гестапо и недолго содержался в варшавской тюрьме Павяк. Оттуда он был доставлен в тюрьму Монтелупич в Кракове на несколько месяцев, пока коллеги не договорились о его освобождении, и он вернулся в Варшаву. Продолжил клиническую работу заведующим санаторием. Немцы ограничили его работу под пристальным наблюдением. После войны он возобновил свою психиатрическую работу и снова смог поехать в США.
По возвращении в 1949 г. он был аккредитован в качестве клинического психолога Вроцлавского университета. Однако в том же году сталинские власти закрыли его Институт психической гигиены на том основании, что он был продуктом опасной западной идеологии. Он и его жена предстали перед судом и приговорены к двухлетнему тюремному заключению. После смерти Сталина их отпустили, и он вернулся к более скромной клинической работе и преподаванию. В связи с частичным потеплением в отношениях между Советским Союзом и Западом, в 1964 году он отправился в Канаду со своей семьей в течение одного года в качестве приглашенного профессора в Университете Альберты. Он продолжал публиковаться и путешествовать за границу, пока ему не пришлось остановиться из-за плохого состояния здоровья в конце 70-х.
Домбровски разработал теорию позитивной дезинтеграции, которая пытается описать как развитие личности может прогрессировать в результате накопленного тяжелого опыта. «Распад» относится к отказу от кластеров предшествующей чувствительности и отношений, основанных на извлечении уроков из этих событий и восприятий. Результирующий сдвиг, если он есть, можно рассматривать как положительный, если этот процесс продвинул личность к повышенной способности сдерживать такой опыт и обретать новые перспективы.
Домбровский всю жизнь посвятил себя области психологии. Он основал реабилитационный центр в Загуже (недалеко от Варшавы) для пациентов, которые страдали психическими расстройствами после тяжелых жизненных ситуаций. Исследования на объекте предоставили ему наблюдения и данные, которые помогли сформировать его концепции.
Домбровски разработал теорию позитивной дезинтеграции, исходя из ряда предположений и концепций. Его подход философски основан на Платоне, что отражает его склонность к сущности - сущность человека является решающим фактором его или ее развития в жизни. Домбровски также находился под влиянием экзистенциальной веры в то, что каждый зависит от переживаемых тревог и способа решения повседневных проблем. Сущность человека должна быть реализована посредством экзистенциального и эмпирического процесса развития. Идею Домбровского об «автономном человеке» можно сравнить с характеристикой, выдвинутой Кьеркегором его «Рыцарей веры».
Концепцию позитивной дезинтеграции Домбровского не следует путать с юнгианскими концепциями. «Деинтеграции и реинтеграции», придуманной его британским современником Майклом Фордхэмом. Хотя они могут показаться чем-то похожими, они основаны на разных личностных гипотезах, и нет никаких доказательств, что они знали друг о друге.
В приложении к Домбровски (1967) результаты сообщается об исследованиях, проведенных в 1962 г. с польской молодежью. В частности, была обследована «группа одаренных детей и молодежи в возрасте от 8 до 23 лет» (с. 251). Из 80 обучающихся молодых людей 30 были «интеллектуально одаренными», а 50 были из «драматических, балетных или художественных школ» (с. 251). Домбровски обнаружил, что каждый из детей проявлял то, что он называл своим фактором перевозбудимости, О.Е., «который составлял основу для возникновения невротических и психоневротических установок. Более того, оказалось, что эти дети также демонстрировали наборы нервозности, неврозов и психоневрозов. различного вида и интенсивности, от легких вегетативных симптомов или симптомов тревоги до отчетливо и очень интенсивных психастенических или истерических установок »(стр. 253). Домбровски спросил, почему у этих детей должны проявляться такие «состояния нервозности или психоневроза», и предположил, что это связано с наличием ОЭ (стр. 255). «Вероятно, причиной является более чем средняя чувствительность, которая не только позволяет достичь выдающихся результатов в обучении и работе, но в то же время увеличивает количество точек, чувствительных ко всем переживаниям, которые могут ускорять аномальные реакции, проявляющиеся в психоневротических наборах» (стр. 255).
Предполагаемая связь Домбровского между О.Е. и «одаренностью», похоже, подтверждается другими исследованиями. Похоже, что как минимум OE является маркером потенциала одаренности / творчества. OE могут помочь учителям и другим людям определить одаренного человека. Основная идея Домбровского заключается в том, что одаренность может быть непропорционально связана с процессом позитивной дезинтеграции и роста личности.
.
.