Казимеж Лищинский

редактировать
Польский философ XVII века

Казимеж Лищинский
Казимеж Yszczyński, portrait.jpg
Родился(1634-03-04) 4 марта 1634 г.. Лищице, Брест, Речь Посполитая
Умер30 марта 1689 г. (1689-03-30) (55 лет). Варшава, Речи Посполитой
Национальностьполяк
Известный трудО небытии Бога
ЭраЭпоха Просвещения
Основные интересыРелигиозный скептицизм

Казимеж Лищинский (польское произношение: ; 4 марта 1634 - 30 марта 1689), также известный по-английски как Казимир Лисинский, был польским дворянином, философом и солдатом в рядах Семья Сапег, обвиненная, судимая и казненная за атеизм в 1689 году.

В течение восьми лет он изучал философию как иезуит, а затем стал подсендеком (судьей по снабжению) в судебных делах против иезуитов, касающихся поместья. Он написал трактат «О несуществовании Бога» и позже был казнен по обвинению в атеизме. Суд над ним подвергается критике и рассматривается как дело узаконенного религиозного убийства в Польше.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Образование и работа
    • 1.2 Судебный процесс
    • 1.3 Казнь
  • 2 De non -existentia Dei
  • 3 Статус в современной Польше
  • 4 См. также
  • 5 Цитаты и сноски
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Жизнь

Образование и работа

Герб Казимира Лищинского

Казимеж Лищинский родился в Лищицах, на территории нынешнего Брестского района, Брестской области, Беларусь. Он стал дворянином, землевладельцем, философом и солдатом на службе у семьи Сапег. В течение восьми лет он изучал философию как иезуит, но оставил орден и затем стал судьей по снабжению (podsędek ) в судебных делах против иезуитов, касающихся поместья. Он также был членом Сейма Речи Посполитой..

Лищинский прочитал книгу под названием, в которой предпринималась попытка доказать существование божественности. Но его аргументы были настолько запутанными, что Лищинский сумел вывести множество противоречий. Высмеивая Альдстеда, Лищинский написал на полях книги слова «ergo non-est Deus» («следовательно, Бог не существует»).

Это обнаружил один из должников Лищинского, нунций из Бреста в Польше или Стольника из Брацлавиц или Ловчи из Бжещи. Бжоска, не желая возвращать большую сумму денег, одолженную ему Лищинским, обвинил последнего в том, что он атеист, и передал вышеупомянутую работу в качестве доказательства Витвицкому епископу из Познани. Бжоска также украл и передал суду рукописную копию De non-existentia Dei, первого польского философского трактата, представляющего реальность с атеистической точки зрения, и над которым Лищинский работал с 1674 года.

Trial

Витвицкий вместе с Залуским, епископом Киевским, с усердием взялись за это дело. Король Иоанн III Собеский пытался помочь Лищинскому, приказав судить его в Вильнюсе, но это не спасло Лищинского от духовенства. Первая привилегия Лищинского, как польского дворянина, заключалась в том, что он не мог быть заключен в тюрьму до своего осуждения, была нарушена. Дело Лищинского было передано в сейм 1689 г., где его обвинили в отрицании существования Бога и в хулиганстве на Деву Марию и святых. приговорен к смертной казни за атеизм.

Казнь

2009 г. Белорусский рисунок казни Лищинского.

Приговор был приведен в исполнение до полудня на рыночной площади Старого города в Варшаве, где ему вырвали язык, после чего обезглавили. После этого его труп вывезли за пределы города и кремировали.

Белорусская марка 2009 г. в честь 375-летия Лищинского.

Епископ Залуский так описал казнь:

После отречения виновный был доставлен на эшафот, где палач вырвал горящим железом язык и уста, которыми он был жесток против Бога; после чего его руки, орудия гнусного производства, были сожжены на медленном огне, кощунственная бумага была брошена в огонь; в конце концов он сам, этот монстр своего века, этот богоубийца был брошен в искупительный огонь; искупительный, если такое преступление может быть искуплено.

De non-existentia Dei

Лищинский написал трактат De non-existentia Dei (О несуществовании Бога), в котором говорится, что Бога не существует и что религии являются изобретением человека.

На основании публичного осуждения было проведено судебное разбирательство в комиссии Сейма. В библиотеке Kórnik имеется подлинная стенограмма заседаний, в том числе речь Великого княжества Литовского подстрекателя Регни Шимона Куровича Забистовского, в котором цитируются фрагменты De non-existentia Dei. Сам трактат был уничтожен Сеймом, но сохранившиеся цитируемые фрагменты таковы:

Я - умоляем вас, богословы, вашим Богом, если вы таким образом не погасите свет разума, не так ли? не вытесняй солнце из этого мира, не сбиваешь ли ты своего Бога с неба, приписывая ему невозможное, характеристики и свойства которого противоречат друг другу.
II - Человек - создатель Бога, а Бог - это концепция и создание человека. Следовательно, люди являются архитекторами и инженерами Бога, а Бог - не истинное существо, а существо, существующее только в пределах разума; будучи химерными по своей природе, потому что Бог и химера - одно и то же.
III - Религия была создана людьми без религии, поэтому им можно было поклоняться, хотя Бога не существует. Благочестие было введено непиетическим. Страх перед Богом распространялся теми, кто не боялся, так что люди в конце концов стали бояться их. Преданность, названная благочестивой, - это замысел человека. Доктрина, будь то логическая или философская, хвастающаяся проповедью истины Бога, ложна, и, наоборот, та, которую осуждают как ложную, является самой истинной.
IV - простые люди обманываются более хитрыми с созданием Бога для собственного угнетения; тогда как то же самое угнетение защищается народом таким образом, что, если бы мудрые попытались освободить их правдой, они были бы подавлены самим народом.
V - тем не менее, мы не испытываем ни внутри себя, ни внутри других такой императив разума, который гарантировал бы нам истину божественного откровения. Увы, если бы они присутствовали в нас, то каждый должен был бы признать их, не имел бы никаких сомнений и не противоречил бы Писаниям Моисея и Евангелиям - что неверно - и не было бы разных общин и их последователей как Магомет и т. Д. Такой императив неизвестен, и есть не только сомнения, но есть некоторые, кто отрицает откровение, и они не глупцы, а мудрые люди, которые с правильными рассуждениями доказывают что? как раз наоборот, что я и здесь доказываю. Делая вывод, что Бога не существует ».

Во время суда Лищинский утверждал, что работа должна была быть о споре католика и атеиста, в котором католик в конечном итоге победит (он сказал диете, что работа будет имели другое название, чем De non-existentia Dei). Атеист должен был выступить первым, а затем католик. Он утверждал, что написал только первую половину произведения (это всего лишь аргумент атеиста), а затем перестал писать в совет священника.

Статус в современной Польше

Независимо от того, был ли Лищинский истинным атеистом, в коммунистической Польше он прославился как мученик атеиста В серии статей философ Анджей Новицкий представил романтизированный взгляд на Лищинского, заявив, что «с точки зрения широты интеллектуального кругозора, основательности философской эрудиции и смелости мысли он не подлежал сомнению. самый выдающийся польский ум того времени ».

Согласно Помян: «Похоже, что Лищинский был приговорен к смертной казни за написание трактата под названием« De non-existentia Dei »... и все, что осталось, - это несколько записей, сделанных во время суда. Помимо этого, а также того факта, что его казнь вызвала в то время некоторые споры из-за его принадлежности к дворянству, о Лищинском почти ничего не известно. Важность Лищинского как мученика за атеистическое дело привела к его романтизации Новицким и к его спасению из темной клетки в темных закоулках истории. Было опубликовано множество статей, касающихся как того, что о нем неизвестно, так и того, каким могло быть содержание его мысли. Новицкий смело пишет: «Польская интеллектуальная жизнь не может похвастаться ни одной фигурой, которая могла бы сравниться с Лищинским по широте интеллектуального кругозора, основательности философской эрудиции и смелости мысли. Несомненно, он был самым выдающимся польским умом той эпохи ». Как жаль, что никто не знает, в чем заключалась его мысль. Судя по записям, сделанным на суде, Лищинский был на удивление «современным», даже до несовместимости, в своей критике религии: все его замечания могли быть сделаны Марксом или Лениным... Лищинский ясно выражает свое недоверие в Бога. Несоответствие этой идеи, однако, заключается в неспособности понять ее генезис в контексте польского общества того времени... нет независимых или четких свидетельств других людей с подобными наклонностями во времена Лищинского. Сказать, что Лищинский просто опередил свое время, ничего не значит: это признание отсутствия объяснения ». (Pomian-Srzednicki 1982, pp. 103–104)

In В марте 2014 года его образ и идеи стали ключевой темой публичного выступления во время Шествия атеистов в Польше в 2014 году, во время которого была воспроизведена его казнь.

См. Также

  • Портал биографии
  • flag Портал Польши

Цитаты и сноски

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 14:29:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте